Рабочая программа по элективному учебному предмету «Основы редактирования» для 11 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного





Скачать 204.51 Kb.
НазваниеРабочая программа по элективному учебному предмету «Основы редактирования» для 11 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного
Дата публикации10.09.2014
Размер204.51 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа


Департамент образования Администрации города Ноябрьска

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования город Ноябрьск

«Рассмотрено» «Согласовано»: «Утверждаю»

на заседании методического заместитель директора по ___________директор МОУ СОШ № 2

объединения учителей УВР__________________ И.Л. Гребнева

русского языка и литературы. ______________________ «____» _____________ 20_ г.

Протокол № 1 «___»______________20_ г.

от «31» августа 20 г.

Руководитель методического

объединения: ____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному учебному предмету

«Основы редактирования»

для 11 класса
1 час в неделю (всего 34 часа)

Составитель: учитель русского языка и

литературы высшей квалификационной категории

Шитова Инна Геннадьевна


2013-2014 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному учебному предмету «Основы редактирования» для 11 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе программы «Основы редактирования» автора-составителя Пахновой Т.М.

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Редактирование - это один из видов работы над текстом (черновиком, рукописью), направленный на совершенствование написанного, что является важным речевым умением.

Цель курса: выработать у учащихся способность анализировать и оценивать текст, определяя недостатки и находя пути их устранения, то есть осуществлять редактирование.

Основные задачи курса:

- углубление и расширение знаний учащихся о грамматических ошибках;

- формирование навыка грамотной речи;

- создание текста;

- совершенствование умения редактировать написанное;

- развитие творческих способностей;

- удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей.

Предлагаемая программа имеет практическую направленность, т. к. ориентирована на формирование правильной, точной, богатой, выразительной речи на основе предупреждения орфографических, грамматических ошибок.

Занятия по курсу «Основы редактирования» предполагают самостоятельную практическую работу одинадцатиклассников (саморедактирование, взаиморедактирование, рецензирование сочинений), использование лингвистических словарей и справочников.

Целесообразно применять разнообразные формы занятий (уроки-семинары, уроки-практикумы и др.), направленные на создание атмосферы совместной деятельности учителя и учащихся, на активизацию творческих возможностей каждого ученика.

В результате изучения курса учащиеся должны:

• оперировать основными понятиями из области редактирования,

• понимать смысл, задачи и логику работы редактора над текстом,

• уметь находить нарушение грамматических норм, анализировать, давать оценку и рекомендации по улучшению текстов различного рода и жанра (в том числе собственных материалов),

• уметь произвести редактирование и корректуру предложенного текста.
Содержание тем учебного курса
Введение (2 часа)
Редактирование: в творческой лаборатории писателя; черновики как отражение процесса совершенствования текста.
Как строится текст (29 часов)
Текст как единица синтаксиса и связной речи.

Текст как результат речевой деятельности.

Основные признаки текста (смысловая цельность, завершенность, связность текста; тема, основная мысль текста, соответствие содержания заголовку, зачин).

Типы речи.

Стили речи.

Абзац. Сложное синтаксическое целое.

Текст как смысловое и структурное единство.

Способы связи предложений в тексте. Тексты с цепной и параллельной связью. Виды межфразовых связей.

Роль первого предложения (зачина) в тексте. Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов. Цитирование как один из вариантов зачина текста (заключительной его части). Приемы, которые позволяют сделать цитату органичной частью текста.

Заключительная часть (концовка) текста. Способы лексического и грамматического оформления концовки (средства завершенности).

Средства межфразовых связей.

Лексические средства: использование «однотематической» лексики, повтора слов, синонимов (в том числе контекстуальных), антонимов (в том числе контекстуальных).

Синонимическая замена как средство устранения неоправданного повтора слов.

Лексико-грамматические средства межфразовых связей. Местоимения. Наречия. Числительные. Союзы. Частицы.

Единство видо-временных форм глаголов-сказуемых как средство межфразовой связи.

Синтаксические средства межфразовых связей. Порядок слов. Синтаксический параллелизм. Вводные слова как средство межфразовых связей. Роль вопросительных и восклицательных предложений в организации текста. Роль односоставных предложений в организации текста. Роль сложных предложений в тексте.

Логические ошибки и способы их устранения.

Композиционные ошибки (несоответствие текста плану, нарушение последовательности, неудачное начало или концовка текста, отсутствие вывода в тексте-рассуждении).

Синонимы (лексические и грамматические) и их роль в организации текста. Прием синонимической замены как способ правки текста. Разнообразие способов передачи чужой речи.
Заключение (3 часа)
Приемы устранения в тексте неоправданных повторов: 1) замена повторяющихся слов их синонимами (в том числе контекстуальными), использование местоимений, перифраз; 2) усложнение синтаксического строя текста (использование простых предложений, осложненных однородными членами, причастными, деепричастными оборотами и др.; использование сложных предложений).

Лингвостилистический анализ текста.
Учебно-тематический план



План

Кол-во

часов

1

2

3

1.

Ведение

2

2.

Как строится текст

29

3.

Заключение

3




Итого

34


Календарно-тематический план


урока

Дата проведения

Тема урока, тип урока, форма проведения


Элемент содержания

Умения и виды деятельности

Контрольно-оценочная деятельность

предполагаемая

фактическая

общеучебные

специальные

вид

форма

Введение (2)

1-2







В творческой лаборатории писателя.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Урок-беседа.


Редактирование: в творческой лаборатории писателя; черновики как отражение процесса совершенствования текста.

Умение формулировать цель деятельности.

Знать:

- элементы редактирования текста;

- приёмы правки рукописи;

- особенности редактирования текста.

Уметь:

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

Текущий.

УО

Как строится текст (29)

3







Текст как результат речевой дея-тельности.
Комбинированный урок.

Урок-беседа.

Текст как единица синтаксиса и связной речи.

Текст как результат речевой деятельности.

Умение работать с текстом.

Знать:

- смысл понятия текст.

Уметь:

- извлекать необхо-димую информацию из различных источ-ников: учебно-научных текстов, справочной литерату-ры.

Текущий.

УО

4-5







Основные признаки текста.
Урок закрепления знаний.

Урок-собеседование.

Основные признаки текста (смысловая цельность, завершенность, связность текста; тема, основная мысль текста, соответствие содержания заголовку, зачин).


Владение базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения.

Знать:

- смысл понятия текст.

Уметь:

- извлекать необхо-димую информацию из различных источ-ников: учебно-научных текстов, справочной литерату-ры.

Текущий.

УО

6







Типы речи.
Комбинированный урок.

Урок-исследование.


Типы речи.


Умение извлекать информацию из различных источников.

Знать:

- типы речи.

Уметь:

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Тематический.

ПР

7







Стили речи.
Комбинированный урок.

Урок-исследование.

Стили речи.


Умение из-влекать ин-формацию из различ-ных источ-ников.

Знать:

- стили речи.

Уметь:

- использовать приоб-ретенные знания и умения в практиче-ской деятельности и повседневной жизни для совершенствова-ния способности к самооценке на основе наблюдения за соб-ственной речью.

Тематический.

ПР

8







Абзац.
Комбинированный урок.

Урок-исследование.

Абзац. Сложное синтаксическое целое.


Умение работать с текстом.


Знать:

- что такое абзац.

Уметь:

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для расширения круга используемых языковых и речевых средств.


Тематический.

СР

9-11







Текст как смысловое и структур-ное единство.
Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок-семинар.

Текст как смысловое и структурное единство.

Способы связи предложений в тексте. Тексты с цепной и параллельной связью. Виды меж-фразовых связей.

Умение работать с текстом.


Знать:

- способы связи предложений в тексте..

Уметь:

- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для расширения круга используемых языковых и речевых средств.


Текущий.

ПР

12-14







Виды зачинов.
Урок комплексного применения ЗУН.

Урок-практикум.

Роль первого предложения (зачина) в тексте. Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов. Цитирование как один из вариантов зачина текста (заключительной его части). Приемы, которые позволяют сделать цитату органичной частью текста.


Умение работать с текстом.


Знать:

- что такое зачин..

Уметь:

- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для расширения круга используемых языковых и речевых средств.


Текущий.

ПР

15-17







Заключительная часть текста.
Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок-игра.

Заключительная часть (концовка) текста. Способы лексического и грамматического оформления концовки (средства завершенности).


Умение работать с текстом.


Знать:

- что такое концовка текста.

Уметь:

- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для расширения круга используемых языковых и речевых средств.


Текущий.

УО

18







Средства межфразовых связей.
Урок обобщения и систематизации знаний.

Деловая игра.


Средства межфразовых связей.

Умение работать с текстом.


Знать:

- средства связи.

Уметь:

- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для расширения круга используемых языковых и речевых средств.


Тематический.

Т

19-20







Лексические средства.
Комбинированный урок.

Урок-беседа.


Лексические средства: использование «однотематической» лексики, повтора слов, синонимов (в том числе контекстуальных), антонимов (в том числе контекстуальных).


Владение базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения.

Знать:

- грамматические, нормы современного русского литературного языка;

Уметь:

- применять в практике речевого общения основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

Текущий.

УО

21-22







Синонимическая замена как сред-ство устранения неоправданного повтора слов.
Урок комплексного применения ЗУН.

Урок-практикум.


Синонимическая замена как средство устранения неоправданного повтора слов.


Владение базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения.

Знать:

- грамматические, нормы современного русского литературного языка;

Уметь:

- применять в практике речевого общения основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

Текущий.

ПР

23-24







Лексико-грамматические средства межфразовых связей.
Урок комплексного применения ЗУН.

Урок-практикум.


Лексико-грамматические средства межфразовых связей. Местоимения. Наречия. Числительные. Союзы. Частицы.


Умение работать с текстом.


Знать:

- смысл понятия грамматическая норма.

Уметь:

- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для расширения круга используемых языковых и речевых средств.


Текущий.

ПР

25







Единство видо-временных форм глаголов-сказуемых как средство межфразовой связи.
Урок комплексного применения ЗУН.

Урок-практикум.


Единство видо-временных форм глаголов-сказуемых как средство межфразовой связи.


Обобщение


Знать:

- смысл понятия языковая норма;

- грамматические, нормы современного русского литературного языка.

Уметь:

- применять в практике речевого общения основные грамматические нормы современного русского литературного языка.


Текущий.

УО

26-27







Синтаксические средства меж-фразовых связей.
Урок закрепления знаний.

Урок-практикум.


Синтаксические средства межфразовых связей. Порядок слов. Синтаксический параллелизм. Вводные слова как средство межфразовых связей. Роль вопросительных и восклицательных предложений в организации текста. Роль односоставных предложений в организации тек-ста. Роль сложных предложений в тексте.


Обобщение.


Знать:

- грамматические, нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Уметь:

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Текущий.

ПР

28-29







Логические ошибки и способы их устранения.
Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок-практикум.

Логические ошибки и способы их устранения.

Композиционные ошибки (несоответствие текста плану, нарушение последовательности, неудачное начало или концовка текста, отсутствие вывода в тексте-рассуждении).


Владение базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения.

Знать:

- грамматические, нормы современного русского литературного языка;

Уметь:

- применять в практике речевого общения основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

Текущий.

ПР

30-31







Прием синонимической замены как способ правки текста.
Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок-практикум.

Синонимы (лексические и грамматические) и их роль в организации текста. Прием синонимической замены как способ правки текста. Разнообразие способов передачи чужой речи.

Владение базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения.

Знать:

- грамматические, нормы современного русского литературного языка;

Уметь:

- применять в практике речевого общения основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

Текущий.

ПР


Заключение (3)

32







Приемы устранения в тексте не-оправданных повторов.
Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок-практикум.

Приемы устранения в тексте неоправданных повторов: 1) замена повторяющихся слов их синонимами (в том числе контекстуальными), использование местоимений, перифраз; 2) усложнение синтаксического строя текста (использование простых предложений, осложненных однородными членами, причастными, деепричастными оборотами и др.; использование сложных предложений).


Умение осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.


Знать:

- грамматические, нормы современного русского литературного языка;

Уметь:

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

- применять в практике речевого общения основные грамматические нормы современного русского литературного языка;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для развития навыков самостоятельной деятельности.


Итоговый.

ПР

33-34







Лингвостилистический анализ текста.
Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок-практикум.

Лингвостилистический анализ текста.

Умение осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.


Знать:

- грамматические, нормы современного русского литературного языка;

Уметь:

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

- применять в практике речевого общения основные грамматические нормы современного русского литературного языка;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для развития навыков самостоятельной деятельности.


Итоговый.

ПР


Литература и средства обучения.

Для учителя:

  1. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 2007.

  2. Корина М.И. Стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 2004.

  3. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной праке. – М.: Просвещение, 2005.



Для обучающихся:

  1. Розенталь Д.Э. Практическое пособие для поступающих в вузы. – М.: Просвещение, 2005.

  2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2008.

  3. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? – М., 2005.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по элективному учебному предмету «Основы редактирования» для 11 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного  iconРабочая программа по учебному предмету Английский язык
Данная программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного...
Рабочая программа по элективному учебному предмету «Основы редактирования» для 11 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного  iconРабочая программа по окружающему миру 3 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного...
Рабочая программа по элективному учебному предмету «Основы редактирования» для 11 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного  iconРабочая программа по учебному предмету «Музыка» 6 «А», 6 «Б», 6 «В» классы (базовый уровень)
«Музыка» для 6»А». 6 «Б», 6 «В» классов составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Музыка, 5-7 классы». Критской...
Рабочая программа по элективному учебному предмету «Основы редактирования» для 11 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного  iconРабочая программа по учебному предмету «Литература» для 9 «А» класса...
Программы по литературе для 9 класса С. А. Зинина (Программа по литературе для 9 класса / Авт сост. С. А. Зинин // Программа по литературе...
Рабочая программа по элективному учебному предмету «Основы редактирования» для 11 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного  iconУчебному предмету «Физика» для 7 класса (базовый уровень)
Данная программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Рабочая программа по элективному учебному предмету «Основы редактирования» для 11 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного  iconРабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура» для 11 класса
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по элективному учебному предмету «Основы редактирования» для 11 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного  iconРабочая программа по технологии (1-4 умк «Школа России»)
Рабочая программа по предмету «Технология» для 4 класса разработана на основе авторской программы Цирулик Н. А., Просняковой Т. Н.,...
Рабочая программа по элективному учебному предмету «Основы редактирования» для 11 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного  iconРабочая программа по учебному предмету «Информатика»
«Информатика» составлена на основе программы для начальной школы 2-4 классы(авторы Н. В. Матвеева, М. С. Цветкова) – М.: Бин лаборатория...
Рабочая программа по элективному учебному предмету «Основы редактирования» для 11 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного  iconРабочая учебная программа по предмету «Мой город» на 2013-2014 учебный год
...
Рабочая программа по элективному учебному предмету «Основы редактирования» для 11 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного  iconРабочая программа по Истории России 11 класса 34
Рабочая программа по учебному предмету «История» для 11 класса составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего...
Рабочая программа по элективному учебному предмету «Основы редактирования» для 11 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного  iconПояснительная записка Статус программы рабочая программа по учебному предмету «Химия»
«Химия», 8 класс составлена в соответствии требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной...
Рабочая программа по элективному учебному предмету «Основы редактирования» для 11 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного  iconРабочая программа по английскому языку для 7 «А» класса умк «New Millennium»
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного...
Рабочая программа по элективному учебному предмету «Основы редактирования» для 11 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного  iconРабочая программа по элективному учебному предмету «Правописание...
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования город Ноябрьск
Рабочая программа по элективному учебному предмету «Основы редактирования» для 11 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного  iconРабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии...
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по элективному учебному предмету «Основы редактирования» для 11 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного  icon«рассмотрено» «согласовано» «утверждено»
Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования(базовый уровень),...
Рабочая программа по элективному учебному предмету «Основы редактирования» для 11 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного  iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Программа предназначена для 10 класса общеобразовательного учреждения и составлена на основе требований к обязательному минимуму...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск