Инновационный опыт учителя русского языка и литературы Беганцовой Натальи Владимировны. Уроки русского языка в форме лабораторной работы





Скачать 56.72 Kb.
НазваниеИнновационный опыт учителя русского языка и литературы Беганцовой Натальи Владимировны. Уроки русского языка в форме лабораторной работы
Дата публикации02.10.2014
Размер56.72 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Инновационный опыт

учителя русского языка и литературы

Беганцовой Натальи Владимировны.

Уроки русского языка в форме лабораторной работы.

Ян Амос Коменский в своей «Великой дидактике» писал: «Природа все производит из корня и более ниоткуда. Ибо сколько на дереве ни появляется древесины, коры, листьев, цветов, плодов – все это рождается только от корня». Следовательно, правильно обучать учащихся – это значит развивать в них способность понимать, а не заполнять головы учеников готовой информацией.
Актуальность. В связи с установкой на развитие мышления учащихся следует чаще применять такие методы обучения, которые формируют навыки исследовательской деятельности, в частности лабораторные работы по русскому языку.
Обоснование. Привычным делом как для учителя, так и для ученика является лабораторная работа по химии, физики, биологии. На уроках русского языка термин «лабораторная работа» звучит редко, хотя лабораторная работа должна обрести свою концепцию и иметь свое определенное самостоятельное место в методике преподавания русского языка, т.к. заключает в себе огромный потенциал развития исследовательских навыков учащихся и может применяться не только на этапе усвоения и закрепления, но и на этапе объяснения нового материала, не только в старших классах, но и в среднем звене.

Содержанием лабораторных работ является материал для самостоятельных наблюдений и выводов, ставящий перед учеником учебно-научные и творческие задачи, обеспечивающий новое и более глубокое рассмотрение языковых явлений, известных и неизвестных учащимся.
Тематика лабораторных работ должна удовлетворять комплексу требований учебной программы, касающихся характера, содержания, материала, связи с другими формами учебной деятельности. Заслуживают одобрения и большого внимания темы комплексного характера, нацеливающие учащихся на решение ряда взаимосвязанных вопросов, имеющих отношение к разным языковым уровням.
Задания при исследовательской методике могут быть различными. Если лабораторные занятия предшествуют практическим, то ставится задача исследовать какой-то частный вопрос; если же лабораторные работы следуют после практических, то они носят обобщающий характер.

Лабораторным занятиям может быть посвящен весь урок, часть урока, а также они могут являться домашним заданием. Задание должно включать этапы исследования:

*наблюдение и изучение фактов и явлений;

*выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию;

*выдвижение гипотезы;

*построение плана исследования;

*выяснение связей изучаемого явления с другими;

*проведение лингвистического эксперимента;

*решение лингвистической задачи;

*обобщение результатов и формулировка вывода.

Цели. Уроки в форме лабораторной работы могут обеспечивать следующие цели:

1.Повышение уровня знаний: постижение, прочное усвоение теоретического

материала и овладение навыками грамотного письма и устной речи.

2.Включение полученных теоретических знаний и приобретенных умений и

навыков в систему сознательной деятельности в изучении разделов программы по

русскому языку.

3.Воспитание самостоятельности:

- развитие навыков самостоятельно наблюдать, анализировать и обобщать

языковой материал;

- совершенствование навыков самостоятельной работы с научной литературой,

фактическим материалом, навыков грамотного оформления полученных

результатов, культуры научного изложения.

4. Приобретение навыков библиографической работы.

5. Развитие лингвистического мышления и формирование научного мировоззрения.

6. Совершенствование исследовательских навыков, связанных с узнаванием изученных категорий на основе анализа и синтеза.

7. Проверка прочности усвоенных знаний на основе лабораторного опробования.

8. Умение использовать полученные знания для решения определенной научной и практической задачи в результате лабораторного практикума.

9. Умение использовать различные приемы распознания ошибок и приемы устранения ошибок.

10. Формирование языковой и коммуникативной компетенции ученика.

Практическая значимость. Уроки в форме лабораторной работы способствуют повышению уровня знаний, развитию навыков самостоятельно наблюдать, анализировать и обобщать полученный материал, развивают мышление учащихся, формируют навыки исследовательской работы, языковую и коммуникативную компетенцию ученика.

Лабораторная работа в 10 классе.

Тема: Культура речи и нормы современного русского литературного языка.

Цели для учителя:

- совершенствовать у учащихся правильную речь на основе понятия нормы;

- помочь учащимся осмыслить связь культуры речи и языковой нормы на основе развития таких аналитических умений, как сравнение, сопоставление, анализ, выводы;

- научить ориентироваться в языковых средствах для создания текста научного стиля в жанре аналитического сообщения.

Цели для учащихся:

- овладеть понятием нормы и признаками правильной речи;

- уметь выявлять нарушения норм в тексте и находить способы устранения этих нарушений.

Оборудование:

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка; Орфоэпический словарь русского языка под ред. Р.И.Аванесова; Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка (издания последних лет).

Ход выполнения лабораторной работы.




Виды деятельности учителя

Виды деятельности учащихся.

1.

Оргмомент. Целеполагание.




2.

Актуализация опорных знаний. (Норма языка, авриан нормы, культура речи, нарушение нормы, способ устранения ошибки, связанной с нормой). Проверка домашнего задания осуществляется путем проверки усвоения теоретических положений по теме на основе задания: «Дать определение понятия нормы и ее вариантов».


При ответе на данный вопрос учащиеся опираются на учебное пособие К.С.Горбачевича «Нормы современного русского литературного языка» (М., 1989)




Вторая часть домашнего задания связана с выборочной проверкой знаний и умений по составлению сравнительной таблицы, отражающие данные различных словарей и справочников в отношении отдельных пар слов (например: сто’ляр – столя’р; махает – машет; ноль – нуль)




Словари и справочники

Толковый словарь

Орфоэпии-ческий словарь

Словарь трудностей русского языка




3.

Практическая часть. Цель – закрепление умений по отбору языковых средств для создания текста научного стиля в жанре аналитического сообщения. Задания выполняются в группах.

Результаты фиксируются в оценочном листе.

Задания:

  1. Отметьте нарушения норм русского литературного языка в предложенном тексте. Чем вызваны эти нарушения?

  2. Определите типы вариантов норм в представленных примерах. Охарактеризуйте каждый вариант с точки зрения соответствия его нормам русского литературного языка.

  3. Письменно оформите свои наблюдения.

На работу отводится 30 минут.

4.

Подведение итогов.




5.

Домашнее задание.

Аналитическое сообщение на основе самостоятельного анализа текста, в котором допущено нарушение нормы.




Материалы к лабораторной работе.

Вариант № 1

  1. – Ты чего это ходишь? – спросил Пека, подъезжая к ней. – На природу

интересуешься, да?

– На природу.

– Ну дак ты что… Знаешь-ко, куда сходи? К Косухину полю. Там толсто

черемухи – я вчерась весь объелся.

(Ф.Абрамов)

2. Полоскает – полощет, ве’рба – верба’, гектар – гектаров, ко’мпас – компа’с, дубрава – дуброва, собра’ла – собрала’.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Инновационный опыт учителя русского языка и литературы Беганцовой Натальи Владимировны. Уроки русского языка в форме лабораторной работы icon«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка...
Опыт работы учителя русского языка и литературы муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной...
Инновационный опыт учителя русского языка и литературы Беганцовой Натальи Владимировны. Уроки русского языка в форме лабораторной работы iconИз опыта работы Семенчиной Анастасии Владимировны учителя русского языка и литературы
Из опыта работы Семенчиной Анастасии Владимировны – учителя русского языка и литературы
Инновационный опыт учителя русского языка и литературы Беганцовой Натальи Владимировны. Уроки русского языка в форме лабораторной работы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Моу «Бакчарская сош» по теме «Письменность и знания древних египтян» учителя истории Роголевой Натальи Маркеловны и учителя русского...
Инновационный опыт учителя русского языка и литературы Беганцовой Натальи Владимировны. Уроки русского языка в форме лабораторной работы iconСамоанализ профессиональной деятельности Стефановой Ларисы Михайловны,...
Й язык и литература. Мне была присвоена квалификация учителя русского языка и литературы. Педагогический стаж работы – 18 лет. 14...
Инновационный опыт учителя русского языка и литературы Беганцовой Натальи Владимировны. Уроки русского языка в форме лабораторной работы iconПлан самообразования учителя русского языка и литературы Ягофаровой Кадрии Касимовны
План работы над методической темой по самообразованию учителя русского языка и литературы
Инновационный опыт учителя русского языка и литературы Беганцовой Натальи Владимировны. Уроки русского языка в форме лабораторной работы iconИз опыта работы учителя русского языка и литературы первой квалификационной...
Приемы и методы развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы
Инновационный опыт учителя русского языка и литературы Беганцовой Натальи Владимировны. Уроки русского языка в форме лабораторной работы iconУроки русского языка и литературы: игровые технологии как средство...
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Екатерина Николаевна Артемьева, я учитель русского языка и литературы, стаж моей работы...
Инновационный опыт учителя русского языка и литературы Беганцовой Натальи Владимировны. Уроки русского языка в форме лабораторной работы icon«Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы»
Педагогами кафедры русского языка и литературы были даны открытые уроки на высоком методическом уровне
Инновационный опыт учителя русского языка и литературы Беганцовой Натальи Владимировны. Уроки русского языка в форме лабораторной работы iconОтчет о проведении «Недели русского языка и литературы» мо учителей русского языка и литературы
«Неделя русского языка и литературы». Цель данного мероприятия-развитие познавательной деятельности учащихся, выявление одаренных...
Инновационный опыт учителя русского языка и литературы Беганцовой Натальи Владимировны. Уроки русского языка в форме лабораторной работы icon«Проблема интеграции на уроках русского языка и литературы в 5-9классах»
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы федотовой о. Н
Инновационный опыт учителя русского языка и литературы Беганцовой Натальи Владимировны. Уроки русского языка в форме лабораторной работы iconДоклад на гмо учителей русского языка и литературы в рамках Единого методического дня
Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы моу «Гимназия №6» г. Воркуты
Инновационный опыт учителя русского языка и литературы Беганцовой Натальи Владимировны. Уроки русского языка в форме лабораторной работы iconМетодическое объединение учителей русского языка и литературы Советского...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Инновационный опыт учителя русского языка и литературы Беганцовой Натальи Владимировны. Уроки русского языка в форме лабораторной работы iconРеспублики Мордовия Аттестационный материал учителя русского языка...
Занимаемая должность: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы (12 час.)
Инновационный опыт учителя русского языка и литературы Беганцовой Натальи Владимировны. Уроки русского языка в форме лабораторной работы icon«Внедрение икт на уроках родного языка». Руководила этим экспериментом я
Инновационный опыт учителя мокшанского языка и литературы Учкиной Валентины Васильевны
Инновационный опыт учителя русского языка и литературы Беганцовой Натальи Владимировны. Уроки русского языка в форме лабораторной работы iconПортфолио Шиловой Жанны Викторовны, учителя русского языка и литературы...
Сведения об образовании – высшее, в 1983 году окончила флф хабаровского государственного педагогического института, учитель русского...
Инновационный опыт учителя русского языка и литературы Беганцовой Натальи Владимировны. Уроки русского языка в форме лабораторной работы iconПлан работы окружного русского языка и литературы на 20
Диагностика педагогического состава (уточнение базы данных учителей русского языка и литературы, молодых специалистов)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск