Эволюция литературно-критической концепции русской классики у д. С. Мережковского





Скачать 324.18 Kb.
НазваниеЭволюция литературно-критической концепции русской классики у д. С. Мережковского
страница1/3
Дата публикации18.10.2014
Размер324.18 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Литература > Автореферат
  1   2   3



На правах рукописи

Журавлева Анна Аркадьевна


ЭВОЛЮЦИЯ ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ КЛАССИКИ У Д. С. МЕРЕЖКОВСКОГО


Специальность 10.01.01. – русская литература


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Магнитогорск – 2009
Работа выполнена на кафедре теории массовых коммуникаций

ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет»

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор
Загидуллина Марина Викторовна

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, доцент

Пономарева Елена Владимировна

кандидат филологических наук, доцент

Михин Артем Николаевич

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Алтайский государственный

университет»


Защита состоится «29» сентября 2009 года в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.112.03 при Магнитогорском государственном университете по адресу: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д.114, ауд. 211.



С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Магнитогорского государственного университета. Текст автореферата опубликован на официальном сайте университета http://science.masu.ru «28» августа 2009 года.
Автореферат разослан «28» августа 2009 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета А. В. Петров


Общая характеристика работы
Проблематика диссертационного исследования связана с развитием русского символизма, русской литературной критики, религиозной философии и общественной мысли России конца XIX – начала ХХ века, с темой переосмысления выдающимися представителями Серебряного века русской классической литературы, а также с деятельностью писателей русского зарубежья – эмигрантов «первой волны».

Россия конца XIX – начала XX веков переживала смену всей системы взглядов на мир. Лучшие представители русской интеллигенции – известные писатели, критики, ученые, философы – одними из первых почувствовали необходимость создания новых эстетических программ, которые отвечали бы изменившимся жизненным, общественным и духовным реалиям. Новые направления эстетической, философской, общественной мысли рубежа XIX–ХХ в. нашли яркое отражение не только в художественной литературе, но и в литературной критике, с помощью которой новое поколение литераторов формулировало свои художественные, религиозные и общественные идеалы. Однако новые эстетические и философские программы строились прежде всего на основе завоеваний отечественной культуры, переосмысления русского классического наследия.

Одним из ярких представителей Серебряного века, выступившим с собственной литературно-критической концепцией русской классики, стал Дмитрий Сергеевич Мережковский. Его концепция классики складывалась не одно десятилетие, претерпевая трансформацию в соответствии с идейной эволюцией критика.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена важностью научного осмысления наследия русской интеллектуальной элиты Серебряного века, в котором запечатлелся духовный и общественно-исторический опыт, накопленный столетие назад, сориентированный на поиск новых идей по переустройству человека, общества, мира. Все это нашло свое отражение в литературно-критической концепции русской классики Д. С. Мережковского. К мировоззрению и творчеству русских писателей XIX века Мережковский обращался на протяжении всей жизни, начиная с очерка «Достоевский» (1890) и заканчивая эмигрантской статьей «Мудрость Пушкина» (1937). Трансформация оценок в разные периоды и роль самих «спутников» человечества в мировоззренческой системе Мережковского позволяет понять многие эстетические, культурные и социальные процессы, происходившие на рубеже прошлого и нынешнего столетий.

Критическое творчество Д. С. Мережковского начали изучать уже его современники. Анализировать религиозно-философские взгляды Мережковского, лежащие в основе его художественного и критического творчества, стали В. Базаров, Н. Бердяев, С. Булгаков, В. Зеньковский, Н. Лосский, С. Лурье, В. Розанов, П. Струве, С. Франк, Л. Шестов и др. Среди современных исследователей религиозно-философскую концепцию Мережковского, ее генезис рассматривали Е. Андрущенко, С. Бельчевичен, О. Дефье, М. Коренева, О. Кулешова, А. Лавров, О. Матич, З. Минц, А. Николюкин, Я. Сарычев, Г. Фридлендер, В. Шабаршина и другие.

Субъективную критику и «субъективно-художественный» метод Мережковского изучали Ю. Айхенвальд, А. Горнфельд, Б. Грифцов, Н. Коробка, Е. Лундберг, М. Меньшиков, Н. Михайловский, Б. Никольский, Ю. Никольский, В. Спасович, С. Терешенков, Б. Эйхенбаум и др. Среди современных исследователей своеобразию критической манеры Мережковского уделили внимание в своих работах Е. Андрущенко, А. Бойчук, А. Ваховская, М. Ермолаев, В. Крылов, З. Минц, С. Поварцов, И. Приходько, Б. Розенталь, И. Усок, Г. Фридлендер, Л. Фризман, А. Чепкасов, У. Шпенглер и др.

Критическую деятельность Мережковского-эмигранта изучали в своих статьях О. Коростелев и О. Кулешова.

Своеобразие интерпретации отдельных русских классиков XIX века в разные периоды развития Мережковского-критика рассматривали Т. Александрова, Е. Андрущенко, А. Бойчук, А. Ваховская, В. Келдыш, И. Усок, Л. Фризман, А. Чепкасов, В. Шабаршина и др. Однако имеющихся научных работ, исследующих эволюцию литературно-критической концепции русской классики Мережковского, на сегодняшний момент недостаточно. Необходимо рассмотреть развитие его концепции и в дореволюционный, и в эмигрантский периоды творчества. Не проведена и систематизация высказанных многочисленных замечаний ученых по данной теме. Поэтому представляется весьма актуальной исследовательской задачей изучение и анализ этой концепции в процессе ее становления и развития в разные периоды творчества Мережковского-критика. Для того чтобы рассмотреть литературно-критическую концепцию русской классики Мережковского в эволюционном аспекте, очень важно, с нашей точки зрения, проанализировать его важнейшие литературно-критические исследования, согласуясь с хронологическим принципом – очередностью появления работ критика в печати. В данном исследовании мы проследили эволюцию критической мысли Мережковского, выявили особенности его концепции русской классики в разные творческие периоды, а также определили значимость его интерпретаций для формирования собственной мировоззренческой системы критика.

Научая новизна данной диссертации состоит в том, что в ней впервые осуществлена попытка системного рассмотрения литературно-критической концепции русской классики у Мережковского в эволюционном аспекте на протяжении всего его творческого пути. Объектом специального анализа стали такие аспекты проблемы, как причины появления у Мережковского повышенного интереса к классической литературе и ее место в структуре его интересов и мировоззрении автора; изменения в интерпретации творчества литературных классиков в разные периоды развития Мережковского-критика. В нашем исследовании мы провели сравнительный анализ дореволюционных и эмигрантских критических работ Мережковского о Толстом, Достоевском, Гоголе, Пушкине.

Объектом нашего исследования является литературная критика Д. С. Мережковского, а предметом – литературно-критическая концепция русской классики, ее становление и эволюция на протяжении всего творческого пути критика.

Материалом исследования послужили крупные критические работы и статьи Мережковского о русских классиках дореволюционного1 и эмигрантского2 периодов творчества. Кроме того, для более полного представления о начальном этапе развития его концепции классики мы привлекли ранние критические очерки Мережковского об античных и западноевропейских литературных деятелях – Флобере, Сервантесе, Марке Аврелии, Кальдероне, Монтене, Ибсене, Плинии Младшем3. Мы не ставили перед собой задачу всестороннего анализа обширного критического наследия Мережковского, поэтому остановились на наиболее важных, знаменательных работах критика о Пушкине, Гоголе, Лермонтове, Тургеневе, Гончарове, Достоевском, Толстом – с тем, чтобы исследовать саму литературно-критическую концепцию русской классики и проследить эволюцию оценок этих писателей внутри нее.

Основной метод исследования – историко-литературный, предполагающий системное рассмотрение литературного материала в историческом контексте. При этом важно подчеркнуть, что историко-литературному анализу подвергается критическое наследие Мережковского, по сути и духу представляющее собой разновидность литературоведческого исследования XIX века. Сам Мережковский выступает в качестве историка и интерпретатора литературы, и именно эта его деятельность становится предметом научной рефлексии в данном исследовании. Нами также используются историко-функциональный, историко-биографический, сравнительно-исторический, типологический и интертекстуальный методы.

Целью диссертационной работы является исследование эволюции литературно-критической концепции русской классики у Мережковского в соответствии с логикой его критического мышления. В связи с поставленной целью нами были сформулированы следующие задачи:

– рассмотреть основные этапы развития Мережковского-критика;

– исследовать становление и этапы развития концепции отечественной классики у Мережковского на материале его основных критических трудов о русских писателях дореволюционного и эмигрантского периодов (с конца 80-х годов XIX в. по 30-е годы XX в.);

– выявить взаимосвязь между первым этапом развития литературно-критической концепции русской классики у Мережковского (1888–1895) и его теорией символизма;

– сопоставить этапы идейной эволюции Мережковского с этапами развития его литературно-критической концепции русской классики;

– проанализировать изменения в интерпретации творчества отечественных классиков XIX века в разные периоды развития Мережковского-критика;

– предложить наше видение литературно-критической концепции русской классики Мережковского, охарактеризовав ее основные периоды.

На защиту выдвигаются следующие научные положения:

1. Концепция русской классики Мережковского отражает его идейную эволюцию, характеризуется гибкостью и подвижностью оценок классиков в разные периоды развития критика: от поиска идеала литературы будущего, символистского прочтения классиков (1888–1895) через истолкование их жизни, творчества и религиозных воззрений в «неохристианском» ключе (1896 – начало ХХ в.) к интерпретации русской классики как соединения новых религиозных и общественных идей Мережковского в третий период «действия» (дореволюционный, начало ХХ в. – 1917 и эмигрантский, 1919– 1930-е гг.).

2. Ранние очерки (1888 – 1895 гг.) Мережковского о русских (Достоевском, Гончарове, Майкове), античных и западноевропейских (Флобере, Сервантесе, Марке Аврелии, Кальдероне, Монтене, Ибсене, Плинии Младшем) «спутниках» человечества соответствуют задачам первого «кодекса субъективного критика» из книги-манифеста 1893 года. Ранней субъективной критике свойственна атмосфера духовной свободы и «спутника», и автора, и читателя. Амбивалентное «видение» некоторых ранних «героев» очерков перейдет в работы последующих периодов развития критики Мережковского. Сама же книга очерков «Вечные спутники» демонстрирует «пересечение» разных этапов идейной эволюции и концепции русской классики Мережковского: символистского, религиозно-философского («Пушкин», 1896) и общественно-религиозного («Тургенев», 1909; «Гете», 1913 – в версии полного собрания сочинений 1914 г.).

3. Второму «кодексу субъективного критика», сформулированному в «Предисловии» (1896) к первому изданию «Вечных спутников», соответствуют второй и третий периоды развития концепции русской классики у Мережковского. Субъективная критика стремится теперь к доминированию авторского «я» над воззрениями «героя», навязыванию собственных взглядов и «спутнику», и читателю. Переоценка русской литературы во втором периоде происходит в рамках складывающейся у Мережковского религиозно-философской концепции, повлиявшей и на выбор «спутников» – идеального Пушкина и амбивалентных Толстого и Достоевского, и на «неохристианскую» интерпретацию их творчества. Русская классика этого периода становится для Мережковского мостом в «новое небо», а сама литературная критика – лабораторией для теоретической апробации его «новой религии» – Третьего Завета и «кафедрой» для проповеди.

4. В третий дореволюционный период развития концепции русской классики Мережковского (начало ХХ в. – 1917) культ Пушкина сменяется интересом к Лермонтову («поэту действия») и Тургеневу («гению меры», «поэту вечной женственности»). Интерпретация русской классики в эти годы носит ярко выраженный политизированный, оппозиционный характер. Амбивалентные «спутники» этого периода (Лермонтов, Тургенев, Толстой, Достоевский) становятся выразителями нового, общественно-религиозного идеала Мережковского. Исследование «Судьба Гоголя» (1903) оказывается для концепции русской классики Мережковского «переходным», поскольку, с одной стороны, отражает религиозно-философские идеи предыдущего периода, а с другой – передает общественную активность и новые социальные устремления критика.

5. Литературно-критические статьи Мережковского-эмигранта (1921–1937) о Толстом, Пушкине, Достоевском и Гоголе еще сильнее окрашиваются в публицистические тона. Русская классика становится «оружием» в борьбе с антирелигией – коммунизмом. Религиозно-философские искания русских писателей (особенно пророчества Достоевского, Гоголя) рассматриваются теперь в контексте произошедшей в России Октябрьской революции. В эмиграции Мережковский главную роль вновь отводит Пушкину – символу единства России, который должен стать объединителем России «новой» («тела без Духа») и русской эмиграции («Духа без тела»). Русская литература в последний период для Мережковского – главная духовная опора на чужбине, «родина последняя».

Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования ее материалов при подготовке общих и специальных курсов по истории русской литературной критики, истории русской литературы конца XIX – начала XX века. Материалы и выводы диссертации могут быть полезны для спецкурсов по истории русской философии, проблемам религии и культуры. Кроме того, материалы диссертации могут быть востребованы исследователями, изучающими такой феномен в России, как «Духовный Ренессанс» начала ХХ века.

Теоретическая ценность исследования состоит в выявлении своеобразия литературно-критической концепции русской классики Мережковского (конец 1880-х – 1930-е гг.).

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 212 наименований. Общий объем диссертации – 220 страниц.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в 10 публикациях, а также в докладах автора на международных, всероссийских, межвузовских конференциях: межвузовской научной конференции Челябинского государственного агроинженерного университета, секция «Гуманитарные науки», Челябинск, октябрь 1997 г.; IV межвузовской научно-методической конференции «Проблемы гармонизации мироотношения», Челябинский гуманитарный институт, Челябинск, май 2001; Всероссийской научной конференции «Вторые Лазаревские чтения», 21–23 февраля 2003 г.; Международной научной конференции «Речевая агрессия в современной культуре», Челябинский государственный университет, Челябинск, июнь 2005 г.; Международной научно-практической конференции «Язык и культура», Челябинская государственная академия культуры и искусства, Челябинск, март 2006 г.; III Международной научной конференции «Языки профессиональной коммуникации», Челябинск, 23–25 октября 2007 г.; Международной научно-практической конференции «СМИ – ОБЩЕСТВО – ОБРАЗОВАНИЕ: модели взаимодействия», посвященной 20-летию высшего журналистского образования на Южном Урале, Челябинский государственный университет, Челябинск, 30 ноября – 2 декабря 2007 г.; IX Мiжнароднай навукова-практычнай канферэнцыi «Журналiстыка – 2007: надзённыя праблемы. Перспектывы», Беларускi дзяржаўны унiверсiтэт, Мiнск, 6–7 снежня 2007 г.; Международной научной конференции «Личность и общество: проблемы взаимодействия», Университет Российской академии образования (Челябинский филиал), Челябинск, 23 апреля 2008 г.; а также в ежегодных научно-практических конференциях факультета журналистики Челябинского государственного университета (Челябинск, январь 2004, февраль 2005, февраль 2006, январь 2009).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Эволюция литературно-критической концепции русской классики у д. С. Мережковского iconСодержание программы по литературе 9 класс (102 часа) Введение 2 часа
Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (обобщение изученного...
Эволюция литературно-критической концепции русской классики у д. С. Мережковского iconКозлова И. В., Слинько М. А
Завета Духа. История России для Мережковского неотделима от общего хода развития цивилизации. В основе философско-религиозной концепции...
Эволюция литературно-критической концепции русской классики у д. С. Мережковского iconРабочая программа дисциплины (модуля) дв 2 русская литература и искусство...
Сформировать целостное эстетическое впечатление об этапах развития русской словесности, персоналиях процесса, основных шедеврах русской...
Эволюция литературно-критической концепции русской классики у д. С. Мережковского iconСценарий литературно-музыкального вечера для учащихся 5-11 классов
Сценарий литературно-музыкального вечера рассчитан для учащихся 5-11 классов как общешкольное мероприятие. В целях приобщения к прекрасному,...
Эволюция литературно-критической концепции русской классики у д. С. Мережковского iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сочинской филармонии лучшими образцами русской, зарубежной классики и современного искусства
Эволюция литературно-критической концепции русской классики у д. С. Мережковского iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Путь русской художественной культуры от вершин классики к противоречивым течениям современности
Эволюция литературно-критической концепции русской классики у д. С. Мережковского iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сочинской филармонии лучшими образцами русской, зарубежной классики и современного искусства
Эволюция литературно-критической концепции русской классики у д. С. Мережковского iconТема урока Кол-во
«праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека. Художественные открытия русских писателей 18 – 19...
Эволюция литературно-критической концепции русской классики у д. С. Мережковского iconИ. Б. Серебряная грамматические оценки в русской критической литературе 1-й половины Х i Х века
Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания....
Эволюция литературно-критической концепции русской классики у д. С. Мережковского iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Средства обучения: дидактический материал – карточки, фотографии основных рас человека, таблица: «Эволюция человека», диапозитивы...
Эволюция литературно-критической концепции русской классики у д. С. Мережковского iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А. С. Пушкина. В процессе работы учащиеся закрепляют материал об особенностях Золотого века русской поэзии и Серебряного, формируют...
Эволюция литературно-критической концепции русской классики у д. С. Мережковского iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема года «Художественная культура ХIХ-ХХ веков: путь русской художественной культуры от вершин классики к противоречивым течениям...
Эволюция литературно-критической концепции русской классики у д. С. Мережковского iconДоклад на конференции "Традиции русской классики ХХ века и современность"
Вопрос, однако, состоит, во-первых, в том, насколько глубоко булгаковское начало проникает в пелевинский текст, а, во-вторых, в том,...
Эволюция литературно-критической концепции русской классики у д. С. Мережковского iconРасписание семинара «От классики до модерна: взаимосвязь танцевальных школ»
«От классики до модерна: взаимосвязь танцевальных школ» (выделено жёлтым цветом) с 21 по 24 ноября 2013 года
Эволюция литературно-критической концепции русской классики у д. С. Мережковского iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека,...
Эволюция литературно-критической концепции русской классики у д. С. Мережковского iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск