Дидактическая эвристика А. В. Хуторского. Вопросы с форума. Цели исследования





Скачать 428.36 Kb.
НазваниеДидактическая эвристика А. В. Хуторского. Вопросы с форума. Цели исследования
страница1/4
Дата публикации07.10.2014
Размер428.36 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
  1   2   3   4


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВА

Государственное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 1526

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ Гимназия № 1526

_____________ /Т.Г. Болдина/

«___»_____________2010 г.

м.п.


РЕКЛАМНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Научно-методическая работа

«Разработка эвристических заданий для обучения на уроках литературы и русского языка. Алгоритм эвристического обучения на различных этапах урока»

.32453246.00249-01 99 01

Листов 30

Разработчик:

___________/ Птушкина Л.Н./

27.01.2011

МОСКВА, 2011
План.

1. Введение . История вопроса .

- Дидактическая эвристика А.В.Хуторского.

- Вопросы с форума. Цели исследования.

2. Положительное и отрицательное в эвристическом обучении.

3. Приёмы эвристики и их использование на разных этапах урока.

4. Попытка создания алгоритма эвристического обучения на различных типах уроков с использованием эвристических приёмов и заданий.

5. Список литературы.

1.Введение. История вопроса об эвристическом обучении.

«Эвристическое обучение - обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания». (А.В.Хуторской).

Эвристическое обучение для ученика – непрерывное открытие нового (эвристика - от греч. heurisko - отыскиваю, нахожу, открываю).

Прообразом эвристического обучения является метод Сократа, который вместе с собеседником путем особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний.

Извлечение скрытых в человеке знаний может быть не только методом, но и методологией всего образования. В этом случае ученику предлагается выстраивать траекторию своего образования в каждом из изучаемых предметов, создавая не только знания, но и личностные цели занятий, программы своего обучения, способы освоения изучаемых тем, формы представления и оценки образовательных результатов. Личностный опыт ученика становится компонентом его образования, а содержание образования создается в процессе его деятельности.

Основной характеристикой эвристического обучения является создание школьниками образовательных продуктов в изучаемых предметах и выстраивание индивидуальных образовательных траекторий в каждой из образовательных областей. Под образовательной продукцией здесь понимается, во-первых, материализованные продукты деятельности ученика в виде суждений, текстов, рисунков, поделок и т.п.; во-вторых, изменения личностных качеств ученика, развивающихся в учебном процессе. Обе составляющие - материальная и личностная, создаются одновременно в ходе конструирования учеником индивидуального образовательного процесса.

Из сказанного следует, что рассматривать образовательную продукцию ученика необходимо во взаимосвязи её внешнего материализованного проявления с внутренним - личностными качествами, которые проявлялись, формировались и развивались в его деятельности.

Творческая самореализация ученика, как сверхзадача эвристического обучения раскрывается в трёх основных целях:

- создание учащимися образовательной продукции в изучаемых областях;
- освоение ими базового содержания этих областей через сопоставление с собственными результатами;

- выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика в каждой из образовательных областей с опорой на личностные качества.

Отличие эвристического обучения от проблемного и развивающего.

Эвристическое обучение отличается от проблемного. Цель проблемного обучения - усвоение учениками заданного предметного материала путём выдвижения учителем специальных познавательных задач-проблем. Методика проблемного обучения построена так, что ученики "наводятся" учителем на известное решение или направление решения задачи. Эвристический же подход к образованию позволяет расширить возможности проблемного обучения, поскольку ориентирует учителя и ученика на достижение неизвестного им заранее результата.

"Обучение в самом общем виде, - пишет М.И.Махмутов - один из основоположников проблемного обучения, - это передача опыта старших поколений молодому поколению". Целью эвристического обучения является не передача ученикам опыта прошлого, а создание ими личного опыта и продукции, ориентированной на конструирование будущего в сопоставлении с известными культурно-историческими аналогами.


М.И.Махмутов считает, что "навыки продуктивного и творческого мышления приобретаются в школе лишь как следствие репродуктивного усвоения (поскольку знание - основа продуктивного мышления) и частично - в ходе решения задач" . Аналогичных взглядов придерживаются его последователи в частных методиках: "Репродуктивная деятельность - подготовительный этап к проявлению познавательной деятельности более высоких уровней: эвристический и исследовательский" . Эвристическая деятельность школьников не предполагает от них предварительных умений действия по образцу. Наоборот, репродуктивная деятельность детей, если она предварительно осваивается и закрепляется, отрицательно влияет на возможность последующего творчества, создавая у детей шаблонные представления о требуемом образовательном продукте. Репродуктивная деятельность в эвристическом обучении может способствовать творчеству только в том случае, когда с её помощью ученики усваивают способы деятельности, но не содержание образования.

«Проблемное обучение в общепринятой его форме применимо, как правило, в учебных темах и курсах, в которых требуется интеллектуальный подход: на математике, физике, естествознании, в проблемных темах по истории, русскому языку и т.п. Эвристическое обучение более универсально и применимо во всех школьных предметах, в том числе и в предметах эмоционально-образного и спортивной ориентации. Например, дети могут создавать художественные произведения, придумывать свои гимнастические упражнения на развитие определенных групп мышц».

А.В. Хуторской Дидактическая эвристика


"Нельзя чему-то научить человека,
можно только помочь ему сделать
для себя это открытие".

Галилео Галилей




Человек – это творец. Природа наградила человека способностью открывать новое и позаботилась о богатстве чувств, возникающих при творческом озарении. Способность человека делать открытия – не случайное качество, а мощное генетически заложенное средство развития, такое же естественное, как дыхание, питание, продолжение рода.

Как и любое другое природное качество, созидательную способность человека можно регулировать: поощрять и выращивать, оставлять без внимания или ограничивать. На естественную творческость человека опираются те педагогические системы и учения, которые ставят во главу угла принцип природосообразности (Сократ, Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, К.Н.Вентцель, М.Монтессори и др.), который определяет не только смысл образования, но и его содержание, технологии, систему контроля и оценки результатов.

Философия естественного природосообразного образования издавна противостоит знаниево-центристскому подходу к образованию как усвоению знаний. Но противоречие это диалектическое. В стремлении открывать новое и создавать его, человек реализует не только природную, но и общественную, социокультурную, богочеловеческую миссию. Обществу необходима продуктивная деятельность его индивидов. Культуре требуются ее созидатели. Не случайно сказано, что человек создан по образу и подобию Бога-творца, в творчестве он его и продолжает.

Таким образом, творческая способность человека является воплощением как природосообразной, так и культурной его сущности. Образ человека-творца – путеводная звезда, отправная точка его образования. Именно в творении человеку дана возможность осуществлять своё Вселенское предназначение.

Теперь посмотрим, какую роль в реализации созидательной миссии человека играет современное общество и его ключевой образовательный институт – школа?

Современную школу философы называют капканом, выставленным человечеством у себя на пути. Только около 3% выпускников средних школ способны создавать творческую образовательную продукцию достаточно высокого уровня, тогда как в начальной школе это процент на порядок больше.

Преподнося учащимся "ничейные" расчеловеченные знания, заставляя усваивать их, школа воспитывает потребителя, всезнайку-энциклопедиста, теряя при этом творца и деятеля. Преобладание внешней заданности в целях, содержании и технологии образования приводит к ослаблению внутренней мотивации учеников, невостребованности их творческого потенциала, развитию негативных явлений, связанных с нежеланием учиться, отчуждением от обучения, гиперболизацией формальных ценностей образования (получение отметки, сдача экзаменов, поступление в вуз, его окончание).

Принято считать, что образование – это передача новому поколению опыта и знаний предыдущего. Так построено большинство педагогических систем, действующих в современных школах и вузах. Однако общепринятое понимание образования как усвоения человеком опыта прошлого вступает сегодня в противоречие с его потребностью в самореализации, необходимостью решения насущных проблем стремительно изменяющегося мира. От современного человека требуется осмысленно действовать в ситуации выбора, грамотно ставить и достигать собственные цели, действовать продуктивно в личных, образовательных и профессиональных областях. В то же время, существует социальный заказ на образование, требования общества к подготовке его граждан.

Проблема этого исследования заключается в определении дидактических условий, при которых возможно сочетание индивидуальной творческой самореализации учащихся с одновременным усвоением ими культурно-исторических достижений человечества в изучаемых областях. Данная проблема отражает противоречие между свободой и заданностью в образовании, личностным и социальным заказом на образование, ученическим творчеством и образовательными стандартами.

Как научить человека действовать в ситуациях неопределенности, когда невозможно привлекать для этого чужой опыт прошлого? Решение этой проблемы видится нами в изменении распространённого понимания образования как "передачи ученику знаний".

В традиционном обучении ученик вначале "получает знания", а затем применяет их, в том числе и творчески. Считается, что приращение знаний, как личных, так и общечеловеческих, возможно только после знакомства с уже имеющимися знаниями.

В разработанном нами обучении креативного типа ученик изначально конструирует знания в исследуемой области реальности, опираясь на личный образовательный потенциал и технологию продуктивной деятельности. Полученный им продукт деятельности (гипотеза, сочинение, модель и т.п.) сопоставляется затем с помощью педагога с культурно-историческими аналогами, в результате чего данный продукт переосмысливается, достраивается или драматизируется, вызывая необходимость новой деятельности. Личное образовательное приращение учащегося (его знаний, чувств, способностей, опыта, материальной продукции) в этом случае неизбежно. Иногда это приращение выступает одновременно общекультурным приращением, тогда ученик оказывается включённым в культурно-исторические процессы в качестве их полноправного участника. Таков в общих чертах подход к продуктивному творческому обучению и соответствующему образованию.

Прообразом данного типа образования является метод Сократа, который вместе с собеседником путем особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний.

Обучение, ставящее главной задачей конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, мы называем эвристическим обучением.

Роль и место культурно-исторических достижений человечества, в том числе и образовательных стандартов в эвристическом обучении меняются. Культурно-исторические знания адекватно воспринимаются учеником тогда, когда тот способен создать или уже создал аналогичный образовательный продукт. Например, первоклассник, нарисовавший свою картину мира, или сформулировавший понятие "мир", потенциально готов к восприятию аналогичных представлений древних и современных учёных. Внешние знания при этом не оказываются отчуждёнными от его личной деятельности, а, наоборот, обеспечивают развитие его внутренних образовательных процессов.

Традиционно содержание образования передаётся ученику с целью его усвоения, в эвристическом же обучении - для того, чтобы учеником было создано собственное содержание образования в виде его личных продуктов творчества.

Гипотеза проведенного исследования заключалась в том, что построение образовательного процесса на эвристической основе приведёт к следующим результатам:

- учащиеся смогут создавать образовательную продукцию, разнообразие и уникальность которой будут свидетельствовать о наличии у них индивидуальных образовательных траекторий в единых общеобразовательных областях;

- качество образовательной продукции учащихся и степень развития их соответствующих личностных качеств в ходе эвристического обучения будут повышаться одновременно с достижением необходимого уровня усвоения образовательных стандартов;

- образовательные результаты эвристического обучения в целом будут характеризовать индивидуальную творческую самореализацию учащихся в процессе их общего образования.

Основные результаты исследования состоят в том, что:

- разработана эвристическая образовательная технология, интегрирующая индивидуальную творческую самореализацию учащихся с коллективным изучением единых для всех учебных вопросов или образовательных областей.


А в моей исследовательской работе за год сделаны попытки создать эвристический алгоритм изучения литературных и языковых тем на различных этапах урока.

Исследование выявило проблемы и трудности осуществления эвристического обучения на практике. Реализация эвристических форм обучения в общеобразовательных школах первоначально затрудняется сложившейся системой образования, в основе которой лежит передача ученикам готовых знаний с последующей проверкой их усвоения. Сильны оказались инерция мышления, стереотипы в сознании учеников и их родителей, распространена ориентация на формальные результаты обучения , но шли попытки изучения эвристического инструментария, а также непрерывного рефлексивного осмысления хода педагогического эксперимента.

В ходе обсуждения результатов проведенного исследования на различных конференциях, семинарах у участников дискуссий возникает множество вопросов, например:

- Собственное исследование учеником окружающего мира требует много времени, при этом он добывает лишь малую толику знаний, уже созданных человечеством. Нужно ли тратить время на открытие знаний? Что это прибавляет в образовании учащихся?

- Справедливо ли предположение о том, что ориентация школьников и студентов на творческую деятельность не ухудшит их традиционно проверяемых учебных результатов? Как добиться обязательного уровня образования всеми учащимися, занимающимися по эвристической системе?

- Сколько учащихся могут одновременно заниматься с одним педагогом по эвристической методике? Могут ли происходить эвристические занятия с классами в 30 человек? Возможна ли индивидуальная образовательная траектория всех учащихся? Во всех ли образовательных областях?

- Всё ли можно изучать эвристически? Есть фактологический учебный материал, которым школьники и студенты должны овладеть, например, географические названия, исторические даты, научные термины, правила правописания, начертания символов. Как добиться их усвоения эвристическим путем?

- Для всех ли учащихся подходит эвристическое обучение? В таком обучении предполагается высокая самостоятельность учеников, все ли школьники к этому готовы? Какое количество выполненных учащимися творческих работ может претендовать на высокий уровень?

- Все ли учителя могут применять методику эвристического обучения? Каковы профессиональные требования к таким специалистам, и какое количество педагогов удовлетворяет им? Что из теории эвристического обучения подходит для массовой школы?

- В какой мере компьютерная обучающая программа или удалённый в пространстве преподаватель, обучающий учеников через Интернет, могут заменить живое присутствие педагога и обеспечить эвристический результат?

2. Положительное и отрицательное в эвристическом методе

Рассмотрим достоинства и недостатки эвристического метода.
Этот метод позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, повысить их интерес и привести к хорошему усвоению материала.

В то же время эвристическому методу присущи недостатки:

1. Он требует большей, чем при сообщении готовых знаний, затраты времени и при подготовки урока и на самом уроке.

2. При этом методе особенно сильно сказываются индивидуальные различия учащихся: многие из них не успевают решать поставленные проблемы , отвечать на вопросы учителя. А он на уроке нет возможности ждать, пока все самостоятельно придут к нужному выводу.

3. Активное участие в решении проблемы или эвристической беседе принимают лишь отдельные учащиеся, остальные - пассивны.

Итак, эвристический метод обладает и достоинствами, и недостатками. Поэтому явно не оправдано чрезмерное увлечение этим методом. Его следует использовать в разумной мере, нейтрализуя его недостатки с помощью различных приемов. Рассмотри некоторые из них.

Прежде всего нужно помочь тем учащимся, которые не успевают решать на уроках поставленные проблемы. Следует прежде всего сформировать у всех учащихся умения и навыки, необходимые для самостоятельного решения проблемы. С этой целью можно предложить учащимся, например, следующий общий план решения проблем:

1. подобрать и рассмотреть частные примеры;

2. воспользоваться аналогией с известными фактами;

3. сформулировать свое предложение;

4. доказать его.

С помощью этого плана на уроке решается несколько проблем. В дальнейшем каждый учащийся, пользуясь списком указаний, знает что и в какой последовательности надо делать, чтобы решить проблему и принимает активное участие в работе.

Отмеченные недостатки частично можно компенсировать. На уроках ставятся нетрудоемкие проблемы, которые успевают решить все учащиеся класса с небольшой разницей во времени. Более трудоемкие проблемы включаются в домашние задания. В домашних условиях каждый ученик может спокойно, не торопясь, рассмотреть достаточное число частных случаев, обратиться к книгам и самостоятельно прийти к "открытию", испытывая при этом большое удовлетворение, что обычно проявляется на следующий день в оживленных дискуссиях.

3. Приёмы эвристики и их использование на разных этапах урока

Этапы современного урока.
Характеристика компонентов с включением в него эвристических приёмов длятсоздания эвристического алгоритма урока.
СТРУКТУРА КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА

Этапы урока

Характеристика компонента

1. Оргмомент.

Мобилизация внимания школьников. Определение цели и задач урока.

2. Проверка домашнего задания.

Различные формы опроса по домашнему заданию, комбинирование устного и письменного опроса.

3. Объяснение нового материала. Наблюдение над язы­ковым материалом.

Сопоставление языковых явлений. Включение небольшой доли нового материала в систему общих знаний учащихся. Наблюдения над грамматическими фактами на материале связных текстов.

4. Закрепление изученного понятия и тренировка алго­ритма его применения в речи.

Формирование умений применять полученные знания. Построение устных и письменных высказываний.

5. Самостоятельная работа.

Проверка умений находить изучаемое явление в тексте, давать ему характеристику и определять его роль в тексте.

6. Подведение итогов урока.

Самостоятельное формулирование учащимися выводов по теме.

7. Задание на дом.

Формулирование задач выполнения дифференцированных упражнений, сопутствующие комментарии. Задание на конструирование собственного текста в устной или письменной форме с включением изученного грамматического факта.

Учителю на уроке тоже должно быть интересно- это может стать лейтмотивом для работы класса!
1. Оргмомент.
Мобилизация внимания школьников, создание мотивации к действиям на уроке.

Объявление темы урока должно носить проблемный характер, нацеливающий не только учеников, но и учителя на общую работу и общий результат.

Например на уроке литературы по теме « Очерк жизни М.Ю.Лермонтова» даём установку на проблему урока : «Попробуем сегодня вместе разобраться в судьбе М.Ю.Лермонтова.

Читая учебник и слушая доклады, давайте задумаемся о переломных моментах в жизни поэта, о том , что определило трагическую развязку его жизни?»

Дети могут высказывать различные точки зрения, аргументируя свои мысли и чувства. Учитель в дальнейшем может согласиться с кем-то из выступающих

или высказать своё мнение.

На уроке русского языка: «Некоторые учёные-лингвисты считают , что самостоятельных частей речи всего три в русском языке- существительное, глагол и прилагательное. Почему так мало? Давайте разбираться.»
2. Проверка домашнего задания.

Тогда и подготовка дом. задания должна носить характер творческий и опережающий.

Ученики могли получить задания :

создание презентации о биографии поэта,

о его живописи,

поворотных моментах в судьбе,

о любимых стихах с прочтением наизусть или даже с листа.

Эти дети приглашаются на первые парты и становятся соведущими урока.

Актуализация знаний, необходимых для изучения и понимания нового материала

также обязательна на этом этапе.

Она может проходить в форме так называемых «открытых» вопросов.

Вопросы готовят сами ученики заранее для класса и для учителя. И они на равных пытаются разобраться в проблеме. Вопросы может задавать и учитель, причём не все из них обязательно имеют однозначный ответ.

На уроках русского языка мало практикуются сообщения об интересных фактах языка. Это можно и нужно включать в данный этап урока. Ученики , готовясь к такому уроку заглянут в энциклопедии, Интернет.
3. Психологическая подготовка к изучению новой темы.

Ученик участвует в управлении обучением, выполняя некую роль. В этот момент можно распределить эти роли.

Ролевые игры, помогающие ходу урока.

Как только произносится нечто, что может вызвать у учеников сомнения, взметается вверх рука и следует реплика: "А я не верю! Докажите, что...". Это действует "Фома неверующий" – ученик, взявший на себя такую роль. Непростая роль. Но зато помогает усвоить материал и оживить лекции. К концу урока или его теоретической части слово берет "Сильное звено". Его роль другая – найти связь сегодняшнего материала с ранее полученными знаниями, в том числе и по другим учебным предметам. А можно ввести роль "Подводящего итог", он скажет, какая мысль (вывод, результат ...) на уроке была, по его мнению, главной.

Есть в классе и "Спонсоры знаний". Это те, к кому может обратиться за помощью отставший по какой-то причине ученик.

Иногда на "сцене" урока появляются "Почемучки". Их роль (это может быть один или несколько учеников) – подготовить серию вопросов к фронтальному устному опросу. Пусть сами и проведут этот опрос. И получат за него оценку.

Роли нужно вводить постепенно, не все сразу.

Вопросы могут носить фантастический характер: « Представьте себе, что вы можете встретиться с Лермонтовым и Мартыновым за день до их дуэли. Что бы вы им сказали? Попробуйте предсказать их реакцию на ваши аргументы. Разыграйте беседу в ролях.

Или…

Вы являетесь участником лингвистической конференции, какие сомнения выразили бы вы в необходимости изучения некоторых правил орфографии русского языка?
4. Объяснение нового материала.

Создание проблемной ситуации, установка на запоминание и практическое применение новых знаний.
На этом этапе урока можно воспользоваться приемом "ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА".

В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Загадку (удивительный факт) можно дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Например: «Почему Лермонтов всю жизнь переписывал поэму «Демон»?

Можно составить картотеку вопросов под рубрикой «Удивляй!» к разным темам.

Также на этом этапе актуальна работа с таблицей –опорным конспектом.



Новые понятия


Знаю (дать определение)


Не знаю

1. критический реализм







2. «лишние» люди







3. поэт и эпоха безвременья







4. философская лирика







5. талант и гений







6. Другое








Ученик составляет опорный конспект по новому материалу. Конечно, этот прием уместен

в тех случаях, когда учитель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими учеников. В качестве варианта можно рекомендовать составление развернутого плана ответа (как на экзамене).

Следующий вариант: Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие по вызову учителя или спрашивающего одноклассника на них отвечают. Постепенно приучайте учеников к тому, чтобы система вопросов полностью перекрывала учебный материал. Вариант: ученики попарно отвечают на вопросы друг друга.

Ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу. При этом совсем не обязательно, чтобы учитель на них отвечал! Пусть некоторые из них (или даже все вопросы) останутся как открытые проблемы данной темы.
5. Первичное закрепление знаний. Применение новых знаний на новом материале.
Необходимо сформулировать для себя несколько основных способов закрепления пройденного материала.

По русскому языку:

1.Выполнение аналитических упражнений на поиск нужных орфограмм и пунктограмм.

2. Построение устных рассуждений на закрепление теоретических знаний.

3.Письменный комлексный анализ текста с включением изучаемого правила.

4. Работа по алгоритму.

5.Работа со словарями или справочной литературой.

6.Применение правила в незнакомом тексте.

7.Составление своего речевого высказывания с включением изученного правила.

8. Устный и письменный опрос (взаимоопрос).

Все перечисленные способы можно проработать эвристически, например, пункт №2

можно выполнять с помощью базового листа контроля:
БАЗОВЫЙ ЛИСТ КОНТРОЛЯ


На первом же уроке новой темы учитель вывешивает "Базовый лист контроля". В нем пере­числены основные правила, понятия, формулировки и формулы, которые обязан знать каждый, или ученики отсылаются к учебнику, в котором обычно выделяются основные понятия и тезисы.

Базовый лист — необходимый атрибут нескольких форм работы. Обычно ученики переписывают или вклеивают размноженные на ксероксе вопросы в тетрадь для конспектов. В старших классах лист "двухэтажный". Первая его половина — обяза­тельный минимум для всех. Отделенная чертой вторая половина содер­жит добавочные вопросы для претендентов на "отлично" и тех, кто го­товится сдавать вузовский экзамен.
Пункт № 8 с помощью приема "ВЗАИМООПРОС".


Ученики опрашивают друг друга по базовым листам. Темы — по собственному усмотрению либо их указывает учитель. По завершении работы в парах учитель может вызвать нескольких ребят, которые произносят фразу типа: "У меня вызвали затруднение такие-то вопросы: ..."

Как выставляются отметки за взаимоопрос? Основная цель такой работы — регулярное проговаривание учениками основных вопросов вслух, их повторение. Взаимоопрос можно сделать непродолжи­тельным — 3—5 минут. Отметки ученики выставляют друг другу по заданным критериям. В журнал они обычно не идут.
Прием "ЩАДЯЩИЙ ОПРОС"


Учитель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответов учеников. Делается это так. Класс разбивается на две группы по рядам-вариантам. Учитель задает вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый ученик дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте — ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает учи­тель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ учителя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему отметку или просто "+" или "—". На следующий вопрос учителя отвечают уче­ники второй группы, а ребята первой их прослушивают. Теперь они в роли преподавателя и после ответа учителя выставляют ученикам второй группы отметку. Таким образом, задав 10 вопросов, мы добива­емся того, что каждый ученик в классе ответит на 5 вопросов, прослу­шает ответы учителя на все вопросы, оценит своего товарища по 5 во­просам. Каждый ученик при такой форме опроса выступает и в роли отвечающего, и в роли контролирующего. В конце опроса ребята выставляют друг другу оценки.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дидактическая эвристика А. В. Хуторского. Вопросы с форума. Цели исследования iconПоложение о проведении муниципального методического Форума «Актуальные...
Цели: Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической
Дидактическая эвристика А. В. Хуторского. Вопросы с форума. Цели исследования iconФорума будет основываться на результате опроса зарубежных и российских...
Цель работы заключается в анализе потенциала городских окраин и формировании руководства к действию. Результаты будут представлены...
Дидактическая эвристика А. В. Хуторского. Вопросы с форума. Цели исследования iconПрограмма «Инновационного форума» Время
Приветствие участникам Форума губернатора Пермского края Басаргина Виктора Федоровича
Дидактическая эвристика А. В. Хуторского. Вопросы с форума. Цели исследования iconСекции форума
Требования к оформлению электронной версии работы школьника для дистанционного этапа краевого форума "Молодежь и наука"
Дидактическая эвристика А. В. Хуторского. Вопросы с форума. Цели исследования iconСекции форума
Требования к оформлению электронной версии работы школьника для дистанционного этапа краевого форума "Молодежь и наука"
Дидактическая эвристика А. В. Хуторского. Вопросы с форума. Цели исследования iconНаправлений форума
Требования к оформлению электронной версии работы школьника для дистанционного этапа краевого форума "Молодежь и наука"
Дидактическая эвристика А. В. Хуторского. Вопросы с форума. Цели исследования iconДоклад Оформление исследовательской работы
Детализация цели. Последовательное решение каждой задачи в ходе исследования можно назвать этапами исследования
Дидактическая эвристика А. В. Хуторского. Вопросы с форума. Цели исследования iconКонтрольные вопросы Вопросы к теме 1
Цели таможенного регулирования и цели осуществления таможенного дела в Российской Федерации
Дидактическая эвристика А. В. Хуторского. Вопросы с форума. Цели исследования iconПрограмма московского международного форума «одаренные дети»
Бога. Задача Форума – помочь детям проявить свои способности и таланты и оказать им всестороннюю помощь
Дидактическая эвристика А. В. Хуторского. Вопросы с форума. Цели исследования icon2. Определить сферы исследования (сформулировать основные вопросы,...
Способность видеть противоречия и ориентироваться в современной научной информации, устанавливать предмет и объект исследования
Дидактическая эвристика А. В. Хуторского. Вопросы с форума. Цели исследования iconИнформационная эвристика
Филиал российского государственного гуманитарного университета в г. Великий новгород
Дидактическая эвристика А. В. Хуторского. Вопросы с форума. Цели исследования iconКонспект урока в 7-м классе по теме: "Причастие" цели: Дидактическая...
Дидактическая – способствовать усвоению общего понятия о причастии как части речи
Дидактическая эвристика А. В. Хуторского. Вопросы с форума. Цели исследования iconДипломной работы «Организация учета и налогообложения расчетов единому социальному налогу»
Введение: Обозначить актуальность темы, цели, задачи, объект исследования, период исследования
Дидактическая эвристика А. В. Хуторского. Вопросы с форума. Цели исследования iconУтверждено
Муниципальный этап краевого форума "Молодежь и наука" является промежуточным этапом краевого форума
Дидактическая эвристика А. В. Хуторского. Вопросы с форума. Цели исследования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Открытие Форума, представление экспертов, информационное сообщение участникам Форума. Зал торжественных мероприятий
Дидактическая эвристика А. В. Хуторского. Вопросы с форума. Цели исследования iconРеформа корпоративного законодательства: что день грядущим нам готовит. Ответы на вопросы
Регистрация участников II всероссийского форума по корпоративному законодательству


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск