Тема: Употребление имен существительных в речи





Скачать 68.28 Kb.
НазваниеТема: Употребление имен существительных в речи
Дата публикации09.09.2014
Размер68.28 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Класс: 5

Тема: Употребление имен существительных в речи.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Форма: интегрированный урок (русский язык и литература)

Цель: 1. Расширить представление учащихся о номинативной, коммуникативной,

эмоционально- выразительной роли имён существительных в речи.

2. Развивать умения различать и употреблять имена существительные в речи.

3. Воспитывать ценностное отношение к слову, его значению, прививать навык

обращать внимание на непонятные слова в художественном произведении, в

учебниках и пользоваться словарем; пробуждать стремление узнавать значение

таких слов, вводить их в речь.

Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, карточки с заданиями, Толковый

словарь.

«Имя существительное – хлеб языка». (Л.Успенский)

Ход урока

  1. Организационный момент.



  1. Работа с эпиграфом.

1-слайд.

Шестнадцатое апреля.

Классная работа.

Употребление имён существительных в речи.

«Имя существительное – хлеб языка».

(Л.Успенский)

- О чём пойдёт речь на нашем уроке?

Имя существительное — самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи — имя существительное. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и называть все то, что его окружает. 

Один мальчик рассуждал так:

– Кому нужны существительные? Ведь если бы их не было, то не придумали математику, не было бы ее вовсе! А там, глядишь, и физики, и химии, и географии, вот жизнь была бы у  ученика! Одна физкультура! Или возьмем время. Зачем нужно его точно обозначать? Чтобы не дать ребенку поспать лишние полчаса? Нет, на свою голову придумали точно обозначать все: время, деньги, страницы, упражнения, задания и только скажи, что я не прав! Язык не повернется.

– А вы согласны? Нужны ли нам имена существительные? Попробуйте, не используя имена существительные, выразить свою речь. Получилось?
– Так о чем же пойдет сегодня разговор на уроке?

-Тема нашего урока «Употребление имен существительных в речи»

Запишите в тетради

Шестнадцатое апреля.

Классная работа.

Употребление имён существительных в речи.

-Пусть каждый поставит перед собой цель на урок, запишите её.

(запись цели на подготовленных листах, дети зачитывают свои цели)

Слово учителя:

Сегодня мы поговорим о роли имени существительного в речи. Цель урока - доказать справедливость утверждения Льва Васильевича Успенского, что «имя существительное – хлеб языка». К.Г.Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».

Эти слова Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных. Недаром поэт говорит: «Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам».

  1. Разминка.

3-слайд

Буран, дождь, вьюга
Огонь, осень, пламя

- Найдите «третье – лишнее» в каждой группе. Назовите грамматические признаки.



  • Еле-еле душа …

  • Здоровья не …

-Закончите пословицы. Как вы их понимаете?

4-слайд

      • У больного не здоровья спрашивай.

      • Здоровью курить вредить.

- Собери рассыпанные пословицы. Как вы их понимаете?

5-слайд. Шумит он в поле и соду,

А в дом не пападаит.

И никуда я неиду,

Покуда он шагает. (Дождь)

- Отгадайте загадку и проверьте, нет ли в записи орфографических ошибок.

(Дети отгадывают загадку, находят орфографические ошибки, называя данную орфограмму, и исправляют их)

-Задавая вопрос, назовите из стихотворения имена существительные.

IV. Повторение пройденного.

- Скажите, как называются слова, которые обозначают действия предметов?

- Найдите в данном тексте глаголы.

Глаголы: шумит, не попадает, не иду, шагает.

(Дети называют их, записывают в тетрадь, разбирают по составу и называют грамматические признаки.)

  1. Работа над темой.

6-слайд Текст, некоторые имена существительные заменены картинками.

- Ребята, посмотрите на доску и скажите ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

- Почему вы решили, что это текст? Докажите.

(Раздаю карточки с таким же текстом.)

Пересмешник.

Отправился Дима в дремучий лес. Вот где я зверей увижу!

Спрятался за деревом и уши навострил. Чудеса в лесу. Петух домашний вдруг где-то закукарекал. Собака тихонько потявкала и умолкла. Корова вдруг вдали промычала – уж не заблудилась ли? Гуси прогоготали домашние: эти – то как в лес попали? Курица где-то клохчет – цыплят своих созывает. Даже кошка мяучит! Да что же это такое?

А вот что! Сидит у Димы над головой скворец и на разные голоса щебечет! Повторяет то, что в деревне слышал. Скворец – самый лучший в лесу пересмешник!

-Ребята, что объединяет данные картинки?

- Да, ребята, лес, звери, дерево, петух, собака, корова, голова, курица, цыплята, кот, деревня – это имена существительные.

-Запишем эти имена существительные в два столбика. 1 столбик – существительные, отвечающие на вопрос КТО? 2 столбик – существительные, отвечающие на вопрос ЧТО?

Запись в тетрадях:

Кто? Что?

Ребята лес звери дерево петух деревня собака голова курица цыплята кот гуси

7-слайд. Стихотворение и иллюстрация к нему.

- Послушайте отрывок из стихотворения А.Фета.

Шепот, робкое дыханье, Свет ночной. Ночные тени.

Трели соловья. Тени без конца.

Серебро и колыханье Ряд волшебных изменений

Сонного ручья. Милого лица.

- Какую картину вы увидели, слушая это стихотворение?

Чем особенно данное стихотворение?

- Назовите имена существительные.

- Из 22 слов стихотворения – 14 существительных, 6 прилагательных и 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа.

- Найдите эпитеты, назовите их.

- В каком размере написано данное стихотворение?

- Прослушайте отрывки из стихотворений других поэтов. Какие картины могут нарисовать имена существительные?

8-слайд.1. Вечер. Поле. 2.Опять дожди, опять туманы,

Огоньки. И листопад, и голый лес,

Дальняя дорога. И потемневшие поляны,

(В.Маяковский) И низкий серый свод небес. (С.Аксаков.)

Вывод: С помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет…

9-слайд ФИЗМИНУТКА для глаз. (Выполнение упражнений по схеме.)

VI. Самостоятельная работа.

- Запишите в столбик выделенные имена существительные. Поставьте их в именительный падеж. Проверим по слайду свои записи.

10- слайд Имена существительные из стихотворения записаны в именительном падеже.

1.шепот 2.дыханье   3.соловей  
4.серебро  
5.ручей
6.свет 7.ночь 8.тень 
9.ряд   10.лицо

- Составьте свои текст, используя данные имена существительные.

- Зачитайте свои тексты.

VII. Закрепление материала.

- Откроем учебники: страница 198, упражнение 594. Прочитаем задание вслух.

Что нужно выполнить? (Дети отвечают.)

1.Записать слова, распределяя их в две группы: а) имена существительные; б) глаголы 2. Обозначить в словах корни и окончания. (Под цифра 1,2 - объясняем по цепочке; 3,4 - самостоятельно)

VIII. Подведение итогов урока.

11- слайд. «Имя существительное – хлеб языка». (Л.Успенский)

- Ребята, над какой темой мы работали? Доказали ли мы справедливость утверждения Льва Васильевича Успенского, что «имя существительное – хлеб языка»? Объясните.

-Льва Посмотрите пожалуйста на свою цель, которую вы поставили перед собой в начале урока. Скажите, добились ли вы своей цели?

Тезис:

Мы согласны с утверждением Льва Васильевича Успенского, что «имя существительное – хлеб языка».

IX. Домашнее задание.

1) §71, упражнение 593.
2) творческое задание: сочинить стихотворение, состоящее из имён существительных.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Употребление имен существительных в речи iconAkkusativ имен существительных. Употребление предлога
Урок 6 Фонетика, звуки [œ], [ø:], аффриката [tS]. Akkusativ имен существительных. Употребление предлога in
Тема: Употребление имен существительных в речи iconКонспект открытого урока по русскому языку 5 класс тема: три склонения имен существительных
...
Тема: Употребление имен существительных в речи iconУрок русского языка 3 класс Тема: «Род и число имён существительных»
Цель: формирование универсальных учебных действий при определении рода имён существительных, закрепление умения определять число...
Тема: Употребление имен существительных в речи iconУрок по русскому языку Тема: «Род имён существительных»
Планируемые результаты: предметные – познакомить с грамматическим признаком имен существительных – числом и родом,научиться определять...
Тема: Употребление имен существительных в речи iconТема: Изменение имён существительных по числам
Цели и задачи: 1 Уточнить представления об особенностях творительного падежа имён существительных
Тема: Употребление имен существительных в речи iconУрок русского языка, 3 класс Тема: Изменение имён существительных...
Цели: формирование первоначального представления о склонении имён существительных
Тема: Употребление имен существительных в речи iconУрок в 6 классе по теме: «Культура речи. Правильное употребление имен существительных»
...
Тема: Употребление имен существительных в речи iconЕдинственное и множественное число имен существительных. Имена существительные,...
Цели: формировать умения употреблять в речи формы единственного и множественного числа, определять число имен существительных, дать...
Тема: Употребление имен существительных в речи iconУрок по русскому языку в 3 классе (от 27. 04. 2012.) Тема: «Правописание...
Цель: закрепить умения склонять имена существительные 2 склонения, определять склонение и падеж имен существительных, повторить правописание...
Тема: Употребление имен существительных в речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Создать условия для закрепления умений написания родовых окончаний имён прилагательных; определения рода имён прилагательных по роду...
Тема: Употребление имен существительных в речи iconТема: Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го склонения
Цель: предполагается, что учащиеся научатся использовать при письме способы проверки безударных окончаний имён существительных и...
Тема: Употребление имен существительных в речи iconУрок русского языка в 3 классе Тема: Правописание безударных окончаний имен существительных
Цель: Познакомить учащихся с особенностями правописания безударных окончаний имен существительных
Тема: Употребление имен существительных в речи iconТретье склонение имен существительных. Правописание мягкого знака...
Нчаний существительных не зависит от типа основы и от того, одушевленное оно или неодушевленное. Привлечь внимание учащихся к совпадению...
Тема: Употребление имен существительных в речи iconМетодическая разработка урока русского языка по теме: «Множественное...
Цель: учить определять окончания имён существительных первого склонения во множественном числе, определять падеж имён существительных...
Тема: Употребление имен существительных в речи iconИзменение имён существительных по числам
Цели и задачи: 1 Уточнить представления об особенностях творительного падежа имён существительных
Тема: Употребление имен существительных в речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Склонение — это изменение слов различных частей речи (имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск