Скачать 0.55 Mb.
|
Урок № 2. Русский язык как важнейшая часть национальной культуры русского народа. Цель урока: закрепить ключевые понятия о русском языке как части национальной русской культуры, расширить сведения о русском литературном языке, о языковой норме, формировать качества хорошей речи, развивать речевую культуру. Оборудование: материалы из трудов ученых-лингвистов, тексты для анализа, проверочный тест. Ход урока:
- Работа с текстом упр.3: прочитайте про себя, а затем выразительно вслух. * О чем данный текст? Как вы относитесь к совету, данному Достоевским? * Запись и синтаксический анализ предложения: з.2, с.8. 3. Самостоятельная работа: выполнение упр.4 (основное задание) Коллективный анализ текста по заданиям 1, 2; повторение понятий контекстуальные синонимы и антонимы. 4. Подготовка к семинару «Язык и речь. Русский язык и русская литература» (упр.2, с.7). Консультирование учащихся в подготовке сообщений. 5. Домашнее задание: упр.2 (распределение по вариантам), сообщения к семинару, подготовка вопросов для аудитории. Уроки № 3-4. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Качества хорошей речи. Цели уроков: выявить совместно с учащимися функции русского языка в современном мире, обратить внимание на связи и взаимодополняемость понятий «язык» и «культура», работать над выяснением качеств хорошей речи, формировать языковую и речевую культуру учащихся. Оборудование: лингвистические справочники, словари, материалы для практической работы. Ход уроков № 3-4: 1. Комментарий учителя по вопросам домашнего задания (проверка; выполнение задания к данному уроку). 2. Сообщения учащихся по темам «Значение языка в жизни общества», «Богатство и выразительность русского языка». Вопросы учащихся и докладчика. 3. Чтение текста упр.5; - Что такое культура речевого общения? Для чего необходима культура речи? - Словарный диктант – по материалу упр.6.
- Прочитайте текст, определите стиль и типы речи данного текста. - Какие стили и типы речи вам известны?
Урок № 5. Словари как отражение истории и культуры народа. Цели урока: показать важность и необходимость словарей как отражения истории и культуры народа; развивать умение пользоваться лингвистическими словарями, формировать навыки грамотного пользователя справочной литературой. Оборудование: энциклопедический словарь, лингвистические словари, раздаточный материал. Ход урока: 1. Проверка домашнего задания: выступления учащихся с подготовленным материалом о словарях; практические задания по работе со словарями.
Прочитайте отрывок из книги композитора Валерия Гаврилина «О музыке и не только...». Определите тему, основные мысли текста. Меня часто упрекают в том, что моя якобы чрезмерная строгость к своим сочинениям стала для меня тормозом творчества. Что я могу возразить? Во-первых, строгость никак не может быть чрезмерной. Всякое другое отношение к своей работе, кроме чистого*, строгого, – попустительство. А им мы и так объелись... Во-вторых, строгость не может быть тормозом творчества. Она может быть тормозом только для болтовни и лишнего шума, от которого все устали. Я жалею людей и стыжусь занимать их собою, если чувствую, что не имею права сказать. В общем-то каждый имеет право сказать, спеть, потанцевать – но совсем не_обязательно делать из этого общественное явление, взбираться на кафедру или на сцену. Захотелось потанцевать – съезди в лесок или зайди в темную подворотню и там танцуй*. Не надо только занимать этим людей. Честное слово, они не_виноваты в том, что вы танцевать не умеете* и что в вас заложе_а непобедимая страсть к самовыявлению. Они тоже хотят самовыявлят_ся. Оставьте им для этого время. I 1.Докажите, что это текст. Как осуществляется связь между предложениями, между абзацами? Чем объясняется деление текста на абзацы? Какова роль абзаца, использования красной строки? 2. В каком значении в первом предложении употребляется слово сочинение? Какой контекстуальный синоним заменяет это слово в четвертом предложении? 3. Объясните значение слов: творчество, кафедра, попустительство, самовыявление. (Обратитесь к словарям.) 4. Определите стиль текста. С помощью каких языковых средств осуществляется функция воздействия? 5. Запишите текст, объясните орфограммы и пунктограммы. 6. Говоря о сочинениях, композитор имеет в виду музыкальные произведения. Какие мысли композитора имеют отношение и к той работе, которую вы выполняете, когда пишете сочинение по литературе, когда выступаете с докладом, защитой реферата? Напишите об этом. 3. Поработаем со словарями. 1) Творчество, -а, ср. Создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. Художественное т. Народное т. Т. Пушкина. Т. новаторов // прил. творческий, -ая, -ое. Т. дар. Т. путь писателя. (Словарь С.И. Ожегова) 2) Творить что, давать бытие, сотворять, созидать, создавать, производить, рождать <...>. Чего себе не желаешь, того и другу не твори. <...> Не все то творится, что говорится. <...> Творец, Бог, Создатель, Мироздатель. Творец неба и земли // исполнитель, изобретатель, сочинитель, основатель <...>. Творчество ср. творенье, сотворенье, созидание как деятельное свойство; творческий, ко творцу и ко творчеству относящ. Творчество поэта, живописца и ваятеля является в образах: в речах, в очерках и красках. Творческий дар немногим дан. (Из словаря В.И. Даля) 3) Творческий; созидательный (книжн.) Творчество I творческий процесс; созидание (книжн.) (Из словаря синонимов) 4) Творенье (творение) (57) 1. Продукт творчества, какой-н. творческой деятельности. Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит. Иди же к невским берегам, новорожденное творенье, И заслужи мне славы дань: Кривые толки, шум и брань! <...> Творец (32) Творить (30) Творческий (13) (Из «Словаря языка Пушкина») - Какое слово – синоним к прилагательному творческий – имеет стилистическую окраску? Придумайте с ним предложение. 4. Домашнее задание: подготовьте сообщение на тему «Об этом слове хочется рассказать...». Уроки № 6-8. Типы и стили речи. Цели уроков: повторить и углубить сведения о функциональных стилях речи, о типах речи, формировать умение выполнять стилистический и типологический анализ текста, определять стилевые черты, типовые фрагменты, обучать работе с текстом в формате ЕГЭ. Оборудование: презентация, раздаточный материал. Ход урока № 6: 1. Реализация домашнего задания. - Выступления заранее подготовленных учащихся в сопровождении презентации о стилях и типах речи; о художественном тексте как вершине речевой культуры. - Какие слова называются паронимами? Что вы узнали о паронимах, работая над выполнением домашнего упражнения? 2.Работа над упр.25 (текст № 2) - Прочитайте текст. Определите стиль и тип речи. Охарактеризуйте стилевые черты и типовые признаки. - Есть ли в тексте слова, имеющие паронимы? Докажите, определяя их значение. 3. Практическая работа по тексту и заданиям ЕГЭ – 2012 (раздаточный материал предлагается в 1-ом варианте каждому ученику). 4. Итог урока. Чему вы учились в течение работы на уроке? Что значит стилистический и типологический анализ текста? 5. Домашнее задание: упр.25, 1, 3- ий тексты; задания 3,5 стр.30. Ход уроков № 7-8: 1. Лингвистический анализ текста – упр. 26 - Определите стиль текста. Озаглавьте текст. - Знакомство с памяткой на с.46; с помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями и абзацами текста? - Способы цитирования. Какие из них использованы в тексте? - Выпишите по два словосочетания разных видов связи, выполните их синтаксический разбор. - Запишите СПП; постройте их схемы. 2. Самостоятельная работа. - Составьте словарный диктант, подобрав для него из текста слова с разными орфограммами.
\ Урок № 9: Семинар – практикум по теме «Стили и типы речи». Цели урока: обобщить и систематизировать материал о стилях и типах речи, повторить основные понятия по теме, на основе литературного и киноматериала подготовить учащихся к сочинению на морально-этическую тему. Оборудование: кинофильм «Розыгрыш» В.Меньшова. Ход урока: 1. Проверка домашнего задания. Какие затруднения вы испытали при выполнении д/з? Чем лингвистический анализ отличается от стилистического?
Уроки № 10-11. РР. Сочинение и его анализ. Цели уроков: обучение написанию сочинения – рассуждения по прочитанному тексту, формирование навыков стилистического и типологического анализа, трактовки темы и основной мысли текста, умения понимать авторскую позицию и обосновывать свой взгляд на проблематику текста. Оборудование: текст для прочтения и анализа, таблица «Стили речи», сборник ЕГЭ – 2012. Ход урока № 10: 1. Организационный момент: система работы над сочинением – рассуждением в формате ЕГЭ (область С). 2.Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи. 3. Подготовительная работа. - Прочитайте отрывки из статьи «“Непечатное слово”: существует ли оно сегодня в России?». Определите тему, основные мысли текста. Как бы вы ответили на вопрос, поставленный в заглавии? Определите стиль текста. Текст Г.Михайлова. Один из насущных вопросов сегодня: как модернизировать культуру, не разрушив ее традиционных ценностей? Исторически психотип русского человека сложился так, что печатное слово для него всегда было уважаемо и ценилось выше устного (существует и поговорка «лучше печатного не скажешь», отсюда и выражение «непечатное слово», то есть презренное, недостойное быть напечатанным). Сказалось здесь, наверно, наряду с извечной тягой русского мужика к грамоте и влияние православного книгопечатания... Прямое отношение к традиции печатного слова в русской культуре имеет так называемая «неприличная» лексика. Наш известный языковед О.Н. Трубачев писал: «“Неприличность” – понятие общечеловеческое, но только его объем и понятийное поле различны в разных культурах и языках...». Наиболее полный словарь народного языка В.И. Даля не содержит матерных слов. <...> Умолчание физической стороны любви, по-тютчевски таинственно безмолвной, как сама природа, – один из характерных приемов русской литературы. Цинизм матерных слов в русском языке несовместим с любовью. И в этом «пробный камень» искренности чувства любви у русского человека... недомолвки и метафоры, дающие простор для воображения, ощущение тайны и таинства – таково свойство таланта русского писателя, его внутренней культуры. Пушкин осенью 1830 года пишет: «Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, унижают поэзию, превращая ее божественный нектар в воспалительный состав». Отличительные черты русской литературы – поиски идеала, смысла жизни, богоискательство, одухотворение плоти; сюда относится, например, вся русская классическая и святоотеческая литература. А что же происходит в нашей культуре на протяжении последнего десятилетия?.. - Подготовьте ответ на вопрос, поставленный в последнем абзаце, и выскажите свое отношение к тому, «что происходит» (напишите об этом). - Что такое, по вашему мнению, внутренняя культура? А что такое антикультура? Как противостоять ее влиянию? - Объясните значение фразеологизма пробный камень, придумайте с ним предложение. 4. Работа над сочинением. Основные требования см. сборник заданий ЕГЭ – 2012. 5. Домашнее задание: закончить работу, оформить чистовой вариант. Ход урока № 11: Анализ выполненной работы, типичные и индивидуальные ошибки. Домашнее задание: работа над ошибками и корректирование работы. Приложение. - Прочитайте отрывки из статьи «“Непечатное слово”: существует ли оно сегодня в России?». Определите тему, основные мысли текста. Как бы вы ответили на вопрос, поставленный в заглавии? Определите стиль текста. Текст Г.Михайлова. Один из насущных вопросов сегодня: как модернизировать культуру, не разрушив ее традиционных ценностей? Исторически психотип русского человека сложился так, что печатное слово для него всегда было уважаемо и ценилось выше устного (существует и поговорка «лучше печатного не скажешь», отсюда и выражение «непечатное слово», то есть презренное, недостойное быть напечатанным). Сказалось здесь, наверно, наряду с извечной тягой русского мужика к грамоте и влияние православного книгопечатания... Прямое отношение к традиции печатного слова в русской культуре имеет так называемая «неприличная» лексика. Наш известный языковед О.Н. Трубачев писал: «“Неприличность” – понятие общечеловеческое, но только его объем и понятийное поле различны в разных культурах и языках...». Наиболее полный словарь народного языка В.И. Даля не содержит матерных слов. <...> Умолчание физической стороны любви, по-тютчевски таинственно безмолвной, как сама природа, – один из характерных приемов русской литературы. Цинизм матерных слов в русском языке несовместим с любовью. И в этом «пробный камень» искренности чувства любви у русского человека... недомолвки и метафоры, дающие простор для воображения, ощущение тайны и таинства – таково свойство таланта русского писателя, его внутренней культуры. Пушкин осенью 1830 года пишет: «Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, унижают поэзию, превращая ее божественный нектар в воспалительный состав». Отличительные черты русской литературы – поиски идеала, смысла жизни, богоискательство, одухотворение плоти; сюда относится, например, вся русская классическая и святоотеческая литература. А что же происходит в нашей культуре на протяжении последнего десятилетия?.. |
Реферат по дисциплине: «Русский язык» на тему: «Современный русский... Без сомнения, русский язык — национальный язык русского народа. Это язык науки и культуры. В расстановке слов, их значениях, смысле... | Экзаменационные вопросы по русскому языку к экзамену 2013 года (теоретическая... Гоу спо «Нижегородский музыкальный колледж им. М. А. Балакирева» для обучения по специальностям | ||
Тип урока Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык как развивающееся явление | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык как развивающееся явление | ||
Вступительных испытаний (собеседования) основного общего образования... Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление | Реферат Тема: «Современный русский литературный язык как основа культуры речи русского народа» Автор: ученица 9 «Б» класса моу оош №3 г. Камешково Владимирской области Иванова Серафима | ||
Реферат по предмету “Русский язык и культура речи” Тема: Влияние... Именно в языке полнейшим образом… запечатлеваются все этапы истории …народа от отдаленнейших времен… богатое прошлое народа, интенсивное... | Тема урока Тип урока Язык как основное средство общения в определённом национальном коллективе. Русский язык – национальный язык русского народа | ||
Тема урока. Кол часов Русский язык – развивающее явление, национальный язык русского народа. Лингвистика как наука о языке и речи | Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации... | ||
Тема урока Кол-во Русский язык – государственный язык РФ. Русский язык в кругу языков России. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры... | Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского... | ||
Тема: Обобщение по теме «Сложное предложение» Цели урока: Образовательные:... Научить видеть связь языка с искусством и осознавать язык как часть культуры русского народа | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русский язык национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Знать роль русского языка как национального языка русского народа,отражение в языке культуры и истории народа,функции русского языка... |