Урок №27 «христианская семья»





Скачать 93.29 Kb.
НазваниеУрок №27 «христианская семья»
Дата публикации10.08.2014
Размер93.29 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Модуль «Основы православной культуры»

Урок № 27 «ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ»

Быкова Елена Сергеевна,

учитель русского языка и литературы, курса «Истоки» МОУ ОО школы №4

им. Ф.Н. Красовского городского округа город Галич Костромской области
Тема урока: «Христианская семья».

Цель урока: дать представление о семье как о базовой ценности общества.

Задачи урока:

а) образовательные: познакомить с составляющими компонентами (категориями), необходимыми для создания Семьи, ввести их наименования в активный словарный запас учащихся; познакомить с таинством венчания;

б) воспитательные: воспитывать нравственный долг детей перед родителями, представителями старшего поколения;

в) развивающие: развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.

Участники: учащиеся 5-ого класса

Подготовительная работа: в рабочие тетради учащихся вклеить материалы для самостоятельной работы, подготовить карточки с напечатанными опорными словами (компоненты), презентацию для сопровождения теоретического материала, фонозапись рассказа К.Д. Ушинского, запись песни «Родительский дом».

Оборудование: учебное пособие «Основы православной культуры» 4–5 класс, рабочие тетради (у учащихся), электронное приложение к учебному курсу (А.В. Кураев), магнитная доска и магниты, карточки с опорными словами.
Ход урока:

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся на совместную работу с педагогом (учащиеся садятся в расставленные по кругу стулья):

– Добрый день! Я неслучайно выбрала сегодня такую не совсем обычную форму общения – круг. Оказывается, круг – наиболее совершенная фигура, в кругу проще вести открытый разговор. А еще это возможность некоторое время быть вместе, вот так – глаза в глаза, рука к руке. Круг – гарантия вашей защиты.

– Ребята, а сейчас я задам вам первый вопрос, будьте внимательны. Подумайте и ответьте всем нам, за что вы любите себя? (Отвечают по кругу, первым отвечает педагог. При ответе каждый свою руку кладет на плечо соседа.)

– Сейчас я приоткрыла каждого из вас для себя, а все мы открылись для одноклассников. А сейчас подумайте над таким вопросом – за что вас любят в семье? (Отвечают только дети, тихо звучит фрагмент песни «Родительский дом».)

+ Меня любят за то, что я… помогаю родителям, помогаю маме с младшим братом, всегда вместе с родителями, делюсь с родителями новостями школьной жизни, аккуратный и хорошо учусь…


  1. Сообщение темы урока:

– Спасибо за ваши ответы. Я думаю, вы догадались, о чем мы сегодня поведем разговор?

+ Мы будем говорить о семье.

– Правильно, сегодня мы расширим наши представления о понятии «семья», увидим, что же оно в себя включает, какие категории входят в понятие «христианская семья». Тема нашего урока: «Христианская семья». Присядьте, пожалуйста, за парты.


  1. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение смысла русской народной пословицы:

– Я попрошу открыть ваши рабочие тетради и записать тему урока. В каждой тетради я приготовила материал для работы – русскую народную пословицу. Однако у вас только первая часть народной мудрости, а вторую вы сейчас постараетесь дописать. (Дописывают самостоятельно, после выполнения учитель просит 3–4 учащихся зачитать свои варианты.)

В рабочей тетради: «Семья без детей, что…»

– В народе говорили: «Семья без детей, что цветок без запаха». К какой же мысли привела нас русская пословица?

+ Нас любят в семье не за что-то, а за то, что мы родились, за то, что мы есть.

– Правильно. Вы – дочери и сыновья, вы – внуки, племенники и племянницы. Любят вас уже за это. Рождение ребенка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом. (На магнитной доске – «Семья», «Радость».)

– Ребята, произнося слово «семья», что или кого вы представляете в первые секунды?

+ Свой дом, маму, любимые игрушки, бабушку и дедушку, посаженное мной деревце…

– Молодцы! Уже сейчас вы увидели емкость данного слова.


  1. Беседа с учащимися, активизация знаний предыдущего урока:

– А сейчас откройте страницу учебного пособия 86. Прочитайте шепотом первое предложение.

С чем сравнивает семью автор учебного пособия? Как вы думаете, почему именно такое сравнение используется?

+ Семья – наш дом, наша защита, наша опора. Семья убережет от бед и невзгод.

– На предыдущем уроке мы читали и анализировали библейскую легенду. Вспомните, корабль-ковчег по сюжету легенды стал прибежищем для кого?

+ Для животных.

– Почему на корабле Ноя не было людей?

+ Люди не поверили ему, не верили, что потоп может захлестнуть мир.

– Вспомните, за что Бог наказал человечество потопом?

+ Люди стали бессердечными, злыми, жестокими.

– Какими бы качествами вы наделили Ноя?

+ Смелый, решительный.

+ Жил по совести, честный человек.

+ Добрый, отзывчивый, у него доброе сердце.

– Молодцы! Он взял с собой «каждой твари по паре», о чем забоится Ной?

+ Ной заботится о будущем, о продолжении рода, о продолжении жизни на Земле.

– Ной видел в природе прекрасный храм Божий, не просто видел, а старался его сохранить и приумножить.


  1. Чтение и анализ текстов (рассказ К.Д. Ушинского, притча):

– Ребята, а что может стать «потопом» для семьи? Вы затруднились при ответе, ничего страшного. Сейчас мы все узнаем. Я предлагаю вам послушать поучительный рассказ К.Д. Ушинского «Дедушка» (слушаем в записи).

– Интересный рассказ, не правда ли? А теперь скажите, о чем забыли сын и дочь (невестка)?

+ О заботе о ближнем: старый человек требует большего внимания и заботы.

+ Забыли, что отец – представитель старшего поколения; умудренный опытом человеком заслуживает внимания.

+ А возможно, сын и невестка живут в его доме.

– Молодцы! В притче родственные связи (родство) между сыном и отцом есть. Но назвать их семьей – трудно, так как отсутствует родственное внимание. Разрешается ли бросать заболевшего и постаревшего представителя семьи? Нет!

(На магнитной доске учитель добавляет понятия: «Родство», «Родственное внимание».)

– В ваших рабочих тетрадях вас ждет второе задание, но уже по вариантам (заранее вклеено в рубрику «Доброе слово»). Прочитайте самостоятельно свои истории и подготовьте ответ на вопрос (устно).

1 вариант

Жил в одном селении гончар. Знаменитый он был мастер, приезжали к нему с заказами и важные господа. А среди соседей считалось делом чести держать в доме посуду, сделанную этим гончаром. Одним словом, изделия мастера всеми очень ценились.

Гончар сам лепил, сам расписывал, сам и обжигал. А в помощниках у него были сыновья да дочки, да жена – золотая душа. Поднимутся под солнышко, помолятся – и за дело. Кто печи топить, кто глину месить, а кто цветочков да петушков рисовать. Работают да поют, поют да работают.

Если крутятся колеса у телеги – это дело,

Запрягай коня в телегу и езжай по делу смело,

Э-ге-гей, не ленись,

Э-ге-гей, улыбнись!

Если крутятся колеса, то не стоит горевать,

Если трудная работа, нужно дружно напевать,

Э-ге-гей, не ленись,

Э-ге-гей, улыбнись!

Вопрос: Молитва, песня объединяла всех членов семьи гончара. Подумайте, что еще является связующим звеном для всех в этой семье?

+ В семье гончара, кроме молитвы и песни связующим звеном является труд. Трудился каждый в семье, даже маленькие дети. (На магнитной доске – «Труд каждого»; «Общее дело».)
2 вариант

Жили два брата. Старший был женат, у него были дети. А младший был холост. Братья не захотели жить вместе и поделили все, что у них было. Когда они поделили зерно, ямы, в которых оно хранилось, оказались у старшего по одну сторону мельницы, у младшего – по другую.

Старший брат украдкой брал зерно из своей ямы и ссыпал его в яму брата, говоря:

Бог дал мне жену и детей, у меня есть кому зарабатывать на хлеб. А у моего брата нет никого. Пусть он ест этот хлеб.

Но младший брат тоже брал зерно из своей ямы и тайком высыпал его в яму старшего брата, говоря:

Один я на земле, куда бы ни забрел – легко найду пропитание. У брата же семья, ему больше моего нужно. Пусть это хлеб достанется ему.

Так прожили они всю жизнь. Бог приумножал добро обоих братьев, и доля каждого не оскудевала. Господь всегда помогает в благих и добрых деяниях.

Вопрос: Почему Бог приумножил добро и старшего, и младшего брата?

+ Бог приумножил добро каждого из братьев, так как оба помогали друг другу. Каждый заботился не о себе, а о брате. (На магнитной доске – «Братская любовь», «Нравственный долг».)

– Посмотрите, наше понятие «семья» обогатилось очень емкими словами. Прочитаем их вслух.


  1. Работа с текстом учебного пособия (выборочное чтение):

Данные компоненты необходимы, чтобы семья христианина была дружной и крепкой. А если вы прочитаете четвертую микротему на странице 87, то сможете назвать мне еще несколько составляющих.

+ Общие события и праздники. (Выносятся на магнитную доску)

– На какие праздники обращают внимание авторы учебного пособия? Почему?

+ Рождество Христово, Пасха. В эти дни люди становятся ближе друг к другу.

+ Семейные традиции. (Выносятся на магнитную доску)

– Ребята, а кто пояснит нам значение слова «традиция»? (Если дети затрудняются, учитель объясняет сам.)

+ То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.

– Прочитаем вслух предпоследнюю микротему («по цепочке).

– О каком понятии узнали мы из содержания. (Выносится на магнитную доску)

Ребята, вот теперь наша опорная запись представлена широко, емко. Посмотрите внимательно, сколько необходимо компонентов, чтобы Семья была счастлива, дружна, крепка.

– Скажите, пожалуйста, какую ценность нам необходимо поставить первой в понятии «семья»?

+ Любовь.

– Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви. Венчание – одно из важнейших таинств Православной церкви. Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. Молодые люди обещают любить друг друга, заботится друг о друге, никогда не оставлять ни в беде, ни в болезни и никогда не нарушать священного брачного союза. (Учитель рассказывает и показывает иллюстративный материал – Электронное пособие, урок 27, иллюстрации). На головы жениху и невесте во время венчания возлагают венцы.

– Материалы нашего учебного пособия расскажут нам о венцах (страница 86). Просмотрите данное текстовое поле и подчеркните материалы о них.

– Зачитайте подчеркнутую информацию. Что из прочитанного материала оказалось для вас новым? А что показалось удивительным?


  1. Домашнее задание:

– Я прошу вас перечитать дома материал учебного пособия, страницы 86–87. Привлекайте к чтению родителей или представителей старшего поколения. Все вместе постарайтесь ответить на вопросы на странице 87, особое внимание обратите на последний вопрос: «Расскажите, какие традиции есть в вашей семье». При рассказе на уроке вы можете использовать фотографии.

– В свой словарик запишите определение слова «хамство». Поможет вам в этом библейская история из рубрики «Это интересно», страница 87.


  1. Итог урока:

– Скажите, ребята, о чем мы сегодня вели разговор?

– Как мы записали тему урока в рабочих тетрадях?

– Как вы думаете, почему именно христианская семья?

– Я прошу вас снова построиться в круг. Возьмитесь за руки. Посмотрите, сколько компонентов мы внесли с вами в такое понятие как «Семья». И все-таки произнесите сейчас всего лишь одну ценность для семейного счастья (по кругу).

– А можно ли обойтись одним из этих понятий для того, чтобы семья была счастливая, крепкая, дружная? Конечно, нет!
А дом, заставленный добром, – еще не дом.

И даже люстра над столом, – еще не дом.

И на окне с живым цветком – еще не дом.

И даже с чайника баском – еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста –

Что от ладоней до окна наполнен дом –

Твоим теплом.

– Хочу пожелать вам, вашим родителям и представителям старшего поколения здоровья, успехов в любых начинаниях. Пусть в ваших семьях чаще улыбаются, встречаются. Дарите свое тепло и заботу родителям, бабушкам и дедушкам, всем близким. Умейте прощать и не помните зла.

Литература:

  1. Забылин М. Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия. Праздники, обряды и обычаи. М.: Изд-во Эксмо, 2005.

  2. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учебн. пособ. для общеобразоват. учрежд. / А.В. Кураев. М.: Просвещение, 2010.

  3. Моя родословная. СПб.: «Ленинградской издательство», 2008.

  4. Основные приемы и технологии в работе тренера-преподавателя: Учебно-методическое пособие. М.: АПКиППРО, 2010.

  5. Савенкова Л.Б. Мы в зеркале пословиц / Л.Б.Савенкова. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок №27 «христианская семья» iconТема: «Христианская семья»
Тема: Приемы работы в Photoshop c превращение черно-белой фотографии в цветную
Урок №27 «христианская семья» iconПрограмма Спартакиады
«Я и моя семья», «Реальный путь создания семьи», «Моя семья – ты Родины частица!», «Что такое семья?», «Трудовые традиции моей семьи»,...
Урок №27 «христианская семья» iconУрок на тему: «Род и семья исток нравственных отношений»
«Род», «Семья», «Родословная» и «семейные ценности», через исследовательскую деятельность
Урок №27 «христианская семья» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Нехристианские системы этики. 21. Христианская любовь. 22. Влияние христианства на все стороны жизни. 23. Семья и государство. 24....
Урок №27 «христианская семья» iconУрок Знаний, который назывался «Семья и семейные ценности»
Более того сама семья, как собирательный элемент этих факторов, тоже ценность! На урок Знаний были приглашены родители, рассказывали...
Урок №27 «христианская семья» iconУрок 11. Семья и семейные ценности. Актуальность
Актуальность: семья играет особую роль в нашей жизни. Именно в семье многие люди узнают о традициях своего народа, своей страны,...
Урок №27 «христианская семья» iconУрок разработан для учащихся 7 класса. Тема урока: Семья- ячейка общества
Обратимся к словам Виктора Кротова: Семья- это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и полигон взаимоотношений...
Урок №27 «христианская семья» iconАлександр Исаевич Солженицын Отдел Семья семья семья библиографический указатель Шахты 2008
Дня рождения выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, диссидента, одного из духовных лидеров православно-патриотического...
Урок №27 «христианская семья» iconАлександр Исаевич Солженицын Отдел Семья семья семья библиографический указатель Шахты 2008
Дня рождения выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, диссидента, одного из духовных лидеров православно-патриотического...
Урок №27 «христианская семья» iconКонспект урока. Тема урока: «Описание предметов» 7-ой урок по теме «Семья»
Тема урока: «Описание предметов»(7-ой урок по теме «Семья»). 2 класс. Программа: М. З. Биболетовой
Урок №27 «христианская семья» iconУрока окружающего мира по теме “Наша дружная семья”. Занятию предшествовала...
Урок окружающего мира "Наша дружная семья" с использованием мультимедиа. 2-й класс
Урок №27 «христианская семья» iconУрок 28 Тема урока: Семья
Актуальность темы урока Семья для каждого человека нужна. И для каждого ребёнка важно, чтобы у него были мама и папа. Чтобы в семье...
Урок №27 «христианская семья» iconСемья. Семейные ценности
Слово семья можно разделить на «семь» и «Я», т е семеро таких же, как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга:...
Урок №27 «христианская семья» iconКонспект занятия по формированию основ правового сознания у детей средней группы «Моя семья»
Урок-экскурсия. Урок проводится на природе, у речки, где близко виден лес и в солнечный день
Урок №27 «христианская семья» iconТематическое планирование по теме «Моя семья»
Дать представление о том, что такое семья, называть своих ближайших родственников
Урок №27 «христианская семья» iconУчебной работы: тематический классный час для учащихся 2 класса
Задачи: Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск