Скачать 104.1 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение “Лицей №1 ” г. Южно-Сахалинск
Рабочая программа кружка “От простого к сложному” для учащихся 8-9 классов на 2012-2013 учебный год Разработчик программы учитель русского языка и литературы Рудинская М. В. 2012-2013 Пояснительная записка Современные подходы к обучению языку ставят перед учителем и учеником задачу «взглянуть на язык как бы со стороны, увидеть всю сложность его системы и научиться отвечать на вопрос: «Почему я выбираю данную морфологическую или синтаксическую структуру для выражения данного внеязыкового значения?» Именно на синтаксическом уровне реализуется важнейшая функция языка – коммуникативная. Функциональной значимостью синтаксического уровня в овладении всеми видами речевой деятельности и обусловлена актуальность занятий по данному курсу. Предлагаемая программа занятий строится с учетом требований Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов С.И.Львовой, В.В.Львова. Занятия предполагают как повторение, обобщение и систематизацию изученного по синтаксису и пунктуации в 8-9 классах, так и работу с новыми темами и источниками. Основная цель занятий – формирование языковой, коммуникативной, лингвокультурологической концепции учащихся, развитие их логического мышления, креативных возможностей. Данная цель предполагает решение ряда задач, важнейшими из которых являются: - повторение и обобщение и систематизация теоретических сведений по разделу «Синтаксис и пунктуация»; - закрепление навыков синтаксического и пунктуационного разборов; - совершенствование правописных (прежде всего пунктуационных) умений и навыков учащихся; - обогащение грамматического строя речи учащихся на основе синтаксической синонимии; - формирование потребности обращения к справочной литературе, приобретение навыка самостоятельной работы со справочной и научно-популярной литературой; - знакомство с фактами биографии и основными направлениями научной деятельности известных языковедов. Занятия выполняют следующие функции: Обучающую (позволяют совершенствовать учебно-языковые и коммуникативные умения и навыки учащихся, формируют навыки исследовательской работы); Диагностическую (дают возможность оценить степень усвоения лингвистического (синтаксического) материала, сформированность пунктуационных умений и навыков); Познавательную (содержат новую для учащихся информацию); Развивающую (развивает самостоятельность мышления, смекалку, сообразительность, побуждают к обсуждению дискуссионных вопросов, учат логически рассуждать, аргументировать свою позицию); Стимулирующую (развивают потребность в самообразовании, стимулируют обращение к разнообразной лингвистической литературе: справочного, учебного, научного, научно-популярного характера). Содержание занятий 1.Что изучает синтаксис? (Синтаксис как раздел науки о языке) (2ч.) Предмет и задачи синтаксиса. Связь синтаксиса с другими разделами науки о языке. Основные синтаксические единицы. Выдающиеся русские лингвисты, внесшие вклад в развитие синтаксической науки. 2. «А все-таки какая она хорошая!» (Русская пунктуация как система) (4ч) Краткие сведения из истории русской пунктуации. Принципы русской пунктуации: структурный, смысловой, интонационный. Состав знаков препинания в русском языке. Функции знаков препинания. Пунктуация и интонация. Сочетание знаков препинания. Факультативные и вариативные знаки препинания. Понятие авторской пунктуации. Выразительные возможности пунктуации. Основные справочники и пособия по пунктуации. 3. «Это непростое простое предложение» (Простое предложение как синтаксическая единица) (2ч) Отличие предложения от других синтаксических единиц. Признаки предложения, его отношение к слову и словосочетанию. Значение, строение и функции предложения. 4. «Какой из главных членов предложения главнее?» (Главные члены предложения) (2ч) Способы выражения подлежащего. Способы выражения сказуемого. Типы сказуемых. Постановка тире между подлежащим и сказуемым. 5. «Бывают ли обстоятельственные определения?» (Второстепенные члены предложения) (3ч) Постановка вопросов к второстепенным членам предложения. Синкретичные члены предложения (прогулка в лесу: какая? или где?) Приложение. Разряды обстоятельств. Синтаксические функции инфинитива. 6. «Есть ли в русском языке обобщенно-личные предложения?» (Односоставные предложения. Неполные предложения) (3ч) Особенности грамматической основы в односоставных предложениях. Типы односоставных предложений. Разграничение односоставных и двусоставных неполных предложений. Роль односоставных предложений в тексте. 7. «Чем может осложняться простое предложение?» (Осложненное простое предложение) (1ч) Способы осложнения простого предложения. Особенности синтаксического и пунктуационного разбора осложненных простых предложений. 8. «Сочинительный ряд и однородные члены: всегда ли они совпадают?» (Однородные члены предложений) (2ч) Признаки однородных членов предложения. Грамматические нормы при употреблении однородных членов. Изобразительно-выразительные возможности однородных членов. Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами. 9. «Что такое обособление?» (Обособленные члены предложения) (3ч) Обособление причастных и деепричастных оборотов. Разграничение между уточнением и пояснением. Функции союза или. 10. «Чем отличаются вставные конструкции от вводных?» (Вводные слова, словосочетания, предложения) (2ч) Функции вводных слов и предложений. Разграничение вводных слов и омонимичных им конструкций. Знаки препинания в предложениях с вводными и вставными единицами. Вводные единицы как выразительное средство. 11. «Великолепная, сильная, слово оживляющая фигура» (Обращение) (1ч) Функции обращения: призывная оценочно-характеризующая, этикетная. Обращение как фигура поэтического синтаксиса. Знаки препинания при обращении. 12. «Камень преткновения» (Конструкции с как) (2ч) Синтаксические позиции, вводимые словами как, будто, словно, точно и др. Отличие сравнительного оборота от придаточной сравнительной части. Особенности постановки знаков препинания в конструкциях с как, будто, точно, словно и др. Сравнительные конструкции как выразительное средство. 13. «От простого к сложному» (Сложное предложение) (4ч) Определение частей в сложном предложении. Приемы разграничения омонимичных союзов и союзных слов. Средства связи разных типов придаточных частей в сложноподчиненном предложении. Смысловые отношения между частями бессоюзного предложения. Особенности синтаксического и пунктуационного разбора сложных предложений. 14. «Кто говорит?» (Чужая речь) (3ч) Способы передачи чужой речи. Составляющие диалога. Диалогическое единство. Правила речевого этикета. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалога. 15. «Что нам стоит текст построить!» (Текст как синтаксическая единица) (2ч) Текст как синтаксическая единица высшего порядка, в которой реализуются синтаксические возможности простого и сложного предложений. Классификация текстов. Основные признаки текста. Способы смысловой связи и средства связи предложений в тексте. Ожидаемые результаты В результате изучения материалов занятий учащийся должен знать: - Строение, значение и функции основных синтаксических единиц; -типологию простого и сложного предложений, типологию сказуемого, второстепенных членов предложения, односоставных предложений; - виды чужой речи; - признаки текста, способы и средства связи предложений в тексте; - основные правила постановки знаков препинания в простом, в сложном предложении, в предложениях, передающих чужую речь; - выдающихся ученых-лингвистов. Должен уметь: - производить синтаксический и пунктуационный разбор простых и сложных предложении, предложении с прямой речью; - правильно расставлять знаки препинания в предложении и тексте в соответствии с изученными правилами пунктуации; - пользоваться дополнительной научно-популярной, справочной литературой. Тематическое планирование занятий
|
Программа спецкурса «Задачи с параметрами: от простого к сложному» для 11 классов утверждено Профильное обучение в лицее направлено на обеспечение углубленного изучения математики, а, значит, прежде всего, на осознанное изучение... | Темы рефератов Адаптация к физическим упражнениям Алкоголь и его... Волейбол. Основные правила самостоятельного освоения двигательных действий (от простого к сложному, от простого к неизвестному, от... | ||
Элективный курс по математике «В мире уравнений и неравенств» построен... ... | Темы вашего учебного проекта Учебный проект по русскому языку призван подготовить учащихся к восприятию нового материала: повторить морфологические признаки глагола... | ||
Рабочая программа по предмету «Литература» 5 класс Виды заданий по развитию речи подобраны по принципу дидактики от простого (таблица, план, пересказ) к сложному (развёрнутый ответ... | Реферат по физкультуре на тему Основные правила самостоятельного... В волейболе, как и в других спортивных играх, используются разнообразные способы и приемы, с помощью которых ведется игра. Их называют... | ||
Рабочая программа по предмету «Литература» 5 класс Рассмотрена на заседании мо Виды заданий по развитию речи подобраны по принципу дидактики от простого (таблица, план, пересказ) к сложному (развёрнутый ответ... | Позднякова Алла Николаевна Педагогическое кредо : От простого к интересному, от интересного к сложному, от сложного к творчеству от творчества – к саморазвитию... | ||
Программа кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 8-9... Целью кружка является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение... | Рабочая программа кружка «Юный химик» для учащихся 8-9 класса В связи с этим занятия кружка по этой программе помогут решить следующие задачи | ||
Программа кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 8-9... Целью создания кружка является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений,... | Отчет кафедры общественных наук по итогам 2012\2013 учебного года «От простого к интересному, от интересного к сложному, от сложного к творчеству, от творчества к саморазвитию и осознанию себя как... | ||
Тема: What do you do to help your family? Тренировать учащихся в применении настоящего простого и прошедшего простого времени | Шаг 1 Йога Влюбленности. Часть 1 Этот раздел Йоги Триады посвящен Йоге Влюблённости. Для получения более полного представления об этой йоге, мы рассмотрим её с разных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Направленность программы «Синтаксис. От простого к сложному» по содержанию является социально-педагогической, по функциональному... | Рабочая программа кружка «Информационная грамотность» Программа предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы. Составлена из расчета 70 учебных часов в год, 2 часа... |