Скачать 92.29 Kb.
|
Урок - мастерская в 6 классе Тема: Умей прощать обиды, учись людей любить (по рассказу В. А. Солоухина «Мститель») Усманова Р.А, МБОУ «Актанышская СОШ №2 с УИОП» Актанышского района Республики Татарстан Цели урока:
Дидактическое пространство урока: портрет писателя, магнитофонная запись музыки к песне «Если с другом вышел в путь», толковый словарь, распечатанный текст рассказа на каждого ученика, ватман, краски, фломастеры Эпиграф к уроку: Думай хорошо, и мысли созреют, и добрые поступки Л.Н.Толстой. Умей прощать обиды, Учись людей любить. В.Ф.Боков Ход урока
Учитель: Давайте поможем мальчикам разобраться в конфликтной ситуации? Правильно ли поступил Петухов, решив отомстить своему однокласснику? Заранее класс поделился на три группы. Внутригрупповое обсуждение, в результате которого у учащихся намечаются разные подходы к решению данной конфликтной ситуации. Каждая группа вырабатывает свой вариант решения и представляет классу. Сказанное учениками коротко фиксируется на доске. Учитель: Ваш небольшой пока ещё опыт жизни подсказал разнообразные пути выхода из экстремальной ситуации. А какой способ решения данной проблемы предлагает современный русский писатель Владимир Алексеевич Солоухин в рассказе «Мститель» (записать тему урока в тетрадь) Справка о писателе. Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997) – русский поэт, прозаик и публицист. Родился во Владимирской области. Вырос в крестьянской семье, учился в сельской школе, затем в техникуме по инструментальному производству. Во время войны проходил армейскую службу в полку специального назначения в Московском кремле. Закончил Литературный институт имени М.Горького. Солоухин создаёт такие произведения, в которых каждое слово, каждая страница дышит любовью к родной земле, её природе, её культуре и обычаям и, конечно, к её людям. Стал известен благодаря следующим книгам «Владимирские просёлки», «Капля росы», «Камешки на ладонях» и др.
Проверка индивидуального домашнего задания (ученик-лингвист) Что означает слово месть (работа по толковому словарю) Подберите однокоренные слова: мстить, мстительный, мститель Месть == воздаяние == прощение Учитель: Что ожидаете от такого странно названного произведения? (высказывания учащихся и запись на доске) ( - что-то страшное, трагическое; - драку, словесную перепалку; - отказ от мести; - рассказ о том, к каким последствиям приводит месть…)
После чтения первой части перед учащимися ставится проблемный вопрос: Как поступит человек: подчинится ли жажде мщенья и вступит в «порочный круг» или сможет побороть это желание мести? Предлагается творческое задание: придумайте и напишите свой вариант разрешения конфликта между героями рассказа, используя рабочий материал обсуждаемого вопроса в начале урока (работа в группах, выбор лучших работ и презентация) Чтение второй части рассказа «Мститель» Викторина. Попробуем проверить наблюдательность и остроту читательского зрения. Предложим группам составить 10 вопросов по тексту и, обменявшись ими, ответить на них (взаимопроверка) Примерные вопросы:
( Мститель проговорил про себя все свои действия, план мести. В этом случае, как утверждают психологи, он уже как бы совершил на деле, поэтому, может быть, быстро угасла в нём жажда мести.) Творческое задание. Представьте, что вы фотограф. Попытайтесь уловить мимику «мстителя» (группы рисуют на альбомном листе по тексту писателя портрет и представляют классу словесное описание )
Через внутренний монолог героя- рассказчика и развитие действий отмечаем постепенное «просветление финала».
(подтверждается словами из текста) «Мы наблюдаем, как постепенно «теплится» душа маленького мстителя, в конце не только отомстить, «даже и злости уже не слышу в себе». Таков итог внутренней борьбы с самим собой. Я-Человек победил Я-«мстителя». «Сколько пережито героем: часы неприятия, презрения, мести, ощущение несправедливости по отношению к себе – обиды и в конце мгновение счастья и полного понимания».
любознательным (замечает всё быстро, «недаром у него глазищи по чайную блюдечку») на лице улыбка от уха до уха не такой плохой мальчишка (по мнению героя) выдумщик, фантазёр, находит выход из любой ситуации, «вечно что-нибудь придумает» (повторяет несколько раз герой-рассказчик о своём «враге») у него уши торчат, что говорит об уме Меняется ли он в течение рассказа? (в начале рассказа предстаёт обычным мальчуганом, затем становится интереснее, привлекательнее, совершенно без злых намерений)
( «Когда с тобой поступают хорошо, и тебе хочется делать то же самое». «Мститель» способен понимать других, поступает по принципу «добро побеждает зло») Творческое задание: Изменилась ли мимика подростков в конце рассказа? Создайте второй фотопортрет (работа в группах) Тренинг общения Можно ли научиться прощать и как? (через понимание того положения, в котором находится другой человек) Были ли в вашей жизни случаи, когда кто-то прощал вас или вы сами прощали другому? (высказывание учащихся по группам) Вывод учителя Прощение не означает того, что вы признаёте совершенный поступок правильным. Прощение означает, что вы прощаете человека, который совершил этот поступок. Это также означает, что мы снимаем с человека ответственность за его действия. Истинное прощение - это умение преодолеть чувство ненависти, испытываемое к человеку, который причинил нам боль. Прощение освобождает нас от обиды, разочарования, страха. Значительно уменьшает зло в человеке и способствует развитию хороших взаимоотношений с другими людьми. Учитесь прощать! Вопрос ребром. Возвратимся к рассказу. Почему рассказ называется «Мститель»? Какие уроки извлекли вы из произведения? «Маленький человек боролся со своим внутренним «Я», со страшным состоянием мести, которое возникает в душе каждого, и победил». «Мститель» поступил с мальчиком благородно, порядочно. Он - герой. Все были бы такими!» «Рассказ «Мститель» показал, как сложно строить мосты понимания и доверия между собой и другими. Как тяжело учиться вести себя, учиться терпеть, понимать и не перейти за черту человечности». Выразительное чтение стихотворения А.Барто «Трудный бой» (подготовленный ученик) Опять в душе такая муть! Опять характер мой Мне подсказал окольный путь, А я ищу - прямой. Бываю часто я неправ, Не я, а мой нелепый нрав. Я от себя пока бегу, где увернусь , а где солгу. Мне говорят: - Да ты пойми: Ты парень с головой, Ты передай и сломи, Сломи характер свой! Так мне твердят Наперебой, Но труден бой С самим собой. Выразительное чтение стихотворения В.Ф.Бокова «Учись людей любить» (подготовленный ученик) …Когда тебя прощают, Тогда тебя жалеют. Когда тебя жалеют, Тогда охота жить. Есть на земле дороги, Есть у людей тревоги, Умей прощать обиды, Учись людей любить. Выберите самостоятельно название темы урока («Спешите делать добрые дела», Добро побеждает зло», «Учитесь людей любить», «Мы разобраться обязаны сами в своих поступках…»). Ученики выбирают тему «Учись прощать обиды, учись людей любить» VI. Заключительное слово учителя. Мы разобраться обязаны сами в своих поступках, как с этим умело и мудро справился наш сверстник. Любую конфликтную ситуацию можно решить положительно, если ты будешь думать о людях и о себе хорошо, как это сделал Витька и герой-рассказчик. Справедливы слова Л.Н.Толстого: «Думай хорошо, и мысли созреют, и добрые поступки» (записать в тетрадь) Наставление писателя (выразительное чтение высказывания) Как утро нужно считать самой лучшей частью суток, как весна - самое прекрасное время года, так детство - самая яркая пора человеческой жизни. Не зря его называют золотым. Детство не только яркая, но и очень важная, очень ответственная пора. В детские годы складывается характер человека. Многие черты, приобретённые в детстве, человек проносит через всю свою долгую жизнь. Вот почему с самого начала, с ранних лет нужно стремиться быть честным, смелым и добрым. VII. Хоровое исполнение песни «Если с другом вышел в путь». Учащиеся встают в круг, берутся за руки и поют песню. VIII. Домашнее задание. На дом учащиеся получают одно из творческих заданий, предусмотренных учебным пособием «Вокруг тебя - мир»: как бы об этой истории рассказал Витька. Составь по аналогии собственный рассказ. Заканчивается мастерская отзывами ребят об уроке. |
Конкурс «Педагогическая мастерская» Урок биологии в 11 классе Тема... Тема урока: «Искусственные системы. Агроценозы, факторы повышения их продуктивности» | Зубова Людмила Викторовна учитель математики моу «Антонятская основная... Думающий человек во все времена строит жизнь на основе четырех законов: любить, творить, прощать, благодарить | ||
Урок русского языка в 11 классе Тема: Проба пера. Творческая мастерская Повторить основные синтаксические понятия (словосочетание и грамматическое значение словосочетания, предложение, простое предложение... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Эти воспоминания, свои размышления о жизни и о себе я посвящаю в первую очередь маме, подарившей мне этот огромный мир, и Литературной... | ||
Урок по изучению диалектной лексики в 6 классе. Учителя русского... «Слово оно что яблочко: с одного-то боку зелёное, так с другого румяное, ты умей его повёртывать». Из былины об Илье Муромце | Уроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности» Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе) | ||
Методические рекомендации по проведению краевой акции «v уставный урок» Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них. Приучает интересоваться историей, искусством, литературой,... | Урок-мастерская "Давайте говорить друг другу комплименты" «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения. Усвоение стандартных приемов эстетических форм общения... | ||
Урок проводится с использованием элементов технологии “Педагогическая мастерская” Педагогическая мастерская” в сопровождении компьютерной презентации, созданной в программе Microsoft Office PowerPoint, с использованием... | Конкурс состоял из 4-ёх этапов. Первый этап Н. С. провела в 4-а классе Алырёва Г. В провела урок технологии в 5-б классе. Третий этап «Самооценка урока». Четвёртый этап «Педагогическая... | ||
Урок во 2 классе. Тема: «Угол. Виды углов» Открытый урок в 5 клас-се. Тема: Сложение и вычитание дробей с оди-наковыми знаменателя-ми. ( 3 урок) | Программа организации внеурочной деятельности младших школьников... Программа кружка «Учись учиться» предназначена для работы с детьми 1 – 4 классов и составлена в соответствии с требованиями Федерального... | ||
Урок литературы в 9 классе (мастерская построения знаний) Русский... ... | Урок-игра «В мире замечательных людей» Открытый интегрированный урок-путешествие по математике в 6 классе по теме «Координатная плоскость» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Открытый урок внеклассного чтения в 7 классе на тему: «И крестьянки любить умеют…» по рассказу И. С. Тургенева «Свидание»(«Записки... | Урок математики в проблемно эвристическом стиле ... |