Урок по технологии: «Возвращение к истокам забытого ремесла. Фильцевание»





Скачать 205.78 Kb.
НазваниеУрок по технологии: «Возвращение к истокам забытого ремесла. Фильцевание»
страница1/3
Дата публикации31.07.2014
Размер205.78 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
  1   2   3
Нетрадиционный урок по технологии:

«Возвращение к истокам забытого ремесла. Фильцевание»

5 класс.

Эпиграф к уроку: «Не то золото, что дорого и блестит, а то золото, что руками мастера создано».
Цель урока:

  • научить технологии выполнения игрушек в технике фильцевания (сухого валяния).



Задачи урока:
обучающая:

  • познакомить учащихся с историей возникновения ремесла;

  • стимулировать познавательный и практический интерес к предмету;

  • расширить знания учащихся о различных видах декоративно-прикладного творчества;

  • расширить знания учащихся о яблочной культуре;

  • учить применять полученные знания и умения в своей практической деятельности;

  • коррекция речевой и зрительной деятельности.


воспитательная:

  • привлечь любовь к художественному творчеству;

  • воспитывать чувство красоты, усидчивость, терпение, аккуратность, трудовую культуру;

  • воспитать культуру общения, умения работать в группе и индивидуально;

  • воспитание эстетического вкуса.


развивающая:

  • развивать творческие способности детей, их воображение и пространственные представления;

  • развивать нравственные и эстетические чувства, осуществлять межпредметные связи с историей, литературой, биологией, географией, музыкой;

  • способствовать развитию у учащихся моторики мелких мышц рук;

  • способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к новому для них ремеслу;

  • развития инициативы и творчества умения отбирать наиболее важное, существенное из общего потока информации;


Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:

технические средства обучения ноутбук, проектор, интерактивная доска ActivBoard, программа Microsoft Office Word 2010, задание-«пазлы», инструменты (иглы для валяния, ножницы), приспособления (поролоновые губки), материалы (натуральная пряжа для валяния, синтепон).
Дидактическое обеспечение:

презентация, образец изделия, инструкция по безопасным приемам труда при работе с ножницами и иглами для валяния.
Методы обучения:


  • рассказ учителя,

  • самостоятельная работа учениц под контролем учителя;

  • выставка работ.


Тип занятия: комбинированный
План урока:

Время

Этапы урока и их содержание

МОУПД

Наглядные средства

1 мин

Орг. момент

Словесные, слово учителя

 

7-10 мин

Подготовительный этап. Объяснение нового материала.

Словесные, слово учителя,

Беседа

проектор, интерактивная доска, презентация « Возвращение к истокам забытого ремесла».

5 мин

Решение кроссворда.

Проверка полученных знаний.

Коллективная работа обучающихся. Учащиеся выходят к интерактивной доске, закрепление пройденной темы

проектор, интерактивная доска

2 мин

Инструктаж техники безопасности при работе с фильцевальной иглой

Словесные, слово учителя, беседа

проектор, интерактивная доска, инструктаж по т. б. на рабочем столе.

20 мин

а) Практическая работа

б) Дополнительная информация.

в) Межпредметные связи.

Самостоятельная работа обучающихся на рабочих местах.

Сообщение учителя.


Демонстрационный материал, технологическая карта.


2 мин

Выполнение практического задания.

Составление «пазлов»

Индивидуальная работа обучающихся.

Практическое задание

раздаточный материал –

конверты с «пазлами»


5 мин

а) Практическая работа.

б) Музыкальный фон.

Самостоятельная работа обучающихся на рабочих местах.


Демонстрационный материал, технологическая карта.


2 урок 10 мин

Практическая работа у доски «Составить пословицы и поговорки»

Беседа, учащиеся выходят к интерактивной доске, составляя пословицы.

Проектор, интерактивная доска

15 мин

а) Практическая работа

б) Дополнительная информация.

Самостоятельная работа обучающихся на рабочих местах.

Сообщение учителя.

Демонстрационный материал, технологическая карта.


2 мин

Здоровье сберегающий элемент урока

Обучающиеся выполняют упражнения для глаз и рук.

Проектор, интерактивная доска

12 мин

Практическая работа

Словесные, слово учителя

Демонстрационный материал, технологическая карта.


1 мин

5 мин


Домашнее задание

Проектор, интерактивная доска

Словесные, слово учителя, демонстрация изготовленных игольниц, анализ выполненной работы

Организуется выставка работ

Ход занятия
Организационный момент
Здравствуйте! Наверное, вы догадались, войдя в класс, что наш урок технологии сегодня будет необычным. И связан он будет с …(ответы детей)

И оценивать свою работу будете вы самостоятельно. Для этого перед вами лежит оценочный лист по всем этапам урока. (Приложение №3)
Рассказ учителя
Валяние шерсти (фелтинг, фильцевание, фильц, набивание) - это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаются рисунки на ткани или войлоке, объемные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары (слайд №2)
Валяние - самая древняя техника изготовления текстиля на Земле. Археологи датируют возникновение первых валяных изделий 8000 летним возрастом. Существует предание о том, как люди научились валять из шерсти, оно уходит корнями в легенду о Ноевом ковчеге. Овцы в ковчеге сбились в плотную кучу, и невольно топтали и взбивали копытцами шерсть, которая падала с их боков и намокала на полу. После того, как ковчег опустел, на этом месте нашли прекрасный ковер из валяной шерсти.
Древние люди начинали валять войлок из найденной шерсти диких животных. И только потом они научились прясть, вязать и изготавливать ткани (слайд №3)
Со временем валяние стало применяться в основном для изготовления шляп, обуви и других формовых изделий. Появились большие мастерские и валяльное производство (слайд №4).
В середине 19, начале 20 веков изобрели валяльные прессы, и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна (слайд №5)
В принципе, валяние руками в щелочной среде возникло и развивалось независимо, во всех странах, где были одомашнены овцы и козы. Особенно глубоки традиции валяния в Азии, России, Финляндии и Перу. Такой универсальный материал, как войлок, использовался многими народами с древнейших времен: от кочевников Азии и Монголии до воинов Китая и Рима (слайд №6).
Войлок до сих пор изготавливают и применяют в странах с суровым климатом. В годы Великой Отечественной войны солдаты Советской Армии зимой обувались именно в валенки (слайд №7).
Существуют две основные техники валяния шерсти:
валяние сухое (фильцевание) - это сваливание шерсти с использованием специальных игл

валяние мокрое (фелтинг) - это сваливание волокон шерсти под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней рук с использованием мыльного раствора (слайд №8).
Для сухого валяния необходимы специальные иглы для валяния. Иглы снабжены насечками, с их помощью происходит сцепление и спутывание волокон. Зазубрины на иглах направлены в противоположную сторону, поэтому игла легко выпутывается из шерсти. Иглы для валяния бывают трех видов: тонкие, средние и грубые (слайд №9).
Для сухого валяния пригодна любая шерсть (натуральная или акриловая). Чаще всего используется шерсть овечья разных видов. Так же подходит шерсть и других животных. В качестве приспособления для удобства процесса валяния необходима щетка-мат или поролоновая губка (слайд №10).
Сухое валяние - уплотнение комочков шерсти с помощью специальных игл. Техника напоминает лепку. Этот способ называют также фильцеванием (от нем. filzen). Он подразумевает перемешивание волокон шерсти с помощью фильцевальной иглы, которая имеет специальные, сделанные под небольшим наклоном, насечки. Когда такая игла проходит сквозь слой шерсти, она увлекает за собой попавшие в насечки волоски. Несложно представить, что при многократном протыкании комка шерсти волокна переплетутся требуемым образом и получится войлочное изделие. Фильцеванием пользуются для нанесения рисунка на ткань и, особенно этот способ незаменим, для создания войлочных изделий сложной формы, например таких, как игрушки, куклы, украшения (слайд №10).

Для мокрого валяния используется только натуральная шерсть. Для процесса мокрого валяния необходимы: пупырчатая плёнка, москитная сетка, мыло и горячая вода (слайд №11).
Основная хитрость мокрого валяния состоит в том, что для облегчения перемешивания и взаимопроникновения волокон шерсти используют мыльный раствор. Он значительно уменьшает трение между волосками. Под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней волоски располагаются в толще материала так, как их ни за что не удалось бы расположить в слое войлока в сухом состоянии. Помимо этого в горячей воде волоски шерсти значительно удлиняются - таково природное свойство шерсти. После валяния изделие нужно тщательно прополоскать и просушить, при этом, по мере высыхания, волоски пытаются принять первоначальную длину, но поскольку их концы перепутаны в процессе валяния, а смазка в виде мыльного раствора удалена, то вышеупомянутые "замочки" их крепко держат, что и позволяет войлоку сохранять приданную в ходе валяния форму. Эта техника великолепно подходит для создания украшений, обуви, одежды и предметов интерьера (слайд № 12,13).

Сегодня мы с вами подробно познакомимся с техникой сухого валяния. Её используют для создания различных изделий, имеющих постоянную форму и объем - для игрушек, украшений, предметов интерьера. На сегодняшнем занятии мы будем делать игольницу "Яблоко" (слайд №14)
Для изготовления игольницы нам необходимы следующие материалы и инструменты:


  • пряжа желтого, красного, зеленого и коричневого цвета;

  • синтепон;

  • игла для валяния;

  • поролоновая губка;

  • бисер для оформления глаз.

g:\откр урок\pict0075.jpg http://www.trozo.ru/wp-content/uploads/2012/03/8882.jpeg

Яблоко выполнено в технике Яблоко выполнено в технике

сухого валяния шерсти. мокрого валяния шерсти.

Демонстрация технологии изготовления игольницы

в технике сухого валяния:


  • Учитель показывает приемы работы иглой для валяния.

  • Проводит инструктаж по технике безопасности работы с иглой.

( Инструктаж по Т.Б. имеется на парте индивидуально) (Приложение №1)


  • Для ускорения процесса объяснения необходимо заранее подготовить отдельные уже готовые детали игольницы, таким образом, учащиеся наглядно видят, какого качества в работе они должны достичь.

  • Для того, чтобы алгоритм изготовления игрушки запомнился лучше можно использовать не только презентацию, но и технологическую карту с поэтапным изготовлением игольницы. (Приложение №2)

  • Использование такой презентации удобно и тем, что любая ученица (при наличии отдельного персонального компьютера) может самостоятельно вернуться на любой этап изготовления игольницы, что позволит каждой из школьниц работать в удобном для нее темпе.

  • Свалять заготовку яблочка в форме шара из синтепона (слайд №15)

  • Готовую заготовку равномерно обернуть красной, желтой или зеленой пряжей.

  • Привалять этот слой шерсти к синтепоновой заготовке (слайд №15)

  • Из картона вырезать трафарет в виде листочка.

  • От рулона пряжи отщипнуть прядь зеленых волокон (можно разных оттенков).

  • Иглой для валяния уложить волокна внутри трафарета в 2-3 слоя (слайд №16)

  • Привалять волокна друг к другу.

  • Убрать трафарет. Перевернуть заготовку листика на другую сторону, привалять торчащие концы волокон. (слайд №17,18)

  • Сформировать из коричневых волокон сложенных в несколько сложений небольшой черенок, ударяя иглой для валяния по нескольку раз со всех сторон. (слайд №19)

  • После этого можно при помощи мыльного раствора довалять стебелек

  • Готовый листик привалять иглой для валяния к стебельку

  • Аналогичным образом привалять и стебелек к яблоку-игольнице.

  • Можно у яблочка оформить глаза, нос и рот (способом валяния, приклеить бусины или пришить иголкой) (слайд №20)


Решение кроссворда
Закрепляя пройденный раздел темы, учащиеся отгадывают кроссворд, выходя поочередно к интерактивной доске.
По горизонтали

  • Техника обработки шерсти, в процессе которой создаются объемные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. (фильцевание)

  • Как называется этот универсальный материал используемый с древних времен кочевыми народами. (войлок)

  • Сваливание волокон шерсти под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней рук с использованием мыльного раствора. (мокрое)
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по технологии: «Возвращение к истокам забытого ремесла. Фильцевание» iconУрок фольклор по технологии в 7 классе Тема: «Самобытные ремесла казахского народа. Обобщение»
Оборудование, наглядности: казахские народные костюмы, музыкальное сопровождение, поделки уч-ся, реквизит
Урок по технологии: «Возвращение к истокам забытого ремесла. Фильцевание» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Формирование у учащихся основ нравственной и эстетической культуры через приобщение к исторической народной памяти, истокам...
Урок по технологии: «Возвращение к истокам забытого ремесла. Фильцевание» iconРеферат Теория и практика культурных индустрий
Творческие индустрии объединяют отрасли, в основе которых лежит производство и эксплуатация интеллектуальной собственности, например,...
Урок по технологии: «Возвращение к истокам забытого ремесла. Фильцевание» iconУрок русского языка в 4 классе
Урок проводится в середине сентября с использованием здоровьесберегающей технологии и технологии развивающего обучения
Урок по технологии: «Возвращение к истокам забытого ремесла. Фильцевание» iconУрок в 5-м классе по курсам "Истоки" и "Русские умельцы" на тему "Ангелы в небе высоком живут"
Продолжить духовно-нравственное воспитание детей, на основе приобщения их к истокам русской культуры
Урок по технологии: «Возвращение к истокам забытого ремесла. Фильцевание» icon«Промыслы и ремесла на Кубани»
На уроках кубановедения вы уже успели познакомиться с жизнью наших предков. Узнали в каких домах жили, какое хозяйство вели. Я думаю,...
Урок по технологии: «Возвращение к истокам забытого ремесла. Фильцевание» iconУрока: "Master chef" (Шеф-повар) урок в рамках темы "Особые дни" по умк "Spotlight"- 5, модуль 8
Технологии – икт – технологии, технологии коммуникативного обучения, репродуктивная технология
Урок по технологии: «Возвращение к истокам забытого ремесла. Фильцевание» iconУрок русского языка в 4 классе Тема урока: Наречие. Общее понятие
Родине, интереса к истокам русского языка; вызвать желание задуматься о смысле жизни
Урок по технологии: «Возвращение к истокам забытого ремесла. Фильцевание» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Научить выполнять эскиз открытки по замыслу, совмещая два вида художественного ремесла, две технологии (квиллинг и аппликация). Вызвать...
Урок по технологии: «Возвращение к истокам забытого ремесла. Фильцевание» iconУрок русского языка по теме: «имя прилагательное»
Технологии: элементы игровой технологии, элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения
Урок по технологии: «Возвращение к истокам забытого ремесла. Фильцевание» iconУрок пресс-конференцию, урок-викторину, урок-соревнование, урок-презентацию...
Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. Они не всегда умеют распознать манипулятивные...
Урок по технологии: «Возвращение к истокам забытого ремесла. Фильцевание» iconУрок технологии в 5 «А» классе на тему: «Снятие мерок для построения чертежа фартука»
Урок технологии в 6 «А» классе на тему: «Технология точения древесины на токарном станке. Приёмы безопасной работы»
Урок по технологии: «Возвращение к истокам забытого ремесла. Фильцевание» icon«Народная культура (традиции, искусства, ремесла) в жизни народов современной России»
Тема: «Народная культура (традиции, искусства, ремесла)в жизни народов современной России»
Урок по технологии: «Возвращение к истокам забытого ремесла. Фильцевание» iconУрок в начальной школе с использованием технологии ркмчп
Автор рассматривает особенности видов проблемного урока: урок версионного характера; урок сравнительно-обобщающего характера; урок...
Урок по технологии: «Возвращение к истокам забытого ремесла. Фильцевание» iconУрок в начальной школе с использованием технологии ркмчп
Автор рассматривает особенности видов проблемного урока: урок версионного характера; урок сравнительно-обобщающего характера; урок...
Урок по технологии: «Возвращение к истокам забытого ремесла. Фильцевание» iconУрок по «Истокам» на тему «Образ защитника Отечества. Былина «Илья Муромец»
Цель урока: создать образ защитника Отечества, запечатлённого в искусстве слова и в изобразительном искусстве


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск