Исповеди героев М. Ю. Лермонтова бунт, покаяние или раскаяние?





Скачать 220.26 Kb.
НазваниеИсповеди героев М. Ю. Лермонтова бунт, покаяние или раскаяние?
Дата публикации03.08.2014
Размер220.26 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Литература > Вопрос


Конкурс исследовательских и творческих работ учащихся

«Шаг в науку»

Забайкальский край, Приаргунский район,

МБОУ Досатуйская СОШ
Тема: Исповеди героев М.Ю. Лермонтова – бунт, покаяние или раскаяние?

Автор: Романова Галина,

ученица 8 класса

МБОУ Досатуйской СОШ

Научный руководитель:Балагурова Н. М.,

учитель русского языка

высшей квалификационной категории

Досатуй- 2014 г.

Исповеди героев М.Ю. Лермонтова – бунт или раскаяние?

Романова Галина, ученица 8 класса

МБОУ Досатуйской СОШ

Приаргунского района, Забайкальского края
Краткая аннотация.

Данная работа основана на сопоставлении образов поэтических героев М.Ю.Лермонтова. Работая с текстом романтических поэм: «Мцыри», «Исповедь», «Боярин Орша», «Демон» - автор пытается найти ответ на вопросы: что звучит в исповедях героев - бунт или раскаяние? одинаковы ли откровения героев по характеру?

Исповеди героев М.Ю. Лермонтова – бунт или раскаяние?

Романова Галина, ученица 8 класса

МБОУ Досатуйской СОШ

Приаргунского района, Забайкальского края
Аннотация.
М.Ю.Лермонтов – один из ярких представителей русского романтизма в литературе, он использовал литературный опыт многих русских и западноевропейских писателей, при этом все унаследованное и традиционное он освоил и творчески переработал, создав в результате оригинальное поэтическое искусство. Поэтому считаем актуальным обращение к творчеству М.Ю.Лермонтова, которое способствует становлению человека-борца, человека-деятеля.

Данная работа основана на сборе данных в ходе чтения романтических произведений М.Ю.Лермонтова и наблюдений за речью исповедующихся героев поэм. Собранные материалы разнесены в таблицы по параметрам, определенным ученицей для выявления ответа на вопрос, вынесенный в название работы, даются пояснения, примеры речи героев.

Работа имеет практическую направленность – её можно использовать на уроках литературы при анализе поэм М.Ю.Лермонтова

Исповеди героев М.Ю. Лермонтова – бунт или раскаяние?

Романова Галина, ученица 8 класса

МБОУ Досатуйской СОШ

Приаргунского района, Забайкальского края

План исследования

Противоречия: герой романтического произведения – это бунтарь-одиночка; исповедь – по христианским канонам – это покаяние в грехах.

Проблема: Может ли раскаиваться человек, бунтующий против установившихся законов общества?

Объект исследования: романтические поэмы М.Ю. Лермонтова.

Предмет исследования: исповеди героев поэм.

Цель:сопоставить образы поэтических героев М.Ю.Лермонтова и выявить, что звучит в их исповедях - бунт или раскаяние.

Задачи:

1.Прочитать поэмы «Исповедь», «Мцыри», «Боярин Орша», «Демон».

2. Изучить информационное пространство по заявленной теме: толковые словари, критические статьи о поэмах, интернет-ресурсы.

3. Проанализировать характеры героев и их исповеди.

4. Оформить наблюдения в таблицу.

5. Выявить изобразительно-выразительные средства, которые использует автор для создания романтических образов.

6. Сопоставить исследуемый материал и сделать выводы.

Знакомство с поэмами, подбор литературных источников: справочники, толковые словари, ресурсы Интернет-сайтов «Википедия» , http://lermontov.name/,

http://lit-helper.ru/p_Analiz_poem_Lermontova_Mihaila_Yur-evicha,

Выбор программы исследования: сбор данных в ходе чтения романтических поэм М.Ю.Лермонтова, анализа литературы, наблюдений за речью героев поэм

Анализ результатов: сопоставление образов романтических поэм по следующим параметрам: отличительные черты характера героя, причины исповеди, процедура исповеди, характер исповеди

Предварительные выводы: поэмы М.Ю. Лермонтова являются романтическими произведениями, поэтому в исповедях героев звучит бунт, а не раскаяние.
Исповеди героев М.Ю. Лермонтова – бунт, покаяние или раскаяние?

Романова Галина, ученица 8 класса

МБОУ Досатуйской СОШ

Приаргунского района, Забайкальского края

Введение

Все мы в большей или меньшей степени живем в мире фантазии. Каждому из нас хочется от житейской прозы уйти в мир мечты, тем самым становясь романтиком. Романтиком не в смысле просто мечтателем без действия, а человеком деятельным и стремящимся к лучшему. Таковым являются величественные и яркие картины природы, прекрасные и значительные события человеческой жизни, чистая, поэтическая любовь.

М.Ю.Лермонтов – один из ярких представителей русского романтизма в литературе, он использовал литературный опыт многих русских и западноевропейских писателей, при этом все унаследованное и традиционное он освоил и творчески переработал, создав в результате оригинальное поэтическое искусство. Поэтому считаем актуальным обращение к творчеству М.Ю.Лермонтова, которое способствует становлению человека-борца, человека-деятеля.

На уроках мы знакомились с Лермонтовым как с поэтом-романтиком, читали и доказывали, что его поэма «Мцыри» - романтическое произведение, потом случайно наткнулась на произведение "Исповедь", а затем прочитала поэму "Боярин Орша". Решила сопоставить, т.к. заинтересовали одинаковые фразы в разных произведениях. Когда прослушала сообщение одноклассницы по "Демону", увидела, что все произведения объединяет то, что в центре повествования  исповеди героев.

Проблема: Я познакомилась со статьями слова «исповедь» разных авторов, но на уроках мы говорили, что герой-романтик – бунтарь, и я решила проверить, кто же они, лермонтовские герои? Бунтуют они или раскаиваются в своих грехах?

Мне стало интересно: одинаковы ли откровения героев по характеру, и поэтому обратилась к разным литературным источникам, а затем составила план своего исследования текстов.Поэтому объектом исследованиястали романтические поэмы М.Ю. Лермонтова, апредметом исследования - исповеди героев поэм.

Гипотеза:мы предполагаем, что поэмы М.Ю. Лермонтова являются романтическими произведениями, поэтому в исповедях героев звучит бунт, а не покаяние или раскаяние.

Исходя из гипотезы, вытекает цель нашего исследования: сопоставить образы поэтических героев М.Ю.Лермонтова и выявить, что звучит в их исповедях - бунт, покаяние или раскаяние.

Задачи:

1.Прочитать поэмы «Исповедь», «Мцыри», «Боярин Орша», «Демон».

2. Изучить информационное пространство по заявленной теме: толковые словари, критические статьи о поэмах, интернет-ресурсы.

3. Проанализировать характеры героев и их исповеди.

4. Оформить наблюдения в таблицу.

5. Выявить изобразительно-выразительные средства, которые использует автор для создания романтических образов.

6. Сопоставить исследуемый материал и сделать выводы.

Для реализации поставленных задач мы использовали общенаучные и конкретно-научные теоретические методы: конкретизация, анализ, синтез, сравнение, анализ литературы.

В решении поставленных задач большую роль сыграли толковые словари С.Ожегова, В.И.Даля, Д.И.Ушакова, статьи В.В.Розанова, Максимова и интернет-ресурсы

(http://lermontov.name/,

http://lit-helper.ru/p_Analiz_poem_Lermontova_Mihaila_Yur-evicha,)

Глава I.

1.1. Обратимся к толкованию слова «исповедь»

1. Словарь С.И.Ожегова

Исповедь-1. У христиан: признание в своих грехах перед священником, отпускающим грехи от имени церкви и Бога, церковное покаяние. Быть на исповеди. 2. откровенное признание в чем-н., рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах.

2.В толковом словаре Д.И Ушакова:

1.В христианской церкви - покаяние в своих грехах перед священником.

2.Искреннее и полное признание в чем – нибудь.

3.В толковом словаре В.И. Даля:

1.Таинство покаянья; устное признание грехов перед духовником.

2.Искреннее и полное сознание, объяснения убеждений своих помыслов и дел.

Таким образом, все авторы толковых словарей выделяют два значения: как признание в грехах, покаяние и как откровенное признание во взглядах.

1.2. А есть ли разница между «покаянием» и «раскаянием»?

Слова «покаяние» и «раскаяние» вытекают из одного слова «каяться», но различие в том, что «покаяться» означает: 1) признаться в совершенном поступке, 2) осознать, сознательно понять неправильность одного или нескольких поступков и даже целой жизни. Каяться во всех прегрешениях — таков смысл в объяснениях языковеда С. Ожегова.

Языковед В. Даль слово «покаяние» объясняет так: «Отречься от прежней греховной жизни, сознательно начать лучшую жизнь. Исповедоваться в грехах».
Раскаяться — тоже каяться, но в более глубокой форме: «Каяться — сожалеть о своем поступке, сознавать, что следовало бы сделать не то, не говорить или не делать чего-то; убиваться совестью, казниться за прошлое». (В. Даль).
Основное отличие раскаяния от покаяния в том, что при покаянии человек осознает неправоту, преступность, греховность поступка или целой жизни, проведенной в неведении (непонимании), готов в дальнейшем не повторять того, а начать жизнь достойную, хорошую. А при раскаянии человек не только осознает неправильность, ошибочность, греховность, но и горько сожалеет о том, что так поступал; тоскует, мучается в совести, страдает, томится, казнится. Раскаяние есть самая сильная форма сознательного самоосуждения, где для деятельности совести дан полный простор; весь внутренний мир человека, трепещет перед ее судом и готов повиноваться ее велениям. Бывает и раскаяние без покаяния. Например: Иуда (Матфей 27:3-5). Раскаялся, горько мучаясь в душе за совершенный поступок, но не остановился, не начал новую жизнь, не попросил прощения у Христа, а поспешил вообще лишить себя жизни — повесился. Если бы блудный сын («Притча о блудном сыне»), хотя и глубоко раскаявшись, пошел не к отцу, а покончил самоубийством, то это тоже было бы раскаяние, но без покаяния. У него же раскаяние и покаяние сочетались вместе, и таким путем он обрел свое утраченное счастье.

1.3. В творчестве М.Ю.Лермонтова мы найдем мотивы покаяния и раскаяния, пессимизм и жизнеутверждение, выражение пассивного отношения к жизни и призывы к активной борьбе.

О поэме «Мцыри» критиками и исследователями Лермонтова, от Белинского до наших дней, было сказано немало. Ценные наблюдения над поэмой и мысли о ней содержатся в работах В. М. Фишера, С. В. Шувалова, С. Н. Дурылина, Б. М. Эйхенбаума, А. Н. Соколова, С. И. Леушевой, Д. А. Гиреева и др. Особенный интерес вызывал у исследователей вопрос о преемственной связи «Мцыри» с поэмами Лермонтова «Исповедь» и «Боярин Орша». Привлекалось внимание к образу героя поэмы, к ее стилю, к формам ее стиха, комментировались содержащиеся в ней топографические подробности.

И всё же исследователи обращались к «Мцыри» как-то вскользь, между прочим, в связи с общей характеристикой Лермонтова. При этом создавалось впечатление, что поэма «Мцыри» отталкивала исследователей не тем, что ее трудно анализировать, а скорее наоборот — тем, что казалось самоочевидностью ее содержания, ясностью и простотой, которые не требуют объяснений.

На фоне общего замедления и самоуспокоения исследовательской мысли, обращенной к лермонтовской поэме, свежо и откровенно прозвучало замечание Б, М. Эйхенбаума о том, что смысл «Мцыри» «остается темным». Каким бы преувеличенным ни выглядело это суждение, нельзя не сознаться, что скрытая в нем тревога имела и имеет некоторую почву, и, значит, полезна. Наше обдумывание «Мцыри» действительно еще не закончено и должно продолжаться.

Поэма «Мцыри» была завершена в первой половине 1838 г. Первоначально она называлась иначе — «Бэри» (в примечаниях поэт указал, что «Бэри по-грузински монах»). Включив поэму в книгу «Стихотворения», Лермонтов изменил название, видимо, потому, что по-грузински «мцыри» означает не только «послушник», но и «пришелец, чужеземец, одинокий человек». Главную мысль произведения поэт первоначально расшифровал эпиграфом: «У каждого есть только одно отечество». При подготовке поэмы к публикации этот эпиграф, как и название, был заменен эпиграфом из Ветхого Завета: «Вкушая, вкусих мало меда и се аз умираю» (1-я Книга Царств, гл. 14). Лермонтов стремился подчеркнуть большую символическую значимость судьбы Мцыри: ведь герой поэмы лишен имени, его судьба — это обобщенная судьба романтического пришельца и пленника, а не изложение истории, основанной на биографии какого-то конкретного прототипа. Действительно, Лермонтов встретил в Мцхете одинокого монаха, привезенного в монастырь генералом Ермоловым, но вовсе не эта встреча послужила толчком к работе над поэмой.
Юноша, выросший в монастыре, — ситуация, занимавшая творческое воображение поэта с юных лет. Характер, родственный характеру «Мцыри», намечен в одной из заметок 1831 г.: «Написать записки молодого монаха 17 лет. — С детства он в монастыре; кроме священных — книг не читал. Страстная душа томится. — Идеалы...» Проблематика поэмы связана с центральными темами поэзии Лермонтова: темой свободы и неволи, темой бунта, который зреет в душе Мцыри и завершается бегством из монастыря.

Проанализируем «Мцыри» с точки зрения романтических традиций.

Мы выявили признаки романтизма в поэме «Мцыри»:

1.Герой-христианин Мцыри- бунтарь-одиночка.

2.Основная тема поэмы -свобода, одиночество героя. Свободолюбимец, чтобы не жить рабом, умирает, никого не проклиная.

3.Романтическая обстановка: горы, реки, темный лес, гроза и т.п.

( «обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры», «темный лес тянулся по горам кругом».)

4.Рассказчик-сам Мцыри, который исповедуется перед священником в монастыре.

Поэма «Мцыри» сюжетно близка ранним поэмам — «Исповедь» (1829-1830) и «Боярин Орша» (1835).

В «Исповеди» Лермонтов набросал первые контуры портрета будущего героя «Мцыри»: это таинственный испанский монах, погибающий в силу каких-то непонятных причин. Уже в «Исповеди» появился первый вариант хорошо известных строк:


Ты слушать исповедь мою

Сюда пришел — благодарю;

Не понимаю: что была у них за мысль? —

мои дела и без меня ты должен знать —

А душу можно ль рассказать?»
С этих строк начинается каждая исповедь героев М.Ю. Лермонтова. Герой «Исповеди»-пленный молодой испанец, который исповедуется перед казнью: будучи монахом, он влюбляется в красавицу-монахиню, имя которой остается тайной.

В поэме «Боярин Орша» образ юноши-пленника Арсения стал конкретнее: Арсений был сиротой, воспитывался в монастыре, а потом попал в рабство к боярину Орше. Полюбив дочь своего хозяина, он испытал чувства, за которые не жалко отдать и жизнь. Об этом он и говорит своим мучителям. В предсмертной исповеди юноша так же, как и в поэме «Исповедь», попытался «рассказать» свою душу. Арсений бунтует против боярина, убившего свою дочь, и потому бежит из его дома. Яснее обрисовано время действия — эпоха Ивана Грозного. Две ранние поэмы были, таким образом, вехами в реализации замысла о герое-бунтаре, который борется против насилия над личностью.

Обратимся и к поэме «Демон», так как в ней герой тоже исповедуется. Демон — один из множества лермонтовских героев-изгнанников, одно из самых загадочных созданий Лермонтова. У него три лика: это Демон страдающий, Демон искушающий и Демон обреченный. Поэт совместил в нем взаимоисключающие, несовместимые начала. Символический смысл образа чрезвычайно широк. Отметим, что при всей необычности Демона в нем нетрудно увидеть черты романтического героя: индивидуализм, скептицизм, презрение к обыкновенному, «пошлому» человеку, отрицание человеческих ценностей. Весь этот комплекс качеств принято называть демонизмом.

Любовь Демона к княжне Тамаре дает ему надежду на возрождение, усиливает тоску по утраченной гармонии. Обращение к Тамаре — исповедь Демона, который не только искушает прекрасную земную женщину, но и возвышает ее над собой, готов признать ее своим божеством. В своей клятве он высказывает заветные желания:


Хочу я с небом примириться,
Хочу любить, хочу молиться,
Хочу я веровать добру.


Но ситуация, в которой оказался Демон, глубоко противоречива: он хочет «веровать добру», но в то же время поступает как злой дух-искуситель, одурманивающий и губящий Тамару. Она становится и возлюбленной Демона, и «жертвой бедной» его злой воли. Вся история демонической любви основана на этом противоречии. Сам Демон чувствует двусмысленность своего положения, гибельность своей любви, неизбежность поражения. Смерть Тамары — первое поражение Демона, но окончательно он был повержен тем, что душа возлюбленной, унесенная Ангелом-хранителем, оказалась для него недоступной.


Глава II. Сопоставление исповедей в поэмах

Параметры сопоставления

«Мцыри»

«Исповедь»

«Боярин Орша»

«Демон»

Топография

На границе России и Грузии

Испания (бежал Гвадалкивир)

На берегу Днепра, близ Литвы

Кавказ, Грузия, Арагва (Княжна Тамара молодая к Арагве ходит за водой)

Герой

Мцыри-юноша, горец, который вырос в монастыре

«Отшельник молодой, испанец родом и душой»

Арсений-сирота, попал в рабство к боярину Орше, а потом воспитывался в монастыре

Демон – герой-изгнанник

Отличительные черты характера героя

У Мцыри свободолюбивый характер. Душа его стремилась «в тот чудный мир тревог и битв... где люди вольны, как орлы». Смерть его не пугает, так как у него никого и ничего нет, и ему нечего терять.

 Молодой испанец не искал оправдания в наказании за преступление, которое он не совершал: он полюбил, будучи монахом, «не прочел бы в ней (в душе), что я преступник и злодей», «Он знал людей и знал закон». Его язык не станет проклинать судей, но и благодарить не будет. «Я тайны этой не продам»

  Арсений наделён демоническими чертами, чертами «странного человека, бунтаря и ожесточённого одиночки. После исповеди накануне казни он совершает побег и вновь возвращается к Орше, чтобы спасти свою любимую.

Демон-образ, который восходит к библейскому мифу об изгнании из рая.Человеческий дух изгнания, наделенный божественным бессмертием.Божье наказание состоит в том, что Демон обречен на скитания и вечное одиночество, «существо сильное, но побежденное».Он наказан не за бунт, а только за «мгновенный ропот». Ему было скучно одному (так как был создан раньше людей).

Причины исповеди

«Все лучше перед кем-нибудь словами облегчить мне грудь…»

Старец пришел выслушать покаяние, но в ответ услышал исповедь нераскаявшегося человека

«Но в небе есть судья иной: он милосерд – ему теперь при нас дела свои поверь!»

Монолог Демона – ответ Тамаре на вопрос: «Скажи, зачем меня ты любишь!».

Процедура исповеди

Исповедуется герой в монастыре перед монахом после побега перед смертью

Исповедуется в тюрьме перед монахом

Арсений читает свою исповедь перед слепым стариком, отцом игуменом и боярином Оршей в его доме. Исповедуется перед казнью.

Демон открывает Тамаре свою душу, она просит его поклясться, и Демон клянется ей. Чем только он ни клянётся: и небом, которое ненавидит, и адом, который презирает, и даже святыней, которой у него нет.

Характер исповеди

«А душу можно ль рассказать?», «И с этой мыслью я засну, и никого не прокляну»

«И мог ли я во цвете лет, как вы душой оставить свет и жить не ведая страстей…?» «Но под одеждой власяной я человек, как и другой!». «Я о спасенье не молюсь, небес и ада не боюсь…», «За жизнь, за мир, за вечность вам я этой жизни не продам!» «Клянусь перед творцом, что не виновен я ни в чем…»

«Умру, как жил, твоим рабом!..», «И под одеждою раба … я человек», «Нет, не грози, отец святой, чего бояться нам с тобой?» «И бурю братом назвал я.», «Пытай железом и огнем, я не признаюся ни в чем», «Я также мог бы жить!»

«История души» главного героя - могучей личности с нереализованными возможностями;

Исповедь героя носит характер клятвы: «Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством.

Клянусь паденья горькой мукой,

Победы краткою мечтой;…»


Свобода для героя – это

Родина

любовь

Два раза был свободен я: борьба и любовь

Безграничная власть над всем и всеми – «злой дух торжествовал»


Выводы:

1.В поэмах исповеди предваряются топографическими указаниями: Кавказ, Испания, берег Днепра, т.е. действия происходят в романтической обстановке, при исключительных обстоятельствах - бегство из монастыря в грозу, недозволенная любовь, исповедь перед казнью

2. Есть адресаты исповеди — монахи, Орша, княжна Тамара. В «Мцыри» и «Исповеди» слушатели не подают ни одной реплики, а монологи Арсения и Демона прерываются репликами других героев, что показывает яркий характер несогласия во взглядах, протест.

3. Для каждого героя своя свобода, для кого- то- любовь, для кого- то- родина, а для кого- то- власть!

4. Каждая исповедь начинается почти с одинаковых строк. Это говорит, что герои хотят откровенно признаться в содеянном, рассказать о своих сокровенных мыслях, взглядах. Они искренни в своих монологах.

  • Мцыри в начале исповеди обвиняет старика- монаха в том, что он зря спас его от смерти, он не знал, что такое родные, родина, свобода. Он признается в совершенном поступке (побег из монастыря с целью пробраться на родину) и смиряется с тем, что ему придется умереть, т.е. , по христианским взглядам, он начнет новую жизнь. («И с этой мыслью я засну, и никого не прокляну»).

  • Молодой испанец не признает за собой никакой вины («Клянусь перед творцом, что не виновен я ни в чем…»), и на протяжении всего монолога отстаивает свою позицию - право на любовь. В его репликах звучит протест: «Но под одеждой власяной я человек, как и другой!», «За жизнь, за мир, за вечность вам я этой жизни не продам!»

  • Арсений сначала соглашается со своей рабской жизнью: «Умру, как жил, твоим рабом!..», а затем мы видим, как постепенно нарастает уверенность в себе и герой бунтует против несправедливости: «И под одеждою раба … я человек», «Пытай железом и огнем, я не признаюся ни в чем», «Я также мог бы жить!». И ярким доказательством его бунтарской позиции является бегство из монастырской тюрьмы. Но возвратившись к своей любимой, он видит только её прах. И в его словах звучит покаяние «Да, я преступник, я злодей», он винит себя в смерти девушки («ни на земле, ни в свете том нам не сойтись одним путем») и раскаивается: «Иду отсюда навсегда без дум, без цели и труда, один с тоской во тьме ночной, и вьюга след завеет мой!..»

  • У него три лика: это Демон страдающий, Демон искушающий и Демон обреченный. Демон открывает Тамаре свою душу: «О, только выслушай, молю, - Я раб твой, - я тебя люблю!», она просит его поклясться, и Демон клянется ей. Исповедь героя носит характер клятвы: он велик и может сделать её царицей мира. «Я дам тебе все, все земное – люби меня!» Но все-таки «злой дух торжествовал!» Когда ангел забрал душу Тамары, побежденный Демон проклял свои мечты и «вновь остался он, надменный, без упованья и любви!» Он не кается в совершенном зле.

5. Изобразительно-выразительные средства в поэмах – доказательство взглядов героев.

Заключение:

В поэмах Лермонтова исповедь — не только форма самораскрытия романтического героя, но и основная форма его изображения: сюжетные столкновения, часто не имеющие самостоятельного значения, подчинены главной задаче — раскрыть внутренний мир, психологию героя; Как правило, герои романтических произведений выражают авторские идеи и настроения, нередко совпадая с «я» романтического поэта. В ранних поэмах Лермонтова было полное соответствие умонастроений героев и автора, в поэмах «Мцыри» и «Демон» тождества между автором и героем не возникает.

На первый взгляд кажется, что исповедь Мцыри не несет в себе покаяния: «И о прощенье не молю!»- гордо заявляет сам герой. Однако финальная реплика монолога звучит резко контрастно: «.... И никого не прокляну! » Герой проходит некоторый путь—от борьбы с миром и «небом» к примирению, от «бури» к «покою». Эволюция характера происходит именно в процессе исповеди, а это и есть покаяние.

Молодой испанец не признает своей вины, он не отрекается от любви, и в его последних фразах перед смертью звучит бунт.

Арсений – раскаявшийся бунтарь. Он сожалеет о том, что так поступал; тоскует, мучается в совести, страдает, томится, казнится.

В образе Демона мы не видим покаявшегося: он хочет «веровать добру», но в то же время поступает как злой дух-искуситель, одурманивающий и губящий Тамару.

Итак, мы решили поставленные перед собою задачи, мы предполагали, что поэмы  М.Ю. Лермонтова являются романтическими произведениями, поэтому в исповедях героев должен звучать бунт, а не покаяние или раскаяние. Да, герои – бунтари, но их исповеди носят различный характер.

Особый интерес для меня представлял поиск аргументов из поэм для доказательства гипотезы.

В дальнейшем хотелось бы рассмотреть тему исповеди в прозаических произведениях М.Ю.Лермонтова («Герой нашего времени»).

В процессе работы я совершенствовала навыки работы с текстом, училась сопоставлять прочитанное, сравнивать эпизоды поэм и делать выводы.

Список литературы

  1. М.Ю.Лермонтов. Собрание сочинений: в 4 т. – М.. Худож. лит., 1983.- Том 2.

  2. В.И.Даль. Словарь живого великорусского языка

  3. С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»

  4. Д.И.Ушаков. «Толковый словарь русского языка».

  5. Б. Эйхенбаум. Литературная позиция Лермонтова. «Литературное наследство», № 43—44, 1941, стр. 3.

  6. ресурсы Интернет-сайтов «Википедия» , http://lermontov.name/,

  7. http://lit-helper.ru/p_Analiz_poem_Lermontova_Mihaila_Yur-evicha


Приложение

Изобразительно-выразительные средства

«Мцыри»

«Исповедь»

«Боярин Орша»

«Демон»

Риторические

вопросы

«Скажи мне, что средь этих стен

Могли бы дать вы мне взамен

Той дружбы краткой, но живой,

Меж бурным сердцем и грозой?»

«Что без нее земля и рай?»

«Я молод, молод, - знал ли ты,
Что значит молодость, мечты?»



«Вдруг оживляются, глядят - Но с чем сравнить подобный взгляд?»


«Зачем мне знать твои печали,

Зачем ты жалуешься мне?»


Риторические восклицания

«О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!»


«Ты здесь опять! напрасный труд!»


«Он непонятней и страшней Всех мертвых и живых очей!»

«Опасен, узок путь прибрежный!»


Обращения

«Мне изменил - клянусь, старик,

Я б вырвал слабый мой язык».


«И тень невинного, поверь,

Не отопрет им рая дверь.

Что за нужда? - ты жил, старик?»


О! погоди, Арсений мой!

«Сокол, ты раб, змея,

за дерзкий, хитрый свой намек

Получишь гибельный урок!»

«Невольно я с отрадой тайной,

Страдалец, слушаю тебя.»

«Не плачь, дитя! не плачь напрасно!»

«Поверь мне, ангел мой земной»

Эпитет

Чудный мир, пламенная страсть, лунные вечера, пылающая грудь. Золотой песок, думы пылкие, бурное сердце.

Наряд голубой, урочный час, сердце молодое, грозный час. Погибший рай, тайну страшную.

Придворный шум, холодная стена,

туманно в поле и темно, полусгоревшая свеча, мертвых и живых очей. Недобрый час, глубокой мыслию, бедный мой наряд.

Печальный Демон, улыбкой ласковой, роскошной Грузии долины,

на вершине снежной, под ночною тьмою, райские напевы, волшебным словом. Сладкий голос, жемчужною росою

Метафора

Страсть «изгрызла душу и сожгла», «теперь мечтанья те погибли в полной красоте», «простерты в воздухе давно объятья каменные их».

«Что пламень в сердце молодом

Не остудить мольбой, постом!», «божий суд определяет мне конец», «если б черный сей наряд не допускал до сердца яд», «погибший рай надежд моих», «эту грудь перед тобою развернуть»

Копья медные горят, кудри легких облаков,

Облить и кровью, и стыдом

«Твоей любви святым покровом одетый», «природы жаркие объятья навек остыли для меня»,


Сравнение

И слаб, и гибок, как тростник. Причудливые, как мечта.

Кричал и плакал, как дитя.

«Я знал одной лишь думы власть, Одну — но пламенную страсть: Она, как червь, во мне жила. Изгрызла душу и сожгла»

И голос сладкий, как мечта.

Забыт, как узник, одинок.

В боярском доме - как звезда- сквозь тучи смотрит иногда.

Бесстрашных, твердых, как булат.

Чиста, как первый снег в полях

«Они(звуки и очи) на сердце, как печать»


«Моя ж печаль бессменно тут, И ей конца, как мне, не будет: И не вздремнуть в могиле ей! Она то ластится, как змей, То жжет и плещет, будто пламень, То давит мысль мою, как камень- Надежд погибших и страстей Несокрушимый мавзолей!.. »

Антитеза

С одной стороны - величавая природа Кавказа: высокие снежные вершины, крутые обрывы, стремительные реки, орлы, парящие высоко над землёй, символизирующие свободу. С другой стороны, кельи монастыря с душным воздухом неволи — олицетворение тюрьмы, застоя жизни; жизнь и смерть, бездействие и героическое деяние 

Гвадалкивир- «мир для счастья чуждый, полный злом», «святило южное»- монастырская тюрьма, «отшельник молодой»- «старец дряхлый и седой», «монастырский закон»- «но в сердце есть закон другой, уме не менее святой

В образах - боярин – раб, «Ты в рай, я в ад – но путь один!», «Когда гроза пугала вас – боязнь с одеждой кинул прочь…и бурю братом назвал я»,

«Они мой рай, они мой ад! Для вспоминания об них жизнь – ничего, а вечность – миг!»

В клятве Демона: «день первый» — «день последний», «позор» — «торжество», «паденье» — «победа», «блаженство» — «страдание», «свиданье» — «разлука», «небо — «ад». 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исповеди героев М. Ю. Лермонтова бунт, покаяние или раскаяние? iconКак правильно готовиться к исповеди, каких ошибок не свершить, и как достигать покаяния?
Покаяние, по изначальному смыслу греческого слова, означает внутреннюю перемену
Исповеди героев М. Ю. Лермонтова бунт, покаяние или раскаяние? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ключевые понятия: добро, грех, совесть, быть в ладу со своей душой, раскаяние (покаяние), покаянные молитвы
Исповеди героев М. Ю. Лермонтова бунт, покаяние или раскаяние? iconЛермонтовский праздник. Посвящается 200-летию со дня рождения м....
Конкурс чтецов (стихотворения М. Ю. Лермонтова или авторские стихотворения, посвящённые поэту)
Исповеди героев М. Ю. Лермонтова бунт, покаяние или раскаяние? iconМ. Ю. Лермонтова в сопоставлении с поэзией
Знаменательна общность трагической судьбы двух поэтов. Стихотворение Лермонтова «Смерть поэта», в котором говорится о роковой дуэли...
Исповеди героев М. Ю. Лермонтова бунт, покаяние или раскаяние? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Моральные ценности личности на примере главных героев произведений Пушкина А. С. «Евгений Онегин» и Лермонтова М. Ю. «Герой...
Исповеди героев М. Ю. Лермонтова бунт, покаяние или раскаяние? iconКонспект урока литературы в 8 классе Тема: «Кавказ в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова»
«кавказские» страницы биографии М. Ю. Лермонтова, познакомить с его произведениями о Кавказе
Исповеди героев М. Ю. Лермонтова бунт, покаяние или раскаяние? iconЛирика Лермонтова М. Ю
Уже ранние стихи М. Ю. Лермонтова напоминает, полный размышлений о жизни и смерти, о добре и зле, о смысле бытия, о любви и верности,...
Исповеди героев М. Ю. Лермонтова бунт, покаяние или раскаяние? iconСочинение «Наш Пушкин» Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова....
Пушкин о назначении поэта и поэзии. «Поэт», «Поэту», «Осень». Новаторство Пушкина в соединении темы высшего предназначения поэта...
Исповеди героев М. Ю. Лермонтова бунт, покаяние или раскаяние? iconРеферат «Творчество М. Ю. Лермонтова и живопись М. А. Врубеля»
Иллюстрации М. А. Врубеля к роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Исповеди героев М. Ю. Лермонтова бунт, покаяние или раскаяние? iconО проведении районной конференции учащихся «Всеведение поэта», посвященной...
Привлечь внимание обучающихся к изучению биографии и творческого наследия М. Ю. Лермонтова
Исповеди героев М. Ю. Лермонтова бунт, покаяние или раскаяние? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ребята, мы продолжаем изучать творчество М. Ю. Лермонтова. Что вы знаете о Лермонтове? Какие произведения Лермонтова мы изучили?
Исповеди героев М. Ю. Лермонтова бунт, покаяние или раскаяние? iconУрок в 6 «в» классе: «Тема одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус»
Аудиозапись романса «Белеет парус одинокий…» Стихи М. Ю. Лермонтова, музыка Варламова, исполняет С. Лемешев
Исповеди героев М. Ю. Лермонтова бунт, покаяние или раскаяние? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок – викторина на примерах героев Отечественной войны 1812 года "От героев былых времён "
Исповеди героев М. Ю. Лермонтова бунт, покаяние или раскаяние? iconКсения Иванова Влияние менталитета на проявление женской любви в...
Данная исследовательская работа посвящена изучению отражения менталитета на чувственной сфере жизни женщин героинь произведений русских...
Исповеди героев М. Ю. Лермонтова бунт, покаяние или раскаяние? iconБолее сложные истории, интересные старшим дошкольникам, которые любят...
Сложнее становится и сам текст: удлиняется и становится более разветвлённым сюжет, большое место начинает занимать описание чувств...
Исповеди героев М. Ю. Лермонтова бунт, покаяние или раскаяние? iconКому она нужна, эта модернизация или Размышления вокруг и около
На примерах поступков литературных героев дать понятие нравственности и безнравственности


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск