Скачать 214.98 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 Рассмотрено «Утверждаю» на заседании МО Директор школы Протокол № ___________ О.Л.Блохина от « »___________2013 г. Приказ по школе № от « »_______________ 2013 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе в 10 классе Переславль-Залесский 2013 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе «Примерной программы основного общего образования» (Базовый уровень), «Программы по литературе для 10-11 классов» (авторы-составители С.А.Зинин, В.А.Чалмаев, М.: «Русское слово», 2011г.) и в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта. Нормативные документы:
В соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта цели литературного образования сгруппированы в четыре смысловых блока: воспитание, развитие, освоение знаний, овладение умениями. Курс «Литература» обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии её моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-целостного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. В процессе освоения системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений формируется гуманистическое мировоззрение, этическая культура, способность к межличностному и межкультурному диалогу. Литература предоставляет школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяет позитивный социальный опыт. Изучение литературы позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в её лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения, получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста. В 10 классе создаются основы для формирования читательской компетентности и осознания учеником своих интересов и способностей. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению. На этом этапе важно научить школьников постигать общечеловеческий и конкретно-исторический смысл художественного произведения, давать самостоятельную оценку литературных произведений, формировать умения и навыки владения литературным языком. Главным при изучении литературы остаётся работа с художественным текстом. Содержание стандарта будет реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности: -рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть; -репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображённых в нём событий, характеров, реалий; -продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование; -поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства; -исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт. Основной формой организации учебных занятий остаётся классно-урочная система. Кроме традиционных уроков предполагается провести Мастерские по пьесе А.Н.Островского «Гроза», пьесе Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», презентацию проекта по гражданской лирике Н.А.Некрасова, заочную экскурсию в дом-музей Л.Н.Толстого. Базовый уровень изучения литературы предполагает знакомство учащихся с наиболее общими, фундаментальными основами предмета, однако изучение литературы на этом уровне сохраняет традиционную основу курса, играющего важнейшую роль в формировании нравственной сферы личности ученика, его культурного багажа. Несмотря на то что изучение творчества Н.М.Карамзина, В.А.Жуковского, пьесы А.С.Грибоедова «Горе от ума», романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» и поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» перенесено из средней школы в основную, есть необходимость систематизации, обобщения знаний учащихся. Срезовые самостоятельные работы по указанным выше произведениям свидетельствуют, что около 80% учащихся не знают их содержания, композиции и даже главных героев. Поэтому в Рабочей программе из резервных часов отведены часы на повторение ключевых вопросов, в том числе – на повторение литературных направлений. В течение года планируется провести 4 классных сочинения: 1. по роману И.А.Гончарова «Обломов»; 2. по творчеству А.Н.Островского; 3. по творчеству Н.А.Некрасова; 4. по творчеству Ф.М.Достоевского; и 3 домашних: 1. по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети», 2. по поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета; 3. по роману Л.Н.Толстого «Война и мир». Резервное время позволяет провести уроки внеклассного чтения:
Чтение наизусть: 1.Н.А.Некрасов «Поэт и гражданин», «Элегия» (1 стих. на выбор), «Кому на Руси жить хорошо» (отрывок); 2.Ф.И.Тютчев «О, как убийственно мы любим», «Не то, что мните вы, природа» 3.А.А.Фет «Это утро, радость эта», «Шёпот, роюкое дыханье»,»Сияла ночь», «Майская ночь» (2 стих. на выбор) 4.Л.Н.Толстой «Война и мир» (отрывок) 5.Конкурс чтецов Используемая литература: 1.Ерёмина Т.Я. Мастерские по литературе, 10 кл. – С.-П.:Паритет, 2004. 2.Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. 3.Журнал «Литература в школе» 4.Журнал «Уроки литературы» 5.Я иду на урок литературы, 10 кл. Книга для учителя – М., Первое сентября, 2002. Рабочая программа составлена на 102 часа (3 часа в неделю). Поурочное тематическое планирование по литературе в 10 классе на 2013 -2014 учебный год
Требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения литературы учащиеся 10 класса должны ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ: - образную природу словесного искусства; - содержание изученных литературных произведений; - основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов; - изученные теоретико-литературные понятия. УМЕТЬ: - воспринимать и анализировать художественный текст; - выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного; - определять род и жанр литературного произведения; Выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения, давать характеристику героев; - характеризовать особенности сюжета, композиции; роль изобразительно-выразительных средств; - сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их; - выявлять авторскую позицию; - выражать своё отношение к прочитанному; - выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; - владеть различными видами пересказа; - строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; - участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; - писать сочинения и другие виды творческих работ. ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЁННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ для: - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка; - оценки литературных произведений; - поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета). |
Рабочая программа по литературе в 7 классах Переславль-Залесский Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта, на основе «Примерной программы... | Рекомендации автор: Шевченко Татьяна Александровна Полное название образовательного учреждения (с указанием региона и населенного пункта): Ярославская область, г. Переславль-Залесский,... | ||
Рабочая программа по русскому языку в 10 классе Переславль-Залесский Данная рабочая программа разработана на основе «Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку /Базовый... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл., ул. Магистральная, д. 43, 43а, 43б | ||
Рабочая программа по английскому языку для 11 класса г. Переславль-Залесский 2013г О преподавании учебного предмета “Иностранный язык” в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013/2014 учебном году.... | Рабочая программа по английскому языку для 10 класса г. Переславль-Залесский 2013г О преподавании учебного предмета “Иностранный язык” в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013/2014 учебном году.... | ||
Рабочая программа по английскому языку для 8 класса г. Переславль-Залесский 2013г О преподавании учебного предмета “Иностранный язык” в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013-2014 учебном году.... | Рабочая программа Учебного курса «Геометрия 9 класса» Переславль-Залесский Рабочая программа по геометрии для 9 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... | ||
Рабочая программа по русскому языку в 7 классах Переславль-Залесский «Примерной программы основного общего образования по русскому языку» и «Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов»... | Рабочая программа Учебного курса «Русский язык» 6 класса Переславль-Залесский «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области за предыдущие три года, Методического письма о преподавании... | ||
Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для... ... | Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для... «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа.... | ||
Рабочая программа по литературе для 9 класса Настоящая программа по литературе в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... | Наши программы на 2014 2015 учебный год: Поездка в честь 700-летия... Поездка в честь 700-летия со дня рождения Сергия Радонежского: Владимир Боголюбово Покрова-на-Нерли Суздаль Кидекша Юрьев-Польский... | ||
Рабочая программа по литературе в 9 классе базовый уровень Настоящая программа по литературе для 9 класса является логическим продолжением курса 8 класса. Курс литературы синхронизирован с... | Рабочая программа по литературе 11класс ... |