Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе





Скачать 87.84 Kb.
НазваниеСтатья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе
Дата публикации25.07.2014
Размер87.84 Kb.
ТипСтатья
100-bal.ru > Литература > Статья



Кузнецова Наталья Павловна. Идентификатор: 222-619-394

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира в 4 классе по темам

«Родительный падеж имён прилагательных в мужском и среднем роде» (русский язык), «Океаны» (окружающий мир)

Кузнецова Наталья Павловна, учитель начальных классов

Идентификатор: 222-619-394

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе



Цели:
Учебная: отработать у учащихся навык правописания падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.
Развивающая: развивать умение проверять и обосновывать написание безударных окончаний прилагательных; развивать познавательный интерес, кругозор, мышление.
Воспитывающая: воспитывать культуру поведения учащихся при участии в мероприятиях, уважение к товарищам по команде и старшим; интерес к изучению русского языка и окружающего мира; учить бережному отношению к природе.

Оборудование: компьютер, медиаприставка, магнитофон, отличительные знаки для команд, глобус, карта полушарий, сундучок с карточками, морские ракушки, грамоты; киты, пингвины, белые медведи, кораблики на магнитах.
Ход урока
<Приложение 1>
1. Организационный момент. <Слайд 1>
2. Постановка темы и целей урока.
- У нас сегодня урок мореплавания. Прислушайтесь, на урок вас зовёт не школьный звонок и даже не колокольчик, а корабельный колокол – рында. <Слайд 2> (Раздаются звуки рынды) И это только начало чудес. А ещё вас ждёт кругосветное путешествие на кораблях по океанам, удивительный морской язык и поиск сокровищ с затонувшего корабля – так что вы сможете смело сдавать экзамен на звание морского волка. (Класс делится путём жеребьёвки на две команды: «Вперёд» и «Победа»)
3. Работа по теме урока.
- Что такое океан? (Это крупный естественный водоём). В кругосветное путешествие мы отправимся из Испании. (На карте полушарий прикрепляются кораблики «Вперёд» и «Победа»). <Слайд 3>

За каждый правильный ответ, команда получит морскую ракушку.

- Сколько океанов на планете Земля? (5) Назовите и покажите их на глобусе и карте. (Индийский, Южный, Тихий, Северный Ледовитый, Атлантический).

- По какому океану начнём путешествовать?

Словарная работа.
- Всё на судне по-своему. И язык тоже свой. Поэтому, отправляясь в плавание, надо научиться морскому языку, чтобы не попасть на корабле в смешную историю. <Слайд 4>

ПАЛУБА – пол

КАЮТА – комната

КОЙКА – постель

ПЕРЕБОРКА – стена

АБГАЛДЫРЬ – крюк, которым таскают по палубе якорную цепь

ПОЛУНДРА – берегись

ФОРДУН – верёвка, которая идёт от мачты к борту

КУБРИК – общая жилая каюта

БОЦМАН – хозяин палубы

- Придумайте предложение с любым из слов. Запишите его, укажите части речи.

Просклоняйте сочетание слов «уютный кубрик», выделите окончания. <Слайд 5>, <Слайд 6>

И. п. – уютный кубрик

Р. п. – уютного кубрика

Д. п. – уютному кубрику

В. п. – уютный кубрик

Т. п. – уютным кубриком

П. п. – об уютном кубрике
Введение в тему.
- К какому материку приближаемся? (Южная Америка) <Слайд 7>

- Составьте 2-3 предложения по картинке. (Запись лучшего)

- Найдите словосочетание «прилагательное + существительное», определите падеж.

- Огибаем Южную Америку и попадаем в какой океан? (Южный). (На карте прикреплены на магнитах пингвины) <Слайд 8>

- Какой материк окружен Южным океаном? (Антарктида)

- Это самый холодный материк. Чем покрыт? (Ледяным панцирем).

- Посмотрите на карту. Кто живёт на берегах Антарктиды? (Пингвины).

- Придумайте словосочетания прилагательное + существительное со словом «пингвин». <Слайд 9>

- Поставим в родительный падеж. Какой вопрос зададим? (Какого?) Запишем.


Имя прилагательное

Р.п. – какого?

М. р.

Ср. р.

-ого

-ого

-его

-его
- Сделайте вывод. (Имена прилагательные м. р. в Р. п. отвечают на вопрос «какого?», имеют окончания -ого, -его)

<Слайд 10>


- Отправляясь дальше, в какой океан мы попадаем? (Тихий)
Викторина морских следопытов. <Слайды 11-15>
- Как вы думаете, что означают следующие выражения: «бить склянки», «прижаться к берегу», «отдать якорь», «разнести якорь-цепь», «срубить мачту»? Выберите, на ваш взгляд, правильный вариант ответа.

Бить склянки

1) Разбить всю стеклянную посуду на судне.

2) Отметить ударом колокола время.

3) Уронить очки на палубу.

Прижаться к берегу

1) Плыть вплотную к берегу.

2) Лежать животом на песке.

3) Привязать корабль к причалу.

Отдать якорь

1) Возвращать якорь, взятый взаймы.

2) Меняться якорями.

3) Становиться на якорь.

Разнести якорь-цепь

1) Изругать плохую цепь в пух и прах.

2) Расстелить цепь на палубе.

3) Порвать цепь на отдельные звенья.

Срубить мачту

1) Искрошить мачту топором.

2) Уложить мачту на дно шлюпки.

3) Вырубить в лесу дерево для мачты.


(Подвести итог викторины) <Слайд 16>

- У причала стоял пассажирский теплоход. Началась посадка на пассажирский теплоход.

- Что такое причал? (…)

- Спишите предложения. Укажите род, падеж имени прилагательного, разберите второе предложение по членам предложения.

- Найдите в этом предложении и запишите словосочетание «прилагательное + существительное в родительном падеже».
Физкультминутка.
От зелёного причала

Оттолкнулся теплоход (поднимаются со своих мест),

Раз, два….

А назад шагнул сначала (дети делают шаг назад),

Раз, два…

А потом шагнул вперёд (делают шаг вперёд),

И поплыл, поплыл по речке.

Раз, два… (волнообразные движения руками)

Набирает полный ход (ходьба на месте).
- Запишите словосочетание «жаркое солнце» в родительном падеже, определите род, выделите окончание имени прилагательного. <Слайд 17>

- Сделайте вывод. Какие имеют окончания имена прилагательного мужского и среднего рода в родительном падеже. <Слайд 18>

- Проходи мимо материка Австралия (учитель показывает на карте Австралию) <Слайд 19>

- Это самый маленький материк, где самые большие коралловые рифы. Мы попадаем в Индийский океан (учитель показывает на карте).
Закрепление.
- Давным-давно, двести, а может быть, и триста лет тому назад буря потопила в океане корабль. Долгие годы лежал корабль на морском дне, а в его трюме были сокровища: драгоценные украшения, скульптуры, вазы. Но вот однажды к месту кораблекрушения приплыли водолазы – члены экспедиции по спасению сокровищ погибшего корабля. Хотите стать участником этой экспедиции? Тогда приготовьтесь - скоро погружение.

- У нас очень ответственное дело. Из библиотеки затонувшего корабля мы должны спасти пословицы, употребив словосочетания, записанные в скобках, в нужном падеже. Выделите окончание прилагательного, укажите род, падеж. Работаем командами. Начинаем погружение. <Слайд 20>

(Учитель достаёт сундучок, в котором лежат листочки с пословицами)

1. Маленькое дело лучше (большого безделья)

2. У (мудрый человек) длинные уши и короткий язык.

3. Не жалей сил для (полезное дело)

4. (Новый друг) желай, а (старый друг) не забывай.

5. (Худой человек) ничем не уважишь.

6. Ласковое слово лучше (мягкий пирог)

- Как понимаете смысл этих пословиц? (…) (Чтение восстановленных пословиц)

- Что вы можете сказать о падежной форме, в которой вы употребили словосочетания из скобок? (Имена прилагательные м. р. в Р. п. отвечают на вопрос «какого?», имеют окончания -ого, -его) <Слайд 21>
- Долго пролежали словосочетания на дне океана и появились у них ошибки. Давайте спасём словосочетания. Для этого нам нужно найти ошибки в написании окончаний имён прилагательных.

- Спишите словосочетания, исправив ошибки. Выделите окончания, укажите род, поставьте одно из словосочетаний в родительном падеже.

(В сундучке на карточках словосочетания: «старая дерево», «горячей спор», «солнечной день», «белой снег», «горячая молоко», «старой дуб», «красная пальто», «спелый яблоко», «холодная дождь», «внимательное ученик») <Слайд 22>

(Подведение итогов. Побеждает данном конкурсе та команда, у которой оказалось наибольшее число карточек с исправленным вариантом пословиц.)

- Мы пересекаем экватор. <Слайд 23>

- Что такое экватор? (Воображаемая линия, которая делит нашу Землю на два одинаковых полушария: северное и южное)

- Когда корабли пересекают экватор, на них всегда начинается праздник «Нептуна». Что это за праздник? (…)

- Правильно, и в конце этого праздника всем участникам вручается грамота, подтверждающая, что они пересекли экватор. (Вручение грамот учащимся)

- Посмотрите на карту. Кто появился возле наших кораблей? (Учитель заранее незаметно прикрепил на карту картинку с изображением голубого кита). <Слайд 24>

- Запишем предложение «В пути мы не раз встречали голубого кита».

- В каком падеже мы употребили прилагательное? (Р.п.)

- Вы знаете, голубой кит установил два рекорда: его детёныши быстрее всех в мире растут, а взрослые киты громче всех кричат – их крик слышен на 850 км.

- (Работа с картой) Мимо какого континента проплываем? (Африка) <Слайд 25>

- Здесь живёт самое высокое животное – догадайтесь, какое? Конечно, жираф. В высоту он достигает почти 7 метров.

- Составьте несколько предложений об этом материке. Для того чтобы лучше описать предмет, какую часть речи лучше использовать? (Запись лучших предложений. Морфологический разбор прилагательного, предложенного учащимся.)

- Через Красное и Средиземное моря мы вернулись в Испанию. <Слайд 26>

- Какой океан мы не пересекали? (Северный Ледовитый) <Слайд 27>

- Моря этого океана омывают северные берега нашей страны. Какое из наземных животных лучше всех плавает? (Белый медведь). Где он обитает?

- Что изображено на данной картинке? <Слайд 28> (Айсберг)

- Объясните, что такое айсберг. Какой может быть айсберг? (…)

- Поставьте в родительный падеж это прилагательное с существительным, выделите окончание.

- Где можно встретиться с айсбергом? (…)
Физкультминутка.
- Я буду называть прилагательные. Если прилагательное мужского рода, вы должны сделать 1 хлопок, среднего рода – 2 хлопка, женского рода – нужно присесть.

- Молодой, проливной, удивительная, свежий, старое, свежее, серебристый, розовая, прекрасное, прозрачная, таинственный, чудесная.
- (Работа по карте) На каком материке находится наша страна? На какие две части делится Евразия? В какой части мы с вами живем? (…)

- Запишем предложение «Мы вернулись из дальнего плавания». Разберите его по членам предложения, у прилагательных выделите окончания, укажите род и падеж.
4. Итог урока.
- Команды, посчитайте заработанные во время путешествия ракушки. (Объявление результатов)

- Молодцы! Вы все сдали экзамен на звание морского волка.
- Планета Земля – наш родной дом, и каждый из нас отвечает за порядок в нём. Собираясь в путешествие по морю или в лес, помните, что <Слайд 29>

- полиэтиленовые пакеты и бутылки будут загрязнять природу 100 лет;

- осколки стекла сохранятся вечно;

- брошенная на землю бумага размокнет и смешается с почвой только через год;

- пустая консервная банка исчезнет через несколько лет (и то, если её прокалить в костре).

- Помните об этом, берегите природу, ведь всё вокруг нас – это продукты земли и моря.
- Чем занимались на уроке?

- Какие окончания имеют имена прилагательные мужского рода и среднего рода в родительном падеже? <Слайд 30>

- Что нового узнали? Что расскажете дома?

- Назовите новые слова, которые узнали. <Слайд 31>
5. Выставление оценок.
I место – «5»

II место – «4»
6. Домашнее задание.
- Напишите сочинение-миниатюру о нашем путешествии, красиво оформите на листах.

- На следующем уроке лучшие сочинения мы поместим в нашей газете. (Учитель показывает силуэт корабля)

- К следующему уроку узнайте, что такое бутылочная почта. Подготовьте примеры.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Статья отнесена к разделу: Методические рекомендации. Преподавание в начальной школе
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе iconСтатья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе
Класс празднично оформлен: рисунки детей, высказывания о природе, названия геймов. В игре участвуют две команды
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе iconСтатья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе
Методы обучения и воспитания: беседа, работа с книгой, практические (дидактические игры), наглядный, стимулирования поощрение (одобрение,...
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе iconСтатья отнесена к разделам: Преподавание в начальной школе
Под музыку П. И. Чайковского “Времена года” дети входят в празднично украшенный зал. На стендах написаны пословицы
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Статья отнесена к разделам: Преподавание в начальной школе | Внеклассная работа | Классное руководство
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе iconСтатья отнесена к разделу: Преподавание иностранных языков
Обучить аргументированному обсуждению информации по теме, систематизировать знания раздела
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе iconСтатья отнесена к разделу: Преподавание физики
Образовательная: используя игровую форму, скорректировать знания учащихся по данной теме
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе iconСтатья отнесена к разделу: Преподавание литературы
Применение методов и форм обучения, способствующих воспитанию интеллектуально развитой нравственной личности
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе iconСтатья отнесена к разделу: Преподавание информатики
Воспитание уважения к сопернику, умения вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе iconСтатья отнесена к разделу: Преподавание математики
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютерная презентация, учебник по математике 6 класса, авторы Н. Я. Виленкин., В. И. Жохов...
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе iconСтатья отнесена к разделам: Преподавание истории
Статья отнесена к разделам: Преподавание истории | Организация школьной библиотеки
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе iconСтатья отнесена к разделу: Преподавание технологии
Продолжать формировать навыки работы с тонколистовым металлом (разметка, резание, опиливание, сверление, отделка), с технологическими...
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе iconСтатья отнесена к разделу: Школьная психологическая служба
Охватывает весь период обучения ребенка в школе
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе iconСтатья отнесена к разделу: Преподавание математики
На центральной части доски предварительная запись к уроку в виде таблицы (подчеркнуты линией те записи, которые не должны быть на...
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе iconСтатья отнесена к разделу: Преподавание химии
Обучающие формирование понятия об электролитах, как проводниках 2 рода, неэлектролитах и электролитической диссоциации, о причине...
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе iconСтатья отнесена к разделу: Преподавание математики
Познакомить учащихся с формулами сокращенного умножения (a+b)2=a2+2ab+b2 и (a-b)2=a2-2ab+b2 и доказать их справедливость с помощью...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск