Экскурсия по Алтаю морфологическому





Скачать 77.68 Kb.
НазваниеЭкскурсия по Алтаю морфологическому
Дата публикации30.06.2014
Размер77.68 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Корохова Екатерина Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №1» г. Бийска
Экскурсия по Алтаю морфологическому
Урок для 7 класса

Вид урока: урок повторения пройденного материала

Форма урока: урок-экскурсия

Тема: Экскурсия по Алтаю морфологическому.

Цели:

  1. повторить и обобщить знания, полученные школьниками при изучении раздела «Морфология» в 6 классе (имя числительное, употребление в речи глагола и причастия, морфологические признаки причастия);

  2. воспитывать интерес и любовь к родному языку, родному краю;

  3. развивать умения сопоставлять языковые явления, совершенствовать устную и письменную речь.

Оборудование: экран, проектор, презентация «Экскурсия по Алтаю морфологическому», путевые листы.

Ход урока:

Слово учителя: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся на экскурсию по «Алтаю морфологическому». Перед вами на партах лежат путевые листы. Здесь вы будете фиксировать все, что встретится на пути. Не забудьте их подписать, чтобы опытный инструктор смог потом оценить ваши старания.

Беседа:

Давайте уточним, что такое экскурсия?

Учащийся: Экскурсия – посещение достопримечательного места, поездка куда-либо с целью ознакомления.

Учащийся: Экскурсия – организованный, сопровождаемый объяснением показ чего-либо, проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью.

На экране появляется слайд (№2) соответствующего содержания. Учитель озвучивает его: Экскурсия – поездка (от лат. еxcusio), посещение чего-нибудь с образовательной или увеселительной целью.

Слово учителя: Нашу экскурсию мы совершим на воображаемом автобусе (Слайд №2) Но, чтобы приобрести абонемент на проезд, необходимо ответить на несколько вопросов:

- Что такое морфология?

(Морфология – раздел грамматики, в котором слово рассматривается как часть речи.)

- На какие две большие группы можно разделить все части речи?

(На самостоятельные {имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие} и служебные – {предлог, союз, частица, } + особая группа междометие).

- Как определить ту или иную часть речи?

(Необходимо задать вопрос и определить общее значение, присущее определенной части речи).

Обратите внимание на экран. Здесь обозначен весь наш маршрут (Слайд №3). Сегодня на уроке мы узнаем, что вы помните об изученных частях речи: имени числительном, глаголе, причастии – и обратим внимание на их функционирование в речи. Маршрут у нас не из легких: из «Города Чисел» мы отправимся по «Тракту Глаголов» к «Мосту Причастий», спустимся в «Пещеру ПриреЧий» и, наконец, поднимемся на «Вершину Знаний». А сейчас – в путь!






  • I. Первый пункт нашего назначения – «Город Чисел» (Слайд №4). Он, как любой другой, хранит свою историю, историю края. Особенность нашего города в том, что населяют его числа.

- Какая часть речи связана с числами? (имя числительное)

- Дайте определение имени числительному как части речи. Приведите примеры числительных.

(Имя числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счете и отвечает на вопросы сколько? Который? Какой? Общее грамматическое значение числительного – число, количество предметов и порядок их при счете. По значению и грамматическим особенностям числительные делятся на два основных разряда: количественные числительные и порядковые числительные. Морфологические признаки: количественные числительные изменяются только по падежам, рода и числа они не имеют, кроме слов один, два; порядковые числительные изменяются по родам, числам, падежам).

Задание 1. Прочитать текст, найти числительные, заполнить таблицу (Слайд №5).

Числительные

количественные

порядковые

целые

дробные

собирательные

простые













составные













сложные














Город Бийск – 2-й по величине город Алтайского края. Он был основан по указу Петра I в 1709 году и имел статус крепости. 2 раза сжигали его воинственные джунгары. Долгое время Бийск считался купеческим городом, так как 1/3 часть от всех жителей составляли купцы. За 200 с лишним лет своего развития город прошел длинный путь. 21 ноября 2005 года Бийску был присвоен статус Наукограда. В 2007 году город отметил свое 298-летие. Бийск существует почти 3 сотни лет.

Способ проверки: самопроверка учащиеся сопоставляют записи в путевом листе и таблицу (Слайд №6)

- К какой части речи относятся слова 298-летие и сотня?

(к существительному)

  • II. Слово учителя: А мы отправляемся к следующему пункту и выезжаем на «Тракт Глаголов» (Слайд №7).

- Что такое тракт?

(Тракт – от лат. tractus – волочение; улучшенная грунтовая дорога, соединяющая важные населенные пункты, имела станции и верстовые столбы. По тракту шли регулярные перевозки.)

Название нашего тракта не случайное. Многие писатели обращали внимание на удивительную силу русского глагола. Например, А.Н. Толстой писал (Слайд №8): «Движение и его выражение- глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе».

По подсчетам ученых, глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи. Причем в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль: в официально-деловом стиле – 6% глаголов, в научном – 10%, в художественной речи – 15%.

- Чем вы объясните такое предпочтение авторами этой части речи в художественных текстах?

(Такому предпочтению способствует наличие прямого и переносного значения глаголов, ряда морфологических категорий глагола {наклонение, время, число, лицо, род (если есть)}, + многие фразеологизмы включают слова этой части речи, + глаголы-антонимы, глаголы-синонимы). + Учащиеся приводят примеры.

Задание 2. Используя предложенные глаголы (Слайд №10) составить 5-7 предложений о Чуйском тракте.

  • Двигаться

  • Идти

  • Ехать

  • Лететь

  • Бежать

  • Колесить

  • Катиться

  • Путешествовать

  • Мчаться

  • Мелькать

  • Гнать

  • Скакать

  • Нестись


    • III. Слово учителя: По «Тракту Глаголов» мы добрались до «Моста причастий» (Слайд №11).

- В чем же особенность этой части речи? (соединяют в себе признаки глагола и прилагательного)

- Назовите признаки прилагательного у причастий.

  • Те же окончания;

  • Изменяются по родам, числам и падежам;

  • Согласуются с существительными в роде, числе, падеже;

  • Отвечают на вопрос: Какой?

  • Указывают на значение признака.

- Назовите признаки глагола у причастий.

  • Время (наст. и прош.);

  • Вид (с/в и нс/в);

  • Возвратная форма, которая передается постфиксами -ся, -сь;

  • Способность иметь при себе зависимое имя существительное или наречие;

  • Отвечает на вопросы: Что делающий? Что сделавший?

  • Указывают на значения действия.


Задание 3. Найти в тексте (слайд №12) причастия; определить группу; обозначить суффиксы; определить, от каких глаголов они образованы.

Поднявшаяся над горами луна освещала путь. Ровный шум воды приветствовал наш выход на берег Катуни. В мерцающем свете луны река казалась очень широкой. Наш проводник въехал на своем чалом коне в шумящий поток и указал в сторону моста.

Сооружение, раскачивающееся на ветру, казалось нереальным в этот поздний час. Издаваемый трущимися друг о друга канатами протяжный скрип настораживал.

Иван Ефремов

поднявшаяся – действ. прич.пр. вр. – подняться (с/в)

мерцающем – действ. прич. наст. вр. – мерцают (нс/в)

шумящий – действ. прич. наст. вр. – шумят (нс/в)

раскачивающийся – действ. прич. наст. вр. - раскачиваются (нс/в)

издаваемый – страд.прич. наст.вр. – издавать (нс/в)

трущимися – страд. прич.наст.вр. – тереться (нс/в)

Способ проверки: по цепочке.


  • IV. Слово учителя: Преодолев реку по «Мосту Причастий» мы отправляемся к «Пещере ПриреЧий» (Слайд №13). «Почему пещера?», - спросите вы. Для того, чтобы понять особенности употребления причастий, надо углубиться в недра языка. Как, по-вашему, легче сказать: «Автобус, едущий по дороге» или «Автобус, который едет по дороге». (второй вариант)

Мы склонны упрощать нашу речь, поэтому избегаем причастий в разговоре. Но без них язык бы стал значительно беднее. Ведь многие причастия могут употребляться в речи в переносном значении.
Задание 4. (устно) Определить в прямом или переносном значении употреблены причастия (Слайд №14).

Потухший фонарь (прям.), заснувшее озеро (перенос.), текущее событие (перенос.), поющая душа (перенос.), рассеянный турист (перенос.), растущий сталактит (прям.), сужающийся грот (перенос.), заблудившаяся группа (прям.).
Способ проверки: если все значения определены верно, то на экране должна получиться картинка с изображением выхода из пещеры.


  • V. Слово учителя: Вот мы и вышли из темноты пещеры на свет и оказались на «Вершине Знаний» (Слайд №15). Чтобы убедиться, что на протяжении нашей экскурсии мы все делали верно, давайте осуществим проверку. Если мы возьмем три первых и три последних слова из каждого письменного задания и запишем одно под другим, то получим форму природного объекта, ради которого туристы едут к нам на Алтай (Слайд №16).


Наша экскурсия подошла к концу (Слайд №17). За это время мы познакомились с некоторыми знаменательными для города Бийска датами, полюбовались Чуйским трактом и Айским подвесным мостом, побывали в глубине Тавдинских пещер. Давайте еще раз посмотрим на путевой лист и вспомним, что мы сегодня повторили. (Имя числительное, употребление глаголов и причастий в речи, морфологические признаки причастий). Мы рассмотрели лишь несколько знаменательных частей речи. Если же обратимся к карте (Слайд №18), то поймем, что наша экскурсия – лишь маленькая часть большого путешествия по «Краю Морфологии».
Домашнее задание (Слайд №19): Составить путевой очерк (8-10 предложений) о любом уголке Алтая, используя материалы урока (т.е. числительные, причастия, глаголы в переносном значении и т.д.).



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Экскурсия по Алтаю морфологическому iconПроект «Моя малая Родина» Окружающий мир
Мероприятия в ходе работы над проектом: экскурсия по селу, экскурсия в школьный музей
Экскурсия по Алтаю морфологическому iconУрок «Экскурсия по больнице»
Сценарий урока по английскому языку в 6 классе по теме «Does your health depend on you?» итоговый урок «Экскурсия по больнице»
Экскурсия по Алтаю морфологическому iconИндивидуальные экскурсии
Обзорная экскурсия по Барселоне (4 ч.+дорога) Обзорная экскурсия по столице Каталонии с посещением основных достопримечательностей:...
Экскурсия по Алтаю морфологическому iconУрок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12....
Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)
Экскурсия по Алтаю морфологическому iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оскара Уайльда «Соловей и роза». Исследования проводились по различным уровням языка: лексическому, морфологическому, орфографическому...
Экскурсия по Алтаю морфологическому iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примерная программа мероприятий на неделю: Поездка на пляж Голдэн Бэй Сэнди Бич, парусная вечеринка, боулинг, дискотеки, поездка...
Экскурсия по Алтаю морфологическому iconКалендарно-тематическое планирование № п/п Темы разделов программы,...
Темы разделов программы, темы уроков, лабораторные работы, экскурсия, цели уроков
Экскурсия по Алтаю морфологическому iconУрок-экскурсия по теме «Имя числительное»

Экскурсия по Алтаю морфологическому iconУрок №1 Тема: Библиотека дом книги. Ознакомительная экскурсия Правила обращения с книгой
Тема: Библиотека – дом книги. Ознакомительная экскурсия Правила обращения с книгой
Экскурсия по Алтаю морфологическому iconВикторина: «Остров книголюбов»
Экскурсия в военно-исторический музей маршала А. И. Еременко: «По страницам памяти»
Экскурсия по Алтаю морфологическому iconПрограмма тура
В стоимость включено: автобусное обслуживание, экскурсия + катание на лошадях, аренда поляны и мангала
Экскурсия по Алтаю морфологическому iconПрезентация «Красная книга. Будь природе другом» сентябрь 1 кл Новохатько...

Экскурсия по Алтаю морфологическому iconУроков
Вид учебных занятий: лекция, экскурсия, исследовательская лабораторная работа, учебный и трудовой практикум
Экскурсия по Алтаю морфологическому iconУрок-экскурсия Тема: «Золотая осень»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №23»
Экскурсия по Алтаю морфологическому iconТип урока: экскурсия в природу Класс: 1
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Экскурсия по Алтаю морфологическому iconКонспект беседы «Экскурсия в парк Победы г. Саратова»
«современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск