Вступление





НазваниеВступление
страница1/236
Дата публикации06.07.2014
Размер6.82 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   236

Вступление

Введение - 1


Бронислава Нижинская, автор знаменитой «Свадебки» на музыку Стравинского, признанная сегодня на Западе одним из крупнейших балетмейстеров XX столетия, в России — на ее родине — по-прежнему известна больше как сестра Вацлава Нижинского, нежели как самостоятельная и масштабная художественная личность.

Нижинская прожила долгую творческую жизнь, создав около 60 балетов, и внесла немалый вклад в искусство хореографии уходящего века. Этот вклад до сих пор еще не вполне оценен. И ценность его определяется не только поставленными ею балетами. Одна из любимых учениц Энрико Чекетти, Нижинская была еще и выдающейся танцовщицей и славилась техникой, не знавшей ограничений. Ранние уроки у брата много дали ей в этом плане, помогли овладеть и некоторыми секретами мужского танца. Нижинская, хотя и на два года моложе Вацлава, внешне была очень похожа на него. Невысокого роста, она отличалась крепким сложением и сильно развитыми мышцами рук и ног. Отсутствие ярко выраженных женственных черт, по-мужски рациональная, не украшенная лирикой техника — вот первые приметы ее артистического своеобразия, вот то, что всегда выделяло Нижинскую на сцене. Нельзя сказать, что она вовсе не была женственна, но чувственное очарование, как ненужную примесь, она всегда сознательно изгоняла из танца. Впрочем, такой она была не только на сцене. От природы она обладала аналитическим, не по-женски трезвым умом. И это позволяло ей помимо практики заниматься теорией танца.

Артистка дягилевского Русского балета, единственная в истории труппы женщина-балетмейстер, Нижинская имела независимый, даже упрямый характер и не раз уходила от Дягилева, чтобы самостоятельно реализовать назревшие замыслы и планы. При этом Дягилев ценил Нижинскую очень высоко, отзываясь о ней так: «Будь у меня дочь, я желал бы, чтобы она была наделена столькими же талантами».

Дягилев имел все основания так говорить. В его труппе Нижинская выросла в значительную художественную величину. Как танцовщице ей были подвластны самые разные жанры и стили — от традиционной классики до современных пластических форм, от драмы до острой характерности и гротеска. В Русском балете раскрылся и ее балетмейстерский дар, столь же непредсказуемый и разносторонний.

Казалось бы, влияние личности Нижинского должно было ее подавить, заглушить ее творческую индивидуальность. Однако на деле оно лишь стимулировало ее талант, на деле она оказалась способной прокладывать в искусстве собственный путь, впитать реформаторский опыт и Фокина, и Нижинского. И когда идеи театрального модерна полностью исчерпали себя, именно Нижинская своей «Свадебкой» открыла новую эпоху в балете.

Введение - 2


Гений Нижинского принадлежит по преимуществу началу 1910-х годов, и расцвет его неотделим от эпохи расцвета «Мира искусства». Талант его младшей сестры стал принадлежностью других времен. Более жесткая, более трезвая, чем он, она не была склонна воспринимать балет мирискуснически — как удаленный от реальности, погруженный в созерцание прошлого мир. Ей, гораздо чаще, чем Вацлав, окунавшейся в реальную, повседневную жизнь, балет не казался замком из слоновой кости. Напротив, в начале 1920-х годов, когда достиг зрелости ее балетмейстерский талант, она сумела привнести в балет остроту и экспрессивную силу современных пластических форм, влить в хрупкое искусство новую кровь, сделав его устойчивым к трудным реалиям послевоенной жизни.

Но рубеж 1910—1920-х годов — это еще и критический, переломный момент для судеб традиционной классической школы. А Нижинская была человеком школы, прежде всего. Без школы (за что она, кстати, не любила Айседору Дункан) искусства для нее не существовало. Основой искусства Бронислава считала высокое ремесло. Отточенная танцевальная механика уже была для нее произведением искусства. И очень многое в ее творчестве, в ее судьбе определило то, что она попыталась заново, после Фокина, утвердить в балете значение чистого мастерства, заново, в соответствии с современностью, заставить заработать механизм профессиональной школы. Не случайно в 1920-е годы она фактически создала для балета новую условность, новый, конструктивистки жесткий танцевальный язык. Не случайно именно она открыла период неоклассики в дягилевском балете.

Творческая активность Нижинской не угасла и с распадом Русского балета. Она организовывала собственный театр, работала в других известных русских труппах. И все же, с окончанием второй мировой войны, когда стерлись из памяти многие дягилевские спектакли, когда прервалась деятельность преемников Дягилева — различных монте-карловских трупп, а в мире появились новые великие балетмейстеры, имя Нижинской было фактически предано забвению, отошло в тень все разраставшейся легенды о Вацлаве Нижинском.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   236

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вступление iconУрок по теме «Членистоногие» ход урока вступление (Вступление и заключение...
Все эти персонажи – представители одного типа, типа членистоногих. На уроках мы с вами говорили о многообразии этого типа, об удивительной...
Вступление icon«Синтетические моющие средства» Стукалов Артем
Вступление стр. 3
Вступление iconРеферат по литературе на тему «Мария в произведениях А. С. Пушкина»
Вступление
Вступление iconВступление
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №40 находится в Заволжском районе г. Твери
Вступление iconНоосферакакфилософияэкологи и нагари я 2 о 1 о содержание вступление
Материалистическая экология. Великая экологическая катастрофа и крах советского режима
Вступление iconКонспект урока. Вступление учителя
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с углубленным
Вступление iconРеферат по дисциплине «Введение в рекламу» На тему «btl как форма...
Вступление
Вступление iconРечеведческий разбор текста
Свое небольшое вступление о теме (рассказа, повествования, рассуждения, размышления), ее актуальности, важности
Вступление iconСодержание Вступление 2-4 стр
Оборудование: плакаты, карточки со словами, ящик для жетонов, жетоны с изображением клоунов
Вступление iconВступление
Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская Земля!
Вступление iconВступление
Героическая оборона Ленинграда. Наступальтельные операции войск на Северо-Западном направлении. Сентябрь 1941- ноябрь 1942 гг
Вступление iconВступление в силу международных договоров российской федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Вступление iconПлан урока Вступление
Мы представляемся. Первым выходит Илья и начинает урок. Он говорит на фоне первого слайда презентации
Вступление icon50 ответов на вопросы, связанные с молитвой Вступление
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 111101 зоотехния
Вступление iconЗаявка на вступление в Деловой Клуб Лиги международной молодежной дипломатии
Участие в конференциях, фестивалях, семинарах, форумах и т д. ( название мероприятия, место, год)
Вступление icon«Женский идеал в древних памятниках якутского и русского народа (якутский...
Вступление с. 3-4


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск