Скачать 220.26 Kb.
|
Конкурс исследовательских и творческих работ учащихся «Шаг в науку» Забайкальский край, Приаргунский район, МБОУ Досатуйская СОШ Тема: Исповеди героев М.Ю. Лермонтова – бунт, покаяние или раскаяние? Автор: Романова Галина, ученица 8 класса МБОУ Досатуйской СОШ Научный руководитель:Балагурова Н. М., учитель русского языка высшей квалификационной категории Досатуй- 2014 г. Исповеди героев М.Ю. Лермонтова – бунт или раскаяние? Романова Галина, ученица 8 класса МБОУ Досатуйской СОШ Приаргунского района, Забайкальского края Краткая аннотация. Данная работа основана на сопоставлении образов поэтических героев М.Ю.Лермонтова. Работая с текстом романтических поэм: «Мцыри», «Исповедь», «Боярин Орша», «Демон» - автор пытается найти ответ на вопросы: что звучит в исповедях героев - бунт или раскаяние? одинаковы ли откровения героев по характеру? Исповеди героев М.Ю. Лермонтова – бунт или раскаяние? Романова Галина, ученица 8 класса МБОУ Досатуйской СОШ Приаргунского района, Забайкальского края Аннотация. М.Ю.Лермонтов – один из ярких представителей русского романтизма в литературе, он использовал литературный опыт многих русских и западноевропейских писателей, при этом все унаследованное и традиционное он освоил и творчески переработал, создав в результате оригинальное поэтическое искусство. Поэтому считаем актуальным обращение к творчеству М.Ю.Лермонтова, которое способствует становлению человека-борца, человека-деятеля. Данная работа основана на сборе данных в ходе чтения романтических произведений М.Ю.Лермонтова и наблюдений за речью исповедующихся героев поэм. Собранные материалы разнесены в таблицы по параметрам, определенным ученицей для выявления ответа на вопрос, вынесенный в название работы, даются пояснения, примеры речи героев. Работа имеет практическую направленность – её можно использовать на уроках литературы при анализе поэм М.Ю.Лермонтова Исповеди героев М.Ю. Лермонтова – бунт или раскаяние? Романова Галина, ученица 8 класса МБОУ Досатуйской СОШ Приаргунского района, Забайкальского края План исследования Противоречия: герой романтического произведения – это бунтарь-одиночка; исповедь – по христианским канонам – это покаяние в грехах. Проблема: Может ли раскаиваться человек, бунтующий против установившихся законов общества? Объект исследования: романтические поэмы М.Ю. Лермонтова. Предмет исследования: исповеди героев поэм. Цель:сопоставить образы поэтических героев М.Ю.Лермонтова и выявить, что звучит в их исповедях - бунт или раскаяние. Задачи: 1.Прочитать поэмы «Исповедь», «Мцыри», «Боярин Орша», «Демон». 2. Изучить информационное пространство по заявленной теме: толковые словари, критические статьи о поэмах, интернет-ресурсы. 3. Проанализировать характеры героев и их исповеди. 4. Оформить наблюдения в таблицу. 5. Выявить изобразительно-выразительные средства, которые использует автор для создания романтических образов. 6. Сопоставить исследуемый материал и сделать выводы. Знакомство с поэмами, подбор литературных источников: справочники, толковые словари, ресурсы Интернет-сайтов «Википедия» , http://lermontov.name/, http://lit-helper.ru/p_Analiz_poem_Lermontova_Mihaila_Yur-evicha, Выбор программы исследования: сбор данных в ходе чтения романтических поэм М.Ю.Лермонтова, анализа литературы, наблюдений за речью героев поэм Анализ результатов: сопоставление образов романтических поэм по следующим параметрам: отличительные черты характера героя, причины исповеди, процедура исповеди, характер исповеди Предварительные выводы: поэмы М.Ю. Лермонтова являются романтическими произведениями, поэтому в исповедях героев звучит бунт, а не раскаяние. Исповеди героев М.Ю. Лермонтова – бунт, покаяние или раскаяние? Романова Галина, ученица 8 класса МБОУ Досатуйской СОШ Приаргунского района, Забайкальского края Введение Все мы в большей или меньшей степени живем в мире фантазии. Каждому из нас хочется от житейской прозы уйти в мир мечты, тем самым становясь романтиком. Романтиком не в смысле просто мечтателем без действия, а человеком деятельным и стремящимся к лучшему. Таковым являются величественные и яркие картины природы, прекрасные и значительные события человеческой жизни, чистая, поэтическая любовь. М.Ю.Лермонтов – один из ярких представителей русского романтизма в литературе, он использовал литературный опыт многих русских и западноевропейских писателей, при этом все унаследованное и традиционное он освоил и творчески переработал, создав в результате оригинальное поэтическое искусство. Поэтому считаем актуальным обращение к творчеству М.Ю.Лермонтова, которое способствует становлению человека-борца, человека-деятеля. На уроках мы знакомились с Лермонтовым как с поэтом-романтиком, читали и доказывали, что его поэма «Мцыри» - романтическое произведение, потом случайно наткнулась на произведение "Исповедь", а затем прочитала поэму "Боярин Орша". Решила сопоставить, т.к. заинтересовали одинаковые фразы в разных произведениях. Когда прослушала сообщение одноклассницы по "Демону", увидела, что все произведения объединяет то, что в центре повествования исповеди героев. Проблема: Я познакомилась со статьями слова «исповедь» разных авторов, но на уроках мы говорили, что герой-романтик – бунтарь, и я решила проверить, кто же они, лермонтовские герои? Бунтуют они или раскаиваются в своих грехах? Мне стало интересно: одинаковы ли откровения героев по характеру, и поэтому обратилась к разным литературным источникам, а затем составила план своего исследования текстов.Поэтому объектом исследованиястали романтические поэмы М.Ю. Лермонтова, апредметом исследования - исповеди героев поэм. Гипотеза:мы предполагаем, что поэмы М.Ю. Лермонтова являются романтическими произведениями, поэтому в исповедях героев звучит бунт, а не покаяние или раскаяние. Исходя из гипотезы, вытекает цель нашего исследования: сопоставить образы поэтических героев М.Ю.Лермонтова и выявить, что звучит в их исповедях - бунт, покаяние или раскаяние. Задачи: 1.Прочитать поэмы «Исповедь», «Мцыри», «Боярин Орша», «Демон». 2. Изучить информационное пространство по заявленной теме: толковые словари, критические статьи о поэмах, интернет-ресурсы. 3. Проанализировать характеры героев и их исповеди. 4. Оформить наблюдения в таблицу. 5. Выявить изобразительно-выразительные средства, которые использует автор для создания романтических образов. 6. Сопоставить исследуемый материал и сделать выводы. Для реализации поставленных задач мы использовали общенаучные и конкретно-научные теоретические методы: конкретизация, анализ, синтез, сравнение, анализ литературы. В решении поставленных задач большую роль сыграли толковые словари С.Ожегова, В.И.Даля, Д.И.Ушакова, статьи В.В.Розанова, Максимова и интернет-ресурсы (http://lermontov.name/, http://lit-helper.ru/p_Analiz_poem_Lermontova_Mihaila_Yur-evicha,) Глава I. 1.1. Обратимся к толкованию слова «исповедь» 1. Словарь С.И.Ожегова Исповедь-1. У христиан: признание в своих грехах перед священником, отпускающим грехи от имени церкви и Бога, церковное покаяние. Быть на исповеди. 2. откровенное признание в чем-н., рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах. 2.В толковом словаре Д.И Ушакова: 1.В христианской церкви - покаяние в своих грехах перед священником. 2.Искреннее и полное признание в чем – нибудь. 3.В толковом словаре В.И. Даля: 1.Таинство покаянья; устное признание грехов перед духовником. 2.Искреннее и полное сознание, объяснения убеждений своих помыслов и дел. Таким образом, все авторы толковых словарей выделяют два значения: как признание в грехах, покаяние и как откровенное признание во взглядах. 1.2. А есть ли разница между «покаянием» и «раскаянием»? Слова «покаяние» и «раскаяние» вытекают из одного слова «каяться», но различие в том, что «покаяться» означает: 1) признаться в совершенном поступке, 2) осознать, сознательно понять неправильность одного или нескольких поступков и даже целой жизни. Каяться во всех прегрешениях — таков смысл в объяснениях языковеда С. Ожегова. Языковед В. Даль слово «покаяние» объясняет так: «Отречься от прежней греховной жизни, сознательно начать лучшую жизнь. Исповедоваться в грехах». Раскаяться — тоже каяться, но в более глубокой форме: «Каяться — сожалеть о своем поступке, сознавать, что следовало бы сделать не то, не говорить или не делать чего-то; убиваться совестью, казниться за прошлое». (В. Даль). Основное отличие раскаяния от покаяния в том, что при покаянии человек осознает неправоту, преступность, греховность поступка или целой жизни, проведенной в неведении (непонимании), готов в дальнейшем не повторять того, а начать жизнь достойную, хорошую. А при раскаянии человек не только осознает неправильность, ошибочность, греховность, но и горько сожалеет о том, что так поступал; тоскует, мучается в совести, страдает, томится, казнится. Раскаяние есть самая сильная форма сознательного самоосуждения, где для деятельности совести дан полный простор; весь внутренний мир человека, трепещет перед ее судом и готов повиноваться ее велениям. Бывает и раскаяние без покаяния. Например: Иуда (Матфей 27:3-5). Раскаялся, горько мучаясь в душе за совершенный поступок, но не остановился, не начал новую жизнь, не попросил прощения у Христа, а поспешил вообще лишить себя жизни — повесился. Если бы блудный сын («Притча о блудном сыне»), хотя и глубоко раскаявшись, пошел не к отцу, а покончил самоубийством, то это тоже было бы раскаяние, но без покаяния. У него же раскаяние и покаяние сочетались вместе, и таким путем он обрел свое утраченное счастье. 1.3. В творчестве М.Ю.Лермонтова мы найдем мотивы покаяния и раскаяния, пессимизм и жизнеутверждение, выражение пассивного отношения к жизни и призывы к активной борьбе. О поэме «Мцыри» критиками и исследователями Лермонтова, от Белинского до наших дней, было сказано немало. Ценные наблюдения над поэмой и мысли о ней содержатся в работах В. М. Фишера, С. В. Шувалова, С. Н. Дурылина, Б. М. Эйхенбаума, А. Н. Соколова, С. И. Леушевой, Д. А. Гиреева и др. Особенный интерес вызывал у исследователей вопрос о преемственной связи «Мцыри» с поэмами Лермонтова «Исповедь» и «Боярин Орша». Привлекалось внимание к образу героя поэмы, к ее стилю, к формам ее стиха, комментировались содержащиеся в ней топографические подробности. И всё же исследователи обращались к «Мцыри» как-то вскользь, между прочим, в связи с общей характеристикой Лермонтова. При этом создавалось впечатление, что поэма «Мцыри» отталкивала исследователей не тем, что ее трудно анализировать, а скорее наоборот — тем, что казалось самоочевидностью ее содержания, ясностью и простотой, которые не требуют объяснений. На фоне общего замедления и самоуспокоения исследовательской мысли, обращенной к лермонтовской поэме, свежо и откровенно прозвучало замечание Б, М. Эйхенбаума о том, что смысл «Мцыри» «остается темным». Каким бы преувеличенным ни выглядело это суждение, нельзя не сознаться, что скрытая в нем тревога имела и имеет некоторую почву, и, значит, полезна. Наше обдумывание «Мцыри» действительно еще не закончено и должно продолжаться. Поэма «Мцыри» была завершена в первой половине 1838 г. Первоначально она называлась иначе — «Бэри» (в примечаниях поэт указал, что «Бэри по-грузински монах»). Включив поэму в книгу «Стихотворения», Лермонтов изменил название, видимо, потому, что по-грузински «мцыри» означает не только «послушник», но и «пришелец, чужеземец, одинокий человек». Главную мысль произведения поэт первоначально расшифровал эпиграфом: «У каждого есть только одно отечество». При подготовке поэмы к публикации этот эпиграф, как и название, был заменен эпиграфом из Ветхого Завета: «Вкушая, вкусих мало меда и се аз умираю» (1-я Книга Царств, гл. 14). Лермонтов стремился подчеркнуть большую символическую значимость судьбы Мцыри: ведь герой поэмы лишен имени, его судьба — это обобщенная судьба романтического пришельца и пленника, а не изложение истории, основанной на биографии какого-то конкретного прототипа. Действительно, Лермонтов встретил в Мцхете одинокого монаха, привезенного в монастырь генералом Ермоловым, но вовсе не эта встреча послужила толчком к работе над поэмой. Юноша, выросший в монастыре, — ситуация, занимавшая творческое воображение поэта с юных лет. Характер, родственный характеру «Мцыри», намечен в одной из заметок 1831 г.: «Написать записки молодого монаха 17 лет. — С детства он в монастыре; кроме священных — книг не читал. Страстная душа томится. — Идеалы...» Проблематика поэмы связана с центральными темами поэзии Лермонтова: темой свободы и неволи, темой бунта, который зреет в душе Мцыри и завершается бегством из монастыря. Проанализируем «Мцыри» с точки зрения романтических традиций. Мы выявили признаки романтизма в поэме «Мцыри»: 1.Герой-христианин Мцыри- бунтарь-одиночка. 2.Основная тема поэмы -свобода, одиночество героя. Свободолюбимец, чтобы не жить рабом, умирает, никого не проклиная. 3.Романтическая обстановка: горы, реки, темный лес, гроза и т.п. ( «обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры», «темный лес тянулся по горам кругом».) 4.Рассказчик-сам Мцыри, который исповедуется перед священником в монастыре. Поэма «Мцыри» сюжетно близка ранним поэмам — «Исповедь» (1829-1830) и «Боярин Орша» (1835). В «Исповеди» Лермонтов набросал первые контуры портрета будущего героя «Мцыри»: это таинственный испанский монах, погибающий в силу каких-то непонятных причин. Уже в «Исповеди» появился первый вариант хорошо известных строк: Ты слушать исповедь мою Сюда пришел — благодарю; Не понимаю: что была у них за мысль? — мои дела и без меня ты должен знать — А душу можно ль рассказать?» С этих строк начинается каждая исповедь героев М.Ю. Лермонтова. Герой «Исповеди»-пленный молодой испанец, который исповедуется перед казнью: будучи монахом, он влюбляется в красавицу-монахиню, имя которой остается тайной. В поэме «Боярин Орша» образ юноши-пленника Арсения стал конкретнее: Арсений был сиротой, воспитывался в монастыре, а потом попал в рабство к боярину Орше. Полюбив дочь своего хозяина, он испытал чувства, за которые не жалко отдать и жизнь. Об этом он и говорит своим мучителям. В предсмертной исповеди юноша так же, как и в поэме «Исповедь», попытался «рассказать» свою душу. Арсений бунтует против боярина, убившего свою дочь, и потому бежит из его дома. Яснее обрисовано время действия — эпоха Ивана Грозного. Две ранние поэмы были, таким образом, вехами в реализации замысла о герое-бунтаре, который борется против насилия над личностью. Обратимся и к поэме «Демон», так как в ней герой тоже исповедуется. Демон — один из множества лермонтовских героев-изгнанников, одно из самых загадочных созданий Лермонтова. У него три лика: это Демон страдающий, Демон искушающий и Демон обреченный. Поэт совместил в нем взаимоисключающие, несовместимые начала. Символический смысл образа чрезвычайно широк. Отметим, что при всей необычности Демона в нем нетрудно увидеть черты романтического героя: индивидуализм, скептицизм, презрение к обыкновенному, «пошлому» человеку, отрицание человеческих ценностей. Весь этот комплекс качеств принято называть демонизмом. Любовь Демона к княжне Тамаре дает ему надежду на возрождение, усиливает тоску по утраченной гармонии. Обращение к Тамаре — исповедь Демона, который не только искушает прекрасную земную женщину, но и возвышает ее над собой, готов признать ее своим божеством. В своей клятве он высказывает заветные желания: Хочу я с небом примириться, Хочу любить, хочу молиться, Хочу я веровать добру. Но ситуация, в которой оказался Демон, глубоко противоречива: он хочет «веровать добру», но в то же время поступает как злой дух-искуситель, одурманивающий и губящий Тамару. Она становится и возлюбленной Демона, и «жертвой бедной» его злой воли. Вся история демонической любви основана на этом противоречии. Сам Демон чувствует двусмысленность своего положения, гибельность своей любви, неизбежность поражения. Смерть Тамары — первое поражение Демона, но окончательно он был повержен тем, что душа возлюбленной, унесенная Ангелом-хранителем, оказалась для него недоступной. Глава II. Сопоставление исповедей в поэмах
Выводы: 1.В поэмах исповеди предваряются топографическими указаниями: Кавказ, Испания, берег Днепра, т.е. действия происходят в романтической обстановке, при исключительных обстоятельствах - бегство из монастыря в грозу, недозволенная любовь, исповедь перед казнью 2. Есть адресаты исповеди — монахи, Орша, княжна Тамара. В «Мцыри» и «Исповеди» слушатели не подают ни одной реплики, а монологи Арсения и Демона прерываются репликами других героев, что показывает яркий характер несогласия во взглядах, протест. 3. Для каждого героя своя свобода, для кого- то- любовь, для кого- то- родина, а для кого- то- власть! 4. Каждая исповедь начинается почти с одинаковых строк. Это говорит, что герои хотят откровенно признаться в содеянном, рассказать о своих сокровенных мыслях, взглядах. Они искренни в своих монологах.
5. Изобразительно-выразительные средства в поэмах – доказательство взглядов героев. Заключение: В поэмах Лермонтова исповедь — не только форма самораскрытия романтического героя, но и основная форма его изображения: сюжетные столкновения, часто не имеющие самостоятельного значения, подчинены главной задаче — раскрыть внутренний мир, психологию героя; Как правило, герои романтических произведений выражают авторские идеи и настроения, нередко совпадая с «я» романтического поэта. В ранних поэмах Лермонтова было полное соответствие умонастроений героев и автора, в поэмах «Мцыри» и «Демон» тождества между автором и героем не возникает. На первый взгляд кажется, что исповедь Мцыри не несет в себе покаяния: «И о прощенье не молю!»- гордо заявляет сам герой. Однако финальная реплика монолога звучит резко контрастно: «.... И никого не прокляну! » Герой проходит некоторый путь—от борьбы с миром и «небом» к примирению, от «бури» к «покою». Эволюция характера происходит именно в процессе исповеди, а это и есть покаяние. Молодой испанец не признает своей вины, он не отрекается от любви, и в его последних фразах перед смертью звучит бунт. Арсений – раскаявшийся бунтарь. Он сожалеет о том, что так поступал; тоскует, мучается в совести, страдает, томится, казнится. В образе Демона мы не видим покаявшегося: он хочет «веровать добру», но в то же время поступает как злой дух-искуситель, одурманивающий и губящий Тамару. Итак, мы решили поставленные перед собою задачи, мы предполагали, что поэмы М.Ю. Лермонтова являются романтическими произведениями, поэтому в исповедях героев должен звучать бунт, а не покаяние или раскаяние. Да, герои – бунтари, но их исповеди носят различный характер. Особый интерес для меня представлял поиск аргументов из поэм для доказательства гипотезы. В дальнейшем хотелось бы рассмотреть тему исповеди в прозаических произведениях М.Ю.Лермонтова («Герой нашего времени»). В процессе работы я совершенствовала навыки работы с текстом, училась сопоставлять прочитанное, сравнивать эпизоды поэм и делать выводы. Список литературы
Приложение
|
Как правильно готовиться к исповеди, каких ошибок не свершить, и как достигать покаяния? Покаяние, по изначальному смыслу греческого слова, означает внутреннюю перемену | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ключевые понятия: добро, грех, совесть, быть в ладу со своей душой, раскаяние (покаяние), покаянные молитвы | ||
Лермонтовский праздник. Посвящается 200-летию со дня рождения м.... Конкурс чтецов (стихотворения М. Ю. Лермонтова или авторские стихотворения, посвящённые поэту) | М. Ю. Лермонтова в сопоставлении с поэзией Знаменательна общность трагической судьбы двух поэтов. Стихотворение Лермонтова «Смерть поэта», в котором говорится о роковой дуэли... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: Моральные ценности личности на примере главных героев произведений Пушкина А. С. «Евгений Онегин» и Лермонтова М. Ю. «Герой... | Конспект урока литературы в 8 классе Тема: «Кавказ в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» «кавказские» страницы биографии М. Ю. Лермонтова, познакомить с его произведениями о Кавказе | ||
Лирика Лермонтова М. Ю Уже ранние стихи М. Ю. Лермонтова напоминает, полный размышлений о жизни и смерти, о добре и зле, о смысле бытия, о любви и верности,... | Сочинение «Наш Пушкин» Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова.... Пушкин о назначении поэта и поэзии. «Поэт», «Поэту», «Осень». Новаторство Пушкина в соединении темы высшего предназначения поэта... | ||
Реферат «Творчество М. Ю. Лермонтова и живопись М. А. Врубеля» Иллюстрации М. А. Врубеля к роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» | О проведении районной конференции учащихся «Всеведение поэта», посвященной... Привлечь внимание обучающихся к изучению биографии и творческого наследия М. Ю. Лермонтова | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ребята, мы продолжаем изучать творчество М. Ю. Лермонтова. Что вы знаете о Лермонтове? Какие произведения Лермонтова мы изучили? | Урок в 6 «в» классе: «Тема одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус» Аудиозапись романса «Белеет парус одинокий…» Стихи М. Ю. Лермонтова, музыка Варламова, исполняет С. Лемешев | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок – викторина на примерах героев Отечественной войны 1812 года "От героев былых времён " | Ксения Иванова Влияние менталитета на проявление женской любви в... Данная исследовательская работа посвящена изучению отражения менталитета на чувственной сфере жизни женщин героинь произведений русских... | ||
Более сложные истории, интересные старшим дошкольникам, которые любят... Сложнее становится и сам текст: удлиняется и становится более разветвлённым сюжет, большое место начинает занимать описание чувств... | Кому она нужна, эта модернизация или Размышления вокруг и около На примерах поступков литературных героев дать понятие нравственности и безнравственности |