Скачать 42.21 Kb.
|
Детская школа искусств имени Милия Алексеевича Балакирева обобщение педагогического опыта «Нетрадиционные формы проведения контрольных занятий дисциплины «Музыкальная литература» преподаватель теории музыки Золина Галина Юрьевна 2014 г Я, Золина Галина Юрьевна, преподаю музыкальную литературу в Детской школе искусств 31 год. Цель данного предмета – научить ребят слушать музыку, понимать её содержание, разбираться в своеобразии выразительных средств. Но не менее важной ролью, а мой взгляд, не менее важной ролью этой дисциплины получать яркие художественные впечатления от общения с мировыми музыкальными шедеврами. То есть этот учебный предмет одновременно воздействует как на интеллектуальную, так и на эмоциональную сферы учащихся. Только уроки музыкальной литературы создают неповторимый вариант соединения практики живого музицирования с историческим обобщением. В современном мире ДМШ и ДШИ ставят перед собой цель воспитания всесторонне развитых учеников через приобщение их к художественным ценностям. Школы дополнительного образования должны способствовать пробуждению интереса к искусству, к его пониманию, анализу, формированию эстетического вкуса, практических умений и развитию творческих способностей. Однако для реализации всех этих задач необходимое условие – сделать пребывание ребёнка в школе максимально интересным, не превращающимся в рутину и «обязаловку». Для этого мало интересно и наиболее полно преподнести учебный материал, найти подходящий репертуар. Опрос по изученному материалу не всегда является приятной процедурой для учащихся школ. Объективным показателем каждого учебного занятия, как и всей системы обучения, является результат. Он выявляется посредством систематического контроля над усвоением знаний, умений и навыков. Проверка усвоения, обеспечивающая решение необходимых дидактических задач, требует продуманной системы контроля и отработанных приёмов его осуществления. Проверка успеваемости – одно из средств «управления учебной деятельностью учащихся. Контроль, наряду с руководством, признаётся в современной педагогике важнейшей функцией преподавателя».1 Контроль, как составная часть учебного процесса, выполняет разнообразные функции: проверочная, обучающая, корректирующая, воспитательная и управляющая. Объектами контроля являются – учебная работа учащихся в классе, самостоятельная работа дома, наличный уровень знаний, умений и навыков, динамика развития каждого учащегося в отдельности и группы в целом. Проверка позволяет повседневно оценивать, насколько правильно и глубоко учащиеся воспринимают учебный материал, и как идёт процесс усвоения. Она выявляет недочёты в знаниях и моделирует общую картину развития учащихся. Подобные проверки представляют учащимся возможность увидеть результаты своего труда и осуществить самоконтроль в работе. В свою очередь, контроль над работой учащихся позволяет преподавателю объективно оценивать собственную деятельность, видя недостатки в преподнесении программного материала или ошибки в организации его усвоения. Каждый преподаватель – теоретик имеет свои наработки, формы и методов проведения контрольных уроков музыкальной литературы. Я не исключение. Хочу предложить нетрадиционный взгляд на контрольный урок на примере урока по теме « Русский бытовой романс 1 половины XIX века». Урок проводился в форме музыкально-литературной композиции, рассчитанной на слушателей из числа родителей, преподавателей, старшеклассников школ города. Идея предлагаемой формы урока родилась из многолетней творческой работы с учащимися старших классов и основывается на понимании музыки как синтетического искусства. Именно эта тема открывает широкие просторы для раскрытия творческого потенциала учащихся с разных сторон. Для подготовки и проведения подобного урока ученики привлекаются к поиску исторических фактов и иконографических материалов о романсе, его происхождении, истории развития. Много интересного материала было найдено об исполнителях русского романса. Учащиеся выступают в разных ролях: как лектор вступительного слова, солист и участник ансамбля исполняемых вокальных произведений, как концертмейстер, как исполнитель романса под собственный аккомпанемент. Кабинет превращается в музыкальную гостиную: рояль, диван, свечи, на стенах портреты, картины того времени. Для урока используем инструменты в контексте эпохи: блок - флейту, скрипку, валдайский колокольчик, гитару, фортепиано. Несмотря на «концертную» форму проведения урока, вам будет видно, насколько глубоко владеют учащиеся учебным материалом. В моей педагогической практике были использованы следующие темы для проведения подобных контрольных уроков:
Подобные уроки способствуют установлению междисциплинарных связей предметов музыкальной школы - сольфеджио, хора, специальности, общего инструмента, вокала, ансамбля, чтения с листа, аккомпанемента с предметами общеобразовательного цикла - литературой, историей, МХК, театром и включает теоретическую и практическую части. Использование синтеза традиционных и новых технологий сделает ваш урок живым и ярким. Вас переполнят чувства радости и гордости от того, что ученики тянутся к чистому и прекрасному, искреннему и возвышенному, общаются на языке музыки, а это очень важно и ценно для преподавателя в современной школе. 1А. Лагутин, «Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе». |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учреждения дополнительного образования, к которым относится Детская школа искусств имени Милия Алексеевича Балакирева, должны способствовать... | Отчет муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования... Губкинская детская школа искусств им. Г. В. Свиридова является муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования | ||
Каталог изданий, содержащихся в фонде библиотеки и фонотеки мбоу... Каталог изданий, содержащихся в фонде библиотеки и фонотеки мбоу дод «Детская школа искусств имени Хуснуллы и Аллагияр Валиуллиных»... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Детская школа искусств имени С. А. Кусевицкого» города Вышний Волочёк за 2012 – 2013 учебный год | ||
Образовательная программа детской школы искусств №2 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Костромы «Детская школа искусств №2» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Школа искусств – это муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Чагодская детская школа... | ||
Отчет о работе Муниципальной бюджетной организации дополнительного... «Детская школа искусств им. С. Губайдулиной» Чистопольского муниципального района за 2014-2015 учебный год | Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической... Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Черняховская детская художественная школа... | ||
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической... Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Черняховская детская художественная школа... | Программа по учебному предмету «Беседы об искусстве» предметной области... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №50» | ||
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного... К. К. Родионов, изданной в 1976 г и «Методических указаний по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах... | Решение исполнительного комитета Кировского городского Совета народных... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №2» | ||
«Челядьлон искусство школа» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» города Усинска | Программа по. 02. «История искусств» уп. 01. «История народной культуры... Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «детская школа искусств» | ||
Рассмотрено Утверждено Педагогическим советом Директор маоу дод маоу... Удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества и государства в области различных видов искусств | Отчет о работе маоудод «детская школа искусств» мотовилихинского... В 2012-2013 учебном году в детской школе искусств обучались 1599 человек (Статистический отчет. Приложение 1) |