Урок № Русский язык как важнейшая часть национальной культуры русского народа





НазваниеУрок № Русский язык как важнейшая часть национальной культуры русского народа
страница1/5
Дата публикации16.07.2013
Размер0.55 Mb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
  1   2   3   4   5
Урок № 2. Русский язык как важнейшая часть национальной культуры русского народа.

Цель урока: закрепить ключевые понятия о русском языке как части национальной русской культуры, расширить сведения о русском литературном языке, о языковой норме, формировать качества хорошей речи, развивать речевую культуру.
Оборудование: материалы из трудов ученых-лингвистов, тексты для анализа, проверочный тест.
Ход урока:


  1. Проверка домашнего задания; затруднения при его выполнении – вопросы учащихся.




  1. Язык и слово.

- Работа с текстом упр.3: прочитайте про себя, а затем выразительно вслух.

* О чем данный текст? Как вы относитесь к совету, данному Достоевским?

* Запись и синтаксический анализ предложения: з.2, с.8.
3. Самостоятельная работа: выполнение упр.4 (основное задание)

Коллективный анализ текста по заданиям 1, 2; повторение понятий контекстуальные синонимы и антонимы.
4. Подготовка к семинару «Язык и речь. Русский язык и русская литература» (упр.2, с.7). Консультирование учащихся в подготовке сообщений.
5. Домашнее задание: упр.2 (распределение по вариантам), сообщения к семинару, подготовка вопросов для аудитории.

Уроки № 3-4. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Качества хорошей речи.
Цели уроков: выявить совместно с учащимися функции русского языка в современном мире, обратить внимание на связи и взаимодополняемость понятий «язык» и «культура», работать над выяснением качеств хорошей речи, формировать языковую и речевую культуру учащихся.
Оборудование: лингвистические справочники, словари, материалы для практической работы.
Ход уроков № 3-4:

1. Комментарий учителя по вопросам домашнего задания (проверка; выполнение задания к данному уроку).

2. Сообщения учащихся по темам «Значение языка в жизни общества», «Богатство и выразительность русского языка». Вопросы учащихся и докладчика.
3. Чтение текста упр.5;

- Что такое культура речевого общения? Для чего необходима культура речи?

- Словарный диктант – по материалу упр.6.


  1. Сообщения учащихся на темы «Речь как форма существования языка. Качества хорошей речи».




  1. Речевой анализ текста упр.12.


- Прочитайте текст, определите стиль и типы речи данного текста.

- Какие стили и типы речи вам известны?


  1. Сообщения учащихся «Стили речи. Типы речи»

  2. Самостоятельная работа над текстом упр.11 – основное задание, задания 1-3.

  3. Домашнее задание: сообщения о словарях, упр.8.


Урок № 5. Словари как отражение истории и культуры народа.

Цели урока: показать важность и необходимость словарей как отражения истории и культуры народа; развивать умение пользоваться лингвистическими словарями, формировать навыки грамотного пользователя справочной литературой.
Оборудование: энциклопедический словарь, лингвистические словари, раздаточный материал.
Ход урока: 1. Проверка домашнего задания: выступления учащихся с подготовленным материалом о словарях; практические задания по работе со словарями.


  1. Лингвистический анализ текста с элементами лексической работы.

Прочитайте отрывок из книги композитора Валерия Гаврилина «О музыке и не только...». Определите тему, основные мысли текста.

Меня часто упрекают в том, что моя якобы чрезмерная строгость к своим сочинениям стала для меня тормозом творчества. Что я могу возразить?
Во-первых, строгость никак не может быть чрезмерной. Всякое другое отношение к своей работе, кроме чистого*, строгого, – попустительство. А им мы и так объелись...
Во-вторых, строгость не может быть тормозом творчества. Она может быть тормозом только для болтовни и лишнего шума, от которого все устали. Я жалею людей и стыжусь занимать их собою, если чувствую, что не имею права сказать.
В общем-то каждый имеет право сказать, спеть, потанцевать – но совсем не_обязательно делать из этого общественное явление, взбираться на кафедру или на сцену. Захотелось потанцевать – съезди в лесок или зайди в темную подворотню и там танцуй*. Не надо только занимать этим людей. Честное слово, они не_виноваты в том, что вы танцевать не умеете* и что в вас заложе_а непобедимая страсть к самовыявлению. Они тоже хотят самовыявлят_ся. Оставьте им для этого время.

I

1.Докажите, что это текст. Как осуществляется связь между предложениями, между абзацами? Чем объясняется деление текста на абзацы? Какова роль абзаца, использования красной строки?
2. В каком значении в первом предложении употребляется слово сочинение? Какой контекстуальный синоним заменяет это слово в четвертом предложении?
3. Объясните значение слов: творчество, кафедра, попустительство, самовыявление. (Обратитесь к словарям.)
4. Определите стиль текста. С помощью каких языковых средств осуществляется функция воздействия?
5. Запишите текст, объясните орфограммы и пунктограммы.
6. Говоря о сочинениях, композитор имеет в виду музыкальные произведения. Какие мысли композитора имеют отношение и к той работе, которую вы выполняете, когда пишете сочинение по литературе, когда выступаете с докладом, защитой реферата? Напишите об этом.

3. Поработаем со словарями.

1) Творчество, -а, ср. Создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. Художественное т. Народное т. Т. Пушкина. Т. новаторов // прил. творческий, -ая, -ое. Т. дар. Т. путь писателя.

(Словарь С.И. Ожегова)

2) Творить что, давать бытие, сотворять, созидать, создавать, производить, рождать <...>. Чего себе не желаешь, того и другу не твори. <...> Не все то творится, что говорится. <...> Творец, Бог, Создатель, Мироздатель. Творец неба и земли // исполнитель, изобретатель, сочинитель, основатель <...>. Творчество ср. творенье, сотворенье, созидание как деятельное свойство; творческий, ко творцу и ко творчеству относящ. Творчество поэта, живописца и ваятеля является в образах: в речах, в очерках и красках. Творческий дар немногим дан.

(Из словаря В.И. Даля)

3) Творческий; созидательный (книжн.)

Творчество I творческий процесс; созидание (книжн.)

(Из словаря синонимов)

4) Творенье (творение) (57) 1. Продукт творчества, какой-н. творческой деятельности. Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит. Иди же к невским берегам, новорожденное творенье, И заслужи мне славы дань: Кривые толки, шум и брань! <...>

Творец (32)
Творить (30)
Творческий (13)

(Из «Словаря языка Пушкина»)

- Какое слово – синоним к прилагательному творческий – имеет стилистическую окраску? Придумайте с ним предложение.
4. Домашнее задание: подготовьте сообщение на тему «Об этом слове хочется рассказать...».

Уроки № 6-8. Типы и стили речи.
Цели уроков: повторить и углубить сведения о функциональных стилях речи, о типах речи, формировать умение выполнять стилистический и типологический анализ текста, определять стилевые черты, типовые фрагменты, обучать работе с текстом в формате ЕГЭ.
Оборудование: презентация, раздаточный материал.
Ход урока № 6: 1. Реализация домашнего задания.

- Выступления заранее подготовленных учащихся в сопровождении презентации о стилях и типах речи; о художественном тексте как вершине речевой культуры.

- Какие слова называются паронимами? Что вы узнали о паронимах, работая над выполнением домашнего упражнения?
2.Работа над упр.25 (текст № 2)

- Прочитайте текст. Определите стиль и тип речи. Охарактеризуйте стилевые черты и типовые признаки.

- Есть ли в тексте слова, имеющие паронимы? Докажите, определяя их значение.

3. Практическая работа по тексту и заданиям ЕГЭ – 2012 (раздаточный материал предлагается в 1-ом варианте каждому ученику).

4. Итог урока. Чему вы учились в течение работы на уроке? Что значит стилистический и типологический анализ текста?

5. Домашнее задание: упр.25, 1, 3- ий тексты; задания 3,5 стр.30.
Ход уроков № 7-8:

1. Лингвистический анализ текста – упр. 26

- Определите стиль текста. Озаглавьте текст.

- Знакомство с памяткой на с.46; с помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями и абзацами текста?

- Способы цитирования. Какие из них использованы в тексте?

- Выпишите по два словосочетания разных видов связи, выполните их синтаксический разбор.

- Запишите СПП; постройте их схемы.
2. Самостоятельная работа.

- Составьте словарный диктант, подобрав для него из текста слова с разными орфограммами.

  1. Домашнее задание: упр.27 (основное задание)


\


Урок № 9: Семинар – практикум по теме «Стили и типы речи».
Цели урока: обобщить и систематизировать материал о стилях и типах речи, повторить основные понятия по теме, на основе литературного и киноматериала подготовить учащихся к сочинению на морально-этическую тему.
Оборудование: кинофильм «Розыгрыш» В.Меньшова.
Ход урока:

1. Проверка домашнего задания. Какие затруднения вы испытали при выполнении д/з? Чем лингвистический анализ отличается от стилистического?

  1. Обобщающее повторение: стили речи и стилевые черты; типы речи и языковые средства, характерные для них (примеры из самостоятельно подобранных текстов учебника, их краткая характеристика.

  2. Проблемный вопрос: скажите, какому(-им) из стилей характерно обращение к морально - нравственному облику человека? (ответить на волнующие человека вопросы помогает художественная литература, она является своеобразным синтезом стилистических средств – от изобразительных до характерных публицистических)




  1. Слово учителя. Поэтому часто произведения художественной литературы становятся интересным материалом для режиссеров и экранизируются. Я предлагаю вам посмотреть фильм В.Меньшова «Розыгрыш», выбор не случайный, так как герои фильма – ваши ровесники, их волнуют те же проблемы, они совершают хорошие и плохие поступки. Киноматериал ляжет в основу вашего будушего сочинения на морально – этическую тему: «Цель в жизни…». Подумайте, что волнует героев, как складываются их отношения друг с другом. Изменилась ли со времени создания фильма система человеческих ценностей?




  1. Просмотр фильма; комментарии учителя.




  1. Домашнее задание: подготовить материал для сочинения, подобрать примеры из литературы, киноклассики, жизни для обоснования своих мыслей, рассуждений.

Уроки № 10-11. РР. Сочинение и его анализ.
Цели уроков: обучение написанию сочинения – рассуждения по прочитанному тексту, формирование навыков стилистического и типологического анализа, трактовки темы и основной мысли текста, умения понимать авторскую позицию и обосновывать свой взгляд на проблематику текста.
Оборудование: текст для прочтения и анализа, таблица «Стили речи», сборник ЕГЭ – 2012.
Ход урока № 10: 1. Организационный момент: система работы над сочинением – рассуждением в формате ЕГЭ (область С).

2.Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи.
3. Подготовительная работа.

- Прочитайте отрывки из статьи «“Непечатное слово”: существует ли оно сегодня в России?». Определите тему, основные мысли текста. Как бы вы ответили на вопрос, поставленный в заглавии? Определите стиль текста.

Текст Г.Михайлова.

Один из насущных вопросов сегодня: как модернизировать культуру, не разрушив ее традиционных ценностей?
Исторически психотип русского человека сложился так, что печатное слово для него всегда было уважаемо и ценилось выше устного (существует и поговорка «лучше печатного не скажешь», отсюда и выражение «непечатное слово», то есть презренное, недостойное быть напечатанным). Сказалось здесь, наверно, наряду с извечной тягой русского мужика к грамоте и влияние православного книгопечатания...
Прямое отношение к традиции печатного слова в русской культуре имеет так называемая «неприличная» лексика. Наш известный языковед О.Н. Трубачев писал: «“Неприличность” – понятие общечеловеческое, но только его объем и понятийное поле различны в разных культурах и языках...».
Наиболее полный словарь народного языка В.И. Даля не содержит матерных слов. <...> Умолчание физической стороны любви, по-тютчевски таинственно безмолвной, как сама природа, – один из характерных приемов русской литературы. Цинизм матерных слов в русском языке несовместим с любовью. И в этом «пробный камень» искренности чувства любви у русского человека... недомолвки и метафоры, дающие простор для воображения, ощущение тайны и таинства – таково свойство таланта русского писателя, его внутренней культуры.
Пушкин осенью 1830 года пишет: «Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, унижают поэзию, превращая ее божественный нектар в воспалительный состав».
Отличительные черты русской литературы – поиски идеала, смысла жизни, богоискательство, одухотворение плоти; сюда относится, например, вся русская классическая и святоотеческая литература.
А что же происходит в нашей культуре на протяжении последнего десятилетия?..

- Подготовьте ответ на вопрос, поставленный в последнем абзаце, и выскажите свое отношение к тому, «что происходит» (напишите об этом).

- Что такое, по вашему мнению, внутренняя культура? А что такое антикультура? Как противостоять ее влиянию?

- Объясните значение фразеологизма пробный камень, придумайте с ним предложение.

4. Работа над сочинением. Основные требования см. сборник заданий ЕГЭ – 2012.
5. Домашнее задание: закончить работу, оформить чистовой вариант.
Ход урока № 11: Анализ выполненной работы, типичные и индивидуальные ошибки.
Домашнее задание: работа над ошибками и корректирование работы.

Приложение.

- Прочитайте отрывки из статьи «“Непечатное слово”: существует ли оно сегодня в России?». Определите тему, основные мысли текста. Как бы вы ответили на вопрос, поставленный в заглавии? Определите стиль текста.

Текст Г.Михайлова. Один из насущных вопросов сегодня: как модернизировать культуру, не разрушив ее традиционных ценностей?
Исторически психотип русского человека сложился так, что печатное слово для него всегда было уважаемо и ценилось выше устного (существует и поговорка «лучше печатного не скажешь», отсюда и выражение «непечатное слово», то есть презренное, недостойное быть напечатанным). Сказалось здесь, наверно, наряду с извечной тягой русского мужика к грамоте и влияние православного книгопечатания...
Прямое отношение к традиции печатного слова в русской культуре имеет так называемая «неприличная» лексика. Наш известный языковед О.Н. Трубачев писал: «“Неприличность” – понятие общечеловеческое, но только его объем и понятийное поле различны в разных культурах и языках...».
Наиболее полный словарь народного языка В.И. Даля не содержит матерных слов. <...> Умолчание физической стороны любви, по-тютчевски таинственно безмолвной, как сама природа, – один из характерных приемов русской литературы. Цинизм матерных слов в русском языке несовместим с любовью. И в этом «пробный камень» искренности чувства любви у русского человека... недомолвки и метафоры, дающие простор для воображения, ощущение тайны и таинства – таково свойство таланта русского писателя, его внутренней культуры.
Пушкин осенью 1830 года пишет: «Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, унижают поэзию, превращая ее божественный нектар в воспалительный состав».
Отличительные черты русской литературы – поиски идеала, смысла жизни, богоискательство, одухотворение плоти; сюда относится, например, вся русская классическая и святоотеческая литература.
А что же происходит в нашей культуре на протяжении последнего десятилетия?..
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок № Русский язык как важнейшая часть национальной культуры русского народа iconРеферат по дисциплине: «Русский язык» на тему: «Современный русский...
Без сомнения, русский язык — национальный язык русского народа. Это язык науки и культуры. В расстановке слов, их значениях, смысле...
Урок № Русский язык как важнейшая часть национальной культуры русского народа iconЭкзаменационные вопросы по русскому языку к экзамену 2013 года (теоретическая...
Гоу спо «Нижегородский музыкальный колледж им. М. А. Балакирева» для обучения по специальностям
Урок № Русский язык как важнейшая часть национальной культуры русского народа iconТип урока
Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык как развивающееся явление
Урок № Русский язык как важнейшая часть национальной культуры русского народа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык как развивающееся явление
Урок № Русский язык как важнейшая часть национальной культуры русского народа iconВступительных испытаний (собеседования) основного общего образования...
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление
Урок № Русский язык как важнейшая часть национальной культуры русского народа iconРеферат Тема: «Современный русский литературный язык как основа культуры речи русского народа»
Автор: ученица 9 «Б» класса моу оош №3 г. Камешково Владимирской области Иванова Серафима
Урок № Русский язык как важнейшая часть национальной культуры русского народа iconРеферат по предмету “Русский язык и культура речи” Тема: Влияние...
Именно в языке полнейшим образом… запечатлеваются все этапы истории …народа от отдаленнейших времен… богатое прошлое народа, интенсивное...
Урок № Русский язык как важнейшая часть национальной культуры русского народа iconТема урока Тип урока
Язык как основное средство общения в определённом национальном коллективе. Русский язык – национальный язык русского народа
Урок № Русский язык как важнейшая часть национальной культуры русского народа iconТема урока. Кол часов
Русский язык – развивающее явление, национальный язык русского народа. Лингвистика как наука о языке и речи
Урок № Русский язык как важнейшая часть национальной культуры русского народа iconРабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации...
Урок № Русский язык как важнейшая часть национальной культуры русского народа iconТема урока Кол-во
Русский язык – государственный язык РФ. Русский язык в кругу языков России. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры...
Урок № Русский язык как важнейшая часть национальной культуры русского народа iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского...
Урок № Русский язык как важнейшая часть национальной культуры русского народа iconТема: Обобщение по теме «Сложное предложение» Цели урока: Образовательные:...
Научить видеть связь языка с искусством и осознавать язык как часть культуры русского народа
Урок № Русский язык как важнейшая часть национальной культуры русского народа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения
Урок № Русский язык как важнейшая часть национальной культуры русского народа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Русский язык национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов...
Урок № Русский язык как важнейшая часть национальной культуры русского народа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать роль русского языка как национального языка русского народа,отражение в языке культуры и истории народа,функции русского языка...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск