Урок мастерская в 6 классе Тема: Умей прощать обиды, учись людей любить





Скачать 92.29 Kb.
НазваниеУрок мастерская в 6 классе Тема: Умей прощать обиды, учись людей любить
Дата публикации02.08.2014
Размер92.29 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок - мастерская в 6 классе

Тема: Умей прощать обиды, учись людей любить

(по рассказу В. А. Солоухина «Мститель»)

Усманова Р.А, МБОУ «Актанышская СОШ №2 с УИОП»

Актанышского района Республики Татарстан


Цели урока:

  1. создать условия для обсуждения проблемы выбора и ответственности за совершаемые поступки; направить учащихся к положительному решению конфликтных ситуаций; соблюдению этически-правовых норм;

  2. развивать навыки проблемного анализа художественного произведения и творческого воображения, умение самоанализа и размышлений по поставленной проблеме; формировать навыки аргументации в устном и письменном ответе; способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

  3. воспитание порядочности, ответственности и толерантности

Дидактическое пространство урока: портрет писателя, магнитофонная запись музыки к песне «Если с другом вышел в путь», толковый словарь, распечатанный текст рассказа на каждого ученика, ватман, краски, фломастеры

Эпиграф к уроку:

Думай хорошо, и мысли созреют, и добрые поступки

Л.Н.Толстой.

Умей прощать обиды,

Учись людей любить.

В.Ф.Боков

Ход урока



  1. Начинается урок игровым вступлением, которое создаёт его интригу. Инсценирование «Случай из школьной жизни» (два мальчика-одноклассника забегают в класс и показывают сцену «разборок» из-за того, что один другому не дал списать контрольную работу по математике)

  2. Погружение в проблему.

Учитель: Давайте поможем мальчикам разобраться в конфликтной ситуации? Правильно ли поступил Петухов, решив отомстить своему однокласснику?

Заранее класс поделился на три группы. Внутригрупповое обсуждение, в результате которого у учащихся намечаются разные подходы к решению данной конфликтной ситуации. Каждая группа вырабатывает свой вариант решения и представляет классу. Сказанное учениками коротко фиксируется на доске.

Учитель: Ваш небольшой пока ещё опыт жизни подсказал разнообразные пути выхода из экстремальной ситуации. А какой способ решения данной проблемы предлагает современный русский писатель Владимир Алексеевич Солоухин в рассказе «Мститель» (записать тему урока в тетрадь)

Справка о писателе. Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997) – русский поэт, прозаик и публицист. Родился во Владимирской области. Вырос в крестьянской семье, учился в сельской школе, затем в техникуме по инструментальному производству. Во время войны проходил армейскую службу в полку специального назначения в Московском кремле. Закончил Литературный институт имени М.Горького.

Солоухин создаёт такие произведения, в которых каждое слово, каждая страница дышит любовью к родной земле, её природе, её культуре и обычаям и, конечно, к её людям. Стал известен благодаря следующим книгам «Владимирские просёлки», «Капля росы», «Камешки на ладонях» и др.

  1. Словарная работа

Проверка индивидуального домашнего задания (ученик-лингвист)

Что означает слово месть (работа по толковому словарю)

Подберите однокоренные слова: мстить, мстительный, мститель

Месть == воздаяние == прощение

Учитель: Что ожидаете от такого странно названного произведения? (высказывания учащихся и запись на доске)

( - что-то страшное, трагическое;

- драку, словесную перепалку;

- отказ от мести;

- рассказ о том, к каким последствиям приводит месть…)

  1. Выразительное чтение первой части рассказа (в целях интриги текст рассказа пока ученикам не даётся)

После чтения первой части перед учащимися ставится проблемный вопрос: Как поступит человек: подчинится ли жажде мщенья и вступит в «порочный круг» или сможет побороть это желание мести?

