-
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 10 класс
Количество часов 4 часа в неделю по каждому классу (140 часов)
Уровень базовый
Учитель : Мостовюк Н.В.
Программа разработана в соответствии с примерной программой на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов, авторы-составители В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина к учебнику-хрестоматии по литературе; авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Изд. «Просвещение», 2006 год.
^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслового творчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе.
^ Цели и задачи курса
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие
человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
^ Цели
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической
и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
На изучение литературы в 10 классе отводится 140 учебных часов, в неделю 4 урока
|
-
уметь:
• воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию,
оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку
зрения и аргументированно отстаивать свою, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.воспроизводить содержание литературного произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
^ ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ. Художественное время и пространство.
Содержание и форма. Поэтика.
Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм. Модернизм и постмодернизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХГХ-ХХ веков.
Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.
|
-
- Деталь. Символ. Подтекст.
-Психологизм. Народность. Историзм.
- Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
- Гипербола. Аллегория.
-Стиль.
- Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.
- Литературная критика.
^ Учебно-тематический план
-
СОДЕРЖАНИЕ
| Кол-во часов
| Русская литература 19-го века
| 11
| А. С. Пушкин.
| 19
| М. Ю. Лермонтов
| 11
| Н. В. Гоголь.
| 9
| Ф. И. Тютчев
| 5
| А. А. Фет
| 4
| А. К. Толстой
| 2
| И. А. Гончаров
| 3
| А. Н. Островский
| 10
| И. С. Тургенев
| 10
| Н. А. Некрасов
| 9
| М.Е.Салтыков - Щедрин
| 5
| Л. Н. Толстой
| 17
| Ф.М.Достоевский
| 12
| Н. С. Лесков
| 5
| А. П. Чехов
| 8
|
|
Итого: 140 часов (+ 1 час «Введение»)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
|
Дата
|
Тема урока. Основное содержание
| Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся
|
Домашнее задание
| ^ Введение (1 час)
|
1
|
| Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой литературы.
| Лекция. Тестирование
| Сообщения учащихся
|
^ Романтизм в русской литературе (11 часов)
|
2
|
|
Н. М. Карамзин. Жизнь и творчество.
| Выявление уровня литературного развития учащихся
|
Выучить лекцию
|
3
|
| Художественное своеобразие повести « Бедная Лиза»
«История Государства Российского»
| Лекция. Беседа.
Беседа.
|
Выучить лекцию
|
4
|
|
Романтизм в Европе и Америке
| Уроки внеклассного чтения
|
Выучить лекцию
|
5
|
| В.А.Жуковский. Жизнь и творческий путь. Основные лирические жанры
| Лекция. Беседа.
| Выучить лекцию
|
6
|
| «Светлана». Романтический характер баллады.
|
Практикум
| Составить план
|
7
|
| К.Н.Батюшков. Жизнь и творческий путь. Анакреонтические мотивы в лирике
| Лекция. Беседа.
| Выучить лекцию
|
8
|
|
Философские элегии К.Н. Батюшкова.
| Беседа. Практикум
| Анализ стихотворения
|
9
|
| Художественный мир русской романтической поэзии.
| Семинар, тестирование
| Домашнее сочинение
| 10
|
| Поэтические искания декабристов
| беседа
| сообщение
|
11
|
|
Поэзия К.Ф.Рылеева
|
практикум
| Анализ стихотворений
|
12
|
| Русская литература на пути от романтизма к реализму
|
семинар
|
|
|
Творчество Пушкина (19 часов)
|
13
|
| А.С. Пушкин. Жизнь и основные этапы творческого пути. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание.
|
Лекция
|
Выучить лекцию
|
14
|
| Романтическая лирика А.С. Пушкина периода южной и Михайловской ссылки .
|
Беседа
| Выучить лекцию
|
15
|
| «Я пережил свои желанья…», «Погасло дневное светило…», «Подражания Корану» (IX. «И спутник усталый на Бога роптал …»), «Демон», Трагизм мировосприятия и его преодоление.
|
|
Анализ стихотворения
|
16
|
| Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина (с повторением ранее изученного). «Поэт», «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной…»), «Осень»
|
Практикум
|
Одно стихотворение наизусть
|
17
|
| Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…»,
|
Практикум
|
Проектные работы
|
18
|
|
Философская лирика А.С. Пушкина.
|
Практикум
| Анализ стихотворения
|
19
|
|
Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия»
|
Практикум
| Одно стихотворение наизусть
|
20
|
| Тема дороги в лирике А.С. Пушкина. Философский характер образа дороги. Подготовка к домашнему сочинению по лирике А.С. Пушкина
| Урок внеклассного чтения
|
Домашнее сочинение
|
21
|
| Петербургская повесть А.С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме.
| Лекция. Беседа.
|
Выучить лекцию
|
22
|
| Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник»
| Лекция. Беседа.
| Выучить лекцию
|
23
|
| Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России
|
Беседа
|
Ответ на проблемный вопрос
|
24-25
|
|
«Борис Годунов» А.С. Пушкина как историческая драма
|
Беседа. Практикум
| Ответ на проблемный вопрос
|
26
|
|
Вечные вопросы бытия в драматическом цикле А.С. Пушкина «Маленькие трагедии»
|
Практикум
| Ответ на проблемный вопрос
|
27-28
|
|
Повторение романа «Евгений Онегин»
| Беседа, тестирование
| Составить план сочинения
|
29
|
| Развитие реализма в прозе Пушкина 30-х годов. «Повести Белкина» как прозаический цикл
| Беседа, тестирование
| Проектные работы
| 30-31Р
|
| Классное сочинение по творчеству А.С. Пушкина
| Уроки контроля
|
|
| |