Скачать 62.18 Kb.
|
Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №21 имени Магжана Жумабаева отдела образования, акимата города Тараз» Директор СШ № 21 Зам.директора МО Руководитель МО Сламов Г.Т. С.Б.Ботамкулова Анитеева Д.Д.______ ________________ _______________ «____»____________ Конспект Тема урока: «Безличные предложения» Класс: 8 «ә» Предмет: русская речь Дата проведения: 27.12.2013 г. Составила: Джолманова С.Е., учитель русского языка и литературы II категории город Тараз 2013 год Тема: Безличные предложения Цели: повторить теоретические сведения об односоставных предложениях, ввести понятие "безличные предложения", определить способы выражения сказуемого в безличных предложениях; работать над развитием речи учащихся на материале текста; воспитать внимание к слову, ответственное отношение к работе, к товарищам. Тип урока: комбинированный Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная Оборудование урока: интерактивная доска, плакаты А-4, А-3, маркеры, Межпредметная связь: литература, казахский язык. Прогнозируемый результат: формирование умения распознавать безличные предложения в тексте План урока:
А) Вопросно-ответная беседа. Б) Работа с таблицей В)Тренировочное упражнение. 5 мин.
Ход урока:
А) Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомиться с видами односоставных предложений. Но прежде чем приступать к новой теме, давайте проверим домашнее задание.
Задание: Выписать из стихотворения Н.А.Некрасова «Школьник» односоставные предложения.
- Какие предложения называются односоставными? - С какими их видами мы уже знакомы? Перед вами текст: 1). Белоснежная зима сменила тоскливую осень. 2). По утрам морозит. 3). Идёшь по зимнему лесу и любуешься его красотой. 4). На душе легко. 5). Рядом говорят о погоде. 6). Ты же думаешь только об уроках. 7). Ничего не поделать. 8). Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.(Работа с постером). Задания: 1- группе: Найдите в тексте определённо-личные предложения. Почему отнесли их к определённо-личным? Чем выражено сказуемое? 2- группе: Прочитайте только неопределённо-личные предложения. Обоснуйте свой выбор. Чем выражено сказуемое? 3- группе: Назовите обобщённо-личные предложения. Чем выражено сказуемое? IV. Новая тема. Безличные предложения. А) Вопросно-ответная беседа. Выпишете оставшиеся односоставные предложения. Почему их нельзя отнести к уже известным нам группам? Попробуйте подобрать подлежащее к сказуемым в этих предложениях. Что можете сказать? Это и есть безличные предложения. В них нет и не может быть подлежащего, они «без лица». Как могут называться такие глаголы, которые обозначают действие, у которого нет действующего лица? (Гипотезы учащихся) И ещё один вывод, который мы с вами сделали: сказуемое в безличном предложении может быть выражено безличным глаголом. А теперь сравните предложения: Приятно пахнет сирень. Приятно пахнет сиренью. Чем отличаются эти предложения? Является ли глагол «пахнет» безличным? Можно ли во втором предложении подобрать к сказуемому подлежащее? Какой вывод можно сделать? (Сказуемое в безличном предложении может быть выражено личным глаголом в значении безличного). Но сказуемое в безличном предложении может быть выражено не только безличным глаголом или личным в значении безличного. Б) Работа с таблицей. По своему значению безличные предложения делятся на з группы: 1. Обозначают явления природы, состояние окружающей среды, явления стихии: Морозило сильнее, чем с утра. 2. Обозначают психологическое и физическое состояние человека: Его знобило и ломало. 3. Выражают различные модальные отношения – желание, стремление, необходимость, уверенность и т.д.: Зимой необходимо теплее одеться. В) Тренировочное упражнение. Перед вами предложения, взятые из миниатюр В.П.Астафьева. Обозначьте грамматические основы и укажите, чем они выражены.
О медведях можно рассказывать бесконечно. 4. Пора уже разводить костёр и варить уху. 5. Нет сна. Не стало гармонии. V. Разноуровневые задания. Уровень А. Составьте безличные предложения, употребляя в качестве главного члена – сказуемое - слова и словосочетания данные ниже. 1. Морозит, вечереет, смеркалось. 2. Живётся, думается, работается. 3. Окутало, сломало, сдуло. 4. Нужно выполнить, необходимо доказать, нельзя не согласится. 5. Было, будет построено, закончено, объявлено. Уровень Б. Преобразуйте двусоставные предложения в односоставные безличные. 1. Ветер сломал дерево. 2. Мой друг живёт хорошо.3. Как ты отдыхал на каникулах? 4. На остановке автобуса никто не стоял. 5. Директор объявил по радио о приближении циклона.6. Вкусно пахнет свежий хлеб. Уровень С. Слова из скобок поставьте в нужной форме.
VI. Итог урока. Игра «Да- нет». 1). Безличное предложение – это односоставное предложение? (да) 2). Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (нет) 3). Сказуемое в безличном предложении может быть выражено только безличным глаголом? (нет) 4). Может ли сказуемое в безличном предложении быть выражено личным глаголом? (да, в значении безличного) 5). Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (нет)
Выставление отметок учащимся. 0- 1 – «5» 2- 3 – «4» 4- 5 - «3» VII. Рефлексия. Перед вами находятся небольшие таблички, с помощью которых вы оцените свою работу на уроке. Оценочный лист Дата проведения урока__________Класс________Предмет______________ Тема урока____________________________________________________ Фамилия, имя учащего______________________________________________ Сегодня на уроке
За работу на уроке я ставлю себе отметку ______, потому что_______________________________________________________________ VIII. Домашнее задание. Написать поздравительное письмо другу, используя безличные предложения.
|
Безличные предложения Цель образовательная: создать условия для формирования понятия «безличное предложение» | Календарно-тематическое планирование 8 класс Лексика по теме. Безличные предложения. Прослушать названия стран. Климат и погода в Великобритании и России | ||
Тема урока «Определенно-личные предложения». Цель урока Вопрос учителя: чем отличаются простые предложения в составе данного сложного предложения? | Урок по русскому языку в 3 классе. Закрепление по теме «Члены предложения» Цели урока закрепить знания о главных и второстепенных членах предложения (должны знать на какие вопросы отвечают главные и второстепенные... | ||
Урока «вхождение» в тему урока Цель урока: формировать умение определять границы предложения, учить строить предложения | Урок русского языка в 5 классе Тема «Сложные предложения. Наличие... Цель урока: познакомить учащихся с признаками сложного предложения, привить навык постановки знаков препинания между частями сложного... | ||
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе Учитель: Костина... Тема урока: Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое (грамматическая основа предложения) | Конспект урока виды односоставных предложений (Тема урока) фио (полностью)... Вопрос учителя: чем отличаются простые предложения в составе данного сложного предложения? | ||
Урок русского языка в 8-м классе "Односоставные предложения. Предложения определенно-личные" Вопрос учителя: чем отличаются простые предложения в составе данного сложного предложения? | Конспект урока Тема урока : Мои увлечения. Настоящее простое время:... Знать: названия дней недели, образование числительных до 100; конструкцию вопросительного предложения в Present Simple | ||
Тема урока: «Главные члены предложения» Будем находить и выделять главные члены предложения – грамматическую основу предложения | Цели урока Различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложения с именными составными сказуемыми | ||
План-конспект урока главные и второстепенные члены предложения Тема и номер урока в теме: «Главные и второстепенные члены предложения», урок №9, «Вспоминаем, повторяем, изучаем» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Выпишите предложения с однородными членами предложения. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Подчеркните однородные... | ||
Урок по русскому языку в 8 классе Тема: «Обособленные члены предложения» Тема урока : Предложения с обособленными членами. Подготовка к гиа (А3, а 4, А5-А7,В4) | Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Сложное предложение» Образовательные: познакомить с понятием сложного предложения; учить находить сложные предложения в тексте; ставить запятые в сложном... |