Скачать 44.67 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Березняк Кукморского муниципального района РТ Конспект урока по русскому языку для 6 класса Тема: «Основные способы образования слов в русском языке» Выполнила:Баймиева Айгуль Рафиловна Учитель русского языка и литературы 2009 год Тема урока: Основные способы образования слов в русском языке Цели урока: - познакомить с основными способами образования слов в русском языке; -научить определять способ образования слова по плану словообразовательного разбора; - воспитание интереса к изучению русского языка. Оборудование: медиапроектор, экран, карточки, учебник для 6 класса ( авторы: Ахмадуллина Ф.Ю., Хайрутдинова Г.А., Закирова Р.Ю.) Ход урока I. Проверка домашнего задания. II.Актуализация Учитель: Ребята, давайте вспомним, что такое морфема? -Морфема-это наименьшая значимая часть слова. Учитель: Для чего нужны морфемы? -Основное назначение морфем - строить слова. Учитель: Какие морфемы вы знаете? -Приставка, суффикс, корень, окончание. Учитель: Хорошо. III. Усвоение новых понятий и способов действия. Учитель: Ребята, на прошлых уроках мы говорили о том, что словарный состав языка, или лексика, постоянно изменяется: одни слова постепенно устаревают и выходят из активного словоупотребления, другие, наоборот, появляются в языке. Не так давно в нашу речь вошло слово «компьютер» и стало потихоньку «обживаться»: у него даже появились родственники - однокоренные слова. Давайте их назовём, они нам тоже хорошо известны: стол, предназначенный для работы на компьютере, называется компьютерным, программиста иногда называют компьютерщиком. Итак, вместе со словом «компьютер» в языке появились слова «компьютерный», «компьютерщик». Как они появились? -Образовались от слова компьютер. Учитель: С этого урока мы начинаем изучать словообразование, чтобы понять, как образуются слова в языке (слайд№ 2)Запишите дату и тему урока в тетрадях. Чтобы чувствовать себя уверенно в стране Словообразование, надо уметь отвечать на два вопроса: «От какого слова образовано и с помощью чего образовано то или иное слово». Ребята, перед вами лежат карточки, на которых написаны слова. Итак, на карточке №1 слово грибок. Сможем ли мы сейчас дать ответы на главные вопросы словообразования: от чего и с помощью чего образовано это слово? С полной уверенностью мы можем ответить только на первый вопрос (от слова гриб). Запись на доске словообразовательной цепочки Грибок---гриб А теперь давайте вместе искать ответ на второй вопрос: «С помощью чего?». Сравним лексическое значение и морфемный состав этих слов ( учащиеся выполняют работу устно). Гриб-это особый организм, размножающийся спорами: съедобный гриб, ядовитый гриб. Грибок-это маленький гриб. С помощью чего образовалось слово грибок? -С помощью суффикса ОК. Гриб + ОК(запись на доске) Учитель: Как можно назвать такой способ словообразования? -Способ, при котором слово образуется при помощи суффикса, называется суффиксальным (запись в тетрадях). Слайд №3. Приведите подобные примеры. -Снежок, дружок, дубок. Учитель: На второй карточке перед вами слово премудрый. Как образовано это слово? -При помощи приставки пре в результате присоединения к слову. Пре + мудрый (запись на доске) Учитель: Приставка пре имеет значение очень, премудрый - это значит очень мудрый. Как будет называться такой способ словообразования? -Приставочный. Слайд №3. Учитель: Приведите примеры слов, образованных таким способом. -Предобрый, прехороший, прекрасный. Итак, чтобы понять, как образовано слово, необходимо ответить на два вопроса: «От чего и с помощью чего образуется». Иногда дать ответы на эти вопросы бывает очень просто, например, в отношении таких слов, как: белизна, неправда, дождевой. Как образованы эти слова? (Учащиеся дают устные ответы). Ребята, вы , наверно, немного устали. Давайте немного отдохнём и сейчас у нас физкультминутка Нетрудно догадаться о способе словообразования, если в состав слова входит одна словообразовательная морфема: приставка или суффикс. Но встречаются и другие слова, над которыми стоит поломать голову. Это слова, в которых не одна, а несколько словообразовательных морфем. Давайте посмотрим на карточку №3. Там написано слово подстаканник. Определим морфемный состав данного слова. под + стакан+ ник Как можно назвать этот способ словообразования? -Приставочно- суффиксальный . Слайд№4 Учитель: Слова также могут образовываться сложением основ (с помощью соединительных гласных, или без них), сложением слов целиком, вместе с их окончаниями. Слайд №5, 6 -А теперь давайте прочитаем правило по учебнику и сделаем выводы. (Учащиеся читают правило) Ребята, мы познакомились с основными способами словообразования в русском языке. Чтобы правильно определять способ словообразования, нужно уметь производить словообразовательный разбор . Слайд №7 IV.Формирование умений и навыков Выполним упражнения по учебнику. Упражнение 146(письменно) Определите, от каких слов, помещённых справа, образованы данные слева слова. Упражнение147(письменно) Укажите, от чего и с помощью чего образованы данные слова. Упражнение149(устно) Укажите способ образования слов. V.Подведение итогов урока Учитель: Ребята, наш урок подошёл к концу. Давайте подведём итоги. Какую тему мы сегодня изучали? Что нового вы узнали на уроке? Домашнее задание: страница 56 выучить правило, упражнение 150(списать, вставляя пропущенные буквы) |
Конспект урока по русскому языку в 9 (вечернем) классе. Тема: Способы... Составление таблицы алгоритмов для решения простейших тригонометрических уравнений | Урок-игра тема: соединительные гласныеоие в сложных словах Среди, способов образования слов в русском языке есть такие способы, при которых образуются сложные слова. Назовите их | ||
План-конспект урока по русскому языку в 1 классе тема «Перенос слов» Образовательные: создать условия для формирования умения делить слова на слоги для переноса | Конспект урока по русскому языку для 7 класса Тема Умк: Рамзаева Т. Г.: Русский язык. Учебник для 4 класса нач шк. В 2ч. – М.: Дрофа, 2009 | ||
Конспект урока по русскому языку во 2 классе Тема урока : Правописание... Интеграция с предметами: курс„Человек и мир,,,литературное чтение,музыка,изобразительное искусство | Исследовательская работа по теме «Заимствование англицизмов в русском языке» (филологическая) Цель работы: рассмотреть отношение людей к появлению в русском языке слов, заимствованных из английского, а так же выяснение, в правильном... | ||
Программа по русскому языку для 9 «А» класса (базовый уровень) Разработана Антиповым А. М Данная рабочая программа по русскому языку для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего... | Программа по русскому языку для 11 «А» класса (базовый уровень) Разработана Антиповым А. М Данная рабочая программа по русскому языку для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего... | ||
Конспект урока по русскому языку в первом классе. Тема Цель: познакомить и практически закрепить перенос слов с ь, й, с удвоенной согласной; формировать умение переносить слова с учетом... | Урок по русскому языку Тема: Повторение и обобщение изученного по... Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании» | ||
Урока : Понятие о пунктуации. Зачем нужны знаки препинания Данная рабочая программа по русскому языку для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего... | Тема: Слова с удвоенными согласными Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку для 10 класса базового уровня и учебной программы по... | ||
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе Примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения | Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: Правописание слов... ... | ||
Методическая разработка учебного занятия по русскому языку на тему:... Обучающие – выявление, обобщение и дополнение знаний учащихся о видах связи слов в словосочетании; отработка умения определять способы... | Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе... Государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного образования по русскому языку, программы по русскому... |