Скачать 93.5 Kb.
|
МОУ Гамовская СОШ Внеурочная деятельность во 2 классе «Головоломка» на 2013-2014 учебный год учитель Третьякова Ирина Николаевна Пояснительная записка Главная черта современного мира - стремительные перемены. Курс нашей страны на преобразование в экономике, политической и общественной жизни влечет за собой изменения во всех остальных институтах общества. Изменение миссии человека в обновляющейся системе, его политических и духовных взглядов приводит к изменению требований к личности члена общества, к его образовательной и профессиональной подготовке. Социальная ситуация выдвигает на передний план личность, способную действовать универсально, владеющую культурой жизненного самоопределения, то есть личность, умеющую адаптироваться в изменяющихся условиях, личность социально компетентную. Значит очень важно для России, чтобы каждый её гражданин к моменту своего совершеннолетия обладал следующими качествами: - самостоятельностью и критичностью мышления - умением мыслить как логически, так и творчески; - развитой интуицией; - умением концентрироваться, собираться в критических ситуациях; - цепкостью, последовательностью в достижении поставленной цели, в том числе в условиях противодействия намеченным планам; - выдержкой, готовностью отвечать за принимаемые решения; - хорошей, а может быть, даже отличной памятью; - умение планировать, анализировать, контролировать; - самодисциплиной и самоконтролем; - уважению к чужому мнению; - развитой фантазией и воображением; - умением ценить красоту мысли, определенным эстетическим воспитанием; - способностью бороться до конца и не падать духом в критических ситуациях. Начинать формирование этих качеств необходимо уже у младших школьников, и прекрасным средством для реализации этой благородной цели являются шахматы. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память, развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Программа «Головоломка» предназначена для детей 7-8 лет. Продолжительность курса 1 год. Программой предусматривается 102 шахматных занятия (три занятия в неделю). Учебный курс включает в себя шесть тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи. Цель: Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников. Задачи: Обучающие:
Воспитательные:
Развивающие:
Таблица тематического распределения часов
Содержание программы 1.ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Шахматная доска, белые и чёрные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. 2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые, чёрные, слон, ферзь, конь, пешка, король. 3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. 4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса). Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. 5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила. 6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Требования к подготовке учащихся Основные знания и умения - шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка. Шах, мат, пат, ничья; -названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; - правила хода и взятия каждой фигуры; - ориентироваться на шахматной доске; - играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; - правильно помещать шахматную доску между партнёрами; - правильно расставлять фигуры перед игрой; - различать горизонталь. Вертикаль, диагональ; - рокировать - объявлять шах; - ставить мат; - решать элементарные задачи на мат в один ход. Ожидаемый результат В конце года планируется провести «Шахматный турнир». Победители будут награждены грамотами, всем участникам будет выдан сертификат. Список используемой литературы Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985. Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992. Программы Министерства образования России: "Шахматы, первый год". Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998. Сухин И. Шахматы, первый год, или учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999. Шахматы – школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991. Тематическое планирование
|
1. Головоломка “Расшифруйте фразу” Систематизировать фактические знания о строении клетки растений и животных, о функциях основных органоидов клетки, ядра, мембран | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа: Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли» (V-VII классы), авторская программа Алексеева... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательная система «Школа 2100». Фгос. Примерная образовательная программа. Программа отдельных предметов, курсов для начальной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательная система «Школа 2100». Фгос. Примерная образовательная программа. Программа отдельных предметов, курсов для начальной... | Программа (базовая программа общеуниверситетской дисциплины)* Основная образовательная программа для направления 140400. 62 Электроэнергетика и электротехника | ||
Рабочая программа по природоведению в V классе на 20 Кому адресована программа: программа для 5 класса основной общеобразовательной школы | Программа по биологии II отделение 1 вариант в 8 классе Программа по биологии 6 – 11 классы, В. В. Пасечник М.; Дрофа, 2001) и требований к уровню подготовки обучающихся 5-9 классов. Программа... | ||
Программа по биологии II отделение 1 вариант в 9 классе Программа по биологии 6 – 11 классы, В. В. Пасечник М.; Дрофа, 2001) и требований к уровню подготовки обучающихся 5-9 классов. Программа... | Программа кружка «Моя малая Родина» Программа составлена на основе авторской программы Гречухина Г. Б. Историческое краеведение. Учебная программа для общеобразовательных... | ||
Рабочая программа Курса «География. Земля и люди». 7 класс Линия... Программа: примерные программы по географии 6-9 классы, М., Просвещение, 2010; программа по географии 6 -9 классов под редакцией... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа по биологии 6 – 11 классы, В. В. Пасечник М.; Дрофа, 2001) и требований к уровню подготовки обучающихся 5-9 классов. Программа... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа по биологии 6 – 11 классы, В. В. Пасечник М.; Дрофа, 2001) и требований к уровню подготовки обучающихся 5-9 классов. Программа... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа: примерная программа основного общего образования по географии, «География Земли» ( 6-7 классы), авторская программа по... | ||
Программа по учебным предметам программа духовно-нравственного развития и воспитания Программа формирования экологической культуры, здорового и безоопасного образа жизни | 5 Основная образовательная программа моу сош№53 Данная программа адресована учащимся 5-11 классов. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов |