Скачать 205.78 Kb.
|
Нетрадиционный урок по технологии: «Возвращение к истокам забытого ремесла. Фильцевание» 5 класс. Эпиграф к уроку: «Не то золото, что дорого и блестит, а то золото, что руками мастера создано». Цель урока:
Задачи урока: обучающая:
воспитательная:
развивающая:
Методическое оснащение урока: Материально-техническая база: технические средства обучения ноутбук, проектор, интерактивная доска ActivBoard, программа Microsoft Office Word 2010, задание-«пазлы», инструменты (иглы для валяния, ножницы), приспособления (поролоновые губки), материалы (натуральная пряжа для валяния, синтепон). Дидактическое обеспечение: презентация, образец изделия, инструкция по безопасным приемам труда при работе с ножницами и иглами для валяния. Методы обучения:
Тип занятия: комбинированный План урока:
Ход занятия Организационный момент Здравствуйте! Наверное, вы догадались, войдя в класс, что наш урок технологии сегодня будет необычным. И связан он будет с …(ответы детей) И оценивать свою работу будете вы самостоятельно. Для этого перед вами лежит оценочный лист по всем этапам урока. (Приложение №3) Рассказ учителя Валяние шерсти (фелтинг, фильцевание, фильц, набивание) - это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаются рисунки на ткани или войлоке, объемные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары (слайд №2) Валяние - самая древняя техника изготовления текстиля на Земле. Археологи датируют возникновение первых валяных изделий 8000 летним возрастом. Существует предание о том, как люди научились валять из шерсти, оно уходит корнями в легенду о Ноевом ковчеге. Овцы в ковчеге сбились в плотную кучу, и невольно топтали и взбивали копытцами шерсть, которая падала с их боков и намокала на полу. После того, как ковчег опустел, на этом месте нашли прекрасный ковер из валяной шерсти. Древние люди начинали валять войлок из найденной шерсти диких животных. И только потом они научились прясть, вязать и изготавливать ткани (слайд №3) Со временем валяние стало применяться в основном для изготовления шляп, обуви и других формовых изделий. Появились большие мастерские и валяльное производство (слайд №4). В середине 19, начале 20 веков изобрели валяльные прессы, и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна (слайд №5) В принципе, валяние руками в щелочной среде возникло и развивалось независимо, во всех странах, где были одомашнены овцы и козы. Особенно глубоки традиции валяния в Азии, России, Финляндии и Перу. Такой универсальный материал, как войлок, использовался многими народами с древнейших времен: от кочевников Азии и Монголии до воинов Китая и Рима (слайд №6). Войлок до сих пор изготавливают и применяют в странах с суровым климатом. В годы Великой Отечественной войны солдаты Советской Армии зимой обувались именно в валенки (слайд №7). Существуют две основные техники валяния шерсти: валяние сухое (фильцевание) - это сваливание шерсти с использованием специальных игл валяние мокрое (фелтинг) - это сваливание волокон шерсти под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней рук с использованием мыльного раствора (слайд №8). Для сухого валяния необходимы специальные иглы для валяния. Иглы снабжены насечками, с их помощью происходит сцепление и спутывание волокон. Зазубрины на иглах направлены в противоположную сторону, поэтому игла легко выпутывается из шерсти. Иглы для валяния бывают трех видов: тонкие, средние и грубые (слайд №9). Для сухого валяния пригодна любая шерсть (натуральная или акриловая). Чаще всего используется шерсть овечья разных видов. Так же подходит шерсть и других животных. В качестве приспособления для удобства процесса валяния необходима щетка-мат или поролоновая губка (слайд №10). Сухое валяние - уплотнение комочков шерсти с помощью специальных игл. Техника напоминает лепку. Этот способ называют также фильцеванием (от нем. filzen). Он подразумевает перемешивание волокон шерсти с помощью фильцевальной иглы, которая имеет специальные, сделанные под небольшим наклоном, насечки. Когда такая игла проходит сквозь слой шерсти, она увлекает за собой попавшие в насечки волоски. Несложно представить, что при многократном протыкании комка шерсти волокна переплетутся требуемым образом и получится войлочное изделие. Фильцеванием пользуются для нанесения рисунка на ткань и, особенно этот способ незаменим, для создания войлочных изделий сложной формы, например таких, как игрушки, куклы, украшения (слайд №10). Для мокрого валяния используется только натуральная шерсть. Для процесса мокрого валяния необходимы: пупырчатая плёнка, москитная сетка, мыло и горячая вода (слайд №11). Основная хитрость мокрого валяния состоит в том, что для облегчения перемешивания и взаимопроникновения волокон шерсти используют мыльный раствор. Он значительно уменьшает трение между волосками. Под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней волоски располагаются в толще материала так, как их ни за что не удалось бы расположить в слое войлока в сухом состоянии. Помимо этого в горячей воде волоски шерсти значительно удлиняются - таково природное свойство шерсти. После валяния изделие нужно тщательно прополоскать и просушить, при этом, по мере высыхания, волоски пытаются принять первоначальную длину, но поскольку их концы перепутаны в процессе валяния, а смазка в виде мыльного раствора удалена, то вышеупомянутые "замочки" их крепко держат, что и позволяет войлоку сохранять приданную в ходе валяния форму. Эта техника великолепно подходит для создания украшений, обуви, одежды и предметов интерьера (слайд № 12,13). Сегодня мы с вами подробно познакомимся с техникой сухого валяния. Её используют для создания различных изделий, имеющих постоянную форму и объем - для игрушек, украшений, предметов интерьера. На сегодняшнем занятии мы будем делать игольницу "Яблоко" (слайд №14) Для изготовления игольницы нам необходимы следующие материалы и инструменты:
Яблоко выполнено в технике Яблоко выполнено в технике сухого валяния шерсти. мокрого валяния шерсти. Демонстрация технологии изготовления игольницы в технике сухого валяния:
( Инструктаж по Т.Б. имеется на парте индивидуально) (Приложение №1)
Решение кроссворда Закрепляя пройденный раздел темы, учащиеся отгадывают кроссворд, выходя поочередно к интерактивной доске. По горизонтали
|
Урок фольклор по технологии в 7 классе Тема: «Самобытные ремесла казахского народа. Обобщение» Оборудование, наглядности: казахские народные костюмы, музыкальное сопровождение, поделки уч-ся, реквизит | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Формирование у учащихся основ нравственной и эстетической культуры через приобщение к исторической народной памяти, истокам... | ||
Реферат Теория и практика культурных индустрий Творческие индустрии объединяют отрасли, в основе которых лежит производство и эксплуатация интеллектуальной собственности, например,... | Урок русского языка в 4 классе Урок проводится в середине сентября с использованием здоровьесберегающей технологии и технологии развивающего обучения | ||
Урок в 5-м классе по курсам "Истоки" и "Русские умельцы" на тему "Ангелы в небе высоком живут" Продолжить духовно-нравственное воспитание детей, на основе приобщения их к истокам русской культуры | «Промыслы и ремесла на Кубани» На уроках кубановедения вы уже успели познакомиться с жизнью наших предков. Узнали в каких домах жили, какое хозяйство вели. Я думаю,... | ||
Урока: "Master chef" (Шеф-повар) урок в рамках темы "Особые дни" по умк "Spotlight"- 5, модуль 8 Технологии – икт – технологии, технологии коммуникативного обучения, репродуктивная технология | Урок русского языка в 4 классе Тема урока: Наречие. Общее понятие Родине, интереса к истокам русского языка; вызвать желание задуматься о смысле жизни | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Научить выполнять эскиз открытки по замыслу, совмещая два вида художественного ремесла, две технологии (квиллинг и аппликация). Вызвать... | Урок русского языка по теме: «имя прилагательное» Технологии: элементы игровой технологии, элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения | ||
Урок пресс-конференцию, урок-викторину, урок-соревнование, урок-презентацию... Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. Они не всегда умеют распознать манипулятивные... | Урок технологии в 5 «А» классе на тему: «Снятие мерок для построения чертежа фартука» Урок технологии в 6 «А» классе на тему: «Технология точения древесины на токарном станке. Приёмы безопасной работы» | ||
«Народная культура (традиции, искусства, ремесла) в жизни народов современной России» Тема: «Народная культура (традиции, искусства, ремесла)в жизни народов современной России» | Урок в начальной школе с использованием технологии ркмчп Автор рассматривает особенности видов проблемного урока: урок версионного характера; урок сравнительно-обобщающего характера; урок... | ||
Урок в начальной школе с использованием технологии ркмчп Автор рассматривает особенности видов проблемного урока: урок версионного характера; урок сравнительно-обобщающего характера; урок... | Урок по «Истокам» на тему «Образ защитника Отечества. Былина «Илья Муромец» Цель урока: создать образ защитника Отечества, запечатлённого в искусстве слова и в изобразительном искусстве |