Скачать 68.28 Kb.
|
Класс: 5 Тема: Употребление имен существительных в речи. Тип урока: закрепление изученного материала. Форма: интегрированный урок (русский язык и литература) Цель: 1. Расширить представление учащихся о номинативной, коммуникативной, эмоционально- выразительной роли имён существительных в речи. 2. Развивать умения различать и употреблять имена существительные в речи. 3. Воспитывать ценностное отношение к слову, его значению, прививать навык обращать внимание на непонятные слова в художественном произведении, в учебниках и пользоваться словарем; пробуждать стремление узнавать значение таких слов, вводить их в речь. Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, карточки с заданиями, Толковый словарь. «Имя существительное – хлеб языка». (Л.Успенский) Ход урока
1-слайд. Шестнадцатое апреля. Классная работа. Употребление имён существительных в речи. «Имя существительное – хлеб языка». (Л.Успенский) - О чём пойдёт речь на нашем уроке? Имя существительное — самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи — имя существительное. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и называть все то, что его окружает. Один мальчик рассуждал так: – Кому нужны существительные? Ведь если бы их не было, то не придумали математику, не было бы ее вовсе! А там, глядишь, и физики, и химии, и географии, вот жизнь была бы у ученика! Одна физкультура! Или возьмем время. Зачем нужно его точно обозначать? Чтобы не дать ребенку поспать лишние полчаса? Нет, на свою голову придумали точно обозначать все: время, деньги, страницы, упражнения, задания и только скажи, что я не прав! Язык не повернется. – А вы согласны? Нужны ли нам имена существительные? Попробуйте, не используя имена существительные, выразить свою речь. Получилось? – Так о чем же пойдет сегодня разговор на уроке? -Тема нашего урока «Употребление имен существительных в речи» Запишите в тетради Шестнадцатое апреля. Классная работа. Употребление имён существительных в речи. -Пусть каждый поставит перед собой цель на урок, запишите её. (запись цели на подготовленных листах, дети зачитывают свои цели) Слово учителя: Сегодня мы поговорим о роли имени существительного в речи. Цель урока - доказать справедливость утверждения Льва Васильевича Успенского, что «имя существительное – хлеб языка». К.Г.Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия». Эти слова Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных. Недаром поэт говорит: «Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам».
3-слайд Буран, дождь, вьюга Огонь, осень, пламя - Найдите «третье – лишнее» в каждой группе. Назовите грамматические признаки.
-Закончите пословицы. Как вы их понимаете? 4-слайд
- Собери рассыпанные пословицы. Как вы их понимаете? 5-слайд. Шумит он в поле и соду, А в дом не пападаит. И никуда я неиду, Покуда он шагает. (Дождь) - Отгадайте загадку и проверьте, нет ли в записи орфографических ошибок. (Дети отгадывают загадку, находят орфографические ошибки, называя данную орфограмму, и исправляют их) -Задавая вопрос, назовите из стихотворения имена существительные. IV. Повторение пройденного. - Скажите, как называются слова, которые обозначают действия предметов? - Найдите в данном тексте глаголы. Глаголы: шумит, не попадает, не иду, шагает. (Дети называют их, записывают в тетрадь, разбирают по составу и называют грамматические признаки.)
6-слайд Текст, некоторые имена существительные заменены картинками. - Ребята, посмотрите на доску и скажите ЧТО ЭТО ТАКОЕ? - Почему вы решили, что это текст? Докажите. (Раздаю карточки с таким же текстом.) Пересмешник. Отправился Дима в дремучий лес. Вот где я зверей увижу! Спрятался за деревом и уши навострил. Чудеса в лесу. Петух домашний вдруг где-то закукарекал. Собака тихонько потявкала и умолкла. Корова вдруг вдали промычала – уж не заблудилась ли? Гуси прогоготали домашние: эти – то как в лес попали? Курица где-то клохчет – цыплят своих созывает. Даже кошка мяучит! Да что же это такое? А вот что! Сидит у Димы над головой скворец и на разные голоса щебечет! Повторяет то, что в деревне слышал. Скворец – самый лучший в лесу пересмешник! -Ребята, что объединяет данные картинки? - Да, ребята, лес, звери, дерево, петух, собака, корова, голова, курица, цыплята, кот, деревня – это имена существительные. -Запишем эти имена существительные в два столбика. 1 столбик – существительные, отвечающие на вопрос КТО? 2 столбик – существительные, отвечающие на вопрос ЧТО? Запись в тетрадях: Кто? Что? Ребята лес звери дерево петух деревня собака голова курица цыплята кот гуси 7-слайд. Стихотворение и иллюстрация к нему. - Послушайте отрывок из стихотворения А.Фета. Шепот, робкое дыханье, Свет ночной. Ночные тени. Трели соловья. Тени без конца. Серебро и колыханье Ряд волшебных изменений Сонного ручья. Милого лица. - Какую картину вы увидели, слушая это стихотворение? Чем особенно данное стихотворение? - Назовите имена существительные. - Из 22 слов стихотворения – 14 существительных, 6 прилагательных и 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа. - Найдите эпитеты, назовите их. - В каком размере написано данное стихотворение? - Прослушайте отрывки из стихотворений других поэтов. Какие картины могут нарисовать имена существительные? 8-слайд.1. Вечер. Поле. 2.Опять дожди, опять туманы, Огоньки. И листопад, и голый лес, Дальняя дорога. И потемневшие поляны, (В.Маяковский) И низкий серый свод небес. (С.Аксаков.) Вывод: С помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет… 9-слайд ФИЗМИНУТКА для глаз. (Выполнение упражнений по схеме.) VI. Самостоятельная работа. - Запишите в столбик выделенные имена существительные. Поставьте их в именительный падеж. Проверим по слайду свои записи. 10- слайд Имена существительные из стихотворения записаны в именительном падеже. 1.шепот 2.дыханье 3.соловей 4.серебро 5.ручей 6.свет 7.ночь 8.тень 9.ряд 10.лицо - Составьте свои текст, используя данные имена существительные. - Зачитайте свои тексты. VII. Закрепление материала. - Откроем учебники: страница 198, упражнение 594. Прочитаем задание вслух. Что нужно выполнить? (Дети отвечают.) 1.Записать слова, распределяя их в две группы: а) имена существительные; б) глаголы 2. Обозначить в словах корни и окончания. (Под цифра 1,2 - объясняем по цепочке; 3,4 - самостоятельно) VIII. Подведение итогов урока. 11- слайд. «Имя существительное – хлеб языка». (Л.Успенский) - Ребята, над какой темой мы работали? Доказали ли мы справедливость утверждения Льва Васильевича Успенского, что «имя существительное – хлеб языка»? Объясните. -Льва Посмотрите пожалуйста на свою цель, которую вы поставили перед собой в начале урока. Скажите, добились ли вы своей цели? Тезис: Мы согласны с утверждением Льва Васильевича Успенского, что «имя существительное – хлеб языка». IX. Домашнее задание. 1) §71, упражнение 593. 2) творческое задание: сочинить стихотворение, состоящее из имён существительных. |
Akkusativ имен существительных. Употребление предлога Урок 6 Фонетика, звуки [œ], [ø:], аффриката [tS]. Akkusativ имен существительных. Употребление предлога in | Конспект открытого урока по русскому языку 5 класс тема: три склонения имен существительных ... | ||
Урок русского языка 3 класс Тема: «Род и число имён существительных» Цель: формирование универсальных учебных действий при определении рода имён существительных, закрепление умения определять число... | Урок по русскому языку Тема: «Род имён существительных» Планируемые результаты: предметные – познакомить с грамматическим признаком имен существительных – числом и родом,научиться определять... | ||
Тема: Изменение имён существительных по числам Цели и задачи: 1 Уточнить представления об особенностях творительного падежа имён существительных | Урок русского языка, 3 класс Тема: Изменение имён существительных... Цели: формирование первоначального представления о склонении имён существительных | ||
Урок в 6 классе по теме: «Культура речи. Правильное употребление имен существительных» ... | Единственное и множественное число имен существительных. Имена существительные,... Цели: формировать умения употреблять в речи формы единственного и множественного числа, определять число имен существительных, дать... | ||
Урок по русскому языку в 3 классе (от 27. 04. 2012.) Тема: «Правописание... Цель: закрепить умения склонять имена существительные 2 склонения, определять склонение и падеж имен существительных, повторить правописание... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Создать условия для закрепления умений написания родовых окончаний имён прилагательных; определения рода имён прилагательных по роду... | ||
Тема: Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го склонения Цель: предполагается, что учащиеся научатся использовать при письме способы проверки безударных окончаний имён существительных и... | Урок русского языка в 3 классе Тема: Правописание безударных окончаний имен существительных Цель: Познакомить учащихся с особенностями правописания безударных окончаний имен существительных | ||
Третье склонение имен существительных. Правописание мягкого знака... Нчаний существительных не зависит от типа основы и от того, одушевленное оно или неодушевленное. Привлечь внимание учащихся к совпадению... | Методическая разработка урока русского языка по теме: «Множественное... Цель: учить определять окончания имён существительных первого склонения во множественном числе, определять падеж имён существительных... | ||
Изменение имён существительных по числам Цели и задачи: 1 Уточнить представления об особенностях творительного падежа имён существительных | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Склонение — это изменение слов различных частей речи (имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений,... |