Скачать 41.75 Kb.
|
Конспект урока по теме: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» в 5 классе. Цель урока: формировать представление о лексическом и грамматическом богатстве имени существительного Предметные:
Метапредметные:
Воспитательные:
Ход урока.
На наших уроках мы не только учимся грамотно писать, но и открываем для себя тайны русской грамматики. Именно этим мы сегодня будем заниматься. На слайде представлены слова. Найдите основание для их классификации и сгруппируйте их. Дерево, машина, девочка, собака, Валя, игра, гриб, улица, мама, сосед. Вывод: Слова первой группы отвечают на вопрос кто? Значит, они одушевлённые. Слова второй группы отвечают на вопрос что? Значит, они неодушевленные.
Учитель. Кто сформулирует тему нашего урока? Итак, тема нашего урока «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные». Какова цель сегодняшнего урока? Сегодня мы должны научиться различать одушевлённые существительные и неодушевлённые. 4.Работа по теме урока Мы уже знаем, что существительные делятся на два больших разряда: одушевлённые и неодушевлённые. Почему одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? Потому что они обозначают живых существ. Но почему все слова, обозначающие растения, отвечают на вопрос что? Ведь это тоже живая природа?! Ответ следует искать в глубокой древности. Наши далёкие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир (живой – с точки зрения биологии) оказался в языке неодушевлённым. Да и мы иногда задумываемся: микроб, бацилла – кто? или что? Учитель. Ответ на этот вопрос вы сможете дать сами в конце урока. 5. Исследование. «Открытие» безошибочного способа определения категории одушевлённости. Учитель. Кроме вопроса, есть другой безошибочный способ определения одушевлённых и неодушевлённых существительных. Этот способ должны открыть вы сами. Просклоняем несколько существительных (2 ученика у доски). И.п. друзья кони деревья столы Р.п. друзей коней деревьев столов Д.п. друзьям коням деревьям столам В.п. друзей коней деревья столы Т.п. друзьями конями деревьями столами П.п. о друзьях конях деревьях столах Какую разницу вы заметили при склонении? В каком падеже окончания не совпадают? Ещё в каком падеже эти существительные имеют такие же окончания? Вывод: Во мн. числе у одушевленных существительных В.п. совпадает с Р.падежом, а у неодушевлённых существительных В.падеж совпадает с И. падежом. 6. Давайте проверим, насколько мы правы. Работа с учебником стр. 255 7. Тренировочные упражнения Задание 1. Одушевлёнными или неодушевлёнными являются следующие имена существительные? Вижу орла – вижу Орёл, Позвать дворника – включить дворники. Вывод: разграничение одушевлённых и неодушевлённых существительных зависит от их лексического значения. Задание 2. Третье лишнее 1. ДЕТИ, СТОЛ, САНКИ 2. ДРОВА, СУГРОБ, СНЕГОВИК 3. БАРСУК, ДЯТЕЛ, СНЕЖИНКИ 4. ЗИМА, КУКЛА, ЛИСА Задание 3. Мы уже работали с лингвистической сказкой Л. Петрушевской. Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. Сегодня меня интересует слово бутявка. Какой частью речи оно является? Это одушевлённое существительное или неодушевлённое? Вывод. Какое основное правило нужно помнить при определении одушевлённых и неодушевленных существительных? Тренировочное упражнение № 718 ( по группам) 8. Физкультминутка. 9. Анализ стихотворения С. Есенина. Олицетворение С ДОБРЫМ УТРОМ! Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: "С добрым утром!" 10. Творческое задание. В группах придумайте историю про один из предметов, представленных на слайде 11. Рефлексия. А теперь прошу быть особенно внимательным. Представьте себе, что русский язык – это толстая-толстая книга. Вы учитесь в 5 классе, поэтому учебник открыт ещё только в самом начале. Сегодня на уроке мы успели прочитать ещё одну страничку этой книги. Какая она, эта страничка? Какое желание возникло у вас после её прочтения? Сложная или несложная? Понятна ли? Захотелось ли читать эту книгу дальше? 12. Высказывания учащихся. 13. Домашнее задание: &92, № 719(2-4) или 720* |
Конспект урока русского языка в 5 классе на тему «имена существительные... Обобщение знаний учащихся об имени существительном, закрепление умения классифицировать на одушевленные/неодушевленные, нарицательные/собственные... | Тема : «Одушевленные и неодушевленные имена существительные» Формировать умение ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные | ||
Конспект урока русского языка в 4 классе Обобщение знаний учащихся об имени существительном, закрепление умения классифицировать на одушевленные/неодушевленные, нарицательные/собственные... | Конспект урока русского языка по теме «Имя существительное» 2 класс... Обобщение знаний учащихся об имени существительном, закрепление умения классифицировать на одушевленные/неодушевленные, нарицательные/собственные... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Имена существительные одушевлённые и... | Конспект урока русского языка во 2 классе на тему: «Число имён существительных» Обобщение знаний учащихся об имени существительном, закрепление умения классифицировать на одушевленные/неодушевленные, нарицательные/собственные... | ||
Урока Обобщение знаний учащихся об имени существительном, закрепление умения классифицировать на одушевленные/неодушевленные, нарицательные/собственные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что?; учить находить имена существительные... | ||
Урока: Русский язык Формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что?, учить находить их в тексте, классифицировать... | Урок русского языка «Одушевленные и неодушевленные имена существительные» Обучение осуществляется по системе Л. В. Занкова с применением технологии разноуровневого обучения, по учебнику А. В. Поляковой «Русский... | ||
Урок русского языка. 2 класс. Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные Оборудование: интерактивная доска, учебник, тетрадь, линейка, карандаш, ручка, индивидуальные карточки, дидактический материал | Кто. На какие вопросы отвечают другие слова? Обобщение знаний учащихся об имени существительном, закрепление умения классифицировать на одушевленные/неодушевленные, нарицательные/собственные... | ||
Тема: «Урок- путешествие. Местоимение как часть речи». Цель Обобщение знаний учащихся об имени существительном, закрепление умения классифицировать на одушевленные/неодушевленные, нарицательные/собственные... | Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Имена существительные 3 склонения» Цель: научить различать имена существительные третьего склонения среди других имён существительных | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательные: углубить знания учащихся об имени существительном; познакомить учащихся с понятием одушевленности и неодушевленности;... | Конспект открытого урока по русскому языку 5 класс тема: имена существительные одушевленные Предложение: в зимнем лесу деревья засыпаны снегом, и все освещено ярким солнечным светом |