Скачать 87.84 Kb.
|
Кузнецова Наталья Павловна. Идентификатор: 222-619-394 Интегрированный урок русского языка и окружающего мира в 4 классе по темам «Родительный падеж имён прилагательных в мужском и среднем роде» (русский язык), «Океаны» (окружающий мир) Кузнецова Наталья Павловна, учитель начальных классов Идентификатор: 222-619-394 Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе Цели: Учебная: отработать у учащихся навык правописания падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. Развивающая: развивать умение проверять и обосновывать написание безударных окончаний прилагательных; развивать познавательный интерес, кругозор, мышление. Воспитывающая: воспитывать культуру поведения учащихся при участии в мероприятиях, уважение к товарищам по команде и старшим; интерес к изучению русского языка и окружающего мира; учить бережному отношению к природе. Оборудование: компьютер, медиаприставка, магнитофон, отличительные знаки для команд, глобус, карта полушарий, сундучок с карточками, морские ракушки, грамоты; киты, пингвины, белые медведи, кораблики на магнитах. Ход урока <Приложение 1> 1. Организационный момент. <Слайд 1> 2. Постановка темы и целей урока. - У нас сегодня урок мореплавания. Прислушайтесь, на урок вас зовёт не школьный звонок и даже не колокольчик, а корабельный колокол – рында. <Слайд 2> (Раздаются звуки рынды) И это только начало чудес. А ещё вас ждёт кругосветное путешествие на кораблях по океанам, удивительный морской язык и поиск сокровищ с затонувшего корабля – так что вы сможете смело сдавать экзамен на звание морского волка. (Класс делится путём жеребьёвки на две команды: «Вперёд» и «Победа») 3. Работа по теме урока. - Что такое океан? (Это крупный естественный водоём). В кругосветное путешествие мы отправимся из Испании. (На карте полушарий прикрепляются кораблики «Вперёд» и «Победа»). <Слайд 3> За каждый правильный ответ, команда получит морскую ракушку. - Сколько океанов на планете Земля? (5) Назовите и покажите их на глобусе и карте. (Индийский, Южный, Тихий, Северный Ледовитый, Атлантический). - По какому океану начнём путешествовать? Словарная работа. - Всё на судне по-своему. И язык тоже свой. Поэтому, отправляясь в плавание, надо научиться морскому языку, чтобы не попасть на корабле в смешную историю. <Слайд 4> ПАЛУБА – пол КАЮТА – комната КОЙКА – постель ПЕРЕБОРКА – стена АБГАЛДЫРЬ – крюк, которым таскают по палубе якорную цепь ПОЛУНДРА – берегись ФОРДУН – верёвка, которая идёт от мачты к борту КУБРИК – общая жилая каюта БОЦМАН – хозяин палубы - Придумайте предложение с любым из слов. Запишите его, укажите части речи. Просклоняйте сочетание слов «уютный кубрик», выделите окончания. <Слайд 5>, <Слайд 6> И. п. – уютный кубрик Р. п. – уютного кубрика Д. п. – уютному кубрику В. п. – уютный кубрик Т. п. – уютным кубриком П. п. – об уютном кубрике Введение в тему. - К какому материку приближаемся? (Южная Америка) <Слайд 7> - Составьте 2-3 предложения по картинке. (Запись лучшего) - Найдите словосочетание «прилагательное + существительное», определите падеж. - Огибаем Южную Америку и попадаем в какой океан? (Южный). (На карте прикреплены на магнитах пингвины) <Слайд 8> - Какой материк окружен Южным океаном? (Антарктида) - Это самый холодный материк. Чем покрыт? (Ледяным панцирем). - Посмотрите на карту. Кто живёт на берегах Антарктиды? (Пингвины). - Придумайте словосочетания прилагательное + существительное со словом «пингвин». <Слайд 9> - Поставим в родительный падеж. Какой вопрос зададим? (Какого?) Запишем.
<Слайд 10> - Отправляясь дальше, в какой океан мы попадаем? (Тихий) Викторина морских следопытов. <Слайды 11-15> - Как вы думаете, что означают следующие выражения: «бить склянки», «прижаться к берегу», «отдать якорь», «разнести якорь-цепь», «срубить мачту»? Выберите, на ваш взгляд, правильный вариант ответа.
(Подвести итог викторины) <Слайд 16> - У причала стоял пассажирский теплоход. Началась посадка на пассажирский теплоход. - Что такое причал? (…) - Спишите предложения. Укажите род, падеж имени прилагательного, разберите второе предложение по членам предложения. - Найдите в этом предложении и запишите словосочетание «прилагательное + существительное в родительном падеже». Физкультминутка. От зелёного причала Оттолкнулся теплоход (поднимаются со своих мест), Раз, два…. А назад шагнул сначала (дети делают шаг назад), Раз, два… А потом шагнул вперёд (делают шаг вперёд), И поплыл, поплыл по речке. Раз, два… (волнообразные движения руками) Набирает полный ход (ходьба на месте). - Запишите словосочетание «жаркое солнце» в родительном падеже, определите род, выделите окончание имени прилагательного. <Слайд 17> - Сделайте вывод. Какие имеют окончания имена прилагательного мужского и среднего рода в родительном падеже. <Слайд 18> - Проходи мимо материка Австралия (учитель показывает на карте Австралию) <Слайд 19> - Это самый маленький материк, где самые большие коралловые рифы. Мы попадаем в Индийский океан (учитель показывает на карте). Закрепление. - Давным-давно, двести, а может быть, и триста лет тому назад буря потопила в океане корабль. Долгие годы лежал корабль на морском дне, а в его трюме были сокровища: драгоценные украшения, скульптуры, вазы. Но вот однажды к месту кораблекрушения приплыли водолазы – члены экспедиции по спасению сокровищ погибшего корабля. Хотите стать участником этой экспедиции? Тогда приготовьтесь - скоро погружение. - У нас очень ответственное дело. Из библиотеки затонувшего корабля мы должны спасти пословицы, употребив словосочетания, записанные в скобках, в нужном падеже. Выделите окончание прилагательного, укажите род, падеж. Работаем командами. Начинаем погружение. <Слайд 20> (Учитель достаёт сундучок, в котором лежат листочки с пословицами) 1. Маленькое дело лучше (большого безделья) 2. У (мудрый человек) длинные уши и короткий язык. 3. Не жалей сил для (полезное дело) 4. (Новый друг) желай, а (старый друг) не забывай. 5. (Худой человек) ничем не уважишь. 6. Ласковое слово лучше (мягкий пирог) - Как понимаете смысл этих пословиц? (…) (Чтение восстановленных пословиц) - Что вы можете сказать о падежной форме, в которой вы употребили словосочетания из скобок? (Имена прилагательные м. р. в Р. п. отвечают на вопрос «какого?», имеют окончания -ого, -его) <Слайд 21> - Долго пролежали словосочетания на дне океана и появились у них ошибки. Давайте спасём словосочетания. Для этого нам нужно найти ошибки в написании окончаний имён прилагательных. - Спишите словосочетания, исправив ошибки. Выделите окончания, укажите род, поставьте одно из словосочетаний в родительном падеже. (В сундучке на карточках словосочетания: «старая дерево», «горячей спор», «солнечной день», «белой снег», «горячая молоко», «старой дуб», «красная пальто», «спелый яблоко», «холодная дождь», «внимательное ученик») <Слайд 22> (Подведение итогов. Побеждает данном конкурсе та команда, у которой оказалось наибольшее число карточек с исправленным вариантом пословиц.) - Мы пересекаем экватор. <Слайд 23> - Что такое экватор? (Воображаемая линия, которая делит нашу Землю на два одинаковых полушария: северное и южное) - Когда корабли пересекают экватор, на них всегда начинается праздник «Нептуна». Что это за праздник? (…) - Правильно, и в конце этого праздника всем участникам вручается грамота, подтверждающая, что они пересекли экватор. (Вручение грамот учащимся) - Посмотрите на карту. Кто появился возле наших кораблей? (Учитель заранее незаметно прикрепил на карту картинку с изображением голубого кита). <Слайд 24> - Запишем предложение «В пути мы не раз встречали голубого кита». - В каком падеже мы употребили прилагательное? (Р.п.) - Вы знаете, голубой кит установил два рекорда: его детёныши быстрее всех в мире растут, а взрослые киты громче всех кричат – их крик слышен на 850 км. - (Работа с картой) Мимо какого континента проплываем? (Африка) <Слайд 25> - Здесь живёт самое высокое животное – догадайтесь, какое? Конечно, жираф. В высоту он достигает почти 7 метров. - Составьте несколько предложений об этом материке. Для того чтобы лучше описать предмет, какую часть речи лучше использовать? (Запись лучших предложений. Морфологический разбор прилагательного, предложенного учащимся.) - Через Красное и Средиземное моря мы вернулись в Испанию. <Слайд 26> - Какой океан мы не пересекали? (Северный Ледовитый) <Слайд 27> - Моря этого океана омывают северные берега нашей страны. Какое из наземных животных лучше всех плавает? (Белый медведь). Где он обитает? - Что изображено на данной картинке? <Слайд 28> (Айсберг) - Объясните, что такое айсберг. Какой может быть айсберг? (…) - Поставьте в родительный падеж это прилагательное с существительным, выделите окончание. - Где можно встретиться с айсбергом? (…) Физкультминутка. - Я буду называть прилагательные. Если прилагательное мужского рода, вы должны сделать 1 хлопок, среднего рода – 2 хлопка, женского рода – нужно присесть. - Молодой, проливной, удивительная, свежий, старое, свежее, серебристый, розовая, прекрасное, прозрачная, таинственный, чудесная. - (Работа по карте) На каком материке находится наша страна? На какие две части делится Евразия? В какой части мы с вами живем? (…) - Запишем предложение «Мы вернулись из дальнего плавания». Разберите его по членам предложения, у прилагательных выделите окончания, укажите род и падеж. 4. Итог урока. - Команды, посчитайте заработанные во время путешествия ракушки. (Объявление результатов) - Молодцы! Вы все сдали экзамен на звание морского волка. - Планета Земля – наш родной дом, и каждый из нас отвечает за порядок в нём. Собираясь в путешествие по морю или в лес, помните, что <Слайд 29> - полиэтиленовые пакеты и бутылки будут загрязнять природу 100 лет; - осколки стекла сохранятся вечно; - брошенная на землю бумага размокнет и смешается с почвой только через год; - пустая консервная банка исчезнет через несколько лет (и то, если её прокалить в костре). - Помните об этом, берегите природу, ведь всё вокруг нас – это продукты земли и моря. - Чем занимались на уроке? - Какие окончания имеют имена прилагательные мужского рода и среднего рода в родительном падеже? <Слайд 30> - Что нового узнали? Что расскажете дома? - Назовите новые слова, которые узнали. <Слайд 31> 5. Выставление оценок. I место – «5» II место – «4» 6. Домашнее задание. - Напишите сочинение-миниатюру о нашем путешествии, красиво оформите на листах. - На следующем уроке лучшие сочинения мы поместим в нашей газете. (Учитель показывает силуэт корабля) - К следующему уроку узнайте, что такое бутылочная почта. Подготовьте примеры. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Статья отнесена к разделу: Методические рекомендации. Преподавание в начальной школе | Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе Класс празднично оформлен: рисунки детей, высказывания о природе, названия геймов. В игре участвуют две команды | ||
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе Методы обучения и воспитания: беседа, работа с книгой, практические (дидактические игры), наглядный, стимулирования поощрение (одобрение,... | Статья отнесена к разделам: Преподавание в начальной школе Под музыку П. И. Чайковского “Времена года” дети входят в празднично украшенный зал. На стендах написаны пословицы | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Статья отнесена к разделам: Преподавание в начальной школе | Внеклассная работа | Классное руководство | Статья отнесена к разделу: Преподавание иностранных языков Обучить аргументированному обсуждению информации по теме, систематизировать знания раздела | ||
Статья отнесена к разделу: Преподавание физики Образовательная: используя игровую форму, скорректировать знания учащихся по данной теме | Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы Применение методов и форм обучения, способствующих воспитанию интеллектуально развитой нравственной личности | ||
Статья отнесена к разделу: Преподавание информатики Воспитание уважения к сопернику, умения вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости | Статья отнесена к разделу: Преподавание математики Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютерная презентация, учебник по математике 6 класса, авторы Н. Я. Виленкин., В. И. Жохов... | ||
Статья отнесена к разделам: Преподавание истории Статья отнесена к разделам: Преподавание истории | Организация школьной библиотеки | Статья отнесена к разделу: Преподавание технологии Продолжать формировать навыки работы с тонколистовым металлом (разметка, резание, опиливание, сверление, отделка), с технологическими... | ||
Статья отнесена к разделу: Школьная психологическая служба Охватывает весь период обучения ребенка в школе | Статья отнесена к разделу: Преподавание математики На центральной части доски предварительная запись к уроку в виде таблицы (подчеркнуты линией те записи, которые не должны быть на... | ||
Статья отнесена к разделу: Преподавание химии Обучающие формирование понятия об электролитах, как проводниках 2 рода, неэлектролитах и электролитической диссоциации, о причине... | Статья отнесена к разделу: Преподавание математики Познакомить учащихся с формулами сокращенного умножения (a+b)2=a2+2ab+b2 и (a-b)2=a2-2ab+b2 и доказать их справедливость с помощью... |