Скачать 62.04 Kb.
|
Урок 15. Икона Но краски чуждые, с летами, Спадают ветхой чешуёй; Эпиграф: Творенья гения пред нами Восходят с прежней чистотой. А.С.Пушкин Формат разработки урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Краткое описание последовательности этапов урока На уроке идет разговор об иконах, дается объяснение, почему у православных икона все же есть. Одна из сложностей в развитии христианской иконописи состояла в том, что надо было дать ответ на непростой вопрос: как вообще можно писать иконы, если сама Библия подчеркивает, что Бог невидим. Икона стала возможна потому, что вслед за Ветхим Заветом пришел Новый. Евангелие говорит, что Бог, который оставался невидим в ветхозаветные времена, затем Сам родился как человек. Апостолы воочию видели Христа. То, что видно, можно изобразить. Христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе. В классе создана благоприятная атмосфера, что является непременным условием проведения урока. Используются различные формы: беседа, взаимообъяснение, разбор задания в группе. Много внимания уделено работе с терминами, что способствует пониманию изучаемого материала.
Домашнее задание. Подготовиться к сочинению на одну из тем: «Россия – наша Родина», «Моя малая Родина», «Мой любимый герой России», учение о «Как я понимаю добро и зло в православной традиции», «Как я понимаю христианскую этику», «Как я понимаю заповеди блаженства», « «Как я понимаю любовь к ближнему в православной культуре», ««Как я понимаю милосердие и сострадание», 2. Подготовиться к выполнению одного из проектов.
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. Место проведения: кабинет информатики Основные термины и понятия: иконостас - покрытая иконами стена, отделяющая живописное изображение Бога, святого или святых; иконописец – художник, пишущий иконы; икона – предмет поклонения, Средства наглядности: материал, подобранный учащимися, репродукции картин (например, В.Д. Поленов «Христос и грешница»). Ход урока:
Икона – это доска, имеющая толщину, определённым образом расчленённая и покрытая тонким слоем краски. Прежде всего мастер искал хорошую доску – большей частью липовую или сосновую,- гладкую, без сучков, которую потом просушивал, проклеивал и покрывал левкасом (грунтом), то есть алебастром или гипсом, разведённом на клею. Иконы писались темперой – красками, растёртыми на яичном желтке. Самые краски были природные (охра, ляпис-лазурь, умбра и другие). Древнерусские иконы никогда не вставлялись в рамы, и в этом их коренное отличие от картин и от западноевропейских алтарных образов. Слегка выступающие поля иконы лишь намекают на обрамление, нередко они сами покрываются изображениями. Большое значение придавали тогда пропорциям, верно найденным, радующим глаз соотношениям между отдельными частями изображения. На иконе фигуры обычно сохраняют покой, в лицах не подчёркивается мимика. Всё происходящее выражено прежде всего через расположение фигур, через композицию целого, через соотношения масс. Драгоценное качество древнерусской живописи: простейшие человеческие состояния выражаются в нём простыми, зрительно впечатляющими формами. 4. Работа над репродукцией иконы «Троица»/икона высвечена на экране/Что особенного в иконе? Что светлого в иконе? Что ее делает иконой? Иконостас – замечательное создание Древней Руси. Расположение икон в три яруса на восточной стороне храма. Свойство древней иконописи – создать иллюзию жизни. Иконостас состоит из отдельных икон, но они складываются воедино, как камни, образующие стены и свод здания. Иконостас стал школой для древнерусских мастеров: он развил в них понимание того, что икона может восприниматься двояко, вблизи со всеми подробностями повествования, издали своими общими массами, ритмами, пропорциями, силуэтами. Иконы должны располагаться в разных планах, на различных дистанциях от зрителя – это необходимо для правильного их прочтения.
Задание на дом (на выбор): 1. Подготовиться к сочинению на одну из тем: «Россия – наша Родина», «Моя малая Родина», «Мой любимый герой России», учение о «Как я понимаю добро и зло в православной традиции», «Как я понимаю христианскую этику», «Как я понимаю заповеди блаженства», « «Как я понимаю любовь к ближнему в православной культуре», ««Как я понимаю милосердие и сострадание», 2. Подготовиться к выполнению одного из проектов. Вместе с родителями подберите несколько живописных картин известных художников на евангельскую тему, которые не рассматривались на уроках. Расскажи одноклассникам, как они Средства наглядности: Андрей Рублев «Троица» |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приёмы письменной... | Реферат По теме: Икона «Православная культура России». Нас заинтересовала тема «Икона». Мы решили расширить и углубить свои познания в этой области. Тема... | ||
Талашкинские краски использование Реферат на тему: Талашкинские краски (использование новых художественных приемов в творческих работах на основе Смоленской народной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Снегурочки, учить правильно располагать изображение на листе, учить смешивать краски на палитре, закреплять умение правильно держать... | ||
Успенский район Конкурсный урок на тему: икона (4-а класс) ... | Урок на тему "Икона" Еотъемлемой частью православной традиции, без которой трудно представить православный храм и богослужение. Ребята узнали о нерукотворном... | ||
Урок 15. Икона. Цели урока. Воспитательные Воспитательные: создать условия для воспитания доброты, милосердия, любви к людям и личной ответственности за свои поступки | Урок русского языка. 2 класс Тема: Предложение. Связь слов в предложении Оборудование: листья, словарные слова с картинками, карточки-помощницы, краски, учебник, тетради | ||
Урок 23-24. Многообразие рынков. Рынок труда. Безработица. Эпиграф к урокам: я- это вы Ознакомиться со схемой взаимодействия производства и потребления лаурята Нобелевской премии П. Самуэльсона | Урок по изобразительному искусству в 5 классе Тема урока: «Золотые краски осени» Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: «Актуальные вопросы организации внеурочной деятельности... | ||
Урок 15. Икона Учебный маршрут №1 курса «опк» для 4 класса Ключевые понятия Цели и задачи урока: углубить представление об иконе в терминах культуры. Создать представление об иконописи как достоянии мировой... | Урок в 6 классе по теме «Какие слова называются местоимениями» На доске тема и цели, закрытые от учащихся, эпиграф и дидактический материал, бумага и маркеры для работы над кластером | ||
Урок алгебры в 7а классе. Тема: «Разложение многочленов на множители. Разность квадратов» Эпиграф: «Скажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, вовлеки меня и я научусь» | Урок в 9 классе по теме: «Моделирование как метод познания» Литературный эпиграф к уроку: «Все виды искусства служат главному искусству- искусству жить на Земле» Б. Брехт | ||
Урок русского языка в 6 классе. Тема урока: «В поисках смысла» На доске: тема урока, определение понятий «эпиграф», «интонация», стихотворение «Ты только вдумайся» | Урок по технологии: «Возвращение к истокам забытого ремесла. Фильцевание» Эпиграф к уроку: «Не то золото, что дорого и блестит, а то золото, что руками мастера создано» |