Предлагается творческое задание: придумайте и напишите свой вариант разрешения конфликта между героями рассказа, используя рабочий материал обсуждаемого вопроса в начале урока (работа в группах, выбор лучших работ и презентация)

Чтение второй части рассказа «Мститель»

Викторина. Попробуем проверить наблюдательность и остроту читательского зрения. Предложим группам составить 10 вопросов по тексту и, обменявшись ими, ответить на них (взаимопроверка)

Примерные вопросы:

  1. Какая фамилия у Витьки? (Агафонов)

  2. Как назвал автор описанное происшествие? (маленькое)

  3. Где ребята работали? (на пришкольном участке)

  4. Как называют мальчики добровольную порядочную драку? (любак)

  5. Когда герой подошёл к Витьке «для разборок»? (на большой перемене)

  6. Как улыбнулся Витька на предложение «пожечь теплинку в лесу»? (от уха до уха)

  7. За чем сбегали ребята домой из леса? (соль и 2 яйца)

  8. На что наткнулись мальчики на опушке леса? (на стаю рыжиков)

  9. У кого уши торчали в разные стороны? (у Витьки)

  10. Какое сравнение использует автор, описывая теплинку? (не горела, а плясала, как девчонка в ярко-красном платьице)

  1. Аналитическая беседа по произведению (в ходе урока учащиеся работают по распечатанному тексту, делают необходимые пометки, так как данный лист послужит рабочим материалом для домашнего творчества)

    1. Сравниваем конец «маленького происшествия» у писателя и учащихся.

    2. Действительно ли это происшествие маленькое, незначительное? Какой случай произошёл с мальчиками? (пересказ от 3 лица)

    3. Какой план мести созрел в душе мальчика? (работа по тексту)

( Мститель проговорил про себя все свои действия, план мести. В этом случае, как утверждают психологи, он уже как бы совершил на деле, поэтому, может быть, быстро угасла в нём жажда мести.)

Творческое задание. Представьте, что вы фотограф. Попытайтесь уловить мимику «мстителя» (группы рисуют на альбомном листе по тексту писателя портрет и представляют классу словесное описание )

    1. Что мучает главного героя? Что делать? Отомстить или остановиться? ( «Этот вопрос до последнего момента тревожит обидчика, писатель держит читателя вместе со своим героем в напряжении». «Мир вокруг не такой жестокий и холодный, каким он казался мальчику-рассказчику во время уборки картофеля. Так же как и Витя не такой, каким он показался в момент «драки». Нужно ли тогда стать на путь мщения? Мститель умеет анализировать и давать правильную самооценку своим действиям»)

    2. Повествование ведётся от первого лица, от лица «мстителя». С какой целью? («Это помогает нам понять глубже и ближе внутренний мир ребёнка, его переживания, сомнения, размышления». «Он переживает, борется с самим собой, в чём-то соглашается, а в чём-то и проявляет свою неуверенность. Он не твёрдо стоит на ногах, потому что он ещё не опытный». «Автор-рассказчик, передавая суть происходящего, прежде чем совершить месть, проговаривает про себя, вслушиваясь в свой внутренний голос». «Да, страшно победить себя, не хочется себя показать слабаком… »)

    3. Найдите в тексте внутренний монолог героя-рассказчика и определите этапы развития отказа от мести.

      1. уже при приглашении в лес

      2. когда стали вместе наблюдать за окружающим

      3. не горела, а плясала теплинка

      4. Витька доверчиво идёт впереди

Через внутренний монолог героя- рассказчика и развитие действий отмечаем постепенное «просветление финала».

    1. Что можно сказать о герое-рассказчике? Проследите, как меняется эмоциональное состояние героя.

      1. агрессивный, злой, грозный

      2. решительный

      3. сомневающийся, стоит перед выбором

      4. радостный, довольный, спокойный

(подтверждается словами из текста)

«Мы наблюдаем, как постепенно «теплится» душа маленького мстителя, в конце не только отомстить, «даже и злости уже не слышу в себе». Таков итог внутренней борьбы с самим собой. Я-Человек победил Я-«мстителя».

«Сколько пережито героем: часы неприятия, презрения, мести, ощущение несправедливости по отношению к себе – обиды и в конце мгновение счастья и полного понимания».

    1. Каким предстал перед нами Витя?

любознательным (замечает всё быстро, «недаром у него глазищи по чайную блюдечку»)

на лице улыбка от уха до уха

не такой плохой мальчишка (по мнению героя)

выдумщик, фантазёр, находит выход из любой ситуации, «вечно что-нибудь придумает» (повторяет несколько раз герой-рассказчик о своём «враге»)

у него уши торчат, что говорит об уме

Меняется ли он в течение рассказа? (в начале рассказа предстаёт обычным мальчуганом, затем становится интереснее, привлекательнее, совершенно без злых намерений)

    1. Почему главный герой не смог осуществить свой план мести? Из боязни? Из страха? Из-за слабости? Из-за угрызения совести? Из жалости? Из-за человечности

( «Когда с тобой поступают хорошо, и тебе хочется делать то же самое». «Мститель» способен понимать других, поступает по принципу «добро побеждает зло»)

Творческое задание: Изменилась ли мимика подростков в конце рассказа? Создайте второй фотопортрет (работа в группах)

Тренинг общения

Можно ли научиться прощать и как? (через понимание того положения, в котором находится другой человек)

Были ли в вашей жизни случаи, когда кто-то прощал вас или вы сами прощали другому? (высказывание учащихся по группам)

Вывод учителя

Прощение не означает того, что вы признаёте совершенный поступок правильным. Прощение означает, что вы прощаете человека, который совершил этот поступок. Это также означает, что мы снимаем с человека ответственность за его действия.

Истинное прощение - это умение преодолеть чувство ненависти, испытываемое к человеку, который причинил нам боль. Прощение освобождает нас от обиды, разочарования, страха. Значительно уменьшает зло в человеке и способствует развитию хороших взаимоотношений с другими людьми. Учитесь прощать!

Вопрос ребром. Возвратимся к рассказу. Почему рассказ называется «Мститель»? Какие уроки извлекли вы из произведения?

«Маленький человек боролся со своим внутренним «Я», со страшным состоянием мести, которое возникает в душе каждого, и победил».

«Мститель» поступил с мальчиком благородно, порядочно. Он - герой. Все были бы такими!»

«Рассказ «Мститель» показал, как сложно строить мосты понимания и доверия между собой и другими. Как тяжело учиться вести себя, учиться терпеть, понимать и не перейти за черту человечности».

Выразительное чтение стихотворения А.Барто «Трудный бой» (подготовленный ученик)

Опять в душе такая муть!

Опять характер мой

Мне подсказал окольный путь,

А я ищу - прямой.
Бываю часто я неправ,

Не я, а мой нелепый нрав.

Я от себя пока бегу, где увернусь , а где солгу.
Мне говорят: - Да ты пойми:

Ты парень с головой,

Ты передай и сломи,

Сломи характер свой!
Так мне твердят

Наперебой,

Но труден бой

С самим собой.

Выразительное чтение стихотворения В.Ф.Бокова «Учись людей любить» (подготовленный ученик)

…Когда тебя прощают,

Тогда тебя жалеют.

Когда тебя жалеют,

Тогда охота жить.

Есть на земле дороги,

Есть у людей тревоги,

Умей прощать обиды,

Учись людей любить.

Выберите самостоятельно название темы урокаСпешите делать добрые дела», Добро побеждает зло», «Учитесь людей любить», «Мы разобраться обязаны сами в своих поступках…»). Ученики выбирают тему «Учись прощать обиды, учись людей любить»

VI. Заключительное слово учителя.

Мы разобраться обязаны сами в своих поступках, как с этим умело и мудро справился наш сверстник. Любую конфликтную ситуацию можно решить положительно, если ты будешь думать о людях и о себе хорошо, как это сделал Витька и герой-рассказчик. Справедливы слова Л.Н.Толстого: «Думай хорошо, и мысли созреют, и добрые поступки» (записать в тетрадь)

Наставление писателя (выразительное чтение высказывания)

Как утро нужно считать самой лучшей частью суток, как весна - самое прекрасное время года, так детство - самая яркая пора человеческой жизни.

Не зря его называют золотым. Детство не только яркая, но и очень важная, очень ответственная пора. В детские годы складывается характер человека. Многие черты, приобретённые в детстве, человек проносит через всю свою долгую жизнь.

Вот почему с самого начала, с ранних лет нужно стремиться быть честным, смелым и добрым.

VII. Хоровое исполнение песни «Если с другом вышел в путь». Учащиеся встают в круг, берутся за руки и поют песню.

VIII. Домашнее задание. На дом учащиеся получают одно из творческих заданий, предусмотренных учебным пособием «Вокруг тебя - мир»: как бы об этой истории рассказал Витька. Составь по аналогии собственный рассказ.

Заканчивается мастерская отзывами ребят об уроке.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок мастерская в 6 классе Тема: Умей прощать обиды, учись людей любить iconКонкурс «Педагогическая мастерская» Урок биологии в 11 классе Тема...
Тема урока: «Искусственные системы. Агроценозы, факторы повышения их продуктивности»
Урок мастерская в 6 классе Тема: Умей прощать обиды, учись людей любить iconЗубова Людмила Викторовна учитель математики моу «Антонятская основная...
Думающий человек во все времена строит жизнь на основе четырех законов: любить, творить, прощать, благодарить
Урок мастерская в 6 классе Тема: Умей прощать обиды, учись людей любить iconУрок русского языка в 11 классе Тема: Проба пера. Творческая мастерская
Повторить основные синтаксические понятия (словосочетание и грамматическое значение словосочетания, предложение, простое предложение...
Урок мастерская в 6 классе Тема: Умей прощать обиды, учись людей любить iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Эти воспоминания, свои размышления о жизни и о себе я посвящаю в первую очередь маме, подарившей мне этот огромный мир, и Литературной...
Урок мастерская в 6 классе Тема: Умей прощать обиды, учись людей любить iconУрок по изучению диалектной лексики в 6 классе. Учителя русского...
«Слово оно что яблочко: с одного-то боку зелёное, так с другого румяное, ты умей его повёртывать». Из былины об Илье Муромце
Урок мастерская в 6 классе Тема: Умей прощать обиды, учись людей любить iconУроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности»
Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе)
Урок мастерская в 6 классе Тема: Умей прощать обиды, учись людей любить iconМетодические рекомендации по проведению краевой акции «v уставный урок»
Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них. Приучает интересоваться историей, искусством, литературой,...
Урок мастерская в 6 классе Тема: Умей прощать обиды, учись людей любить iconУрок-мастерская "Давайте говорить друг другу комплименты"
«входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения. Усвоение стандартных приемов эстетических форм общения...
Урок мастерская в 6 классе Тема: Умей прощать обиды, учись людей любить iconУрок проводится с использованием элементов технологии “Педагогическая мастерская”
Педагогическая мастерская” в сопровождении компьютерной презентации, созданной в программе Microsoft Office PowerPoint, с использованием...
Урок мастерская в 6 классе Тема: Умей прощать обиды, учись людей любить iconКонкурс состоял из 4-ёх этапов. Первый этап
Н. С. провела в 4-а классе Алырёва Г. В провела урок технологии в 5-б классе. Третий этап «Самооценка урока». Четвёртый этап «Педагогическая...
Урок мастерская в 6 классе Тема: Умей прощать обиды, учись людей любить iconУрок во 2 классе. Тема: «Угол. Виды углов»
Открытый урок в 5 клас-се. Тема: Сложение и вычитание дробей с оди-наковыми знаменателя-ми. ( 3 урок)
Урок мастерская в 6 классе Тема: Умей прощать обиды, учись людей любить iconПрограмма организации внеурочной деятельности младших школьников...
Программа кружка «Учись учиться» предназначена для работы с детьми 1 – 4 классов и составлена в соответствии с требованиями Федерального...
Урок мастерская в 6 классе Тема: Умей прощать обиды, учись людей любить iconУрок литературы в 9 классе (мастерская построения знаний) Русский...
...
Урок мастерская в 6 классе Тема: Умей прощать обиды, учись людей любить iconУрок-игра «В мире замечательных людей»
Открытый интегрированный урок-путешествие по математике в 6 классе по теме «Координатная плоскость»
Урок мастерская в 6 классе Тема: Умей прощать обиды, учись людей любить iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Открытый урок внеклассного чтения в 7 классе на тему: «И крестьянки любить умеют…» по рассказу И. С. Тургенева «Свидание»(«Записки...
Урок мастерская в 6 классе Тема: Умей прощать обиды, учись людей любить iconУрок математики в проблемно эвристическом стиле
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск