Программа «Головоломка»





НазваниеПрограмма «Головоломка»
Дата публикации27.09.2014
Размер93.5 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
МОУ Гамовская СОШ

Внеурочная деятельность во 2 классе

«Головоломка»

на 2013-2014 учебный год

учитель Третьякова Ирина Николаевна

Пояснительная записка

Главная черта современного мира - стремительные перемены. Курс нашей страны на преобразование в экономике, политической и общественной жизни влечет за собой изменения во всех остальных институтах общества. Изменение миссии человека в обновляющейся системе, его политических и духовных взглядов приводит к изменению требований к личности члена общества, к его образовательной и профессиональной подготовке.

Социальная ситуация выдвигает на передний план личность, способную действовать универсально, владеющую культурой жизненного самоопределения, то есть личность, умеющую адаптироваться в изменяющихся условиях, личность социально компетентную. Значит очень важно для России, чтобы каждый её гражданин к моменту своего совершеннолетия обладал следующими качествами:

- самостоятельностью и критичностью мышления

- умением мыслить как логически, так и творчески;

- развитой интуицией;

- умением концентрироваться, собираться в критических ситуациях;

- цепкостью, последовательностью в достижении поставленной цели, в том числе в условиях противодействия намеченным планам;

- выдержкой, готовностью отвечать за принимаемые решения;

- хорошей, а может быть, даже отличной памятью;

- умение планировать, анализировать, контролировать;

- самодисциплиной и самоконтролем;

- уважению к чужому мнению;

- развитой фантазией и воображением;

- умением ценить красоту мысли, определенным эстетическим воспитанием;

- способностью бороться до конца и не падать духом в критических ситуациях.

Начинать формирование этих качеств необходимо уже у младших школьников, и прекрасным средством для реализации этой благородной цели  являются шахматы.

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память, развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

Программа «Головоломка» предназначена для детей 7-8 лет. Продолжительность курса 1 год. Программой предусматривается 102 шахматных занятия (три занятия в неделю). Учебный курс включает в себя шесть тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.

Цель: Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.

Задачи:

Обучающие:

  • Обучение основам шахматной игры;

  • Обучение комбинациям, теории и практике шахматной игры.

Воспитательные:

  • Воспитание отношения к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

  • Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;

  • Выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике.

Развивающие:

  • развитие стремления детей к самостоятельности;

  • Развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;

  • Осуществление всестороннего физического развития воспитанников.



Таблица тематического распределения часов

№ п/п

разделы

Количество часов

Примерная программа

1.

Шахматная доска

3

2.

Шахматные фигуры

1

3.

Начальная расстановка фигур

1

4.

Ходы и взятие фигур

16

5.

Цель шахматной партии

7

6.

Игра всеми фигурами из начального положения.

6




Итого:

34 час.

Содержание программы

1.ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Шахматная доска, белые и чёрные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые, чёрные, слон, ферзь, конь, пешка, король.

3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса). Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Требования к подготовке учащихся

Основные знания и умения

- шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка. Шах, мат, пат, ничья;

-названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

- правила хода и взятия каждой фигуры;

- ориентироваться на шахматной доске;

- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

- правильно помещать шахматную доску между партнёрами;

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

- различать горизонталь. Вертикаль, диагональ;

- рокировать

- объявлять шах;

- ставить мат;

- решать элементарные задачи на мат в один ход.

Ожидаемый результат

В конце года планируется провести «Шахматный турнир». Победители будут награждены грамотами, всем участникам будет выдан сертификат.

Список используемой литературы

Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.

Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.

Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.

Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.

Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.

Программы Министерства образования России: "Шахматы, первый год".

Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.

Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.

Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.

Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.

Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.

Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

Сухин И. Шахматы, первый год, или учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

Шахматы – школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.

Тематическое планирование

урока

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт




1. Шахматная доска

3







1.-3

Шахматная доска.

3










2. Шахматные фигуры

1







4

Шахматные фигуры.

1










3. Начальная расстановка фигур

1







5

Начальное положение.

1










4. Ходы и взятие фигур

16







6-7

Ладья.

2







8-9

Слон.

2







10.

Ладья против слона.

1







11-12

Ферзь.

2







13

Ферзь против ладьи и слона.

1







14-15

Конь.

2







16

Конь против ферзя, ладьи, слона.

1







17-18

Пешка.

2







19

Пешка против ферзя, ладьи, коня слона.

1







20

Король.

1







21

Король против других фигур.

1










5. Цель шахматной партии

7







22-23

Шах.

2







24-26

Мат.

3







27

Ничья. Пат.

1







28

Рокировка.

1










6. Игра всеми фигурами из начального положения.

6







29-31

Шахматная партия

3







32-34

Повторение программного материала.

3










ИТОГО:

34 часа







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «Головоломка» icon1. Головоломка “Расшифруйте фразу”
Систематизировать фактические знания о строении клетки растений и животных, о функциях основных органоидов клетки, ядра, мембран
Программа «Головоломка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа: Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли» (V-VII классы), авторская программа Алексеева...
Программа «Головоломка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Программа «Головоломка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная система «Школа 2100». Фгос. Примерная образовательная программа. Программа отдельных предметов, курсов для начальной...
Программа «Головоломка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная система «Школа 2100». Фгос. Примерная образовательная программа. Программа отдельных предметов, курсов для начальной...
Программа «Головоломка» iconПрограмма (базовая программа общеуниверситетской дисциплины)*
Основная образовательная программа для направления 140400. 62 Электроэнергетика и электротехника
Программа «Головоломка» iconРабочая программа по природоведению в V классе на 20
Кому адресована программа: программа для 5 класса основной общеобразовательной школы
Программа «Головоломка» iconПрограмма по биологии II отделение 1 вариант в 8 классе
Программа по биологии 6 – 11 классы, В. В. Пасечник М.; Дрофа, 2001) и требований к уровню подготовки обучающихся 5-9 классов. Программа...
Программа «Головоломка» iconПрограмма по биологии II отделение 1 вариант в 9 классе
Программа по биологии 6 – 11 классы, В. В. Пасечник М.; Дрофа, 2001) и требований к уровню подготовки обучающихся 5-9 классов. Программа...
Программа «Головоломка» iconПрограмма кружка «Моя малая Родина»
Программа составлена на основе авторской программы Гречухина Г. Б. Историческое краеведение. Учебная программа для общеобразовательных...
Программа «Головоломка» iconРабочая программа Курса «География. Земля и люди». 7 класс Линия...
Программа: примерные программы по географии 6-9 классы, М., Просвещение, 2010; программа по географии 6 -9 классов под редакцией...
Программа «Головоломка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа по биологии 6 – 11 классы, В. В. Пасечник М.; Дрофа, 2001) и требований к уровню подготовки обучающихся 5-9 классов. Программа...
Программа «Головоломка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа по биологии 6 – 11 классы, В. В. Пасечник М.; Дрофа, 2001) и требований к уровню подготовки обучающихся 5-9 классов. Программа...
Программа «Головоломка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа: примерная программа основного общего образования по географии, «География Земли» ( 6-7 классы), авторская программа по...
Программа «Головоломка» iconПрограмма по учебным предметам программа духовно-нравственного развития и воспитания
Программа формирования экологической культуры, здорового и безоопасного образа жизни
Программа «Головоломка» icon5 Основная образовательная программа моу сош№53
Данная программа адресована учащимся 5-11 классов. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск