Урок русского языка в 5-м классе по теме “Понятие о предложениях с прямой речью”





Скачать 42.48 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 5-м классе по теме “Понятие о предложениях с прямой речью”
Дата публикации21.06.2014
Размер42.48 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок

Урок русского языка в 5-м классе
по теме “Понятие о предложениях с прямой речью”


Цели урока:

- закрепить знания о простых и сложных предложениях;

- обеспечить в ходе урока усвоение понятий «прямая речь», «слова автора»;

- вырабатывать навыки правильного пунктуационного оформления предложений с прямой речью;

- формировать навыки составления схем предложений и предложений с прямой речью, выразительного их чтения;

-способствовать формированию внимательного и вежливого отношения к товарищам, учителю; употреблению в своей речи вежливых форм обращения; культуры устной речи, поведения на уроке.

Тип урока: урок первичного усвоения материала.

Методы обучения: словесный; наглядный; частично-поисковый; практический; самостоятельная работа.

Ход урока.

1. Орг. момент.

Добрый день, ребята. Я рада видеть вас и хочу пожелать хорошего настроения и плодотворной работы.

 2. Синтаксическая разминка.

Повторение. Знаки препинания в простом и сложном предложении.

Группа учащихся выполняет работу на карточках:

1. В данных предложениях выделить грамматические основы, составить схемы.

1. Капли дождя редко застучали и зашлёпали по листьям.

2. Кончился дождь и высохли капельки воды на листьях.

- Беседа по данным предложениям.

- Что общего между предложениями?

- Чем они отличаются друг от друга?

2. Из данных предложений выписать предложение, которое соответствует схеме:

1. Прилетели птицы и наполнили своим пением лес.

2. В кустах слышится хлопотливое движение маленьких птичек и из середины рощи долетают звуки кукушки.

3. К.Д.Ушинский писал что ученье есть труд и должно оставаться трудом.

Проверка

К.Д.Ушинский писал, что ученье есть труд и должно оставаться трудом.

Сложноподчинённое предложение.

- Беседа по данному предложению.

- Как вы понимаете слова великого педагога К.Д.Ушинского?

(Учёба – это не забава, нужно приложить немало усилий, чтобы добиться чего-то в жизни, и трудиться, работать надо постоянно)

- Кто из литературных героев, с которыми мы познакомились на уроках литературы решил, что труд – это не самое главное в жизни, что и без труда будет успех?

(Главный герой сказки А.Погорельского «Черная курица, или подземные жители» — Алеша)

- К чему привели такие мысли главного героя сказки?

- Он не мог говорить и потом понял, что был неправ.

4. Работа над темой урока.

- С помощью сложноподчиненных предложений мы можем передать мысли, слова других людей. Это косвенная речь. Но очень часто в своей речи мы используем прямую речь, с помощью которой можно точно, прямо, от имени какого-либо лица передать слова, мысли.

 Тема нашего урока – Предложения с прямой речью. ( на доске)

- Сегодня на уроке мы должны узнать:

  • Что такое прямая речь?

  • Из каких частей состоит предложение с прямой речью?

  • Где в предложении может стоять прямая речь?

  • Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью?

  • Может быть, на какой-то из этих вопросов мы можем дать ответ уже сейчас?

Прочитаем внимательно текст на с.170

5. Беседа с учащимися по новому материалу.

- Что такое прямая речь?

- Из каких частей состоит предложение с прямой речью?

- Где в предложении может стоять прямая речь?

- Слова автора включают глаголы, вводящие прямую речь. На доску прикрепляются карточки со словами «говорения».

Слова «говорения»:

сказать объявить спросить крикнуть произнести  проворчать шепнуть попросить ответить и др.

7. Устно выполняется задание на карточках:

Учащиеся называют слова автора и прямую речь. (Работа в парах: один ученик произносит слова автора, другой слова говорящего – прямую речь)

Бежал ежик по дорожке и думал: «Ноги мои быстры, колючки мои остры – шутя в лесу проживу». (Н. Сладков)

А котенок думал целый день: «Вот зима настала, и пора настала мне босым по снегу бегать целый день». (С. Козлов)

Травы шепчут мне в пути: «Ты скорей, дружок, расти». (К. Ибряев)

- Где в предложении может стоять прямая речь?

- Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью?

А: «П».   А: «П!»   А: «П?»                      «П», — а.      «П!» — а.      «П?» — а.
8. Первичный контроль. (Самостоятельная работа)

Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью.

В траве что-то ползло. (Ползет ) спросила Мартышка. (Ползет) вздохнул Удав. Мартышка спросила (А что ползет?) (Это я ползу) сказал Удав.
9. Конструирование предложений с прямой речью

Игра «Собери предложение». (Работа в группах. Кто быстрее и правильно)

Из какой сказки эти предложения? Как речь героев характеризует их? Как следует обращаться к людям?

Должны получиться следующие предложения:

- «Кто взял мою ложку?» - спрашивает Мишутка.

- «Я никого не боюсь!» - хвастает заяц.

- Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

- Ещё пуще старуха бранится: «Дурачина ты, простофиля!»

- Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка».

Упр.464

А теперь выступите в роли автора: оформите эпиграф к одному из разделов (на выбор) как предложение с прямой речью

( дети работают в парах)

10. Закрепление материала.

Записать предложения, расставить недостающие знаки препинания, составить схемы предложений. (Работа у доски)

Обращаем внимание учащихся на то, что на письме при прямой речи кавычки обозначаются не так, как в тексте книги.

1.Старшая сестра постоянно мне твердит книга наш советчик и друг.

2. Умную речь хорошо и слушать говорит народная мудрость

- Находим слова автора, подчёркиваем карандашом синего цвета.

- Находим прямую речь, подчёркиваем карандашом красного цвета.

Еще раз обращаем внимание на то, что прямая речь всегда пишется с заглавной буквы и всегда заключается в кавычки.

  • 11. Подведение итогов урока.

-Какие цели урока мы реализовали?

-Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью?

-Сможете ли вы теперь выполнить домашнее упражнение?

Домашнее задание. Правила на стр. 170; упр. 462 (устно), на выбор: упр.463 или 460

12.Рефлексия.

Как вы себя чувствовали на уроке? Какое у вас сейчас настроение? Выходя из класса, не забудьте поделиться своим хорошим настроением с окружающими.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 5-м классе по теме “Понятие о предложениях с прямой речью” iconУрок русского языка в 5 классе по теме
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урок русского языка в 5-м классе по теме “Понятие о предложениях с прямой речью” iconУрок русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения...
Цели: продолжить углубление понятия о сложносочинённых предложениях с придаточными определительными
Урок русского языка в 5-м классе по теме “Понятие о предложениях с прямой речью” iconУрок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение
Охватывает не только лексический, но и другие уровни русского языка
Урок русского языка в 5-м классе по теме “Понятие о предложениях с прямой речью” iconУрок русского языка в 4 классе Тема урока: Наречие. Общее понятие
Родине, интереса к истокам русского языка; вызвать желание задуматься о смысле жизни
Урок русского языка в 5-м классе по теме “Понятие о предложениях с прямой речью” iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок...
Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Урок русского языка в 5-м классе по теме “Понятие о предложениях с прямой речью” iconУрок русского языка в 1 классе по т еме: «Правописание сочетаний жи-ши»
Урок русского языка в 1 классе по теме: «Правописание сочетаний жи-ши» учитель 1 класса мкоу малохабыкская оош круглова Н. М
Урок русского языка в 5-м классе по теме “Понятие о предложениях с прямой речью” iconУрок русского языка в 11 классе
Урок русского языка в 11 классе Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка”. /2 часа
Урок русского языка в 5-м классе по теме “Понятие о предложениях с прямой речью” iconУрок русского языка в 7 классе Учитель русского языка и литературы Ткачева Н. В
Цель урока: дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определенному слову, правилах его выделения запятыми
Урок русского языка в 5-м классе по теме “Понятие о предложениях с прямой речью” iconУрок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку...
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Урок русского языка в 5-м классе по теме “Понятие о предложениях с прямой речью” iconУрок литературы и русского языка в 9 классе по теме: «Анализ стихотворения...
Интегрированный урок литературы и русского языка в 9 классе по теме: Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова
Урок русского языка в 5-м классе по теме “Понятие о предложениях с прямой речью” iconУрок русского языка в 5-м классе по теме "Прямое и переносное значение слова"
Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы
Урок русского языка в 5-м классе по теме “Понятие о предложениях с прямой речью” iconУрок русского языка в 10 классе по теме «Обобщающее повторение раздела «Морфология и орфография»
Нелли Михайловна Скрябина, учитель русского языка и литературы моу сош №4 города Костромы
Урок русского языка в 5-м классе по теме “Понятие о предложениях с прямой речью” iconУрок русского языка в 5 классе №24 20 г Тема урока: «Синтаксис. Пунктуация....
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урок русского языка в 5-м классе по теме “Понятие о предложениях с прямой речью” iconУрок русского языка в 5 классе по теме : «Правописание гласных в...
Урок русского языка по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» входит в программу...
Урок русского языка в 5-м классе по теме “Понятие о предложениях с прямой речью” iconУроке русского языка. Задачи
В данной методической разработке представлен урок – проблематизация по типу подготовленной письменной дискуссии» по теме: «Запятая...
Урок русского языка в 5-м классе по теме “Понятие о предложениях с прямой речью” iconУрока в теме. 1 урок по теме «Степени сравнения прилагательных»
Урок русского языка в 6 классе учителя мбоу сош №65 города Краснодара Ждановой М. А


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск