Ирреальное творчестве Н. В. Гоголя и М. А. Булгакова





Скачать 317.21 Kb.
НазваниеИрреальное творчестве Н. В. Гоголя и М. А. Булгакова
страница1/2
Дата публикации13.07.2013
Размер317.21 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №27»

Ирреальное творчестве

Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова

Грибова Екатерина, 15 лет

город Пермь, Россия

руководитель: Косовских Яна Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №27»

города Перми

2013
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

Глава I. Украинский мистик и его творения . . . . . . . . . . . . . 5

Глава II. Образ нечистой силы в повести Н.В. Гоголя

"Страшная месть" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

Глава III. Завещание мастера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

Глава IV. Образ нечистой силы в романе М.А. Булгакова

"Мастер и Маргарита" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

КОЛДУНЬЯ

Косы растрепаны, страшная, белая

Бегает, бегает, резвая, смелая.

Темная ночь молчаливо пугается,

Шалями тучек луна закрывается.

Ветер-певун с завываньем кликуш

Мчится в лесную дремучую глушь.

Роща грозится еловыми пиками,

Прячутся совы с пугливыми криками.

Машет колдунья руками костлявыми.

Звезды моргают из туч над дубравами.

Серьгами змеи под космы привешены,

Кружится с вьюгою страшно и бешено.

Пляшет колдунья под звон сосняка.

С черною дрожью плывут облака.

С. Есенин

1915

ВВЕДЕНИЕ
Представьте себе мир, в котором нет домовых, а так же ведьм, леших, водяных и джиннов. О чем же тогда сочинять сказки? Представьте себе детство без сказок... Какое это было бы скучное детство. Представьте себе мир, в котором нет драконов, а также василисков, кракена, гидры... С кем же тогда сражаться рыцарям? И о чем слагать легенды... Представьте себе прошлое без легенд. Как можно гордиться таким прошлым?

Наш мир был бы очень скучным, если бы не присутствовал в пределах мира реального другой, потаённый мир. Он существует, этот мир, загадочный, населенный дивными и подчас очень опасными созданиями, теми, кого принято называть нечистой силой.

Во все времена в России о ней говорили очень много, обращались к таинственному миру и писатели, а потому интересной, на наш взгляд, кажется тема "Ирреальное в литературе". Особой загадочностью сюжета нас привлекли повесть Н.В. Гоголя "Страшная месть" и роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита".

Творчество Гоголя - одно из самых вершинных явлений русской художественной культуры прошлого. А "Мастер и Маргарита" сегодня, возможно, самое популярное и высоко ценимое большинством читателей произведение советской литературы.

Между этими произведениями можно провести параллель. Данный факт подтверждает то, что оба писателя: и Гоголь, и Булгаков - обращаются к ирреальному, неизведанному миру не с целью развлечь читателя, удивить его необычными поворотами сюжета и странными происшествиями в жизни героев. У писателей иная цель - показать людям, с помощью нереальных вещей, их реальную жизнь в новом свете, раскрыть людям глаза на их истинную сущность.

В нашей работе мы попытались ответить на вопросы: с какой целью Гоголь и Булгаков обращаются к ирреальным образам и какую роль они играют в произведениях?

Цель исследования – рассмотреть ирреальный мир в творчестве Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова. Данная цель реализуется через решение задач:

- раскрыть своеобразие образа нечистой силы в повести «Страшная месть»,

- рассмотреть образ нечистой силы в романе «Мастер и Маргарита»,

- обнаружить сходства и различия в изображении ирреального мира писателями.

Николай Васильевич Гоголь

(1809-1852)

Глава I

УКРАИНСКИЙ МИСТИК И ЕГО ТВОРЕНИЯ

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля по новому стилю) 1809 года в местечке Великие Сорочины Полтавской губернии, в семье небогатого помещика. Детство прошло в имении родителей Васильевке Миргородского уезда. Литературную известность Гоголю принес сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-1832), насыщенный украинским этнографическим и фольклорным материалом, наполненный романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Славная судьба Гоголя в искусстве не делает его писателем, легким для чтения.

Гоголь был человеком постоянно удивляющим, во многом таинственным. Веселый и пасмурный, простодушный и замкнутый, грустный и надменно поучающий, он оказывался неуловим для четких определений. Современное искусство признает Гоголя своим наставником. Разящая сила смеха соединена в его творчестве с трагическими потрясениями. Гоголь как бы обнаружил общий корень трагического и комического, их общее начало.

И в прошлом, и сегодня сохраняется тяга писателей к устному народному творчеству. Наверное, именно поэтому в произведениях Гоголя встречаются образы колдунов и ведьм.

Украину изображали до Гоголя многие. Украинская тематика стала модной еще в 1820 годах. К ней обращались В.Т. Нарежный в романе "Два Ивана, или страсть к тяжбам" и в повести "Бурсак"; А. Погорельский со сборником "Двойник или Вечера в Малороссии". Но они изображали Украину хуторскую, приземленную, погрязшую в мелочах. Лишь К.Ф. Рылев в своих "Думах..." прикоснулся к поэтической и героической стороне украинской истории.

Именно Гоголь совершает в освещении этой темы переворот литературной значимости. Он увидел Украину в целостном образе, как единый мир, единый не только во всем её пространстве, но и во времени, в исторической глубине.

Опираясь на фольклор, используя его по-своему, творчески, Гоголь в "Вечерах..." сумел проникнуться самим духом свободного и вольного народа. Мир "Вечеров..." именно такой, веселый и праздничный, где, по словам Г.А. Гуковского, "все - здоровое, яркое". В этом мире таинственные силы природы и мифологии любовно служат человеку. История произведения была весьма не простой.

Итак, в 1831 году выходит первая книга "Вечеров...", а в 1832 году появляется и вторая часть. Каждая из книг состоит из нескольких повестей.

Первая повесть "Сорочинская ярмарка" напечатана в 1831 году в первой книжке "Вечеров...". Гоголь начал работу в начале 1830 года, а завершил лишь в 1831 году.

"Сорочинская ярмарка" в большей степени, чем другие повести цикла, связана с традициями украинской литературы. В ней широко использованы мотивы украинского фольклора, народные легенда и сказки о чёрте, выгнанном из пекла, о поисках чёртом своего имущества...

Вторая повесть "Вечер накануне Ивана Купала" впервые была напечатана в февральской и мартовской книжках "Отечественных записок" за 1830 год, без подписи автора. В основу сюжета повести положены украинские народные легенды и предания об Иване Купала. Мотивы призрачности богатства, добытого нечистыми путями, широко поставлены в украинском и русском фольклоре.

Третья повесть "Майская ночь, или Утопленница" напечатана впервые в 1831 году в первой книге первого издания "Вечеров на хуторе близ Диканьки". В ней широко использованы народные предания о ведьмах, об утопленницах и прочее. Однако и здесь Гоголь совершенно самостоятелен; он не пересказывает ни одного из известных фольклорных сюжетов, а создает новою поэтическую картину Малороссии.

Четвертая повесть «Пропавшая грамота» напечатана в 1831 году в первой книжке первого издания «Вечеров…». В своей повести Гоголь не следует какому-нибудь определенному источнику, а, сплавляя различные фольклорные мотивы, создает яркие художественные образы и картины из жизни украинского народа.

Пятая повесть «Ночь перед Рождеством», открывающая вторую часть « Вечеров на хуторе близ Диканьки », вышла в свет в 1832 году. Здесь Гоголем также широко использован фольклор. Образ чёрта, крадущего месяц, история чудесного полета его с Вакулой восходит к народным, фольклорным источникам. Известно в фольклоре и изображение того, как чёрт через печную трубу влетает к ведьме на свидание. В.Г. Белинского выделил эту повесть: «Целая, полная картина домашней жизни народа, его маленьких радостей, его маленьких горестей, словом, тут вся поэзия его жизни» (В.Г. Белинского т. 1, с. 301).

Шестая повесть «Страшная месть» напечатана в 1832 году во второй части «Вечеров… » с подзаголовком «Старинная быль», снятым в последующих изданиях. Она выдержана в тонах народной легенды, повесть изобилует фольклорными образами, сравнениями, эпитетами, написана напевной ритмической прозой.

Седьмая повесть «Иван Федорович Шпонька его тетушка» напечатана впервые во второй книжке «Вечеров …» в 1832 году. Она написана в строго реалистической манере, предвосхитила многие образы и мотивы гоголевских произведений. Кажущаяся внешняя незаконченность повести является своего рода художественным приемом автора, подчёркивающим бессмысленность и бессодержательность жизни, рассказ о которой можно закончить в любом месте.

Восьмая повесть «Заколдованное место» завершает вторую книгу «Вечеров…», но она выходила и в первом издании в 1832 году. Сюжет повести восходит к традиционным мотивам украинского фольклора. Здесь использованы народные легенды и сказки о заколдованных, "обморочных" местах. Тема призрачности нечистым путем добытого богатства, губительной власти денег воплощена в сказочно-фантастических образах.
Глава II

ОБРАЗ НЕЧИСТОЙ СИЛЫ В ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ

"СТРАШНАЯ МЕСТЬ"
"Страшная месть" - весьма не простая новелла. Внешне произведение напоминает известные жанры сказки и легенды. В ней отчётливо проступают и черты исторического прошлого: действие новеллы отнесено в 17 век.

На первый взгляд, эта увлекательная, "страшная история" с колдуном и могучим воином Данилой Бурульбашем. Но это только на первый взгляд. Художественным своеобразием новеллы является её построение. Здесь использован принцип ретроспективной композиции, то есть такой композиции, когда событиями более ранними описываются вслед за событиями более поздними.

В мире, который показывает Гоголь, воцарилось зло, оно уже не преодолимо. Что же является источником этого зла? Ответ на этот вопрос очень прост - колдун. Появление колдуна весьма необычно. На окраине Киева шумит свадьба, все веселятся, но как только появляется есаул с иконами, чтобы обвенчать молодых, по толпе проходит страх. Один из казаков, танцующий и смешивший народ, изменяет свой облик: "Нос вырос и наклонился в сторону, вместо карих, запрыгали зеленые очи, губы засинели, подбородок задрожал и заострился, как копьё, изо рта выбежал клык, из-за головы поднялся горб..."(2,136) Страх перед иконой ещё раз доказывает, что колдун не только представитель нечистой силы, но и великий грешник. Его появление предвещало последующие трагические события. Но как ни странно, вскоре после этого, праздник продолжается, и все забывают о происшествии.

Этим колдуном оказался отец Катерины. Не напрасно в их доме уже давно назревает конфликт между её мужем Данилой и отцом. Отец всегда замкнут, суров. Он не выполняет священных действий настоящего казака. Данило говорил о нём: "Не хотел выпить за казацкую волю! Не покачал на руках дитяти!"(2,140) Вдобавок к этому отец начинает давать суровые замечания дочери за обедом: " Не люблю я этих галушек! Никакого вкуса нет!"(2,145) На что Данило грубо рассуждает: "Знаю, что тебе лучше жидовская лапша"(2,145) Кульминация конфликта Данилы и отца происходит в их собственном доме и проявляется в схватке: "Сабли страшно звякнули; железо рубило железо, и искрами, будто пылью, осыпали себя казаки"(2,145) Но могучий Бурульбаш не может одолеть старика, ведь ему дана нечеловеческая сила, колдун неуязвим. "Я плохо стреляю: всего за сто сажен пуля моя пронизывает сердце. Я и рублюсь незавидно: от человека остаются куски мельче круп, из которых варят кашу", - говорит отец Катерины (2,142). Колдун обладает свойствами нечистой силы.

Во-первых, он меняет внешность. Мы видим, что на свадьбе колдун сначала предстает весёлым казаком, а потом перевоплощается в страшное существо.

Во-вторых, колдун способен управлять душами земных людей, вызывать их, когда человек спит, ведь ему подвластна черная магия: "Тихо светятся её бледно-голубые очи; волосы вьются и падают по плечам её, будто светло-серый туман; губы бледно алеют. Будто сквозь бело-прозрачное утреннее небо льётся едва приметный алый свет зари; брови слабо темнеют... ах! Это Катерина" (2,148) Так он постоянно мучает свою дочь Катерину, привлекая её душу. Старается подвергнуть её на богопротивное дело: "Если б ты и не отец мой был, и тогда бы не заставил меня изменить моему любимому, верному мужу"(2,149)

В-третьих, он способен проходить сквозь стены. А ведь это не подвластно обычному человеку, что ещё раз доказывает его отношение к нечистой силе.

Колдун обладает чёрной душой. Это великий грешник. Он совершает ужаснейшие злодеяния.

Убивает свою жену. " Она приголубливала меня, целовала в уста и щеки, расчесывала частым гребнем мою русую косу... Отец, зачем ты зарезал мою мать?" - спрашивает душа Катерина (2,149). Пытается совратить свою дочь.

Убивает Данилу: "Вылетела казацкая душа из дворянского тела; посинели уста. Спит казак непробудно" (2,157).

Убивает ребёнка: "В ней лежало неживое дитя. Ни звука не вымолвил ни один из них, не зная, что думать о неслыханном злодействе" (2,161).

Убивает свою дочь Катерину: "Замахнулся - и совершил страшное дело: отец убил дочь свою" (2,164).

После страшного злодеяния колдун бежит в пещеру к схимнику, просит его о молитве. Но тот отказывается: "Святые буквы в книге налились кровью. Ещё никогда в мире не бывало такого грешника". Озверевший от ярости, колдун кидается на схимника и убивает его.

Уже ни страха, ничего не чувствовал колдун, ведь жить ему с той минуты осталось очень немного. Проезжая по Карпатским горам, нашёл колдун свою смерть. Схватил его всадник, поднял над пропастью, ещё раз засмеялся и кинул. "И все мертвецы вскочили в пропасть, подхватили мертвеца и вонзили в него свои белые зубы" (2,167). Но хочет ещё подняться выросший в земле великий, великий мертвец, трясет землю, а встать не может.

Но основной конфликт новеллы заключён совсем не в этой части, где повествуется о Катерине и Даниле.

Об источнике зла в мире мы узнаем в конце новеллы в песне бандуиста. Именно из неё узнаёт читатель о судьбе Ивана и Петра, двух названых братьев, один из которых убивает побратима и его малолетнего сына из зависти, позарившись на его богатство.

Жили два казака. И решили они, что ни добудут - все делить пополам. И, правда, все, что получали, делили между собой поровну. Вот однажды объявил король, что тот, кто поймает пашу, получит богатство. Решили они поймать его, но поймал именно Иван. Он получил большое жалование, земли и много скота. И как обещал, разделил все со своим братом Петром. Но того одолела черная зависть. Решает он убить своего брата, чтобы получить все. Так и сделал: Петр сбросил своего брата и сына Ивана в подвал.
Гибель Катерины, Данилы и ребенка результат Страшной мести. После смерти Ивана на Божьем суде Петр предлагает план мести убийце (Петру). Иван говорит о том, что Петр лишил его рода и достоин он страшнейшей казни. Иван хочет, чтобы последний в роде Петра был великим злодеем, и прадеды его не имели покоя в гробах, терпя неведомые муки. А сам Петр не мог подняться из земли и испытывал ещё большие муки, ел бы землю и корчился под ней. Когда же придет час расплаты, Иван поднимется из земли и сбросит великого грешника в пропасть. И там все деды и прадеды принялись бы грызть его кости. Тем временем, Кости Петра в земле будут расти, и стал бы тот грызть самого себя, и все сильнее становилась его боль. Эта мука стала для Петра самой страшной, «ибо для человека нет большей муки, как хотеть отмстить и не мочь отмстить» (2 с. 171).
В результате оказываются прокляты многие поколения рода Петра. Не случайно автор постоянно обращается к мертвецам, которые мучаются под тяжестью грехов: «Крест на могиле зашатался, и тихо поднялся из нее высохший мертвец. Лицо все задрожало у него и покривилось. Страшную муку, видно, терпел он»(2 с.139).

В художественном произведении гибель или какое-то наказание персонажа должно быть мотивированно либо личной виной персонажа, либо какой-то высокой целью. Зло не должно безнаказанно и безраздельно царить в художественном мире. Как видим, в воцарившемся на земле зле повинны не распоясавшаяся нечистая сила, а люди: Пётр, которого душила зависть, и Иван, взявший на себя функцию Бога и забывший о христианском милосердии. Потрясённый гибелью совственного ребенка, он, мстя взрослому воину, безумно обрекает на смерть других людей, в том числе и младенцев.

Не случайно сам Бог ужасается выдуманному плану: "Страшная казнь, выдуманная тобой, человече!" (2,171). Неразумность мести приводит к тому, что Бог одновременно наказывает и мстящего.

Месть не решение конфликта, ведь она открывает в человеческом мире путь злу. Именно человек, а не темные силы решают преумножать или преуменьшать это зло в мире. К сожалению, люди часто забывают, что жизнь держится не на злости, мести, черной зависти, а на сострадании и милосердии.

Михаил Афанасьевч Булгаков

(1891-1940)

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ирреальное творчестве Н. В. Гоголя и М. А. Булгакова iconРеферат по итоговой аттестации по литературе «Преемственность литературных...
Эта подчеркнутая соотнесенность с идеалом и вместе с тем резкое отступление от реальных жизненных пропорций, присущих явлению, придает...
Ирреальное творчестве Н. В. Гоголя и М. А. Булгакова iconН. В. Гоголь сотрудник пушкинского Современника
На 30-е годы, как известно, приходятся замыслы и осуществление почти всех основных произведений Гоголя. Показательно, что самый плодотворный...
Ирреальное творчестве Н. В. Гоголя и М. А. Булгакова iconРеферат Н. В. Гоголь и М. А. Булгаков: Разные грани общей судьбы....
М. А. Булгаков настойчиво в течение всей своей жизни обращался к личности Н. В. Гоголя и его произведениям; как связаны между собой...
Ирреальное творчестве Н. В. Гоголя и М. А. Булгакова iconМодель урока
Роман о любви и творчестве. Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф
Ирреальное творчестве Н. В. Гоголя и М. А. Булгакова iconТема реферата
«Тема «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского»
Ирреальное творчестве Н. В. Гоголя и М. А. Булгакова iconКонспект открытого урока по литературе в 11 классе
Роман о любви и творчестве. Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф
Ирреальное творчестве Н. В. Гоголя и М. А. Булгакова iconКонспект урока Введение в профориентационный курс «Человек-труд-профессия»
Роман о любви и творчестве. Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф
Ирреальное творчестве Н. В. Гоголя и М. А. Булгакова iconКонспект урока-презентации по литературе в 11-м классе Тема: М. А....
Роман о любви и творчестве. Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф
Ирреальное творчестве Н. В. Гоголя и М. А. Булгакова iconКонспект урока по литературе «Этапы биографии и творчества Н. В. Гоголя» (10 класс)
Изучение творчества Н. В. Гоголя в школе начинается с 5 класса, в 10-м классе мы будем изучать литературное наследие Н. В. Гоголя...
Ирреальное творчестве Н. В. Гоголя и М. А. Булгакова iconОтзыв на реферат «Россия в произведениях Н. В. Гоголя»
«Россия в произведениях Н. В. Гоголя» (по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»), написанный Ларионовой Дарьей Олеговной, ученицей 10...
Ирреальное творчестве Н. В. Гоголя и М. А. Булгакова iconМбдоу мо г. Краснодар «Центр – детский сад №232» «красота малой родины...
Роман о любви и творчестве. Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф
Ирреальное творчестве Н. В. Гоголя и М. А. Булгакова iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Роман о любви и творчестве. Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф
Ирреальное творчестве Н. В. Гоголя и М. А. Булгакова iconЛитература 11 класс. Лескова Т. Е
Цель: раскрыть многоплановость проблематики повести Булгакова, выявить принципы соединения бытовой конкретики и фантастики в творчестве...
Ирреальное творчестве Н. В. Гоголя и М. А. Булгакова iconПлан реферата. Размышляя о творчестве Гоголя. Многоликая Русь и ее...
Прославление Русской земли, товарищества, русской души в жанре героической повести «Тарас Бульба»
Ирреальное творчестве Н. В. Гоголя и М. А. Булгакова iconТип урока: повторительно обобщающий. Оборудование: стенд, рисунки,...
Роман о любви и творчестве. Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф
Ирреальное творчестве Н. В. Гоголя и М. А. Булгакова iconСатира в творчестве М. А. Булгакова
Мариэтте Чудаковой уже в 70-е годы ХХ века приходилось идти на различные ухищрения, чтобы только упомянуть повесть «Собачье сердце»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск