Автор: Галимзянова Ольга Александровна Полное название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новосёловская средняя общеобразовательная школа» Томской области Колпашевского района села Новосёлово
Предмет: русский язык
Тема: Обращение
Класс: 2
Учебно-методическое обеспечение: учебно – методический комплект «Перспективная начальная школа»
Время реализации занятия: 1 урок (45 мин)
Цель урока: познакомить обучающихся с понятием «обращение»
Задачи урока:
Образовательные:
- научить находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно;
- научить правильно интонировать и оформлять на письме предложения с обращением;
- обогащать словарный запас обучающихся;
Развивающие:
- способствовать развитию речи обучающихся, орфографической зоркости;
- развивать умение анализировать, сравнивать и делать осознанный выбор;
- развивать познавательную активность, потребность в знаниях, формировать мотивацию к дальнейшему изучению русского языка.
Воспитательные:
-воспитывать культуру общения;
- воспитывать чувство взаимопомощи, умение сотрудничать;
- воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма урока: урок-наблюдения и исследования;
Оборудование:
- мультимедийный проектор, компьютер, презентация
- дневник исследователя – по количеству учеников в классе (Приложение 1)
- карточки - задания для групповой работы (Приложение 2) План проведения урока:
-
Этапы урока
| Временная реализация
| 1. Мотивация к учебной деятельности.
| 2
| 2. Актуализация знаний
| 3
| 3. Создание проблемной ситуации
| 3
| 4. Поиск решения проблемной ситуации
| 4
| 5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
| 13
| 6. Самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой
| 12
| 7. Рефлексия учебной деятельности
| 7
| 8. Домашнее задание
| 1
| Итого:
| 45мин.
|
ХОД УРОКА.
Этапы урока и их цели
| Деятельность учителя
| Деятельность и предположительные ответы обучающихся
| 1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
| Очень любим мы учиться, Не лениться, а трудиться. В страну Знаний мы идем И друзей с собой берём. Можно сказать, что это стихотворение об учениках нашего класса?
Как учатся настоящие ученики?
Запись в тетради: число, классная работа.
|
Да Хорошо. Сами.
| 2. Актуализация знаний.
Цель: актуализировать имеющиеся знания достаточные для получения нового знания.
| 1. Прочитайте эпиграф к уроку. (Слайд 2) - Кто автор этих строк?
- Перефразируя слова поэта, спрошу у вас: что нужно вам, ученикам?
(Слайд 3) - А помогут нам узнать гости, которые пришли к нам на урок.
(Слайд 4)
| Читают эпиграф
- Пушкин А.С.
- Узнать на уроке что-то новое
Смотрят фрагмент мультфильма.
| 3. Создание проблемной ситуации.
Цель: зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний.
| - Что – то необычное в этом мультфильме. Как вы думаете, чего не хватает?
- Правильно. Не хватает обращения. Сегодня на уроке мы будем исследовать слова – помощники, которые помогают привлечь к себе внимание собеседников. (Слайд 5)
Какую цель поставим перед собой? (Что будем узнавать?)
|
Не хватает имён. Как смешарики друг к другу обращаются.
Познакомиться с обращением.
| 4. Поиск решения проблемной ситуации.
| Какие есть предположения, как превратить нам наше незнание в знание? - Итак, объявляю вас сегодня на уроке исследователями.
(Раздаю дневники исследователя. Приложение 1) (Слайд 6)
Нам предстоит исследовать обращение в устной и письменной речи, выполнить задания в исследовательской мастерской. Первый помощник в нашем исследовании – учебник. Найдите по содержанию в учебнике тему «Обращение». Откройте нужную страницу и прочитайте сведения Летучей Мыши. (Слайд 7)
| Надо исследовать ситуации, когда используют обращение.
Открывают учебник на стр.54, читают выделенные сведения
| 5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи.
| Первый этап исследования – использование обращения в устной речи. Давайте посмотрим отрывки из сказки Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» (Слайд 8) К каждому видеофрагменту учитель задаёт вопросы:
- К кому обращались герои мультфильма? Как они называли собеседников? Какие слова можно назвать обращением? - Для чего служит обращение в устной речи?
- Как выделяется обращение в устной речи?
- Заполните первый столбик таблицы «Обращение в устной речи»: в пустых ячейках запишите ваши ответы. Физкультминутка Второй этап исследования – использование обращения в письменной речи. Посмотрите на экран. Отрывки из сказки, которые вы сейчас видели, записаны на слайдах. Найдите в них обращения. (Слайд 9, 10, 11) Для чего служит обращение в письменной речи?
Как выделяется обращение в устной речи?
- Заполните второй столбик таблицы «Обращение в письменной речи»: в пустых ячейках запишите ваши ответы.
|
Гости, князь, матушка моя родная, княгиня молодая. Обращение служит для того, чтобы обратиться к собеседнику.
Обращение выделяется интонацией.
Проверка на доске
Обращение служит для того, чтобы обратиться к собеседнику. Обращение выделяется запятыми или восклицательным знаком.
| 6. Самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой
Цель: проверить своё умение применять новое учебное действие в типовых ситуациях, организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполненной самостоятельной работы.
| - Достаточно ли одного упражнения чтобы усвоить новый материал? Что надо сделать? - Тренироваться будем в группах.
(если количество учеников большое, то можно сделать две «первые группы», две «вторые группы» и две «третьи группы»)
Задания для групп (Приложение 2)
1 группа: Найдите предложения, где обращение находится в начале предложения. Выпишите предложения с обращениями, подчеркните обращение и расставьте знаки препинания.
2 группа – Найдите предложения, где обращение находится в середине предложения. Выпишите предложения с обращениями, подчеркните обращение и расставьте знаки препинания.
3 группа – Найдите предложения, где обращение находится в конце предложения. Выпишите предложения с обращениями, подчеркните обращение и расставьте знаки препинания. Порядок выполнения задания:
1. обсудите и выполните задание.
2. сделайте вывод «обращение - это…», записать в третий столбик таблицы.
3. выберите, кто будет выступать с выполненным заданием. Текст для всех групп один и тот же (Слайд 12):
Ребята пойдемте завтра в театр.
Я люблю тебя Россия!
Тише Танечка не плачь!
Не оставь меня кум милый!
Позвони Маша мне обязательно.
Солнышко выгляни в окошко!
Проверка по презентации (Слайд 12)
| Тренироваться.
Деление на группы.
Работа в группах.
Выступление групп
| 7. Рефлексия учебной деятельности
Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, провести рефлексивный анализ с точки зрения выполнения учебной задачи.
| Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звёздам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай;
Запятые расставляй! (Слайд 13) Для чего служит обращение? Иногда, обращение служит для того, чтобы говорящий привлёк к себе внимание. Русский речевой этикет требует от говорящего уважения к собеседнику, поэтому не рекомендуется начинать диалог с «эй, ты!» и даже «эй, вы!» (Слайд 14) Нужно называть собеседника по имени. (Слайд 15) Как выделяют обращение на письме? Как выделяют обращение в устной речи? С какими затруднениями вы сегодня столкнулись? Над чем ещё надо потренироваться на следующих уроках?
Оцените свою работу на уроке: поставьте себе оценку в дневнике исследователя. После этого оценку вам должен поставить любой ученик, с которым вы работали в группе. Затем и я вам поставлю оценку.
| Обращение служит для того, чтобы обратиться к собеседнику.
| 8. Домашнее задание.
| Где мы можем ещё потренироваться?
Средний уровень – Учебник упр.61. Повышенный уровень– Учебник упр.62.
| В домашней работе.
|
Приложение 1
ДНЕВНИК ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
ОБРАЩЕНИЕ В УСТНОЙ РЕЧИ
| ОБРАЩЕНИЕ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
| ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
| Служит для
|
| Служит для
|
| Обращение – это
| Выделяется
|
| Выделяется
|
| Моя оценка –
Оценка друга –
Оценка учителя –
| Приложение 2
Задания для группы № 1 Найдите предложения, где обращение находится в начале предложения. Выпишите предложения с обращениями, подчеркните обращение и расставьте знаки препинания. Ребята пойдемте завтра в театр.
Я люблю тебя Россия!
Тише Танечка не плачь!
Не оставь меня кум милый!
Позвони Маша мне обязательно.
Солнышко выгляни в окошко! Порядок выполнения задания:
1. обсудите и выполните задание.
2. сделайте вывод «обращение - это…», записать в третий столбик таблицы.
3. выберите, кто будет выступать с выполненным заданием.
Задания для группы № 2 Найдите предложения, где обращение находится в середине предложения. Выпишите предложения с обращениями, подчеркните обращение и расставьте знаки препинания. Ребята пойдемте завтра в театр.
Я люблю тебя Россия!
Тише Танечка не плачь!
Не оставь меня кум милый!
Позвони Маша мне обязательно.
Солнышко выгляни в окошко! Порядок выполнения задания:
1. обсудите и выполните задание.
2. сделайте вывод «обращение - это…», записать в третий столбик таблицы.
3. выберите, кто будет выступать с выполненным заданием. Задания для группы № 3 Найдите предложения, где обращение находится в конце предложения. Выпишите предложения с обращениями, подчеркните обращение и расставьте знаки препинания. Ребята пойдемте завтра в театр.
Я люблю тебя Россия!
Тише Танечка не плачь!
Не оставь меня кум милый!
Позвони Маша мне обязательно.
Солнышко выгляни в окошко! Порядок выполнения задания:
1. обсудите и выполните задание.
2. сделайте вывод «обращение - это…», записать в третий столбик таблицы.
3. выберите, кто будет выступать с выполненным заданием.
Список литературы:
Чуракова Н.А. Русский язык 2класс (учебник, 3 часть). М.: Академкника/Учебник, 2012 год
|