Из опыта работы Семенчиной Анастасии Владимировны учителя русского языка и литературы







Скачать 119.34 Kb.
НазваниеИз опыта работы Семенчиной Анастасии Владимировны учителя русского языка и литературы
Дата публикации25.06.2014
Размер119.34 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
Из опыта работы Семенчиной Анастасии Владимировны – учителя русского языка и литературы.

Использование ЭОР ФЦИОР на уроках литературы

1. Введение

В старшей школе уроки литературы должны быть яркими, эмоциональными, с большим привлечением иллюстративного материала.

Современный урок — урок, соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника.

Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным.

ЭОР можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности учителя: учитель перестает быть просто "репродуктором" знаний, а становится разработчиком новых технологий обучения, что, конечно же, повышает его творческую активность, но и требует высокого уровня методической подготовленности.

ЭОР – это учебное средство, ориентированное на достижение следующих целей: предоставление учебной информации с привлечением средств технологии мультимедиа; осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии; контроль за результатами обучения и продвижения в учении; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного .

Необходимость использования электронных образовательных ресурсов(ЭОР) сегодня очевидна многим, потому что они
- позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
- способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
- позволяют индивидуализировать процесс обучения;
- повышают интерес к урокам русского языка и литературы;
- активизируют познавательную деятельность учащихся;
- развивают творческий потенциал учащихся;
- осовременивают урок.
ЭОР может использоваться на всех этапах обучения:
- при объяснении нового материала;
- закреплении;
- повторении;
- контроле знаний, умений и навыков.

  1. Использование Электронных образовательных модулей Федерального центра информационно образовательных ресурсов (ФЦИОР) на уроках литературы. ЭОР нового поколения представляет собой интерактивные мультимедийные продукты, обеспечивающие все компоненты учебного процесса, объединяющие модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи.

Электронные образовательные модули Федерального центра информационно образовательных ресурсов (ФЦИОР) используются следующим образом: информационные модули – при освоении нового материала; практические – при отработке навыков, умений; контрольные – при проверке знаний учащихся. Работа с модулем предполагает обеспечение каждого обучающегося персональным компьютером, такой урок может проводится в кабинете информатики.

Первое, что следует сделать – зайти на сайт fcior.edu.ru Затем найти нужный тематический элемент и выбрать необходимый тип электронных учебных модулей (ЭУМ).

На примере урока литературы в 10 классе можно рассмотреть использование трех типов электронных учебных модулей: ЭУМ информационного типа, ЭУМ практического и ЭУМ контрольного типа. Тема урока – «Философская лирика Ф.И.Тютчева». По данной теме можно предложить несколько видов работы

  1. Работа с информационным модулем может осуществляться в качестве демонстрационного материала, также может быть организована самостоятельная работа учащихся, с последующим составлением таблиц, составлением конспекта.

  2. Работа с ЭУМ практического типа позволят проанализировать стихотворения, заучивать стихотворения наизусть.

  3. Работа с ЭУМ контрольного типа позволяет осуществить проверку усвоенных знаний, причем данный модуль имеет три уровня сложности, поэтому контроль будет носить дифференцированный характер.

  4. В качестве иллюстративного материала по данной теме можно также использовать аудиофрагменты записей музыки и декламации стихотворений.

В приведенной ниже таблице представлены перечень используемых ЭУМ и ссылки на Интернет—ресурсы.



Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

№ 1. Тренажер для заучивания стихотворения Ф.И. Тютчева «Наш век». История создания стихотворения


ЭУМ практического типа

Работа с ЭУМ

http://fcior.edu.ru/card/15790/trenazher-dlya-zauchivaniya-stihotvoreniya-f-i-tyutcheva-nash-vek-istoriya-sozdaniya-stihotvoreniya.html.



2

№ 2 Аудио фрагмент «Ода к радости» Л.В.Бетховен.

Аудиозапись

Прослушивание аудиозаписи

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/18d10be7-8b69-a95e-0339-423d1db141a3/.

3

№ 3 Информационный модуль Ф.И.Тютчев. Слово о поэте. Детство. Юность. Первые годы в Германии.


ЭУМ информационного типа

Работа с ЭУМ. Используются для работы 1.2.3. части модуля. Аудиозапись стихотворения


http://fcior.edu.ru/card/15796/f-i-tyutchev-slovo-o-poete-detstvo-yunost-pervye-gody-v-germanii-bazovoe-izuchenie.html.


4

№ 4. Аудиофрагменты.

Стихотворение «Не то, что мните вы природа»

Аудиозапись

Прослушивание аудиозаписи

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/712e6495-e6d4-ae55-d392-637674aa432c/?from=44848268-1459-81c9-63cc-8a887d94be77&interface=pupil&class=53&subject[]=8&subject[]=10.

5

№5. Стихотворение «Природа – сфинкс»

Аудиозапись

Прослушивание аудиозаписи

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/53801865-3a90-7270-a3d0-90a60970801c/?from=44848268-1459-81c9-63cc-8a887d94be77&interface=pupil&class=53&subject[]=8&subject[]=10.

6

№6. Контрольный модуль «Философская лирика Ф.И.Тютчева.

ЭУМ контрольного типа

Работа с ЭУМ. Возможно использование тестов трех уровней сложности.

http://fcior.edu.ru/card/15780/kontrolnyy-test-po-lirike-tyutcheva-3-uglublennoe-izuchenie.html http://fcior.edu.ru/search.page?phrase=тютчев

3.Заключение.

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся, способствует повышению мотивации, разнообразит урок, привлекает своими возможностями старших школьников.
Таким образом, использование ЭОР становится объективной необходимостью. Их всесторонне продуманное применение позволит и в дальнейшем повысить эффективность урока, содействовать обеспечению «… инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях, включая: обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентностного подхода;..»
Это соответствует основным идеям ФГОС ООО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход.

Приложение. Конспект урока с использованием ЭОР.

Тема: Философская лирика Ф.И.Тютчева

Предмет: литература

Класс: 10

Номер урока в теме: 3

Базовый учебник: Лебедев Ю. В. Русская литература XIX века. 10 класс:

Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Ч. 1.,2- М.:Просвещение, 2010
Цель урока: знакомство с философской лирикой Ф.И.Тютчева, обобщение, систематизация и выявление уровня знаний учащихся по теме «Поэзия Ф.И.Тютчева» Задачи:

  1. обучающие

используя ЦОР, интегрируя материалы истории, литературы, изобразительного искусства, музыки, познакомить учащихся с философской лирикой Ф.И.Тютчева

  1. развивающие

- формировать умения ориентироваться в разных источниках, давать монологические ответы, анализировать содержание текста, сравнивать, оценивать, делать выводы, обобщать, соединять словесные, звуковые и зрительные образы;

- формировать и развивать положительные мотивы учебно-познавательной деятельности, творческой инициативы и активности;

- формировать различные виды мышления, памяти, внимания и речи.

-формирование умений классифицировать, давать монологический ответ, обобщать, сравнивать;

- способствовать развитию положительной мотивации к учебно – познавательной деятельности;

- способствовать развитию регулятивных универсальных учебных действий

3.воспитательные

- воспитывать чувство толерантности;

- воспитывать уважительное отношение и понимание значения природы в жизни человека, духовных ценностей.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, анализ и оценка ответов самими учащимися

Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, ЦОР

Структура и ход урока: представлены в таблице №1

Таблица 1. Структура и ход урока



Этап урока

Название используемых ЭОР

( с указанием порядкового номера из таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время (в мин.)

1

Организационный момент




Создание атмосферы учебного сотрудничества, ситуации успеха, стимулирование учащихся к постановке личных целей и их достижения
Приветствует учащихся, выявляет настрой учащихся на совместную деятельность


Приветствуют учителя


1 мин

2

Проверка домашнего задания.

№ 1. Тренажер для заучивания стихотворения Ф.И. Тютчева «Наш век». История создания стихотворения



Слово учителя:

- Дома вы должны были самостоятельно познакомиться с информационными и практическими модулями. Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал, представленный в модулях.
Чтение наизусть стихотворения Ф.И.Тютчева «Наш век» При подготовке домашнего задания учащиеся использовали практический модуль


Чтение наизусть стихотворения. Сообщение по истории создания стихотворения.


3мин.

3

Определение темы и целей урока Моти-вация уча-щихся.

№ 2 Аудио фрагмент «Ода к радости» Л.В.Бетховен.

Определение темы урока, постановка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися.

Слово учителя.

-Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с поэзией Ф. И, Тютчева, прочитаем и проанализируем стихи, в которых звучит настроение, во многом близкое к музыке любимого композитора Тютчева – Бетховена.

Учащиеся определяют тему урока и формулируют цели урока.
Примерные ответы учащихся: познакомиться с лирикой природы в стихотворениях- размышлениях, философских раздумий.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь, определяются с личными целями урока.


2 мин

4

Изучение нового материала

№ 3 Информационный модуль Ф.И.Тютчев. Слово о поэте. Первые годы в Германии.
Используются для работы 1.2.3. части модуля. Аудиозапись стихотворения



Объяснение нового материала. Работа с информационным модулем.
Определение и становление философских взглядов Тютчева. Знакомство с фактами биографии. Определение и объяснения философии пантеизма.

Работают с информационным модулем.


10мин.

5

Актуализация знаний

№ 4. Аудиофрагменты.

Стихотворение «Не то, что мните вы природа»

№ 5.Стихотворение «Природа – сфинкс»

Чтение стихотворений "Silentium", «День и ночь»


Анализ стихотворений «Не то, что мните вы, природа»

«Природа – сфинкс…».

Вопросы:

-Какой предстает природа в лирике поэта?

-Какие идеи немецких философов звучат в стихотворениях?

-Что за стихии сосуществуют в мировоззрении Тютчева?

-Что является в «хаосом», а что «космосом» в поэзии Тютчева?
Работа с учебником. Статья «Хаос и космос в лирике Тютчева». Позиция учителя – рядом, наблюдает, корректирует



Прослушивают записи стихотворений. Отвечают на вопросы по анализу стихотворений. Примерные ответы :

- Поэт считал, что весь мир заключает в себе какую-то истину, которую человеку определить очень сложно.

- Для мировосприятия Тютчева также характерно восприятие мира как двойственной субстанции. Идеальное и демоническое – вот два начала, которые находятся в постоянной борьбе.
Учащиеся оформляют письменное высказывание по стихотворению «Природа – сфинкс…»


10мин

6

Рефлексия

Чтение и обсуждение письменных высказываний учащихся

Направляет учащихся на создание системы обобщения материала об основных положениях философской лирики Тютчева: Природа для Тютчева – живая, загадочная стихия, которую не дано познать человеку. Вся жизнь, все существование основано на борении светлого начала и темного, но одержать победу в таком противостоянии просто невозможно.

Таким образом, философия Тютчева тесно связана с «глобальным», поэт не видит существования обычного, конкретного без большого и великого. В философской лирике Тютчева, «самой ночной души русской поэзии», открывается вся прелесть окружающего мира как божественного космоса.

Чтение 1-2-х высказываний. Например : «В этом стихотворении я вижу глубокий философский смысл. Возможно, у природы нет загадки. И лишь человек сам себе выдумал ее. Но что здесь значит «отгадать»? Упиться победой и уничтожить все? Сладость мышления, сладость самоудовлетворения, упоение собой – это то, что необходимо человеку. А нужен ли ему ответ? Скорее нет , чем да, хотя бы потому, что тогда иссякнет интерес, а это будет крах»


5мин

7

Контрольный этап урока

№6. Работа с контрольным модулем «Философская лирика Ф.И.Тютчева».

Возможно использование модулей трех уровней сложности.


Учитель наблюдает за выполнением задания.


Учащиеся выполняют контрольные задания по модулю


10 мин

8

Подведение итогов урока

Определение степени усвоения материала, оценка качества работы.


Учитель объявляет результаты проверки контрольных модулей

Учащиеся слушают результаты работы.

2мин

9

Домашнее задание

Домашнее задание

  1. Ответить на вопросы учебника по проблемам философской лирики Ф.И.Тютчева.

  2. Создать интерактивную интерпретацию понравившегося стихотворения Ф.И.Тютчева в программе Movie Maker




Предлагает домашнее задание и объясняет его.

Предлагается два варианта домашнего задания.


Учащиеся записывают домашнее задание.

2мин

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Из опыта работы Семенчиной Анастасии Владимировны учителя русского языка и литературы iconИз опыта работы учителя русского языка и литературы первой квалификационной...
Приемы и методы развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы Семенчиной Анастасии Владимировны учителя русского языка и литературы icon«Проблема интеграции на уроках русского языка и литературы в 5-9классах»
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы федотовой о. Н
Из опыта работы Семенчиной Анастасии Владимировны учителя русского языка и литературы iconДоклад на гмо учителей русского языка и литературы в рамках Единого методического дня
Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы моу «Гимназия №6» г. Воркуты
Из опыта работы Семенчиной Анастасии Владимировны учителя русского языка и литературы iconСамоанализ профессиональной деятельности Стефановой Ларисы Михайловны,...
Й язык и литература. Мне была присвоена квалификация учителя русского языка и литературы. Педагогический стаж работы – 18 лет. 14...
Из опыта работы Семенчиной Анастасии Владимировны учителя русского языка и литературы iconИнновационный опыт учителя русского языка и литературы Беганцовой...
Ибо сколько на дереве ни появляется древесины, коры, листьев, цветов, плодов – все это рождается только от корня. Следовательно,...
Из опыта работы Семенчиной Анастасии Владимировны учителя русского языка и литературы iconПлан самообразования учителя русского языка и литературы Ягофаровой Кадрии Касимовны
План работы над методической темой по самообразованию учителя русского языка и литературы
Из опыта работы Семенчиной Анастасии Владимировны учителя русского языка и литературы iconИсследовательская деятельность как форма развития творческих способностей учащихся по литературе
Из опыта работы Анищенковой Ирины Викторовны, учителя русского языка и литературы
Из опыта работы Семенчиной Анастасии Владимировны учителя русского языка и литературы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Моу «Бакчарская сош» по теме «Письменность и знания древних египтян» учителя истории Роголевой Натальи Маркеловны и учителя русского...
Из опыта работы Семенчиной Анастасии Владимировны учителя русского языка и литературы iconУрока. Учимся писать письмо. Цель урока
Из опыта работы учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории
Из опыта работы Семенчиной Анастасии Владимировны учителя русского языка и литературы iconИнформация из опыта работы учителя русского языка и литературы мбоу...
Педагогическая биография учителя индивидуальна. Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, учителю необходимо овладеть закономерностями...
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск