Морфемика — раздел науки о языке, который изучает строение слов, т е. их морфемный состав. Морфема





Скачать 88.25 Kb.
НазваниеМорфемика — раздел науки о языке, который изучает строение слов, т е. их морфемный состав. Морфема
Дата публикации08.07.2013
Размер88.25 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Морфемика — раздел науки о языке, который изучает строение слов, т. е. их морфемный состав. Морфема — это минимальная значимая часть слова (приставка, корень, суффикс, окончание).

§ 12. Основа и окончание в слове



      2. Неизменяемые слова окончаний не имеют: наречия (весело, по-новому), деепричастия (приехав, отдыхая), инфинитив (лежать, беречь), форма сравнительной степени прилагательных (быстрее, красивее), несклоняемые существительные и прилагательные (кино, кафе, беж, хаки), служебные части речи (из, если, только).
      При изменении слова или образовании какой-либо его формы:
      числа (дом — дома, добр — добры, второй — вторые); рода (красный — красное — красная, низок — низко — низка, отвечал — отвечало — отвечала, рисующий — рисующее — рисующая); падежа (стол — стола — столу — столом — столе, сражающиеся — сражающихся — сражающимся — сражающимися);лица (решаю — решаешь — решает, решаем — решаете — решают) — изменяются окончания.
      Окончание может выражать разные грамматические значения:
      рода (желтый — желтая — желтое),
      числа (проигравший — проигравшие),
      падежа (весна — весны — весне — весною...),
      лица (я куплю — ты купишь — он купит).
      Окончание может быть нулевым, т. е. таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова, например: стол     — стола — столу — сто­лом — столеручей     — ручь[йа] — ручь[йу]; рисовал     — рисовала — рисовали; умыл    ся — умылась — умылись.
      В основе самостоятельного слова выделяются значимые части: корень, суффикс, приставка.

§ 13. Корень, суффикс и приставка как значимые части слова

      Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов: водный — подводный — водяной — водник — водянистый — все эти слова обозначают предметы или признаки, имеющие отношение к воде, так как в них общий корень вод-.
      Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.
      Примечания. 1. Однокоренные слова могут относиться к одной части речи (лес — лесник — лесничий — лесок — лесочек) или к разным частям речи (лес — лесной — облесить).
      2. Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значению (омонимичные) корни. Ср.: гора — гористы­й — горный и угореть — загорать — гореть. Слова с подобными корнями однокоренными не являются.



      Примечание. Суффиксы могут служить для образования форм слов, например: знамя (им. п.) — знамени (р. п.), веселый — веселее (сравнит. степень), почитать (сов. вид) — почитывать (несов. вид).
      Многие суффиксы свойственны определенным частям речи. Так, суффиксы -ость-ак, -ок, -ач, -ец, -лец, -тель, -чик, -щик, -ист, -ниц(а), -иц(а) характерны для имен суще­ствительных;
      суффиксы -ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ-, -им-, -ем-, -ом-, -т-, -нн-, -ш-, -вш- — для причастий;
      суффиксы -а, -я, -в, -вши — для деепричастий;
      суффиксы -и-, -е-, -ыва-, -ива-, -ова-, -ева-, -ва-, -ну- — для глаголов;
      суффиксы -то, -либо, -нибудь — для местоимений и наречий.

 

      Примечания. 1. Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, над-, под-, пере- и т. д.). Иноязычных приставок в русском языке немного: а-, анти-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-: аморальный, антиобщественный, архиглупый, интернациональный, контрразведка, ультразвук, демобилизация, дезинфекция, дисгармония, реорганизация, экс-чемпион, импорт.
      2. Во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные части слова уже не выделяются: восторгаться, восхищаться, встретить, достать, затевать, одолеть, ответить, посетить, позвонок, исчезать, обожать, несусветный, пасмурный.

§ 14. Варианты значимых частей слова

      В разных частях слова может происходить замена одних звуков другими, выпадение какого-либо звука. В результате этого образуются варианты одной и той же значимой части слова. Так, в словах берегу — бережный — беречь один и тот же корень — берег-, в котором имеется чередование звуков г//ж//ч.
      Варианты могут быть в однокоренных словах и в разных формах одного и того же слова:



      Характерными для русского языка являются чередования гласных о//а (опоздать — опаздывать, загореть — загар), е//и (седло — сидеть, замереть — замирать),е//нуль звука (день — дня), о//нуль звука (сон — сна) и согласных к//ч (пеку — печет), к//ч//ц (кликать — клич — восклицать), г//ж (бегу — бежит), г//ж//з (друг — дружить — друзья), х//ш (ухо — ушной), т//ч//щ (свет — свеча — освещение), д//ж (обида — обижаться), д//ж//жд (ходить — хожу — хождение), з//ж (сказать — скажу), с//ш (носить — ношу), б//бл (любить — люблю), в//вл (ловить — ловлю), п//пл (топить — топлю), м//мл (кормить — кормление).

§ 15. Разбор слова по составу

      Разбор слова по составу — это выделение морфем, из которых оно состоит.
      План разбора
      1. Определить, к какой части речи относится слово.
      2. Выделить его основу и окончание, если это изменяемая часть речи.
      3. Выделить корень, подобрав родственные слова.
      4. Выделить приставку (если есть), суффикс (если есть). Доказать, что данные приставки и суффиксы имеются в других словах и выражают то же значение.
      5. Представить морфемный состав слова графически.



      Даль, мир, мера, водитель, встать, вода, дать, узнать, дальний, половодье, мирный, примерка, знание, водяной, вставать, выдать, далекий, отдаленный, выдавать, вожатый, сдавать, узнавать, измерять (площадь), проводник, помирить (соседей).

Упр. 15. Подберите к указанным словам однокоренные, чтобы в них обнаружилось чередование гласных и согласных в корне.

      Дорога, берег, снег, блеск, свет, лицо, испечь, брызгать, собирать, рассмешить, укрепить, любить, холод, искать, вырос.

Упр. 16. Выделите основу и окончание в следующих словах.

      Басенки, засветло, красота, брюки, увлекались, по-осеннему, призываю, настольный, жалко, кенгуру, медвежий, бегун, срочно, духовный, метро, отрезать, заповедник, бегут, испугавшись, хорош, сочнее.

Упр. 17. Обозначьте суффиксы в словах. К выделенным словам подберите другие слова с таким же суффиксом (по значению).

      Студентка, поплавок, геройство, грузинка, медвежонок, сибиряк, доброта, музыкант, дождик, весенний, духовность.

Упр. 18. Обозначьте в словах приставку. К выделенным словам подберите другие слова с такой же приставкой (по значению).

      Взлететь, отрубить, надкусить, безграничный, рассердиться, сверхсрочный, преграда, подбежать, пришкольный.

Упр. 19. Сделайте письменный морфемный разбор данных слов.

      Теснота, воссоединение, верхний, допоздна (читать), недалекий, наслаждение, топленое (молоко), пылесос, съездить, налево (повернуть), ослепительный, льстиво (говорить), неустойчивая (погода), трубопровод, черноморский (флот), вороний (крик), давление, пилотаж.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

      Словообразование — раздел науки о языке, который изучает способы образования слов. Словообразованием называется также сам процесс создания новых слов на основ­е имеющихся в языке.

§ 16. Способы образования новых слов

      Для образования слов в русском языке существует несколько основных способов.
      1. Приставочный: распахать пахать, отвезти  везти, небольшойбольшой, бесчестныйчестный, подкомиссиякомиссия.
      Примечание. Приставочный способ характеризуется тем, что приставка всегда прибавляется к целому слову. Например, слова неопасный (опасный), отрезать (резать), прабабушка (бабушка) образованы приставочным способом, а слова подснежник, прилуниться, заречный — другими способами.
      2. Суффиксальный: работник  работать, сельскийсело.
      3. Приставочно-суффиксальный: безрукавка  рукав, настенный  стена, оздоровить  здоровый, сначала (нареч.)   начало.
      4. Бессуффиксальный (бессуффиксный): вылет  вылететь, синь  синий.
      Примечание. Подобные слова в научной грамматике квалифицируют как единицы, образованные с помощью нулевого суффикса. Ср.: золотой   золото + ø, серября­ный   серебро + -ян-, бронзовый   бронза + -ов-, железный  железо + -н-). Нулевая суффиксация в этом случае рассматривается как разновидность суффиксального способа словообразования.
      5. Сложение: 
      а) целых слов: времяпрепровождение, меч-рыба;
      б) основ, корней или частей разных слов: лесопарк, бледно-голубой, водохранилище, землемер (в подобных случаях всегда используются соединительные гласные).
      В результате сложения могут образовываться сложносокращенные слова-аббревиатуры: СНГ, МГУ, ФСБ, универмаг, Сбербанк.
      6. Слияние слов из словосочетания или (редко) из предложения: быстрорастворимый (быстро растворимый), тотчас (тот час).
      7. Переход слова из одной части речи в другую: молодой рабочий (сущ.)  рабочий (прилаг.) инструмент.
      8. Усечение основы производящего слова: маг  магнитофон, зам  заместитель. При усечении образуются слова, полностью тождественные по значению производящим словесным единицам. Данный способ используется, как правило, для образования имен существительных разговорного или просторечного характера.
      Примечание. При образовании новых слов может наблюдаться сочетание нескольких способов словообразования. Например: тихоокеанский  Тихий океан + -ск-(способ сложения и суффиксальный способ).

§ 17. Словообразовательный разбор

      Словообразовательный разбор — это определение способа образования слова, т. е. выяснение, от чего и с помощью чего происходит образование конкретного слова. При словообразовательном разборе слова обычно устанавливается последовательность присоединения суффиксов и приставок к исходному слову в процессе его образования.
      Примечание. При морфемном и словообразовательном разборе иногда необходимо учитывать фонетические особенности данного слова.
      Например, притяжательные прилагательные типа волчий образованы от соответствующих существительных с помощью суффикса -ий- (волчий  волк + -ий-) и имеют нулевое окончание (ср. волчий    , волчь[й’ь]го, волчь[й’ь]му). Слово бездорожье образовано от слова дорога с помощью приставки без- и суффикса -й-, т. е. приставочно-суффиксальным способом.
      План словообразовательного разбора
      1. Установить значение слова и определить, от какого слова (слов) оно образовано.
      2. Определить (если необходимо), с помощью каких морфем образовано данное слово.
      3. Указать способ образования слова.
      Следует помнить, что для определения способа образования слова в большинстве случаев необходимо сравнить производящую и производную основы и на основании этого выделить морфему, с помощью которой образовано новое слово.
      Образец словообразовательного разбора 
      Зеленоватый 2
      Слово зеленоватый в значении «слегка, несколько зеленый» образовано от прилагательного зеленый с помощью суффикса -оват-, т. е. суффиксальным способом.
      Зеленоватый  зеленый (суффиксальный способ).

Различие между морфемным и словообразовательным разборами

 

Упр. 20. Сделайте письменный словообразовательный разбор слов.

      Добежать, десантник, сотрудник, бездомный, уцелеть, лесовоз, охотничий, бездорожье, сверхмощный, кто-то, нуж­даться, водонепроницаемый, долгоиграющий, столовая, перелет, издалека, быстро (идти), по-новому, книголюб, землепашец, видоизменить, просмотр, ООН, старпом, красноречие.

Упр. 21. Сделайте письменный морфемный и словообразовательный разбор следующих слов.

      Давление, докрасна, утомленный, гостиная, гордость, скоропортящийся, приземление, выступ.

Упр. 22. Запишите несколько примеров слов, образованных: а) приставочным способом; б) суффиксальным способом; в) приставочно-суффиксальным способом; г) способом сложения.

Упр. 23. Прочитайте текст и выполните задания.

      Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно2, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского2, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт.

(Н. В. Гоголь)

      1. Из выделенного предложения выпишите: а) слова, не имеющие окончания; б) слова с нулевым окончанием; в) слова с формально выраженным окончанием. Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания.
      2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.
      3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы.
      4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Морфемика — раздел науки о языке, который изучает строение слов, т е. их морфемный состав. Морфема iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мы с вами начали изучать новый раздел науки о языке, который называется морфология. Что же он изучает? /раздел науки о языке изучает...
Морфемика — раздел науки о языке, который изучает строение слов, т е. их морфемный состав. Морфема iconКорень слова. Однокоренные слова
...
Морфемика — раздел науки о языке, который изучает строение слов, т е. их морфемный состав. Морфема iconОдномерные массивы
Ребята, мы закончили изучать раздел русского языка, который изучает звуки и буквы. Кто скажет, как он называется?
Морфемика — раздел науки о языке, который изучает строение слов, т е. их морфемный состав. Морфема iconОсновные типологические различия морфологической системы двух языков
Так, в английском языке подавляющее число слов, относящихся к зна­менательным частям речи, представляют собой одноморфемные обра­зования,...
Морфемика — раздел науки о языке, который изучает строение слов, т е. их морфемный состав. Морфема iconУрок по теме: «Опорно-двигательная система. Строение, состав и свойства костей»
Цель урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав, строение и свойства костей
Морфемика — раздел науки о языке, который изучает строение слов, т е. их морфемный состав. Морфема iconКонспект занятий в подготовительной группе
Ребята, мы закончили изучать раздел русского языка, который изучает звуки и буквы. Кто скажет, как он называется?
Морфемика — раздел науки о языке, который изучает строение слов, т е. их морфемный состав. Морфема iconОбобщение знаний о составе слова
Ребята, мы закончили изучать раздел русского языка, который изучает звуки и буквы. Кто скажет, как он называется?
Морфемика — раздел науки о языке, который изучает строение слов, т е. их морфемный состав. Морфема iconКонспект открытого урока по русскому языку. Лексик а. Словоиегозначени е
Ребята, мы закончили изучать раздел русского языка, который изучает звуки и буквы. Кто скажет, как он называется?
Морфемика — раздел науки о языке, который изучает строение слов, т е. их морфемный состав. Морфема iconКонспект урока по русскому языку для 6 класса Тема: «Основные способы...
Учитель: Ребята, на прошлых уроках мы говорили о том, что словарный состав языка, или лексика, постоянно изменяется: одни слова постепенно...
Морфемика — раздел науки о языке, который изучает строение слов, т е. их морфемный состав. Морфема iconКонспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Слово и его значение»
Ребята, мы закончили изучать раздел русского языка, который изучает звуки и буквы. Кто скажет, как он называется?
Морфемика — раздел науки о языке, который изучает строение слов, т е. их морфемный состав. Морфема iconУрок естествознания №3 Тема "Ботаника наука о растениях"
Бота́ника (др греч. βοτανικός — «относящийся к растениям», от βοτάνη — «трава, растение») — наука о растениях, раздел биологии. Ботаника...
Морфемика — раздел науки о языке, который изучает строение слов, т е. их морфемный состав. Морфема iconМгпу) учебно методический комплекс дисциплины дн(М). Ф. 4 Введение...
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии со стандартом дисциплины опд. Ф. 04 Введение в филологию. Основы науки о языке...
Морфемика — раздел науки о языке, который изучает строение слов, т е. их морфемный состав. Морфема iconПояснительная записка: умк включает в свой состав: учебную и рабочую...
Курс «Основные направления современной науки о языке» является теоретической базой, необходимой для формирования общефилологического...
Морфемика — раздел науки о языке, который изучает строение слов, т е. их морфемный состав. Морфема iconПояснительная записка: умк включает в свой состав: учебную и рабочую...
Курс «Основные направления современной науки о языке» является теоретической базой, необходимой для формирования общефилологического...
Морфемика — раздел науки о языке, который изучает строение слов, т е. их морфемный состав. Морфема iconСложные эфиры. Состав. Номенклатура. Свойства. Применение
Рассмотреть состав и строение простейших сложных эфиров, сущность реакции этерификации
Морфемика — раздел науки о языке, который изучает строение слов, т е. их морфемный состав. Морфема iconУрока: «Опорно-двигательная система. Строение, состав и свойства...
Образовательная: сформировать знания о составе и функциях опорно-двигательной системы; сформировать у учащихся знания об особенностях...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск