Скачать 1.22 Mb.
|
ФАКУЛЬТЕТ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ИСКУССТВ 070201 МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО Искусство оперного пения Форма обучения: очная Срок обучения: 5 лет Предшествующий уровень образования абитуриента: среднее профессиональное музыкальное образование или среднее (полное) или общее образование при наличии знаний и умений в объеме среднего профессионального музыкального образования. ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ (ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ) НАПРАВЛЕННОСТИ При приеме на подготовку по данной специальности высшее учебное заведение проводит вступительные испытания профессиональной направленности: исполнение программы, коллоквиум, сольфеджио и элементарная теория музыки (письменно, устно). I. Этапы дополнительного вступительного испытания: 1. исполнение программы; 2. коллоквиум; 3. сольфеджио; 4. элементарная теория музыки (письменно, устно). II. Перечень требований к знаниям, умениям абитуриента по каждому этапу дополнительного вступительного испытания с подробными указаниями на рекомендуемый репертуар музыкальных произведений, тематики вопросов по собеседованию или коллоквиуму: 1. Исполнительская программа 1. Зарубежная ария (произведения композиторов XVIII-XIX вв.). 2 Ария русского композитора (XIX-XX вв.). 3. Романс зарубежного композитора. 4. Романс русского или современного композитора.. 5. Народная песня. 2. Коллоквиум 1. Прозаический отрывок или стихотворение. 2. Актерский этюд (2-3 минуты). 3. Ритмика. 4. Эмоциональная лабильность (отзывчивость на музыку). 5. Скороговорки. Вопросы по истории мировой культуры. Знать исторические эпохи в культуре, музыке, живописи, литературе, архитектуре. Вопросы по музыкальной литературе: а) Италия, Германия, Франция, Россия (18-20 вв.). б) Творчество композиторов: И.С. Бах, Г.Х. Глюк, Дж. Верди в) Композиторы - веристы, Дж. Пуччини, Р. Вагнер. г) Композиторы "'Могучей кучки", П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович. З.Сольфеджио 1. Записать одноголосный диктант с хроматизмами. Диктант исполняется 8-10 раз (см. образцы диктантов) 2. Определить на слух: - звукоряды ладов (мажор, минор трех видов, натуральные лады) - ступени лада по тональной настройке, в разных регистрах; - простые интервалы в гармоническом и мелодическом виде (восходящие и нисходящие); - аккорды (трезвучия четырех видов, обращения мажорного и минорного трезвучий, доминантсептаккорд с обращениями) 3. Спеть: - звукоряды диатонических ладов, мажора и минора (с чередованием их различных видов, в восходящем и нисходящем движении); - ступени лада (по тональной настройке); - простые интервалы от звука в восходящем и нисходящем движении;
Образцы диктанта: 4. Теория музыки 1. Знать мажорные и минорные тональности, определять тональность в нотном тексте по начальным тактам музыкального изложения. 2. Определять размер по группировке звуков мелодии 3. Строить на фортепиано и определять в нотном тексте: - простые интервалы; - аккорды: трезвучия четырех видов, обращения мажорного и минорного трезвучий, доминантсептаккорд с обращениями; 4. Играть на фортепиано гармонические обороты в четырехголосном изложении: I-IV-I; I - V -I; I - IV - K64 - V -I и т.д. III. Перечень расходных материалов (формы одежды), необходимых абитуриенту для прохождения дополнительного вступительного испытания для каждого этапа: 1. Концертная форма одежды для исполнения сольной программы.
1. Исполнение программы - максимальная оценка 70 баллов
2.Коллоквиум - 10 баллов 3. Сольфеджио (письм./устно) - 10 баллов 4. Теория музыки (письм./устно) - 10 баллов 10 баллов ставится, если абитуриент: показывает глубокое и полное знание предмета, свободно владеет всем объёмом требуемого материала; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; компетентно и аргументированно делает анализ, обобщения, выводы; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно дает ответы в логической последовательности; умеет обоснованно выразить свое профессиональное мнение по поводу того или иного явления. 9 баллов ставится, если абитуриент: даёт полный и правильный ответ на поставленные вопросы; обоснованно и безошибочно дает ответы в логической последовательности; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы; обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется). 8 баллов ставится, если абитуриент: даёт полный и правильный ответ на основе изученного материала; при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи педагога; допускает небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; умеет выделить главное в изученном материале, на основании примеров обобщает, делает выводы, творчески применяет полученные знания; допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ. 7 баллов ставится, если абитуриент: показывает знания всего изученного материала; может составить достаточно полный и правильный ответ на основе изученного материала; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи; умеет самостоятельно выделять главное в изученном, но дает неполные определения понятий; материал излагает в логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи педагога; допускает небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов. 6 баллов ставится, если абитуриент: показывает знания всего изученного материала; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи; даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий, при этом допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала; дает неполные определения понятий; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает 1-2 негрубые ошибки или более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). 5 баллов ставится, если абитуриент: показывает знания всего изученного материала; умеет делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи; даёт недостаточно полный ответ на основе изученных теорий, допуская ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала; дает неполные определения понятий; материал излагает в логической последовательности, при этом допускает более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). 4 балла ставится, если абитуриент: усвоил материал на уровне минимальных требований программы, затрудняется при самостоятельном воспроизведении; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; затрудняется при ответах на видоизменённые вопросы; допускает одну грубую ошибку или нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала; не соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ; не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (плохо ориентируется, работает медленно) 3 балла ставится, если абитуриент: не усвоил основное содержание материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения различных типов заданий, при объяснении конкретных задач показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки; на поставленные вопросы отвечает неполно (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, при этом допуская одну-две грубые ошибки. 2 балла ставится, если абитуриент: не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений; не знает и не понимает значительную или основную часть требуемого материала в пределах поставленных вопросов; на поставленные вопросы отвечает неполно, при этом упуская основное; при ответе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. За каждое задание внутри этапа:
Количество максимальных баллов: 100 баллов 073201 ИСКУССТВО КОНЦЕРТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА Концертные народные инструменты (балалайка, домра, баян, аккордеон, гитара) Форма обучения: очная Срок обучения: 5 лет Предшествующий уровень образования абитуриента: среднее профессиональное музыкальное образование или среднее (полное) или общее образование при наличии знаний и умений в объеме среднего профессионального музыкального образования. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем профессиональном музыкальном образовании или высшем профессиональном образовании. ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ (ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ) НАПРАВЛЕННОСТИ При приеме на подготовку по данной специальности высшее учебное заведение проводит вступительные испытания профессиональной направленности: исполнение программы, коллоквиум, сольфеджио и гармония(письменно, устно). I. Этапы дополнительного вступительного испытания: 1. исполнение программы; 2. коллоквиум; 3. сольфеджио (письменно, устно); 4. гармония (письменно, устно). II. Перечень требований к знаниям, умениям абитуриента по каждому этапу дополнительного вступительного испытания с подробными указаниями на рекомендуемый репертуар музыкальных произведений, тематики вопросов по собеседованию или коллоквиуму: Требования по специализации - баян, аккордеон 1. Полифоническое произведение; 2. Крупная форма - соната или часть сонаты; концерт или часть концерта, сюита или часть сюиты; 3. Обработка народной мелодии; 4. Произведение западноевропейской или русской классики. - Требования по специализации - домра, балалайка, гитара 1. Произведение западноевропейской или русской классики (переложение для домры); 2. Обработка народной мелодии; 3. Крупная форма- соната или часть сонаты, концерт или часть концерта, сюита или часть сюиты; 4. Оригинальное произведение, написанное для данного инструмента. 2. Коллоквиум АБИТУРИЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: -возникновение, становление, развитие, значение, роль народных музыкальных инструментов; -устройство народных музыкальных инструментов, основные требования к хранению музыкальных инструментов; -строй, диапазон инструментов; -основные приемы, штрихи и способы звукоизвлечения; -педагогический, оркестровый, концертный репертуар; -представителей исполнительских школ и дирижеров оркестров народных инструментов, симфонических оркестров; -особенности переложений для домры, балалайки, баяна, гитары; -об авторе, форме, стилистических особенностях, средствах художественной выразительности сочинения исполняемого произведения; -основные понятия о профессии дирижера и о дирижировании - роль дирижера в оркестре, репертуар оркестра, структуру дирижерского жеста, практически показать схемы дирижирования; -художественные направления зарубежной и русской классики, современной музыки (в том числе якутских авторов) 3. Сольфеджио 1.Записать двухголосный диктант гармонического склада (см. образцы диктантов). Диктант исполняется 8-10 раз. 2.Определить на слух: - звукоряды (три вида мажора и минора, натуральные лады); - ступени лада диатонические и альтерированные; - интервалы (простые и составные, в мелодическом и гармоническом -изложении) - аккорды вне заданной тональности в тесном и широком расположении мажорные и минорные трезвучия с обращениями, - септаккорды с обращениями (малый минорный, малый мажорный, малый с уменьшенной квинтой и др.); - гармоническую последовательность в заданной тональности с функциональными модуляциями в тональности первой степени родства. 3.Спеть: - цепочку звуков, образующую последовательность интервалов и аккордов в восходящем и нисходящем движении; - после двух прослушиваний запомнить и спеть краткий мелодический фрагмент; - одноголосную мелодию с листа. Образцы диктанта 1. И. Лопатина. Сборник диктантов. М., 1985. - №263 4 . Гармония 1. Письменно гармонизовать однотональную мелодию (8-10 тактов) с модуляциями первой степени родства без применения неаккордовых звуков. Срок выполнения - 2 часа (см. образцы мелодий для гармонизации) 2. Играть на фортепиано в четырехголосном изложении: - однотональные гармонические последовательности; - модуляции в тональности первой степени родства (4-6 тактов); - секвенции диатонические и хроматические. 3. Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный фрагмент произведения крупной формы. Например: А Даргомыжский. Романсы "Юноша и дева", "Мне грустно", Бетховен. Соната для фортепиано ор. 2 № 2, часть II.
Образцы мелодий для гармонизации Примеры гармонизации: |
Цель программы 3 Требования, предъявляемые к уровню подготовки поступающего 3 Программа направлена на оказание поступающим на обучение содействия по организации самостоятельной подготовки к вступительному испытанию... | Программа вступительных испытаний в магистратуру министерство образования... Программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию в магистратуру по направлению подготовки 080100. 68 «Экономика»... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа для подготовки к вступительному испытанию по дисциплине «Русский язык» (направления «Экономика», «Менеджмент», «Управление... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию поступающих в аспирантуру Института образования Научно-исследовательского... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию поступающих в аспирантуру Института образования Научно-исследовательского... | Программа вступительных испытаний творческой и профессиональной направленности... А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт Россия и мир: древность, средневековье, новое время: учебник для 10 класса образовательных... | ||
Тематика научных рефератов для поступающих в аспирантуру по направлению... К вступительному испытанию по специальности поступающий готовит научный реферат. Научный реферат по специальности должен носить исследовательский... | Программа вступительного испытания в аспирантуру по направлению 44.... Программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию поступающих в аспирантуру Национального исследовательского университета... | ||
• урок классического танца Настоящая программа дополнительных вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности составлена в соответствии... | Программа вступительных испытаний творческой направленности по специальности... Ровня (среднем (полном) общем образовании, среднем профессиональном образовании или высшем профессиональном образовании). При приеме... | ||
Правила проведения дополнительного вступительного экзамена творческой... Целью дополнительного вступительного экзамена творческой направленности является выявление у абитуриентов способностей к пониманию... | Реферат сдается в приемную комиссию вместе с необходимыми для поступления... К вступительному испытанию по специальности поступающий готовит научный реферат. Научный реферат по специальности должен носить исследовательский... | ||
Требования к вступительному испытанию по русскому языку (экзамен:... Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе Примерной основной образовательной программы... | Литература по Отечественной истории, примерный перечень вопросов к вступительному экзамену Программа предназначена для подготовки соискателей к вступительному экзамену в аспирантуру кафедры «Экономическая история» по специальности... | ||
Программа вступительного испытания творческой (профессиональной)... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Таможенное дело» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Примерные требования к вступительному испытанию по русскому языку (сочинение) Одной из тем письменной работы по русскому языку и литературе может являться сочинение, посвященное принципам и идеалам современного... |