Скачать 23.65 Kb.
|
Рецензия на экзаменационную работу по литературе (реферат на тему « Сатира в творчестве М.А.Булгакова») ученицы 11 Б класса Ибагишевой Ольги При изучении творчества М.А.Булгакова в 11 классе Ольга проявила большой познавательский интерес к этой теме: она активно выступала на уроках, прочитала много произведений этого автора вне программы, дополнительной литературы и, выбирая тему реферата, остановилась на сатире Булгакова, т.к. именно она, по мнению ученицы, даёт объективную, более резкую картину действительности, пожалуй, самого захватывающего периода в истории ХХ века, когда революция 1917 года уже свершилась, а плоды её преобразований ещё только начали оформляться — периода 20-х годов прошлого столетия. Но, как потом выяснилось, и это были лишь цветочки, ягодки же мы вкушаем до сих пор и ещё долго будем их переваривать. Ученицу заинтриговал тот факт, что три сатирические повести Булгакова («Дьяволиада», «Роковые яйца» и «Собачье сердце», анализ которых составляет основу реферата, было запрещено даже публиковать, а самой известной современной исследовательнице жизни и творчества, булгаковеду Мариэтте Чудаковой уже в 70-е годы ХХ века приходилось идти на различные ухищрения, чтобы только упомянуть повесть «Собачье сердце» во впервые собранной ею полной библиографии писателя, чьё имя до того никогда даже не упоминалось в советской литературе. Ученица подчёркивает способность Булгакова в самом обыкновенном, житейском видеть загадки и странности, чудеса и мистику, она пытается нащупать «основной рычаг» его сатиры и привлекает к этому анализ сатирических глав самого таинственного произведения писателя — романа «Мастер и Маргарита» с его знаменитыми так называемыми «московскими» главами. Но, пожалуй, главное достоинство экзаменационной работы Ибагишевой Ольги в том, что ей удалось заметить нити, связывающие начало ХХ века и наше время — начало ХХI-го, и эти нити проходят через человеческие души, крепко связывая прошлое, настоящее и будущее, ведь во все времена «люди, - говоря словами одного из персонажей романа, небезызвестного Воланда,- как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было...Ну, легкомысленны... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...». И проблемы они сами создают себе те же, и решение их во все времена не отличается оригинальностью. Бюрократизм, бесчеловечное экспериментаторство, мещанство, обывательское потребительство — вот не полный перечень объектов булгаковской сатиры. Думаю, что Ольге удалось проникнуть в скрытые для поверхностного взгляда пласты произведений ставшего классиком писателя, для этого она косвенно привлекла кинорежиссерские интерпретации двух произведений — повести «Собачье сердце» и нашумевшего в нынешнем году фильма по роману «Мастер и Маргарита». К сожалению, этот материал в большей степени остался за рамками реферата, хотя, безусловно, он мог бы стать достойной его частью. Также план работы носит схематичный характер, такие пункты, как «Краткое содержание повести», «Сюжет повести» и другие не отражают идейного своеобразия, раскрытого в работе. К положительным сторонам реферата можно отнести лаконичность и чёткость, что в рефератах по литературе встречается не часто, материал отобран уместно. В заключительной части акцент делается на вопросе, который непременно звучит в каждом сатирическом произведении М.А.Булгакова: «Что есть человек?» Ответ на него, благодаря Булгакову, уже начала искать и выпускница школы Ольга Ибагишева. 31.05.06 Учитель литературы Е.В.Медведева |
Конспект урока «Романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» композиция, сюжет герои. Сатира на коррупцию | Модель урока Роман о любви и творчестве. Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф | ||
Конспект открытого урока по литературе в 11 классе Роман о любви и творчестве. Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф | Конспект урока Введение в профориентационный курс «Человек-труд-профессия» Роман о любви и творчестве. Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф | ||
Конспект урока-презентации по литературе в 11-м классе Тема: М. А.... Роман о любви и творчестве. Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф | Ирреальное творчестве Н. В. Гоголя и М. А. Булгакова «Изобразительное искусство. 1-4 классы» Б. М. Неменского, письма мо республики Татарстан «Об особенностях преподавания учебных предметов... | ||
Мбдоу мо г. Краснодар «Центр – детский сад №232» «красота малой родины... Роман о любви и творчестве. Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Роман о любви и творчестве. Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф | ||
Литература 11 класс. Лескова Т. Е Цель: раскрыть многоплановость проблематики повести Булгакова, выявить принципы соединения бытовой конкретики и фантастики в творчестве... | Тип урока: повторительно обобщающий. Оборудование: стенд, рисунки,... Роман о любви и творчестве. Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф | ||
Реферат по итоговой аттестации по литературе «Преемственность литературных... Эта подчеркнутая соотнесенность с идеалом и вместе с тем резкое отступление от реальных жизненных пропорций, присущих явлению, придает... | Конспект урока булгаковская Москва: конкретное и условное. Воланд... Роман о любви и творчестве. Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Использование технологической карты урока по теме Творчество М. А. Булгакова. Мастерство Булгакова-сатирика (11 класс) в контексте... | М. А. Булгакова в современной школе. Автор работы рассматривает проблему... Учебно-методический комплекс «Управление маркетингом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | ||
Реферат ргасу 19 2009 699 содержание введение 2 список использованной... «Теоретические основы "Философии хозяйства" С. Н. Булгакова» одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день | Урок на тему «Природа в творчестве И. А. Бунина» Цель: проанализировать описание природы в творчестве И. А. Бунина на примере рассказа «В деревне» |