Ксения Иванова Влияние менталитета на проявление женской любви в изображении А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова





НазваниеКсения Иванова Влияние менталитета на проявление женской любви в изображении А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова
страница1/10
Дата публикации23.04.2015
Размер1.37 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Алёна Гафарова, Ксения Иванова

Влияние менталитета на проявление женской любви в изображении

А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова

ВВЕДЕНИЕ

Данная исследовательская работа посвящена изучению отражения менталитета на чувственной сфере жизни женщин - героинь произведений русских классиков – А.С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

Актуальность исследования. Любовь во все времена занимала важное место в жизни женщины. История знает немало примеров, когда во имя любви женщина совершала самоотверженные поступки (например, подвиг жён декабристов). Женской любовью восхищались классики литературы и воспевали её в своих произведениях. В русской литературе XIX века особенно популярны были мотивы любви цивилизованного европейца и «дикарки», что явилось продолжением традиций зарубежной литературы. Русские писатели продолжили эту тему в своих романтических и реалистических произведениях. Они показали в них не только особенности чувственной сферы кавказской женщины, но и раскрыли с новой стороны образы русских женщин.

Любовь между мужчиной и женщиной является объектом внимания не только со стороны любого человека, неравнодушного к проблеме современных взаимоотношений, но и со стороны психологов, социологов, культурологов. Важное место в источниках проявления этого чувства занимает менталитет человека. Принято считать, что менталитет оказывает влияние на поведение человека в различных жизненных ситуациях.

Проблема исследования. В настоящее время в отечественной науке не пришли к единому пониманию менталитета. Формирование целостного и единого понимания этой категории затрудняется тем, что в различных научных областях: философии, психологии, теории права, культурологии – существуют расхождения в понимании менталитета, вызванные тем, что «еще не выработалась приемлемая методология теории менталитета»[17;с.53]. Изображение героев разных национальностей в одном произведении (в рамках одной сюжетной линии) требует учёта ментальности. Данная проблематика недостаточно освещена в литературоведении. Изучение кавказского женского менталитета мы выбрали через восприятие русских писателей, так как в кавказской литературе отсутствуют произведения, которые бы затрагивали вопросы рассматриваемой нами проблемы. А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов значительную часть своей жизни пробыли на Кавказе, были знакомы с национальными особенностями кавказского народа, поэтому мы решили проследить проявление функционирования организации чувственной сферы жизни кавказской и русской женщины, мотивов её поведения в произведениях этих классиков, тонких знатоков человеческой души.

Гипотеза. Если менталитет оказывает влияние на эмоциональную чувственную сферу жизни женщины, то проявление любви у женщин одной национальности будет иметь сходные черты.

Цель: установить влияние менталитета на проявление женской любви в произведениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

1) изучить культурологические особенности кавказского и русского менталитета;

2) выявить влияние общенациональных особенностей на формирование женского менталитета;

3) сравнить особенности проявления кавказской и русской женской любви в произведениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

Объект изучения – женские образы в текстах художественной литературы.

Предмет изучения – кавказский, русский женский менталитет, мотивы поведения женщин в текстах художественной литературы

В методологии исследования сочетаются приемы и принципы описательного, сопоставительного, сравнительно-исторического методов анализа художественных текстов. Методологическую базу исследования составили работы Н.А. Бердяева, И.И. Замотина, Е.Н. Михайловой, С. Н. Дурылина, Н.И. Стороженко. При исследовании особенностей менталитета горцев были изучены работы кавказковедов В.Е.Давидовича, Р.Г. Абдулатипова, Р.И. Ахриева и других ученых.

Новизна данной работы заключается в выявлении противоречий, связанных с исследованием менталитета, регламентирующего чувственную сферу жизни женщины.

Глава I

Особенности менталитета кавказских и русских женщин XIX века

В рамках этой главы исследование направлено на выявление и анализ источников кавказского и русского менталитета, установление влияния общенационального менталитета на формирование женского мировоззрения.

§ 1. Источники кавказского женского менталитета в эпоху XIX века

Понятие «ментальность» является рабочим понятием современных исследователей. Оно определяет видение мира и его восприятие, образ мысли и нормы поведения, в которых сочетаются сознательные и бессознательные моменты.

Словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой определяет менталитет как «мировосприятие, умонастроение»[22; с.358] С. И. Самыгин и Л. Д. Столяренко под этим термином понимают «глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное, совокупность готовностей, установок и предрасположенностей индивида и социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом»[19; с.61]

В терминах социальной психологии менталитет определяется следующим образом: «менталитет (от лат. «mens» - «ум», «мышление», «образ мыслей», «душевный склад») – это совокупность установок индивида или социальной группы воспринимать мир определённым образом, то есть мыслить, чувствовать, следовательно, и действовать. В этом случае внутренний мир людей выступает посредником между обществом и действующим субъектом» [11; с.120-121].

Значение менталитета заключается в том, что он объединяет общество, «являясь важнейшим компонентом культурной традиции, осуществляет в рамках культуры “связь времен”, благодаря чему этническая общность способна идентифицировать себя» [6; с.21].

Таким образом, менталитет есть сознание коллективное, неличностное, в котором находят выражение черты мировосприятия представителей некоторой группы, общности людей. Он характеризует то общее, что присутствует в разрозненных индивидуальных представлениях о мире, что объединяет людей в сфере переживаний, интересов, эмоций и, следовательно, определяет их поступки.

Рассмотрим основные факторы, формирующие менталитет кавказского народа, и выясним, как на фоне общенационального формируется женский менталитет.

Во-первых, немаловажное значение на формирование менталитета оказывает окружающая среда, то есть особенности рельефа и климата местоположения народа. Для кавказской местности это, прежде всего, горы, окружающие немногочисленные равнины и речные долины. В.Е. Давидович1 считает, что «всем народам региона присущи черты, связанные с многолетней жизнью в горном ландшафте: особенности хозяйства и быта, совпадающие моменты дохристианских и домусульманских языческих верований, единые элементы мифологии, специфика нравов и традиций. Горцы – это своеобразный менталитет, эмоциональность, “солнце в крови”. Причем все эти черты бытуют и у тех, кто живет “на плоскости”. Прибрежные адыги Черноморья, кумыки или обитатели Апшеронского полуострова несут в себе отметки горского характера...» [7; с. 29].

Отметим, что климатические особенности данного региона отличаются резкой сменой горячего воздуха (днём) холодным (ночью). Густая растительность на фоне снежных вершин – ежедневный пейзаж кавказского жителя. Следовательно, и в характере, и сознании народа должны соединяться совершенно противоположные понятия. Наблюдая за поведением кавказцев, мы можем отмечать такие особенности национальной психологии, как «горячность» и «страстность» в соединении с хладнокровием в определённых жизненных ситуациях.

Данный фактор не мог не отразиться на темпераменте кавказских женщин. «Восточные красавицы» известны противоречивостью. Они соединяют в себе черты покорности и сдержанности, но обладают и повышенной эмоциональностью, умеют полностью отдаваться своим страстям. Они одновременно «горячи и холодны» так же, как и окружающая их природа.

Во-вторых, исторический фактор также оказывает влияние на формирование менталитета народа. Например, Кавказ много раз стремились поработить войска соседей. Только объединившись, кавказские народы смогли пережить монголо-татарскую и турецкую агрессии. На Кавказе проживают представители более чем сотни народов и народностей, связанных друг с другом многочисленными родственными, экономическими и культурными связями. Многонациональный Кавказ не знал межэтнических войн. Следовательно, необходимость единения кавказских народов способствовала возникновению такой национальной черты, как гостеприимство. Причём одним из элементов местного гостеприимства считается застолье, которое является показателем уровня благополучия семьи. Стремление предстать перед окружающими в лучшем свете, показать свое мастерство в приеме гостей привело к развитию искусства приготовления пищи, когда в условиях ограниченности в продуктах хозяева старались подать на стол больше разнообразных блюд (знаменитая кавказская кухня), и способствовало созданию определенной культуры застолья (традиционный оратор-тамада, музыканты, застольные песни). Попав в дом грузина, армянина, осетина или ингуша, независимо от его социального положения, каждый может рассчитывать на радушный прием. Гость во время своего визита находится под покровительством хозяев. Ради гостя хозяин готов отложить даже самые свои неотложные дела. Приглашая в свой дом, житель Кавказа берет на себя заботу обо всех аспектах визита, включая ответственность за безопасность гостя. Но приём гостей – прерогатива исключительно мужская. Женщина не может участвовать в мужских собраниях и появляться на глаза гостей без приглашения. Поведение женщины во время визита гостей регламентируется этикетными нормами, отражающими религиозно-нравственное мировоззрение, истоки которого заложены в духовной вере кавказцев.

В-третьих, уникальность и целостность кавказской цивилизации состоит в том, что «в этом историко-культурном и географическом пространстве происходит системное воспроизводство традиций и обычаев, которые на высокий уровень шкалы ценностей ставят честь, достоинство и мужество» [1; с. 57]. Данную точку зрения разделяет Р.И. Ахриев. В его статье «Культура народов Северного Кавказа как одна из ценностей горской кавказской цивилизации» говорится: «Уникальна духовная и материальная культура народов многоязычного Кавказа. При всем своеобразии отдельных национальных культур, в целом они обнаруживают несомненную общность: с одной стороны – это результат генеалогических связей одних этносов и, с другой – следствие многовековых контактов как родственных, так и неродственных народов края. Одним из основных ценностей горской цивилизации является кавказский тип личности, в идеале воплощающий в себе свободолюбие, чувство собственного достоинства, умение владеть собой, сохранять оптимистический взгляд на жизнь при всех испытаниях” [2; с.7]. О.Н. Дамениа выдвигает концепцию, раскрывающую особенность кавказской культуры в её архетипе – особой самодостаточностью. В кавказской же культуре человек доволен собой и миром, не ощущает потребности в поиске совершенного бытия. Человек демонстрирует наличное бытие [8; с. 57].

Рассмотрим, как такие национальные понятия, как честь, достоинство, свободолюбие, чувство собственного достоинства прослеживаются в образе жизни и поведении кавказской женщины, что регламентирует её поведение. Обратимся к Корану, духовно-религиозной книге исламского вероисповедания, к которому принадлежит большая часть населения кавказского региона. Ведь главная роль в формировании сознания кавказского народа отводится религии. Кавказцы - мусульманский народ, верующий в единого бога Аллаха и живущий по правилам Корана. Рассмотрим, как религиозное вероучение отразилось на менталитете кавказского народа, а именно, какое влияние оказала религия на формирование женского менталитета.

Обратимся к хиджабу - обязательному ношению платка женщиной. Ислам вменил это ей в обязанность. Коран предписывает верующим мужчинам и женщинам опускать взоры земле и хранить скромность. Священный Коран вменяет верующим женщинам в обязанность закрывать голову, шею и грудь:

«Скажи верующим, чтобы они потупляли свои взоры; хранили бы себя от чувственных пожеланий: в этом для них наибольшая чистота. Бог ведает их дела. Скажи также и верующим женщинам, чтобы они потупляли свои взоры; хранили бы себя от половых пожеланий; показывали бы только те из своих нарядов, которые наружу, накладывали себе на грудь покрывала…»

[13; 24:30,31].

Священный Коран разъясняет, что платок – это неотъемлемая часть благопристойности:

«Пророк! Скажи супругам твоим, дочерям твоим, жёнам верующих: плотнее опускали бы они на себя покрывала свои: при таком опускании они не будут узнаваемы, и потому не будут оскорбляемы. Бог – прощающий, милосерд»

[13; 33:59].

В этом вся суть. Благочестие предписывается женщине для её же защиты от оскорблений, или, проще говоря, благочестие – это защита для женщины.

В Исламе хиджаб – это знак благочестия, которое подчёркивает цельность личности женщины. Коран делает упор на защите женской репутации и предписывает жестоко наказывать мужчин, если они ложно обвиняют женщину в греховности:

«Тех, которые будут клеветать на замужних женщин, и не представят четырёх свидетелей, наказывайте осьмьюдесятью ударами, и никогда не допускайте их к свидетельству, как людей негодных, исключая тех, которые после того покаятся и исправятся. Бог – прощающий, милосерд»

[13; 24:4,5].

Правомерные мусульмане считают, что женщина должна занимать в обществе одно из самых возвышенных и почётных положений. Своё мнение они подтверждают словами пророка Мухаммеда: «Почитает женщину только благородный, а унижает её – только подлец!». Почитание женщины распространяется и на разделении труда в крестьянском хозяйстве, где женские рабочие руки выполняют массу необходимых работ: уход за домом, приготовление пищи, обработку шерсти, изготовление тканей, шитье и т.д. Известны также женские уникальные промыслы. Но женщина освобождалась от всех тяжелых физических работ в поле и на скотном дворе.

Ее физическое здоровье оберегалось для воспроизведения рода. Причем это утверждение верно и в переносном смысле. Женщина – основной воспитатель детей, она несёт огромный духовный потенциал, который необходимо передать следующему поколению. Поддерживание огня в домашнем очаге – это предметная иллюстрация предназначения женщины в горском обществе: поддержание национального духа, традиций отцов.

Процесс формирования личности начинается с голоса и языка матери (отец по обычаю не демонстрирует своего отношения к младенцу). Даже при отсутствии образования основы народной мудрости закладывала в молодое поколение именно женщина, передавая исторический опыт народа через фольклор; религиозные культы, родовые запреты – через мифологию, объясняя сложные и многочисленные этикетные нормы поведения на собственном примере. Женщина в сознании горцев ассоциируется с миром. Во время боевых действий на женщин противника распространяется «иммунитет».

Проанализировав суры из Корана, мы можем утверждать, что религиозные наставления воспитывают в женщине благопристойность, соблюдение скромности и в то же время формируют в ней осознание собственного достоинства. Почитание этих наставлений мужчинами воспитывают в них благопристойное отношение к женщине.

Таким образом, изучив особенности кавказского менталитета и его проявление в поведении женщины, мы установили следующие факторы, оказывающие влияние на становление менталитета кавказских женщин:

  1. взаимосвязь природного ландшафта с темпераментом и психологическим складом поведения женщины;

  2. взаимосвязь историко-культурных традиций с этикетными нормами поведения женщины;

  3. взаимосвязь религиозных норм поведения женщины с национальными этническими чувствами.


§ 2. Источники русского женского менталитета эпохи XIX века

У русского народа существуют наиболее отличительные и заметные черты национального характера, которые проявились не в один день, а складывались веками, впитывая в себя эпохи язычества и принятия христианства, монгольского ига и объединения Руси, правления различных монархов – Рюриковичей и Романовых. Следует отметить, что каждая личность является неповторимой, уникальной, своеобразной и единственной в мире. Это нельзя не понимать. Однако в силу географических, исторических, территориальных и других факторов, каждая нация (общность, территориальное образование) имеет определенные особенности, характерные только для неё. В этом случае Россия не составляет исключения, а скорее наоборот - характер русских, его отличительные черты, образ жизни, логика русских, смешавших в себе много кровей, не дублируются и не понимаются в совершенстве ни одним другим народом.

Русские дореволюционные историки, философы и ученые русского зарубежья 20-40-х гг. XX в. (Н. Бердяев, П. Савицкий, Г. Вернадский) увлекались утверждением «бинарности» русской культуры, ее «евразийским» менталитетом. По выражению Н. Бердяева, «Россия соединяет в себе Запад и Восток как два потока мировой истории, и это соединение превращает ее отнюдь не в некий интегральный вариант, а в арену столкновения и противоборства восточных и западных элементов» [4; с.290]. Под национальным характером Николай Бердяев понимал «устойчивые качества, присущие представителям данной нации и возникающие под влиянием природных и исторических факторов, проявляющихся не только в нравах, поведении, образе жизни, культуре, но и в судьбе нации, государства» [4; с. 289]. Бердяев отмечал: «Противоречивость русской    души   определялась   сложностью русской исторической судьбы, столкновением и противоборством в ней восточного  и  западного  элемента…»[4; с. 291].

Рассмотрим основные факторы, формирующие менталитет русского народа, и выясним, как на фоне общенационального формируется женский менталитет.

Попытаемся выявить влияние фактора климата на становление менталитета русского народа, а точнее, о влиянии солнечной энергии на человека. Давно уже подмечено, что все «южные» народы (для России таковыми являются кавказцы) более темпераментны и эмоциональны, чем коренные «северные» народы. Об этом мы указали в предыдущем параграфе. Естественно, что менталитет, который в определенном смысле является «темпераментом» нации, также, видимо, зависит от климатических условий региона Земли, где сформировался данный народ или нация.

Обратим внимание на то, что климат России ближе к северному, чем к южному. Продолжительные снежные зимы, сопровождаемые морозами, метелями и другими неблагоприятными условиями, сформировали в русском человеке такие качества, как терпимость и покорность.

Сложные климатические условия отражаются и на организации быта и труда русской женщины. Крестьянка наравне с мужчиной участвует в обработке земли, засевании пашни, уходе за всходами, в сборе урожая, заботится о домашнем скоте. Особенно тяжело выполнение бытовых обязанностей в зимний период, когда требуется заготовить дрова, отапливать печь, носить холодную воду, ухаживать за скотом. Вся тяжесть бремени ложится на плечи русской женщины, которая, в отличие от горянки, не освобождалась от всех тяжелых физических работ в поле и на скотном дворе. Русская женщина как государыня в доме была ответственна за выживание своей семьи и обеспечение её благополучия. Условия жизни русской женщины сформировали в ней такие качества, как покорность своей судьбе и терпимость, способность выживать в любых неблагоприятных условиях. Такие качества закаляют женский характер, делают женщину стойкой и мужественной.

Что касается женщины дворянского происхождения, то её образ жизни, конечно же, отличается от быта крестьянки. Находясь в тех же климатических условиях, дворянка не выполняет тяжёлую физическую работу, так как это обязанности слуг. Но она также приспосабливается к неблагоприятным погодным условиям, терпя неудобства и испытывая иногда чувство дискомфорта. «Северная» погода не способствует повышенной эмоциональности, а, наоборот, формирует сдержанность в проявлении эмоций. Красоту русской женщины часто ассоциируют с «холодной» красотой.

Рассмотрим, как исторический фактор отразился на формировании женского характера. Российская история знает много примеров, когда ответственность за судьбу семьи ложилась на плечи женщины. Частые войны заставляли мужчин оставлять свою семью и отправляться на защиту Отечества. В такие времена именно женщина брала бразды правления в свои руки, поддерживала материальное и духовное благополучие своей семьи, занимаясь хозяйством и воспитанием своих детей. Такие условия жизни сформировали в ней ответственность, сдержанность, терпимость, выносливость, стойкость.

Мы считаем, что одним из важнейших факторов формирования русского сознания является Домострой – русский письменный памятник XVI в., содержащий свод житейских правил и наставлений, требующих беспрекословного повиновения главе семьи; патриархальный семейный уклад, основанный на таких правилах [20; с.157].

Мы предполагаем, что поведение женщины вплоть до XIX века регламентировалось правилами Домостроя, в это время устоявшиеся традиции были ещё сильны, и жизнь русского человека была нередко организована согласно устоявшимся к этому времени патриархальным законам.

Домострой – это обращение человека к миру и людям, но не непосредственно, а через отношение к Богу. В Домострое излагаются правила общежития, основанные на трёх столпах: духовном, мирском и домовом строении жизни средневекового человека, о чём свидетельствуют названия глав из «Домостроя». В композиционном отношении памятник делится на три части: религиозные наставления «Как веровати и как царя чтить» [9; гл. 1-15], семейные отношения «Как в семье жить мужу, жене, детям и домочадцам» [9; гл. 16-29], хозяйственные рекомендации «Как дом свой добре строити» [9: гл. 30-63]. Мы видим, что содержание глав Домостроя затрагивает бытовую и бытийную жизнь женщины, поэтому можем утверждать, что домостроевские законы являются одним из важных источников формирования миропонимания русской женщины.

Рассмотрим проявление черт русского женского менталитета в средневековом укладе жизни через домостроевские законы.

По Домострою, одной из забот родителей о будущем дочери является подготовка её приданого, то есть родители должны были обеспечить и материальное, и духовное состояние будущей хранительницы домашнего очага. Глава 16 Домостроя сообщает, что

«… у кого дочь родится ино разссудны люди от всякаго приплода на дочерь откладывают на ее имя…дочери растут, а страху Божию и вешътву учатся, а приданое с ними вдруг прибывает и как замужь зговорят ино все готово, а толко ранее хто о детех не смышляет да как замуж давать и в ту пору все покупать но скорая женитва видомая работа, а по судьбам Божиим только та дочь преставится но ее наделком поминают по еи души сорокоуст и милостыню…» [ 9; с. 78].

Согласно Домострою, обязанности жены заключаются в обеспечении благоустройства быта семьи, в занятиях рукоделием. Это подтверждает глава 20 древнерусского памятника:

« обретши волну и лен сотвори благопотребно рукама своима, бысть яко корабль куплю деющи издалече збирает в себе богатество и востает из нощи и даст брашно дому и дело рабыням тако же и раб, и не угасает светилник ея всю нощь руце свои простирает на полезная, лакти же своя утвержает на вретено…» [9; с.95].

Домострой возлагает на женщину своим примером воспитывать детей. В той же 20 главе сказано, что «…от плода руку своею насадит, тяжание много, препоясавше крепко чресла своя утвердит мышца своя на дело и чада своя поучает…» (Гл. 20). Там же содержится наставление, что женщине надо быть набожной «милость же простирает убогу плод же подает нищим …жена добра часть блага в части боящихся Господа да будет» и заботиться о духовном благополучии семьи «…жена добра веселит мужа своего и лета его исполнить миром, жена бо мужа своего честне творяще, первие Божию заповедь сохранив благословена будет…» [9; с.95].

Особое внимание Домострой уделяет взаимоотношениям между мужем и женой. Так, от мужа в главах 29, 34 Домострой требовал быть наставником своей жены:

  1. способствовать формированию душестроения своей супруги «…жены мужеи своих вопрошают о всяком благочинии како душа спасти Богу, и мужу угодити, и дом свои добре строити и во всем ему покарятися, и что муж накажет то с любовию приимати и творити по его наказанию…» [9; гл.29];

  2. формировать этическое поведение жены «…а по вся бы дни у мужа жена спрашивалася и советовалася о всяком обиходе и воспоминала что надобет а в гости ходити и к себе звати ссылатца с кем велит мужь а гостьи коли лучится или самои где быти за столом сести луччее платье переменити, отнюд беречися от пьяного пития пьяныи мужь дурно, а жена пьяна в миру не пригоже, а з гостьями беседовати о рукодельи и о домашнем строении как порядня вести и какое рукоделеицо здети чего не знает, и того у добрых жен спрашиватися вежливо и ласково и кто что укажет на том ниско челом бити или у собя» [9; гл.34]

  3. поучать, как вести хозяйство «…впреди указано бысть востав от

ложа своего предочистив себе и молебная совершив женам и девкам дело указати дневное всякому рукоделию что работы дневная ества варити, и которои хлебы печи ситные и решетные, и сама бы знала как мука сеяти как квашня притворити) [9; гл.29]

Сама же жена по Домострою должна быть покорной и немногословной «…хвалима есть, жена, добра, и страдолюбива и молчалива» [9; гл. 20]

Таким образом, коротко рассмотрев особенности русского менталитета и его отражение в поведении женщины, мы установили, что природные климатические условия, исторические факторы способствовали становлению волевых качеств русской женщины. Патриархальный уклад русской жизни, зафиксированный в древнерусском памятнике XVI века Домострое, регламентировал поведение женщины и в XIX веке. На протяжении веков в русской женщине сформировалось высокое чувство ответственности за материальное и духовное благополучие своей семьи. Она, в первую очередь, мать и государыня, помощница главы семьи, а не слабое существо, нуждающееся в любви мужчины. Для нее на первое место выдвигается высоконравственное поведение, которое должно стать примером для детей и предметом гордости мужа.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ксения Иванова Влияние менталитета на проявление женской любви в изображении А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова iconМ. Ю. Лермонтова в сопоставлении с поэзией
Знаменательна общность трагической судьбы двух поэтов. Стихотворение Лермонтова «Смерть поэта», в котором говорится о роковой дуэли...
Ксения Иванова Влияние менталитета на проявление женской любви в изображении А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова iconЛюбви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема...
«Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы.»: Питер; Санкт-Петербург; 2011
Ксения Иванова Влияние менталитета на проявление женской любви в изображении А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова iconТема любви в произведениях А. И. Куприна
Цель. Поговорить о великой и вечной духовной ценности человека — любви; показать, как писатель изображает влияние любви на человека;...
Ксения Иванова Влияние менталитета на проявление женской любви в изображении А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова iconЛирика Лермонтова М. Ю
Уже ранние стихи М. Ю. Лермонтова напоминает, полный размышлений о жизни и смерти, о добре и зле, о смысле бытия, о любви и верности,...
Ксения Иванова Влияние менталитета на проявление женской любви в изображении А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова iconРеферат по литературе на тему: «Женские образы в творчестве А. С. Пушкина»
Пушкина. Так и я, прочитав роман «Евгений Онегин», комментарии к нему и статьи В. Г. Белинского, задумался над фразой: «Татьяна –...
Ксения Иванова Влияние менталитета на проявление женской любви в изображении А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова iconСочинение «Наш Пушкин» Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова....
Пушкин о назначении поэта и поэзии. «Поэт», «Поэту», «Осень». Новаторство Пушкина в соединении темы высшего предназначения поэта...
Ксения Иванова Влияние менталитета на проявление женской любви в изображении А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель. Поговорить о великой и вечной духовной ценности человека — любви; показать, как писатель изображает влияние любви на человека;...
Ксения Иванова Влияние менталитета на проявление женской любви в изображении А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова iconСочинение Бахмайер Ксения
В прекрасном городе, на берегу моря родилась я прекрасная девушка с именем Ксения. Ксения, что значит странница. И неслучайно имя...
Ксения Иванова Влияние менталитета на проявление женской любви в изображении А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Ксения Иванова Влияние менталитета на проявление женской любви в изображении А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
М. Ю. Лермонтова «Бородино», проявляющуюся в изображении поведения, душевного состояния, отношения к происходящему мужественных защитников...
Ксения Иванова Влияние менталитета на проявление женской любви в изображении А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова iconТема любви в повести русского писателя Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»...
Цели и задачи работы: на основе сравнительного анализа данных произведений показать, что судьба любви – в руках любящих, общества...
Ксения Иванова Влияние менталитета на проявление женской любви в изображении А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова iconОбщественный смотр знаний
А. С. Пушкина «Капитанская дочка», поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Ксения Иванова Влияние менталитета на проявление женской любви в изображении А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: Показать мастерство Пушкина в изображении характера цыган, своеобразие разрешения проблемы человеческой свободы в поэме
Ксения Иванова Влияние менталитета на проявление женской любви в изображении А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова iconЛитература 19 века
Стихи Лермонтова, Пушкина, Тютчева, Фета, Есенина, Пастернака, Бунина о природе, о временах года
Ксения Иванова Влияние менталитета на проявление женской любви в изображении А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова о русской природе
Ксения Иванова Влияние менталитета на проявление женской любви в изображении А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова iconЛермонтовский праздник. Посвящается 200-летию со дня рождения м....
Конкурс чтецов (стихотворения М. Ю. Лермонтова или авторские стихотворения, посвящённые поэту)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск