Скачать 77.68 Kb.
|
Корохова Екатерина Сергеевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №1» г. Бийска Экскурсия по Алтаю морфологическому Урок для 7 класса Вид урока: урок повторения пройденного материала Форма урока: урок-экскурсия Тема: Экскурсия по Алтаю морфологическому. Цели:
Оборудование: экран, проектор, презентация «Экскурсия по Алтаю морфологическому», путевые листы. Ход урока: Слово учителя: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся на экскурсию по «Алтаю морфологическому». Перед вами на партах лежат путевые листы. Здесь вы будете фиксировать все, что встретится на пути. Не забудьте их подписать, чтобы опытный инструктор смог потом оценить ваши старания. Беседа: Давайте уточним, что такое экскурсия? Учащийся: Экскурсия – посещение достопримечательного места, поездка куда-либо с целью ознакомления. Учащийся: Экскурсия – организованный, сопровождаемый объяснением показ чего-либо, проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью. На экране появляется слайд (№2) соответствующего содержания. Учитель озвучивает его: Экскурсия – поездка (от лат. еxcusio), посещение чего-нибудь с образовательной или увеселительной целью. Слово учителя: Нашу экскурсию мы совершим на воображаемом автобусе (Слайд №2) Но, чтобы приобрести абонемент на проезд, необходимо ответить на несколько вопросов: - Что такое морфология? (Морфология – раздел грамматики, в котором слово рассматривается как часть речи.) - На какие две большие группы можно разделить все части речи? (На самостоятельные {имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие} и служебные – {предлог, союз, частица, } + особая группа междометие). - Как определить ту или иную часть речи? (Необходимо задать вопрос и определить общее значение, присущее определенной части речи). Обратите внимание на экран. Здесь обозначен весь наш маршрут (Слайд №3). Сегодня на уроке мы узнаем, что вы помните об изученных частях речи: имени числительном, глаголе, причастии – и обратим внимание на их функционирование в речи. Маршрут у нас не из легких: из «Города Чисел» мы отправимся по «Тракту Глаголов» к «Мосту Причастий», спустимся в «Пещеру ПриреЧий» и, наконец, поднимемся на «Вершину Знаний». А сейчас – в путь!
- Какая часть речи связана с числами? (имя числительное) - Дайте определение имени числительному как части речи. Приведите примеры числительных. (Имя числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счете и отвечает на вопросы сколько? Который? Какой? Общее грамматическое значение числительного – число, количество предметов и порядок их при счете. По значению и грамматическим особенностям числительные делятся на два основных разряда: количественные числительные и порядковые числительные. Морфологические признаки: количественные числительные изменяются только по падежам, рода и числа они не имеют, кроме слов один, два; порядковые числительные изменяются по родам, числам, падежам). Задание 1. Прочитать текст, найти числительные, заполнить таблицу (Слайд №5).
Город Бийск – 2-й по величине город Алтайского края. Он был основан по указу Петра I в 1709 году и имел статус крепости. 2 раза сжигали его воинственные джунгары. Долгое время Бийск считался купеческим городом, так как 1/3 часть от всех жителей составляли купцы. За 200 с лишним лет своего развития город прошел длинный путь. 21 ноября 2005 года Бийску был присвоен статус Наукограда. В 2007 году город отметил свое 298-летие. Бийск существует почти 3 сотни лет. Способ проверки: самопроверка учащиеся сопоставляют записи в путевом листе и таблицу (Слайд №6) - К какой части речи относятся слова 298-летие и сотня? (к существительному)
- Что такое тракт? (Тракт – от лат. tractus – волочение; улучшенная грунтовая дорога, соединяющая важные населенные пункты, имела станции и верстовые столбы. По тракту шли регулярные перевозки.) Название нашего тракта не случайное. Многие писатели обращали внимание на удивительную силу русского глагола. Например, А.Н. Толстой писал (Слайд №8): «Движение и его выражение- глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». По подсчетам ученых, глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи. Причем в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль: в официально-деловом стиле – 6% глаголов, в научном – 10%, в художественной речи – 15%. - Чем вы объясните такое предпочтение авторами этой части речи в художественных текстах? (Такому предпочтению способствует наличие прямого и переносного значения глаголов, ряда морфологических категорий глагола {наклонение, время, число, лицо, род (если есть)}, + многие фразеологизмы включают слова этой части речи, + глаголы-антонимы, глаголы-синонимы). + Учащиеся приводят примеры. Задание 2. Используя предложенные глаголы (Слайд №10) составить 5-7 предложений о Чуйском тракте.
- В чем же особенность этой части речи? (соединяют в себе признаки глагола и прилагательного) - Назовите признаки прилагательного у причастий.
- Назовите признаки глагола у причастий.
Задание 3. Найти в тексте (слайд №12) причастия; определить группу; обозначить суффиксы; определить, от каких глаголов они образованы. Поднявшаяся над горами луна освещала путь. Ровный шум воды приветствовал наш выход на берег Катуни. В мерцающем свете луны река казалась очень широкой. Наш проводник въехал на своем чалом коне в шумящий поток и указал в сторону моста. Сооружение, раскачивающееся на ветру, казалось нереальным в этот поздний час. Издаваемый трущимися друг о друга канатами протяжный скрип настораживал. Иван Ефремов поднявшаяся – действ. прич.пр. вр. – подняться (с/в) мерцающем – действ. прич. наст. вр. – мерцают (нс/в) шумящий – действ. прич. наст. вр. – шумят (нс/в) раскачивающийся – действ. прич. наст. вр. - раскачиваются (нс/в) издаваемый – страд.прич. наст.вр. – издавать (нс/в) трущимися – страд. прич.наст.вр. – тереться (нс/в) Способ проверки: по цепочке.
Мы склонны упрощать нашу речь, поэтому избегаем причастий в разговоре. Но без них язык бы стал значительно беднее. Ведь многие причастия могут употребляться в речи в переносном значении. Задание 4. (устно) Определить в прямом или переносном значении употреблены причастия (Слайд №14). Потухший фонарь (прям.), заснувшее озеро (перенос.), текущее событие (перенос.), поющая душа (перенос.), рассеянный турист (перенос.), растущий сталактит (прям.), сужающийся грот (перенос.), заблудившаяся группа (прям.). Способ проверки: если все значения определены верно, то на экране должна получиться картинка с изображением выхода из пещеры.
Наша экскурсия подошла к концу (Слайд №17). За это время мы познакомились с некоторыми знаменательными для города Бийска датами, полюбовались Чуйским трактом и Айским подвесным мостом, побывали в глубине Тавдинских пещер. Давайте еще раз посмотрим на путевой лист и вспомним, что мы сегодня повторили. (Имя числительное, употребление глаголов и причастий в речи, морфологические признаки причастий). Мы рассмотрели лишь несколько знаменательных частей речи. Если же обратимся к карте (Слайд №18), то поймем, что наша экскурсия – лишь маленькая часть большого путешествия по «Краю Морфологии». Домашнее задание (Слайд №19): Составить путевой очерк (8-10 предложений) о любом уголке Алтая, используя материалы урока (т.е. числительные, причастия, глаголы в переносном значении и т.д.). |
Проект «Моя малая Родина» Окружающий мир Мероприятия в ходе работы над проектом: экскурсия по селу, экскурсия в школьный музей | Урок «Экскурсия по больнице» Сценарий урока по английскому языку в 6 классе по теме «Does your health depend on you?» итоговый урок «Экскурсия по больнице» | ||
Индивидуальные экскурсии Обзорная экскурсия по Барселоне (4 ч.+дорога) Обзорная экскурсия по столице Каталонии с посещением основных достопримечательностей:... | Урок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12.... Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оскара Уайльда «Соловей и роза». Исследования проводились по различным уровням языка: лексическому, морфологическому, орфографическому... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Примерная программа мероприятий на неделю: Поездка на пляж Голдэн Бэй Сэнди Бич, парусная вечеринка, боулинг, дискотеки, поездка... | ||
Календарно-тематическое планирование № п/п Темы разделов программы,... Темы разделов программы, темы уроков, лабораторные работы, экскурсия, цели уроков | Урок-экскурсия по теме «Имя числительное» | ||
Урок №1 Тема: Библиотека дом книги. Ознакомительная экскурсия Правила обращения с книгой Тема: Библиотека – дом книги. Ознакомительная экскурсия Правила обращения с книгой | Викторина: «Остров книголюбов» Экскурсия в военно-исторический музей маршала А. И. Еременко: «По страницам памяти» | ||
Программа тура В стоимость включено: автобусное обслуживание, экскурсия + катание на лошадях, аренда поляны и мангала | Презентация «Красная книга. Будь природе другом» сентябрь 1 кл Новохатько... | ||
Уроков Вид учебных занятий: лекция, экскурсия, исследовательская лабораторная работа, учебный и трудовой практикум | Урок-экскурсия Тема: «Золотая осень» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №23» | ||
Тип урока: экскурсия в природу Класс: 1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Конспект беседы «Экскурсия в парк Победы г. Саратова» «современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей» |