Урок русского языка в 5-м классе по теме “Понятие о предложениях с прямой речью” Цели урока:
- закрепить знания о простых и сложных предложениях;
- обеспечить в ходе урока усвоение понятий «прямая речь», «слова автора»;
- вырабатывать навыки правильного пунктуационного оформления предложений с прямой речью;
- формировать навыки составления схем предложений и предложений с прямой речью, выразительного их чтения;
-способствовать формированию внимательного и вежливого отношения к товарищам, учителю; употреблению в своей речи вежливых форм обращения; культуры устной речи, поведения на уроке.
Тип урока: урок первичного усвоения материала.
Методы обучения: словесный; наглядный; частично-поисковый; практический; самостоятельная работа.
Ход урока.
1. Орг. момент.
Добрый день, ребята. Я рада видеть вас и хочу пожелать хорошего настроения и плодотворной работы.
2. Синтаксическая разминка.
Повторение. Знаки препинания в простом и сложном предложении.
Группа учащихся выполняет работу на карточках:
1. В данных предложениях выделить грамматические основы, составить схемы.
1. Капли дождя редко застучали и зашлёпали по листьям.
2. Кончился дождь и высохли капельки воды на листьях.
- Беседа по данным предложениям.
- Что общего между предложениями?
- Чем они отличаются друг от друга?
2. Из данных предложений выписать предложение, которое соответствует схеме:
1. Прилетели птицы и наполнили своим пением лес.
2. В кустах слышится хлопотливое движение маленьких птичек и из середины рощи долетают звуки кукушки.
3. К.Д.Ушинский писал что ученье есть труд и должно оставаться трудом.
Проверка
К.Д.Ушинский писал, что ученье есть труд и должно оставаться трудом.
Сложноподчинённое предложение.
- Беседа по данному предложению.
- Как вы понимаете слова великого педагога К.Д.Ушинского?
(Учёба – это не забава, нужно приложить немало усилий, чтобы добиться чего-то в жизни, и трудиться, работать надо постоянно)
- Кто из литературных героев, с которыми мы познакомились на уроках литературы решил, что труд – это не самое главное в жизни, что и без труда будет успех?
(Главный герой сказки А.Погорельского «Черная курица, или подземные жители» — Алеша)
- К чему привели такие мысли главного героя сказки?
- Он не мог говорить и потом понял, что был неправ.
4. Работа над темой урока.
- С помощью сложноподчиненных предложений мы можем передать мысли, слова других людей. Это косвенная речь. Но очень часто в своей речи мы используем прямую речь, с помощью которой можно точно, прямо, от имени какого-либо лица передать слова, мысли.
Тема нашего урока – Предложения с прямой речью. ( на доске)
- Сегодня на уроке мы должны узнать: Из каких частей состоит предложение с прямой речью?
Где в предложении может стоять прямая речь?
Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью?
Может быть, на какой-то из этих вопросов мы можем дать ответ уже сейчас?
Прочитаем внимательно текст на с.170
5. Беседа с учащимися по новому материалу.
- Что такое прямая речь?
- Из каких частей состоит предложение с прямой речью?
- Где в предложении может стоять прямая речь?
- Слова автора включают глаголы, вводящие прямую речь. На доску прикрепляются карточки со словами «говорения».
Слова «говорения»:
сказать объявить спросить крикнуть произнести проворчать шепнуть попросить ответить и др.
7. Устно выполняется задание на карточках:
Учащиеся называют слова автора и прямую речь. (Работа в парах: один ученик произносит слова автора, другой слова говорящего – прямую речь)
Бежал ежик по дорожке и думал: «Ноги мои быстры, колючки мои остры – шутя в лесу проживу». (Н. Сладков)
А котенок думал целый день: «Вот зима настала, и пора настала мне босым по снегу бегать целый день». (С. Козлов)
Травы шепчут мне в пути: «Ты скорей, дружок, расти». (К. Ибряев)
- Где в предложении может стоять прямая речь?
- Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью?
А: «П». А: «П!» А: «П?» «П», — а. «П!» — а. «П?» — а. 8. Первичный контроль. (Самостоятельная работа)
Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью.
В траве что-то ползло. (Ползет ) спросила Мартышка. (Ползет) вздохнул Удав. Мартышка спросила (А что ползет?) (Это я ползу) сказал Удав. 9. Конструирование предложений с прямой речью
Игра «Собери предложение». (Работа в группах. Кто быстрее и правильно)
Из какой сказки эти предложения? Как речь героев характеризует их? Как следует обращаться к людям?
Должны получиться следующие предложения:
- «Кто взял мою ложку?» - спрашивает Мишутка.
- «Я никого не боюсь!» - хвастает заяц.
- Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»
- Ещё пуще старуха бранится: «Дурачина ты, простофиля!»
- Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка».
Упр.464
А теперь выступите в роли автора: оформите эпиграф к одному из разделов (на выбор) как предложение с прямой речью
( дети работают в парах)
10. Закрепление материала.
Записать предложения, расставить недостающие знаки препинания, составить схемы предложений. (Работа у доски)
Обращаем внимание учащихся на то, что на письме при прямой речи кавычки обозначаются не так, как в тексте книги.
1.Старшая сестра постоянно мне твердит книга наш советчик и друг.
2. Умную речь хорошо и слушать говорит народная мудрость
- Находим слова автора, подчёркиваем карандашом синего цвета.
- Находим прямую речь, подчёркиваем карандашом красного цвета.
Еще раз обращаем внимание на то, что прямая речь всегда пишется с заглавной буквы и всегда заключается в кавычки.
11. Подведение итогов урока.
-Какие цели урока мы реализовали?
-Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью?
-Сможете ли вы теперь выполнить домашнее упражнение?
Домашнее задание. Правила на стр. 170; упр. 462 (устно), на выбор: упр.463 или 460
12.Рефлексия.
Как вы себя чувствовали на уроке? Какое у вас сейчас настроение? Выходя из класса, не забудьте поделиться своим хорошим настроением с окружающими. |