Салык Н. А. Использование краеведческого материала в воспитательной работе





Скачать 82.67 Kb.
НазваниеСалык Н. А. Использование краеведческого материала в воспитательной работе
Дата публикации10.07.2014
Размер82.67 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Салык Н.А.

Использование краеведческого материала в воспитательной работе

Сегодня не только в педагогической среде, на страницах педагогической печати, но и среди родителей, в обществе обсуждаются президентская инициатива «Наша новая школа», Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, в которых прописаны цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Они могут быть реализованы «в единстве учебной и внеучебной деятельности на основе базовых национальных ценностей российского общества». В документах определены следующие ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество.

Перед школой стоит задача «формирования идентичности гражданина России»; создания условий для «успешной социализации личности и развития инновационного потенциала России, поддержки индивидуального развития детей и подростков, развития одаренности».

В августе 2009 года в «Учительской газете» прошло обсуждение проекта Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, в котором приняли участие ученые, представители Русской православной церкви, педагоги-практики. Заседание «круглого стола» прошло под девизом «Школа гражданского общества – это среда свободы и возможностей нравственного выбора для человека». При обсуждении Концепции отмечалось, что в ней «сформулирована система базовых общенациональных российских ценностей, требования к результату организации и условиям воспитания школьников, структуре и содержанию программ воспитания и социализации граждан России». Участники заседания обращали внимание на необходимость «создания укладов, образов жизни, культурных средств, ценностей, которые могут принимать ребята». Добиться этого можно, если дети вместе с педагогами включаются в социально-значимую деятельность. Сегодня перед педагогами встает задача «воспитания у ребят способности к общественному действию».

Большое внимание при обсуждении данной Концепции участники «круглого стола» уделили именно включению детей в социально-значимую деятельность, организации исследовательской работы по изучению, сохранению природного, исторического, культурного наследия родного края. Реализация стандартов нового поколения требует от педагогов владения такими технологиями воспитания, которые способствуют формированию коммуникативных, знаниевых компетентностей: групповой дискуссионной деятельности, диалоговой, проектной технологией др. А также, казалось бы, всем знакомой, но постоянно нарушаемой технологией КТД: коллективной творческой деятельности. Эта деятельность может быть различной направленности: познавательной, спортивной, досуговой и др. Использование этой технологии способствует созданию такой атмосферы, когда учащиеся вместе со взрослыми будут высказывать свое мнение по данной проблеме, научатся уважать мнение другого человека, научатся принимать решения по организации того или иного дела и нести ответственность за это.

Коллективное творческое дело краеведческой направленности (КТД)

Особенности технологии КТД

Анализируя планы, программы воспитательной деятельности школ, классных руководителей, мы нередко видим, что одной из форм организации воспитательной работы является КТД (коллективное творческое дело). Однако, при подробном рассмотрении его описания, проведения можно увидеть, что (в лучшем случае) это обычное хорошо подготовленное мероприятие (праздник, игра и др.), продуманное, спланированное педагогами. Ученики в этом процессе участия не принимали, они выполняли данные взрослыми задания. Мы не говорим, что такие дела не следует проводить: они нередко проходят на высоком эмоциональном подъеме, с активным участием детей, оставляют след в их жизни. Но все-таки это другая технология.

КТД (коллективная творческая деятельность) выросла из «педагогики общей заботы», которая предполагает организацию процесса коллективного познания, творчества, формирование отношений в коллективе, развитие и самоактуализацию каждого участника дела (и школьника, и взрослого). Сплетается из технологической «цепочки»:

  1. Совместное решение о проведении дела: зачем нам нужно проводить это дело? что это даст каждому участнику? классу? группе? школе? И т.д.

  2. Коллективное планирование: проводится опрос мнений в классах, на совете старшеклассников, совете школы; отбираются итоговые предложения, причем объявляется благодарность всем, кто принимал участие в планировании.

  3. Коллективная подготовка: выбран совет дела; определены группы консультантов из педагогов и учеников, интересующихся определенной проблемой (возраст и класс значения не имеют); создалась группа пресс-центра.

  4. Коллективное проведение дела.

  5. Коллективный анализ: публичное признание вклада в дело, достижений каждого участника. При анализе идет разговор о том, что нового узнали? что открыли для себя нового? что открыли в себе? в друзьях? Что получилось? Почему? Что не получилось? Почему? Кому следует сказать спасибо? Формы экспресс-анализа могут быть разнообразными.

  6. Последействие. Эффекты и результаты: было ли дело событием, встречей с чем-то новым, интересным в жизни участников? Как можно использовать собранные материалы в урочной или внеурочной деятельности? Возможно, что после дела появятся новые проекты, родятся новые идеи.

Описание моделирования общешкольного КТД краеведческой направленности.

1. Проведению коллективного творческого дела предшествовала подготовительная работа: анализ отношений учащихся к Отечеству (см. Приложение №1); изучение их заинтересованности в данной проблеме; изучение возможностей учебных предметов ( все предметы, начиная с начальной школы) и необходимости использования краеведческого материала в урочной и внеурочной деятельности; изучение возможностей среды как внутренней, так и внешней.

А также работа с Программой развития школы, в которой прописаны цели, задачи, стоящие перед школой, и ожидаемые результаты реализации образовательного процесса.

2.Коллективное планирование КТД (предлагаем одну из форм планирования).

Совет школы (совет старшеклассников, инициативная группа) предлагает ученикам, классным коллективам продумать название КТД и план действий. С этой целью предлагаются три группы слов, из которых и составляется название КТД. При этом можно изменять лишь падежные формы, используя предлоги.

Предмет: Родина (малая родина), Тверской край, Отечество

Событие: путешествие, фестиваль, форум, Встреча,

Учреждение (место): школа, музей, Дворец знаний.

Из предложенных вариантов: «Путешествие в музей Тверского края», «Фестиваль «Отечество» во Дворце знаний», «Встреча с Тверским краем в школе», «Фестиваль Тверского края в музее» и др. инициативная группа остановилась на названии

«Музей путешествий по Тверскому краю»

Цели КТД: формирование ценностного отношения к природному, историческому, культурному прошлому Отечества; ответственности за сохранение ее богатства; стремления к изучению и умножению лучших национальных традиций на основе краеведческого материала.

Задачи:

разработка системы интеграции учебной и внеучебной деятельности; овладение педагогами современными технологиями воспитания; создание условий для мотивации учащихся к познанию, творчеству, труду; развитие совместной исследовательской деятельности педагогов и учащихся; формирование социальных компетентностей участников КТД в разновозрастных коллективах.

3. Коллективная подготовка.

Определение музейных экспозиций: «Природа Тверского края», «Народные промыслы», «Наши земляки», «Герои Советского Союза – уроженцы Тверского края», «Топонимика нашего края», «»Что ни двор, то говор», «Древние города Тверского края», «Народные игры», «Архитектура- застывшая музыка», «Загадки старинного парка», «Духовная история России», «Земля богата стариной» и другие. (См. Приложения № 2,3 ) Можно по выбору классного коллектива, можно по заданию совета дела и т.п.

Создание групп консультантов, совета дела, пресс-центра.

Классные коллективы готовят экспозиции на основе материалов, собранных в очных или заочных путешествиях. При этом следует продумать, кто из ребят будет проводить экскурсию, обеспечивать видео и музыкальное сопровождение, а кто отправится в путешествие по музею. Экскурсии должны быть короткими, интересными, пробуждающими интерес к дальнейшей деятельности. Открытие фотогалереи, вернисажа по данной теме как коллективных участников, так и авторские экспозиции.

Продумывается время открытия Музея «Тверского края», форма путешествия по нему. Готовятся приглашения, маршрутные листы, музыкальное оформление.

В этот период значительна роль пресс-центра, который становится объединяющим центром: предлагает советы, проводит экспресс-опросы по просьбе классов (таким образом определяется уровень подготовленности учеников к восприятию информации, а также создается определенная интрига: а что они готовят?). Вывешивает новости о ходе подготовки к КТД.

Необходимо выделить группу, которая будет готовить музыкальное сопровождение: это обеспечит единство всего дела и особенности каждой экспозиции.

4.Ход КТД «Путешествие по музею Тверского края».

Общий сбор, на котором открывается школьный музей Тверского края. Отмечается праздничное событие: вручаются призы, награды, благодарности тем школьникам и педагогам, кто готовил это дело. Вручение маршрутных листов.

Обязательно музыкальное праздничное оформление, использование видеоматериалов о Тверском крае.

Путешествие по музейным залам. (При подготовке совет дела должен проследить, чтобы проведение экскурсий не были однотипными).

5.Экспресс-анализ.

Что нового я узнал о Тверском крае? Что было особенно интересно? Кому можно сказать «спасибо»? Чьи работы понравились больше всего? Что совсем не понравилось? Что не получилось, почему? С кем из ребят, взрослых ты познакомился при подготовке дела, во время его проведения?

6.Последействие. Использование материалов КТД в учебной и внеурочной деятельности: для проведения классных часов, на уроках истории, литературы, русского языка, технологии, ИЗО, МХК и др. Хорошо, если дети сделают презентации.

Выступления на родительских собраниях, перед общественностью.

Примерные направления использования собранного материала

1.Составление экскурсионных маршрутов по определенной теме в соответствии с требованиями: выбор объектов, цель экскурсии, «портфель» экскурсовода, тезисы выступления. Можно использовать

на уроках географии, музыки, литературы, МХК и др.

2.Выбор тематики для исследовательских работ школьного НОУ.

3.Разработка тем для эссе.

4.Разработка проектов социально-значимой деятельности.
В воспитательной деятельности многие педагоги Тверского региона реализуют краеведческое направление. В приложениях представлены материалы из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ «Андрейковской ООШ» Молоковского района Бойцовой Ларисы Алексеевны,

Куровой Натальи Александровны, учителя истории и обществознания МОУ СОШ №2 г. Торопец.
Литература

  1. Глушков С.Соборы наших душ. _Тверь, 1995.

  2. Дни Л.Н.Гумилева в Бежецке.- Бежецк, 1995.

  3. Иванов И.П.Воспитывать коллективистов.- М.,1982.

  4. Имена в истории края / Из серии «Старица: путь длиною семь веков».- Тверь, 1997.

  5. История Тверского края. Учебное пособие / Под общей ред. В.М.Воробьева.- Тверь, 1996.

  6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. УГ, июнь, август 2009.

  7. Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М.,1993.

  8. Кац Л.И. Художники в Удомельском крае. – М.,1983.

  9. Кашкова В.Ф. Пушкинский путеводитель. Москва – Тверь – Санкт-Петербург. – Тверь, 1994.

  10. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М.,1989.

  11. Степанов П.В., Степанова И.В. Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания. – М., 2007.

  12. Федеральные государственные образовательные стандарты.- М.,2009.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Салык Н. А. Использование краеведческого материала в воспитательной работе iconАктуальность исследования определяется тем, что новой государственной...
Основой патриотического воспитания младших школьников является занятие краеведением, сбор, изучение краеведческого материала и использование...
Салык Н. А. Использование краеведческого материала в воспитательной работе iconДоклад «Использование краеведческого материала на уроках литературы и во внеурочное время»
«Использование краеведческого материала на уроках литературы и во внеурочное время»
Салык Н. А. Использование краеведческого материала в воспитательной работе iconМетодическая разработка по теме «Использование краеведческого материала...
Актуальность использования краеведения на уроках иностранного языка
Салык Н. А. Использование краеведческого материала в воспитательной работе iconИспользование современных образовательных технологий, в том числе...
Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости...
Салык Н. А. Использование краеведческого материала в воспитательной работе iconТема: «Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно...
Идея: организовать исследовательскую деятельность учащихся по биологии через использование краеведческого материала
Салык Н. А. Использование краеведческого материала в воспитательной работе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Создание условий для получения качественного лицейского образования. Использование различных инновационных технологий на уроках,...
Салык Н. А. Использование краеведческого материала в воспитательной работе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель – расширять знания учащихся об истории родного края, своей малой родины; развивать интерес к исследовательской и поисковой работе,...
Салык Н. А. Использование краеведческого материала в воспитательной работе iconАношина О. Г. Использование краеведческого принципа в формировании...
Аношина О. Г. Использование краеведческого принципа в формировании экологической культуры школьников
Салык Н. А. Использование краеведческого материала в воспитательной работе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование современных образовательных технологий, в т ч. Икт в обучении предмету и воспитательной работе
Салык Н. А. Использование краеведческого материала в воспитательной работе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Использование краеведческого материала как способ воспитания любви к малой Родине на уроках музыки и внеурочной деятельности» (руководитель...
Салык Н. А. Использование краеведческого материала в воспитательной работе icon1. Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года
Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно—коммуникативных, в процессе обучения предмету и воспитательной...
Салык Н. А. Использование краеведческого материала в воспитательной работе iconСводный отчет по воспитательной работе за 2011/2012 учебный год муниципального...
Следует отметить, что это направление деятельности педагогов нашей школы всегда было актуальным и важным, занимало ведущее положение...
Салык Н. А. Использование краеведческого материала в воспитательной работе iconМетодические рекомендации Азбука методической работы: планирование, формы и методы работы
Рекомендации предназначены для заместителей директоров по учебно воспитательной работе, заместителей директоров по научно – методической...
Салык Н. А. Использование краеведческого материала в воспитательной работе iconФормирование коммуникативной компетенции школьника – участника межкультурной...
Ля полной перестройки взглядов и подходов в обучении, с другой стороны дает больший размах в выборе учебных материалов и скорости...
Салык Н. А. Использование краеведческого материала в воспитательной работе iconПланирование воспитательной работы на 2008/2009 учебный год
Отчет классных руководителей о воспитательной работе проделанной в 1 четверти (5-6 класс)
Салык Н. А. Использование краеведческого материала в воспитательной работе iconИспользование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе классного руководителя
Годовой план можно использовать в виде памятки, содержащей основные данные о различных мероприятиях. Ответственность за описание...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск