Урок литературного чтения во 2 классе (программа «Гармония»)
Тема урока: В. А. Осеева «Просто старушка»,
Я. М. Пинясов «Кто грамотней?».
Учитель: Крылова Н.Н.
Дата проведения: 3.12.13г. Цели урока:
Формирование вдумчивого, быстрого, выразительного чтения.
Выявление подтекста читаемого произведения, определение авторского и собственного отношения к литературному произведению.
Развитие речи, эмоционального восприятия.
Способствование нравственному воспитанию
Задачи:
совершенствовать у детей навык чтения: сознательность, правильность, беглость, выразительность;
расширять читательский кругозор;
прогнозировать содержание текста на основе заглавия;
формулировать основную мысль текста путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
оценивать поступки героя с опорой на текст и личный опыт;
передавать эмоциональный тон речи персонажей;
эмоционально откликаться на прочитанное;
развивать у учащихся мышление, внимание, грамотную речь;
воспитывать через содержание произведения уважение к старшим.
ФОПД: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Оборудование: портрет В.Осеевой, книги В.Осеевой, учебник литературного чтения; иллюстрации к рассказу «Просто старушка» карточки с пословицами, карточки с именами авторов, мультимедийная презентация, сочинения детей о своих бабушках и хороших делах
УУД:
Личностные: самопознание, выработка нравственной ориентации, формирование эмоционально - личностного отождествления себя с героями.
Регулятивные: способность к прогнозированию, способность к коррекции и самоконтролю своей деятельности.
Познавательные: выделение главного, умение распределять информацию по заданным параметрам, установление причинно - следственных связей, сравнение персонажей, умение обосновывать свои суждения.
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в общей беседе, формулировать свои мысли, сотрудничать на уроке. Ход урока:
Организационный момент.
Эмоциональный настрой. (Слайд 2.)
Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся.
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали
И к груди своей прижали,
С этим лучиком в груди,
Ты на мир добрей гляди
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Поделимся со всеми хорошим настроением, пожелаем мысленно добра и удачи друг другу. Скороговорная разминка
-Как называется раздел, который мы изучаем? (Читаем быстро)- Чему учит этот раздел? (Говорить чётко и быстро, читать быстро)- Для чего мы учимся говорить и читать чётко и быстро? (Чтобы нас приятно было слушать, когда быстро читаешь, тогда можно прочитать больше книг и узнать что – то новое)- Что придумали люди, чтобы научиться говорить быстро и чётко? (Скороговорки) Работа в группах: (Слайды 3-6.) Г. Варденга
Покупая попугая,
Покупайте, не пугая:
Попугаи с перепугу
Перебудят всю округу. И. Демьянов
Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы две недели
Карамель на мели ели
Е. Благинина
У Вари
На бульваре
Варежки пропали.
Воротилась Варя
Вечером с бульвара,
И нашла в кармане
Варежки Варвара. Рассказать вам про покупки?
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои
Сообщение темы, постановка учебных задач
-Посмотрите на выставку книг. Что их объединяет? (Автор книг Валентина Осеева) (Слайды 7-9.)
Но прежде я хочу прочитать письмо В.Осеевой, обращенное к вам, детям.
Чтение учителем письма В.Осеевой.
Дорогие ребята!
Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
- Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
- Не знаю. Я о нем не думала.
Мама огорчилась.
- Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать.
В.Осеева. (Из предисловия к книге: Осеева В. Три сына. М.:Детская литература, 1975.) IV. Выбор девиза урока.
Слайд 10.
- А девизом нашего урока будет пословица, прочитайте.
(Дети на слайде прочитывают пословицу: «Жизнь дана на добрые дела»)
- Как вы думаете, о чём будет идти речь на нашем уроке? (Ребята предполагают, что о добре)
- Верно, будем говорить о добрых делах и о хороших поступках.
В.А. Осеева пишет рассказы для детей, о детях, учит на примере героев своих рассказов совершать добрые поступки, товарищеским отношениям, правдивости.
-Какие же цели поставим перед собой на урок?
(Познакомиться с новым рассказом В.А. Осеевой. Учиться читать правильно, быстро, выразительно. Учиться хорошим поступкам.) V. Физкультминутка VI. Работа над рассказом В.Осеевой «Просто старушка»
Словарная работа перед чтением с. 155-156. (Слайды 12-14.)
- В каком разделе мы работаем? («Читаем быстро»)
Задание №1. Читай внимательно.
Старуха – старушка
- Чем отличаются эти слова? Какой представили старуху? А старушку?
Задание №2. Читай по слогам, затем – целыми словами.
ПО-СКОЛЬЗ-НУ-ЛАСЬ —> ПОСКОЛЬЗНУЛАСЬ (оступилась на скользком месте)
Задание №3. Закончи предложение.
Старушка поскользнулась и …
Задание № 4 Читай быстро
Прогнозирование содержания рассказа
- Проделав словарную работу, рассмотрев портреты старушек, прочитав заголовок, можно ли предположить, о чем будет идти речь в рассказе? VII. Первичное знакомство с текстом
А теперь познакомимся с новым произведением В. Осеевой «Просто старушка» и узнаем, оказалось ли наше предположение верным. (Слушаем рассказ в записи)
Проверка первичного восприятия
Какие чувства вызвало у вас это произведение и почему?
К какому жанру мы его отнесём? Почему?
С кем из ребят вы бы хотели дружить
VIII. Вторичное чтение и работа с текстом.
А теперь еще раз читаем рассказ и находим слова и выражения, характеризующие героев произведения. Стараемся читать целыми словами. (жужжащее чтение)
О мальчике
Каким вы представляете мальчика из рассказа?
Правильно ли он поступил?
Почему он помог старушке?
Какие слова помогают понять, что мальчик ни секунды не раздумывал? (бросился на помощь)
Как бы поступила девочка, если бы она была одна и увидела старушку?
Почему девочка задавала такие вопросы?
3. Почему девочка больше ни о чем не спросила?
4. О чем она думала? Какие чувства родились в ее душе? - Эта история могла произойти с кем-нибудь из вас? Как бы вы поступили?
IX. Работа с пословицами в группах
Пословицы на карточках
- Выберите ту, которая, по вашему мнению, соотносится с рассказом.
1-ая группа:
Где труд, там и радость.
Добрый человек добру и учит.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
2- ая группа:
Красив тот, кто красиво поступает.
Друзья познаются в беде.
Добрый человек добру и учит.
3- я группа:
Мудрым не родился никто, а научился.
Жизнь дана на добрые дела.
Дружбу помни, а зло забывай.
4- я группа:
1) Минута час бережет.
2) Добрые дела красят человека.
3) Куда ни придет, ссору заведет. X. Подготовка к выразительному чтению
- Сколько лиц потребуется при чтении по ролям? (ТПО с.67)
- Как будете читать слова автора? (нейтрально)
-Что необходимо показать, читая слова девочки? (удивление)
- Как будете читать слова мальчика? (с сильным чувством)
(Чтение диалога в парах) - Сегодня мы познакомимся с одним из произведений мордовского писателя Якова Пинясова. XI. Подготовка к восприятию произведения
- Произведение называется «Кто грамотней?». Как вы понимаете название?
- О чём, по-вашему, рассказ?
- Кто герои рассказа?
- Какие могут быть события в рассказе с таким названием?
- Давайте почитаем это произведение и подумаем, правильно ли мы соотнесли название произведения с содержанием? XII. Чтение текста учителем XIII. Анализ произведения
- Правильно ли мы определили содержание произведения по его названию?
- О чём рассказ? (тема)
- Кто герои рассказа?
- Какая ситуация описывается в рассказе?
- Как вы думаете, кто из них прав?
- Какова основная мысль этого рассказа? XIV. Итог урок. Рефлексия
-Что объединяет произведения Я. Пинясова и В. Осеевой?
- О каких человеческих качествах заставили задуматься? (О доброте, о помощи, о заботе)
- Какие хорошие поступки вы можете делать каждый день?
- Будете ли вы ждать награды за сделанные вами добрые дела?
- Как оцените свою работу на уроке?
-Кого из одноклассников хотите похвалить за работу? - Да, ребята, действительно, сейчас в нашей жизни не хватает уважения, взаимопонимания, доброты, заботы. Не хватает великодушия. Нам нужно учиться быть внимательными друг к другу, заботливыми, великодушными. А сегодняшний урок мне бы хотелось закончить отрывком из стихотворения Эдуарда Успенского:
" Не стой в стороне равнодушным,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту, всегда.
И, если, кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит.
На свете живешь ты не зря."
XV. Д/з Читать по ролям рассказ «Просто старушка», придумать продолжение рассказа В. Осеевой. |