Скачать 69.5 Kb.
|
ОТРАЖЕНИЕ КОНЦЕПТА «ШКОЛА» В СЛОВАРЯХ РУССКИХ ПАРЕМИЙ Н.А. Кузнецова Россия, Тула en.kuz@mail.ru В настоящее время наблюдается стремительное становление и развитие лингвокультурологии – науки, посвященной «изучению и описанию корреспонденции языка и культуры в синхронном их взаимодействии» [Степанов 2001:16]. Каждая новообразованная отрасль знания нуждается в собственном понятийно-терминологическом аппарате. Основой для такого аппарата призвано служить активно разрабатывающееся в последнее время понятие концепта. Термин «концепт» находит широкое применение в различных областях лингвистической науки. Он вошел в понятийный аппарат не только лингвокультурологии, но и когнитивистики и семантики. Е.С. Кубрякова определяет концепт как «смыслы, которыми оперирует человек в процессах мышления и которые отражают содержание опыта и знания, содержание всей человеческой деятельности и процессов познания мира в виде неких квантов знания» [Кубрякова 1996: 90] Концепты отражают антропологическую тенденцию в лингвистике, усилившуюся в последние десятилетия, а также дают возможность обнаружить значимые ментальные ценности, отражающие философию этноса. Изучение взаимоотношений языка и мышления ведет к более глубокому пониманию самого народа, его духовной культуры, национальной идеи, помогает нарисовать картину мира этноса. В систему ценностей русского человека, наряду с концептами, Труд, Семья, Любовь, Бог, Судьба, Жизнь, Смерть, Свобода и другими, несомненно, входит и Школа. К сожалению, малоисследованным участком остается концептосфера «Образование», несмотря на относительную изученность отдельных единиц («знание», «учитель», «отличник») [Карасик 2004, Смыслова 2007, Толочко 1999]. Концепт «Школа» занимает особое место в названной концептосфере: он тесно связан со всеми другими концептами, являясь при этом центром их взаимодействия. «Школа» – один из концептов, занимающий видное место в жизни этноса. Особенно актуально изучение данного явления и национальных идей, связанных с ним, в условиях кризиса образования. В настоящее время популярным способом изучения языковой репрезентации концептов является процедура, основанная на материале анализа лексики, фразеологии и паремиологии. Науке известны многочисленные исследования структуры и семантики русских паремий. Изучение пословиц и поговорок русского народа всегда было чрезвычайно важным как для литературоведов, так и для культурологов и лингвистов. Являясь своеобразными накопителями и трансляторами народной мудрости, опыта и знания русских людей, паремии несут в себе богатейшую информацию об особенностях мировосприятия русского народа, особенностях его отношения к жизни. Тема «школа» – одна из ведущих в русских пословицах, о чем говорит многочисленность пословиц об учении, более того пословицы других тематических групп, например,«труд», «правда», «лень», «досуг», «счастье» тесно связаны с первыми. Пословицы являются средством отражения группировки концептов в концептосфере. Часто пословицы отражают схему концепта. Так, схема школьного обучения включает сам процесс обучения, объект (школьник, ученик), субъект (учитель). Паремии отражают ценность и значимость знаний для русского человека (грамоте учиться – всегда пригодиться; кто грамоте горазд, тому не пропасть; наука – верней золотой поруки), но подчеркивается бесполезность учения в отрыве от практических навыков, умения применить науку (не нужен ученый, а нужен смышленый; всему учен, только не изловчен) и т.п. Также отмечается сложность этого процесса (кто хочет много знать, тому надо мало спать; идти в науку – терпеть муку), но с другой стороны обучение противопоставляется физическим занятиям по трудоемкости и полезности (перо сохи легче; грамотей – не пахарь (не работник). Пословицы русского народа характеризуют когнитивные способности ученика и его возраст, желание учиться: молодому учиться рано, старому поздно; женатому учиться – времечко ушло; не учили поперек лавочки, а во всю вытянулся – не научишь; наука учит умного; нет роженого (ума) не дашь и ученого, иной охоч, да не горазд, иной горазд, да не охоч; личность учителя – с точки зрения педагогических качеств, знания своего дела (всяк мастер на выучку берет, да не всяк доучивает; по выучке мастера знать; учи других – сам поймешь). Концепт «Школа» можно представить в виде перечня фреймов и сценариев, которые отражают нормы поведения в школе. Частные проявления сценария отражаются в пословицах и поговорках. Учиться всегда пригодиться – эта пословица говорит о высокой значимости обучения. Пословица – без терпенья не будет уменья – репрезентирует фрейм трудности в преодолении учения. Данный фрейм предполагает следующий сценарий: следует проявлять упорство и настойчивость в учении. Не выучит школа, а выучит охота; школа есть принудительный способ обучения. Сценарий: одного принуждения недостаточно для получения истинных умений, необходимо желание. Пословица боится школьник лозы – пуще грозы предусматривает фрейм – наказание, состоящее в физической боли. Сценарий: школьник очень боится физического наказания и поэтому этот способ обучения очень эффективен. От учителя наука, почитай учителя как родителя – в этих пословицах предусматривается необходимость уважительного отношения к учителю. Таким образом, паремии отражают следующие установки:
Осмысление действительности в русских паремиях осуществляется посредством культурных кодов. Культурный код – это информация, закодированная в определенной форме, позволяющая идентифицировать культуру. Различают несколько культурных кодов, которые продуцируют понимание реальности в рамках различных схем: анимический (гештальт – растение), биоморфный (гештальт – животное), антропоморфный (гештальт – человек), фетишный (гештальт – предмет), акциональный (гештальт – действие). Так, например, акциональный культурный код продуцирует квазистереотипы, отражающие те или иные виды деятельности. Одним из основных действий, с помощью которых происходит осмысление учебной деятельности, является – ходьба: ученый водит, неученый следом ходит, наука в лес не ходит. Здесь отражается понимание обучения как процесса, требующего постоянного поиска, некоторых физических затрат. Могут возникать ассоциации с дорогой жизни. Символом отличного умения становится танец: не учи плясать, я и сам скоморох, всякий спляшет, да не как скоморох. Для репрезентации представлений о пишущем человеке используется сцена земледельческих работ: земля бела, семена черны: пятеро пашут, двое блюдут, один управляет (человек пишущий). Таким образом, очень важный для крестьянина земледельческий труд сравнивается с интеллектуальным трудом, обучением, тем самым последнему дается положительная оценка. Овладение какой-либо наукой, знанием в пословицах и поговорках русского народа обозначается сценой покупки или съедания, то есть приобретения какого-то предмета надолго. Можно говорить о том, что однажды приобретенные знания остаются с человеком навсегда: собаку съел, только хвостом подавился; не съесть тебе эту науку; в умной беседе быть – ума прикупить; Фома не купит ума, своего продаст. Фетишный культурный код предполагает концептуализацию таких параметров, как ум, наука. Умственная деятельность человека – понятие отвлеченное, сравнивается с конкретными предметами. Такой подход дает возможность определеннее и яснее выделить свойства непонятного, абстрактного явления: доброта без ума пуста, наука не пиво, в рот не вольешь. Ум и наука представляются как предметы, жидкости, заполняющие какую-либо полость. В пословицах и поговорках «Школа» и ее атрибуты реже вербализуются с помощью образов человека и растения, то есть в рамках анимического и антропоморфного культурных кодов. Но все-таки есть сравнения учения с деревом (корень учения горек, а плод его сладок), пера с человеком (голову срезали, сердце вынули, дают пить, велят говорить). Таким образом, в паремиях отражаются национальные установки, дается описание основных гештальтов и сценариев. Пословицы содержат шкалу ценностей и приоритетов, характерных для данной лингвокультурной общности. В обыденном сознании носителей языка школа ассоциируется с хорошим и полезным делом, учеба – с тяжелым трудом. В русских пословицах и поговорках содержатся основные установки, фреймы и сценарии «Школы», отражается понимание необходимости обучения; в них содержится характеристика субъектов педагогического процесса: учителя, ученика. Имеют место и негативные коннотации концепта «Школа» (например, при сравнении с земледелием). Русский человек пытается осмыслить процесс обучения, сравнивая его с более близкими и понятными ремесленными или полевыми работами. Для вербализации стереотипных представлений о школе сознание чаще всего обращается к образам предмета, растения, человека, различным жизненным практикам. Литература Даль, В.И. Пословицы русского народа: в 3-х томах/ В.И. Даль. – М.: Русская книга, 1996. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс/ В.И. Карасик. – М.: Гнозис, 2004. - 390с. Кубрякова Е.С. и др. Краткий словарь когнитивных терминов/ Е. С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю. Г. Панкранц, Л. Г. Лузина. – М.: Издательство Московского университета, 1996. – 245с. Смыслова, С. Л. Концепт «Учитель» в русском педагогическом дискурсе рубежа XIX – XX веков: автореф. дис. канд. фил. наук: 10.02.01/Смыслова Светлана Леонидовна. – Тюмень, 2007. – 26с. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. - М.: «Академический проект» , 2001. - 990 с. Толочко О.В. Образ как составляющая концепта школа/ О.В. Толочко // Языковая личность: проблемы лингвокультурологии и функциональной семантики. - Волгоград, 1999. с. 27-30 Токарев, Г.В. Концепт как объект лингвокультурологии (на материале репрезентаций концепта «Труд» в русском языке): Монография/ Г.В. Токарев. – Волгоград. Перемена. 2003. – 233с. Токарев, Г.В. Проблемы лингвокультурологического описания концепта (на примере концепта «Трудовая деятельность»): Учеб. пособие/ Г.В. Токарев. – Тула.: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2000. – 92с. Фёдоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка. Сборник в двух томах. - Новосибирск, Наука, 1995. |
Тематическая группа «Части человеческого тела» иеё отражение в двуязычных... V значение жестов, связанных с прикосновением рук к различным частям лица 34 | Актуализация концепта «компьютер» в немецкой языковой картине мира Охватывает однородный в структурно-семантическом отношении языковой материал. Второе направление учитывает все возможные разноструктурные... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение открытая (сменная)... Цель: Расширение знаний школьников о разных видах справочной литературы: энциклопедиях, словарях, справочниках, привитие интереса... | ||
«Осень в творчестве русских композиторов» Расширить знания о творчестве русских композиторов («Времена года» П. И. Чайковского), отрабатывать познавательные навыки пения на... | Начальная общеобразовательная школа №992 «излучина» Конспект развивающего... Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы... | ||
Разработка урока литературы в 5 классе Составление электронного альбома... Составление электронного альбома о художниках – иллюстраторах русских народных сказок | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Особое внимание уделяется изучению стиля, который рассматривается как отражение мироощущения композитора, как отражение музыкального... | ||
Пояснительная записка Главной темой программы 7 класса является тема «Классика и современность» Особое внимание уделяется изучению стиля, который рассматривается как отражение мироощущения композитора, как отражение музыкального... | Урок в 8 a классе по теме: "Russian writers" Составить и обсудить список имен русских писателей, произведения которых могут дать представление о русских людях партнерам по проекту... | ||
Информационная среда школы «Школа Кирилла и Мефодия» Модуль Отражение использования эор в образовательном процессе: федеральные программы и ресурсы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Знакомить с происхождением русских народных художественных промыслов через лирические образы героев русских народных сказок | ||
Конспект открытого бинарного урока (русский язык и литература) 9... Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы... | «Классика и современность». Предметом рассмотрения в 7 классе являются... Особое внимание уделяется изучению стиля, который рассматривается как отражение мироощущения композитора, как отражение музыкального... | ||
Своеобразие концепта «счастье» в японской лингвокультуре Ознакомление с историческим контекстом возникновения, становления и развития социального прогнозирования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сибири в ХVII в., направления походов русских землепроходцев, каковы последствия походов русских землепроходцев и мореходов |