Урок русского языка в 7 классе: "Употребление в речи деепричастий и наречий"





Скачать 60.53 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 7 классе: "Употребление в речи деепричастий и наречий"
Дата публикации06.08.2014
Размер60.53 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок

Урок русского языка в 7 классе: "Употребление в речи деепричастий и наречий". "В редакции газеты"


Урок разработала и провела учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №7 г.Ивантеевки ОПЕВАЛОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА

Цели урока:

Формирование универсальных учебных действий по выявлению грамматических признаков деепричастия и наречия его использованию в речи.

Задачи:

Учебные

  • Систематизировать знания учащихся по темам «Деепричастие» и «Наречие»;

  • Отработать УУД использования деепричастия и наречия в речи.

Развивающие

  • Способствовать развитию памяти, внимания, культуры речи;

  • Познакомить учащихся с некоторыми особенностями работы редакции газеты;

Воспитательные

  • Вовлечь учащихся в активную деятельность;

  • Совершенствовать коммуникативные навыки при работе в группах.

Тип урока: урок формирования универсальных учебных действий.

Вид урока: имитационная игра.

Технология: игровая.

Оборудование:
  • Мультимедийное оборудование

  • Раздаточный материал.

Газета – уникальная вещь: и скатерть, и мухобойка, и вентилятор, и туалетная бумага, и шапка, и зонтик, и даже почитать можно!

Ход урока


Организационный момент

Класс необходимо поделить на три команды, определить название команд, объяснить учащимся цель и ход урока.

Работа по теме урока

Ребята, сегодня на уроке мы выясним, что общего между наречием и деепричастием, как они используются в речи, но сделаем это в необычной форме.

Представьте, что наш класс - это редакция газеты. У нас в редакции собрались представители трёх газет: журналисты, корректоры - работники, занимающиеся чтением текста и его правкой, редакторы - самые главные и ответственные лица и еще секретари - машинистки.

Кто же они такие? Давайте обратимся за справкой к словарю.

Роли работников редакции будете выполнять вы. Займите свои места за рабочими столами.

Каждый работник газеты обязательно имеет блокнот или записную книжку. У нас это тетрадь. Запись слов в тетрадь.

Каждый стол представляет какую-либо газету. А вот как она называется, скажите вы через тридцать секунд. Но одно условие: название газеты должно быть деепричастием или наречием.

Время пошло!

Итак, все готово. Мы начинаем работу. Выполнять все задания нужно дружно, быстро и тихо, чтобы не мешать другим.

1.Разминка Работники редакции – люди образованные. Их знание русского языка должно быть прочным. Если у них возникают какие-то вопросы или они в чём-то сомневаются, то обязательно обращаются к словарям или справочникам.

Расставьте знаки препинания в предложениях.

Шёл дождь барабаня по крыше и нагоняя тоску назойливо выл ветер гуляющий за окном. Днём неожиданно ударил мороз преобразив всё вокруг.

Найдите в предложениях наречия и деепричастия.

2.Задание для спецкора (новый материал)

Специальное расследование

Выясните всё о малоизвестном субъекте:

  • С кем общается

  • Как изменяется

  • Для чего служит

  • С кем дружит

  • Как среди других выделяется

  • Как часто с нами встречается

«Узелки на память»

3.Задание для редактора

В типографии невнимательно набрали материалы. Когда напечатали пробный выпуск, то обнаружили, что некоторые слова (наречия) пропущены. Догадайтесь, какие это наречия, а затем объясните особенности их правописания. У вас две минуты. (Раздать листы с текстами).

Ещё (?) казалось, что снег навечно заморозил и (?)сковал реки. Но (?) пригрело солнышко и на улице стало по-весеннему празднично. Ласковому солнцу (?) растопить лед на скатах крыш и увидеть, как бьёт из-под земли ключ. Воздух свеж, как будто отворились (?) небесные окна. Воробьи, щебеча (?), без устали рассказывают о радостных переменах. Вдоволь насидевшимся в домах людям (?) смотреть на это до неузнаваемости голубое небо. Безусловно, им так хочется выскочить в пальто (?) и бежать по улицам, (?) открывая для себя чудесные звуки природы.

4.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

В каждой типографии во время рабочего дня есть перерывы на отдых. Давайте и мы устроим такой перерыв, выйдем во внутренний дворик типографии и понаблюдаем за облаками.

Что вы увидели? Как мы их назовём?

Пегас (в древнегреческой мифологии) – сын Посейдона, крылатый конь, покровитель поэтов и муз.

5.А теперь пришла очередь поупражняться в журналистике

Наверное, вы не раз слышали о том, что журналистов обвиняют в преувеличении событий, поступков и так далее. Они, говорят, способны сделать из мухи слона. Наше задание сможет выполнить тот, кто хорошо разбирается в степенях сравнения наречий.

У каждой команды на столе лежит черновой вариант интервью со “звездой”. Ваша задача: отредактировать текст и подготовить его к публикации, то есть наречия, заключенные в скобки, употребить в правильной степени сравнения. Итак, кто быстрее и правильнее выполнит задание, получит жетон. Время пошло!

Интервью со “звездой”

  • - Каким видом спорта вы занимались в детстве?

  • - /Рано/ я с удовольствием занимался лыжными гонками, а /поздно/ перешёл в биатлон.

  • -Какие советы вы можете дать начинающим спортсменам?

  • -/Часто/ тренируйтесь, /редко/ себя жалейте, /непременно/ верьте в победу.

  • - А у Вас много друзей?

  • - Да. Я считаю, что /легко/ друга потерять, чем найти.

  • - Вы сейчас /часто/ посещаете театры, выставки?

  • - К сожалению, у меня в этом году стало /много/ соревнований, а свободного времени /мало/. Но все же я посещаю выставки, театры и галереи.

А теперь давайте проверим, что получилось у работников газеты “…”. Они уже выполнили задание. /Ребята могут также назвать степень сравнения./

6.Машинописное бюро

А сейчас мы побываем в машинописном бюро, и я расскажу вам про одного хитренького наборщика.

Он не любил печатать много слов, а всегда, если это было возможно, заменял какое-нибудь словосочетание одним наречием.

Давайте и мы попробуем так сделать, а вдруг получится? Перед вами словосочетания, в составе которых есть деепричастия. Попробуйте заменить их наречиями.

  • Смотрел, насупив брови (исподлобья),

  • Съели, разделив на равные части (пополам),

  • Бежали, перегоняя друг друга (наперегонки),

  • Говорили, перебивая друг друга (наперебой),

  • Исчез, не оставив никаких следов (бесследно),

  • Задел, проходя мимо (мимоходом)

Одного представителя команды прошу выйти к доске.

Вы заметили, что эти наречия и деепричастия имеют что-то общее?

Синтаксическая роль, взаимозаменяемость.

Выводы:

Наречия и деепричастия отвечают на один вопрос, относятся к глаголу, «живописуют действие», не изменяются.

/Вручить жетон победившей команде./

7.Важное спецзадание

Мы продолжаем наше сотрудничество.

Сейчас от каждой газеты вы должны отправить на спецзадание одного журналиста. Вы знаете, что хороший журналист знает, как лучше сформулировать вопрос, в совершенстве владеет не только письменной и устной речью, но и орфоэпическими нормами.

Расставьте ударения в глаголах и деепричастиях.

начать (начав)

понять (поняв)

принять (приняв)

прибыть (прибыв)

закупорить (закупорив)

заплесневеть (заплесневев)

облегчить (облегчив)

углубить (углубив)

Подсчитаем количество правильных ответов.

8.Подведение итогов урока

Спасибо всем, кто сегодня побывал у нас в редакции. Мы с вами неплохо сработались. Я хочу сказать, что у многих ребят есть способности, склонности к журналистской деятельности.

8.Рефлексия

Оцените свои действия и полученные знания с помощью цветных стикеров, наклейте их в свою газету.

Успехов вам и хорошего настроения! Спасибо за урок!

Домашнее задание

Напишите заметку об Олимпийских играх. Поместите эту заметку в школьной или городской газете. Желаю успехов!

Любя друзей, прощая врагов, светясь от счастья, обогащаясь знаниями и умениями, улыбаясь незнакомым прохожим, помогая слабым, радуясь новому дню, смеясь и веселясь от души, живя в мире и согласии, беспокоясь о близких, заботясь друг о друге.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Вот вам его загадки-шутки от деепричастия, попробуйте справиться, найдите в них ошибки:

Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

Как приятно знать, что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.

Идя по мокрой тропинке, дождь не прекращался.

Открыв окно, на меня подуло ветром.

Катаясь с горки, у меня сломались лыжи.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 7 классе: \"Употребление в речи деепричастий и наречий\" iconУрок русского языка в 4 а классе. Тема урока: Правописание наречий
Дать возможность учащимся самостоятельно выявить правило написания наречий с приставками; систематизировать знания о грамматических...
Урок русского языка в 7 классе: \"Употребление в речи деепричастий и наречий\" iconУрок русского языка в 3 классе Тема : «Закрепление знаний о прилагательном,...
Тема: «Закрепление знаний о прилагательном, как о части речи. Употребление прилагательных в речи»
Урок русского языка в 7 классе: \"Употребление в речи деепричастий и наречий\" iconКонспект урока русского языка в 7 классе Учитель русского языка и литературы Григорьева А. В
Образовательная: выяснить специфические для наречия признаки в сравнении с ранее изученными частями речи; сформировать умение находить...
Урок русского языка в 7 классе: \"Употребление в речи деепричастий и наречий\" iconУпотребление деепричастий в речи
Учитель. Обозначая добавочное действие, деепричастие украшает речь, заставляет нас обратить внимание на незаметные, на первый взгляд,...
Урок русского языка в 7 классе: \"Употребление в речи деепричастий и наречий\" iconПрактикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание,...
Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ»
Урок русского языка в 7 классе: \"Употребление в речи деепричастий и наречий\" iconПрактикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание,...
Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ»
Урок русского языка в 7 классе: \"Употребление в речи деепричастий и наречий\" iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок...
Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Урок русского языка в 7 классе: \"Употребление в речи деепричастий и наречий\" iconКонспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»
Попова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы, Г. Красноярск, мбоу сош №85
Урок русского языка в 7 классе: \"Употребление в речи деепричастий и наречий\" iconУрок по русскому языку Культура речи. Правильное употребление глаголов....
Совершенствование навыков употребления глаголов в речи. Повторить и обобщить знания по орфоэпии
Урок русского языка в 7 классе: \"Употребление в речи деепричастий и наречий\" iconУрок русского языка по теме «Употребление причастий в речи»
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютерная презентация, карточки с заданиями, распечатки с дополнительным материалом, доска,...
Урок русского языка в 7 классе: \"Употребление в речи деепричастий и наречий\" iconКонспект урока русского языка в 9 классе по теме: «наблюдение за...
Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея
Урок русского языка в 7 классе: \"Употребление в речи деепричастий и наречий\" iconУрок русского языка в 11 классе
Урок русского языка в 11 классе Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка”. /2 часа
Урок русского языка в 7 классе: \"Употребление в речи деепричастий и наречий\" iconКонспект урока по химии в 8классе «Типы химических реакций»
Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ»
Урок русского языка в 7 классе: \"Употребление в речи деепричастий и наречий\" iconУрок русского языка в 6 классе на тему: «учимся употреблять прилагательные в речи»
Цель урока: систематизация изученного об имени прилагательном, развитие культуры речи
Урок русского языка в 7 классе: \"Употребление в речи деепричастий и наречий\" iconУрока Организационный момент
Обратить внимание на употребление наречий в тексте, формировать умение правильно употреблять наречия в речи
Урок русского языка в 7 классе: \"Употребление в речи деепричастий и наречий\" iconУрок по русскому языку в 7 классе По теме: «Степени сравнения наречий»
Цель урока: познакомить обучающихся с особенностями образования и употребления наречий в сравнительной и превосходной степени; научить...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск