Приложение 1 Конспект урока «существительные общего рода» Цели





Скачать 61.57 Kb.
НазваниеПриложение 1 Конспект урока «существительные общего рода» Цели
Дата публикации02.07.2014
Размер61.57 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Приложение 1

Конспект урока «СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕГО РОДА»

Цели урока:

  • дать понятие о существительных общего рода;

  • развитие умений в определении рода и употреблении их в речи;

  • развитие речи учащихся и воспитание любви к русскому языку.


Задачи урока:

Образовательная: изучить тему «Существительные общего рода»;

Развивающая: развить творческое мышление, память учащихся;

Воспитывающая: воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, сотрудничества на уроке.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:

  • учебник «Русский язык» для 6 класса под редакцией С.Д.Ашуровой, Г.Н.Никольской;

  • рабочие тетради;

  • компьютер, мультимедийный проектор;

  • презентация урока.


Оформление доски: число, классная работа, тема урока;


  • схема род



пол



мужской женский



ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Подведение к новой теме.

Сообщаются тема, цель урока (слайды №№1,2)

Фронтальный опрос: (слайд№5)

- Что такое род? (грамматическое значение)

- Какие части речи (знаменательные или служебные) имеют значение рода?

( знаменательные)

- Все ли знаменательные части речи имеют значение рода? (не имеют числительные и наречия)

- Сколько родов в русском языке? (называют)

2. Повторение пройденных тем:

Задание: распределить имена существительные по родам в три столбика. Записать слова в именительном падеже, единственном числе (слайд №6).

Под диктовку учителя 3 ученика работают у доски, остальные - в своих тетрадях.

Вещи, яблоки, хлеба, кольца, книги, пеналы, ружья, мячи, умницы.

- Молодцы, ребята! Мы еще вернемся к слову «умница», а теперь посмотрим на доску.

З. Изучение новой темы.

На доске записаны предложения. Отгадайте, о ком идет речь – о мальчике или девочке (слайд №7)

  1. «Умница!» - сказала бабушка внуку.

  2. Тихоня не торопился домой.

  3. Наша Маша – хвастунишка.


- Как можно определить, к кому относятся слова умница, тихоня, хвастунишка? (умница – к мальчику, тихоня – к мальчику, хвастунишка – к девочке)

- Что обозначают данные слова? (качества людей, лица мужского и женского пола)

Вывод: УМНИЦА, ТИХОНЯ, ХВАСТУНИШКА – слова общего рода. Это имена существительные с окончанием –а, -я, которые относятся и к мужскому, и к женскому роду. Такие существительные называются существительными ОБЩЕГО рода.

- Можно ли определить их род? (добавляются опорные слова)

умница – внук (мужской род)

тихоня – торопился (а не торопилась) , (мужской род)

хвастунишка – Маша (женский род)

Вывод: Существительные общего рода относятся к мужскому роду, если обозначают лица мужского рода и относятся к женскому роду, если обозначают лица женского рода.

( обращаются к схеме, слайд №3)

4. Закрепление изученной темы.

а) Проверяем себя. Почитаем правила §32, стр. 100 – 101.

На этом этапе урока можно использовать Памятку (слайд №4), если есть слабые учащиеся, которые затрудняются в выполнении тренировочных упражнений)

б) Тренировочные упражнения.

Упражнение 289. С данными именами существительными общего рода составьте предложения, употребляя эти слова применительно к лицам мужского и женского пола. Значения слов ребята ищут в словарях.

1) Сначала проводится

а) словарная работа (слайд №8)

Пустомеля – пустослов (тот, кто болтает вздор).

Ябеда – 1)мелкий донос, клевета; 2) то же, что ябедник.

Тихоня – тихий, смирный человек.

Соня – сонливый, любящий много спать человек.

Плакса – тот, кто много и часто плачет.

Лежебока – лентяй, бездельник.

Непоседа – очень подвижный, суетливый, беспокойный ребенок.

Забияка – тот, кто любит затевать драки, ссоры.

Неряха – неряшливый человек (неаккуратный, лишенный опрятности).

Белоручка – тот или та, кто чуждается физической или вообще трудной, грубой работы.

б) составить предложения с существительными общего рода.

Вывод: Слова ОБЩЕГО рода этого упражнения имеют отрицательную эмоциональную окраску.

5. Грамматическая задача.

По значениям слов угадать слова общего рода, имеющие положительную эмоциональную окраску.

Очень трудолюбивый, старательный человек (трудяга, работяга), умный человек (умница), неопрятный, грязный человек (грязнуля), тот, кто много и часто плачет (плакса), рассеянный, невнимательный человек (разиня), человек, который зазнается (зазнайка).

Таким образом, слова общего рода могут иметь положительную и отрицательную эмоциональную окраску в характеристике людей, лиц мужского и женского пола (слайды №№9,10).

6. Физкультминутка.

Найдите в загадке спрятанное существительное общего рода (слайд №11).

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки – ни одной. (еж)

- Кто такой недотрога? (обидчивый, чрезмерно щепетильный человек)

Задание: выпишите имя существительное общего рода вместе с прилагательным и укажите род имени существительного.

Сердитый недотрога (муж. род).

7. Развитие речи учащихся.

Упражнение 291. Прочитать диалог, определить тему текста «Моя мама пахнет хлебом».

- Найдите в тексте имена существительные общего рода и определите их род.

- Выполните задания, ответьте на вопросы.

Врач – муж. род.

Пекарь – жен. род.

8. Творческая мастерская.

Упражнение 292. Составить предложения с данными именами существительными, употребляя их применительно к лицам мужского и женского пола. Уточнить значение незнакомых слов по словарю.

Инженер, строитель, агроном, экономист, секретарь, кондуктор, архитектор, профессор, программист, бухгалтер, маляр, вахтер.

9. Подведение итогов урока (слайд №13).

- Что нового узнали на уроке?

- Какие особенности имеют имена существительные общего рода?

10. Аттестация учащихся.

Домашнее задание: а)§32. Упражнения 286, 288 (письменно).

Списать, определить в контексте род у существительных общего рода.

б) Словарная работа. Найти значение слов невежа и невежда

по толковому словарю. Написать сочинение-миниатюру

«Почему люди осуждают невежду?» (Приложение 4)

(Тему сочинения может подобрать сам учащийся)

Литература: 1. Ашурова С.Д., Никольская Г.Н. и др. Русский язык: учебник для 6 класса нац.шк., Просвещение, 2005 г., стр.100-103.

2.Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. М., Просвещение, 2001г.

3. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. Дидактические материалы по русскому языку, 6 класс. Книга для учителя. М., Просвещение, 2004г.

4. Методика обучения русскому языку в 5 – 11 классах нерусских школ с родным языком обучения. Пособие для учителя под ред. Н.Б.Экбы. Санкт – Петербург, Просвещение,1995г.

5. Толковый словарь русского языка под ред. С.И.Ожегова.

6. Вопросы теории и практики преподавания русского языка и литературы. Библиотека учителя русского языка чувашской школы. Чувашское книжное издательство, 1993г.

7. Е.А.Быстрова, К.З.Закирянова и др. Практическая методика обучения русскому языку в средних и старших классах. Просвещение, 1988г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Приложение 1 Конспект урока «существительные общего рода» Цели iconТема урока: «Род имени существительного. Имена существительные общего рода»
Тип урока: систематизация знаний, умений, навыков; знакомство с существительными общего рода
Приложение 1 Конспект урока «существительные общего рода» Цели iconПлан-конспект урока имена существительные общего рода
Планирование составлено на основе Федерального компонента гос. Стандарта ср обшего образования
Приложение 1 Конспект урока «существительные общего рода» Цели iconКонспект урока русского языка в 4 классе по теме «Имена существительные 3 склонения»
Цель: научить различать имена существительные третьего склонения среди других имён существительных
Приложение 1 Конспект урока «существительные общего рода» Цели iconКонспект урока русского языка в 5 классе на тему «имена существительные...
Обобщение знаний учащихся об имени существительном, закрепление умения классифицировать на одушевленные/неодушевленные, нарицательные/собственные...
Приложение 1 Конспект урока «существительные общего рода» Цели iconУрок 6/6 Тема урока: Количество теплоты Цели урока: ввести понятие...
Цели урока: ввести понятие количества теплоты, исследовать зависимость количества теплоты от температуры, массы и рода вещества
Приложение 1 Конспект урока «существительные общего рода» Цели iconМетодическая разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме:...
Цели: знать неопределенные местоимения- существительные, их правописание, грамматические признаки. Уметь выполнять творческие задания,...
Приложение 1 Конспект урока «существительные общего рода» Цели iconКонспект урока по теме: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
Цель урока: формировать представление о лексическом и грамматическом богатстве имени существительного
Приложение 1 Конспект урока «существительные общего рода» Цели iconКонспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: «Правописание мягкого...
Выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода через наблюдение и исследовательскую работу учащихся
Приложение 1 Конспект урока «существительные общего рода» Цели iconТема урока: «Носители информации» Цели урока
Оборудование: компьютеры для просмотра презентации (Приложение 1), внешние носители информации, стенд «Техника безопасности в кабинете...
Приложение 1 Конспект урока «существительные общего рода» Цели iconКонспект открытого урока русского языка
Москва – собственное имя существительное, остальные – нарицательные существительные
Приложение 1 Конспект урока «существительные общего рода» Цели iconУрок закрепления изученного
Обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном, закрепить умение писать имена существительные женского рода...
Приложение 1 Конспект урока «существительные общего рода» Цели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обратите внимание, что все существительные, обозначающие картинки, женского рода, кроме der Apfel
Приложение 1 Конспект урока «существительные общего рода» Цели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока. Создание условий для развития у учащихся умения изменять имена существительные по числам и падежам, ставить существительные...
Приложение 1 Конспект урока «существительные общего рода» Цели iconКонспект урока литературы в 10 классе Тема урока: «Зачем я жил? Для...
Цели урока: вспомнить основные эпизоды повести «Княжна Мери» и выявить, каковы были цели, намерения Печорина; помочь детям разобраться...
Приложение 1 Конспект урока «существительные общего рода» Цели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: активизация и расширение словаря по теме «Одежда»; уметь образовывать существительные родительного падежа, существительные...
Приложение 1 Конспект урока «существительные общего рода» Цели iconТема урока. Зависимость рода имени прилагательного от рода имени существительного
Формы работы учащихся – работа с текстом, таблицами, схемами, тестирование, редактирование, взаимопроверка


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск