Скачать 372.69 Kb.
|
Содержание программы по литературе 9 класс (102 часа) Введение 2 часа Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (обобщение изученного в основной школе). Основные литературные направления 18-20 веков. Теория литературы: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные темы и мотивы». Развитие речи: оформление тезисов, развитие читательского опыта. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности Познавательная деятельность Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, моделирование и др.) Умение различать факт, мнение. Исследование несложных практических ситуаций. Информационно-коммуникативная деятельность Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания. Составление плана, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Рефлексивная деятельность Самостоятельная организация учебной деятельности. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими её участниками. Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных норм, эстетических ценностей Древнерусская литература 5 часов Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, её связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, её стилистические особенности Проблема авторства «Слова…». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме. Теория литературы: слово как жанр древнерусской литературы, летопись, героическая поэма, историческая песня, плач ; рефрен, психологический параллелизм, олицетворение. Развитие речи: устное сообщение, сочинение. Внутрипредметные связи: «Слово…» и традиции былинного эпоса. Связь с другими искусствами: художественные и музыкальные интерпретации «Слова..»; иконы А. Рублева «Святая троица», «Спас Вседержитель» икона Божией Матери Владимирской. Литература XVIII века 12часов Основные тенденции развития русской литературы в 18 столетии. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова. Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин). Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия…». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями). Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка. Теория литературы: теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм как литературные направления; литература путешествий, панегирик, сатира, ода, комедия. Развитие речи: чтение наизусть, доклады, рефераты, сочинение. Внутрипредметные связи: традиции западноевропейского классицизма в русской литературе 18 века. Связь с другими искусствами: классицизм в живописи и архитектуре. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности Познавательная деятельность Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, моделирование, сравнение, сопоставление ). Определение структуры объекта познания, поиск и выполнение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Сравнение объектов по предложенным основаниям. Умение различать факт, мнение. Исследование несложных практических ситуаций. Творческое решение учебных и практических задач: самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности. Информационно-коммуникативная деятельность Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания. Осознанное беглое чтение текстов различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое). Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Составление плана, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Умение перефразировать мысль (объяснить своими «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы. Рефлексивная деятельность Самостоятельная организация учебной деятельности. Оценивание своих учебных достижений. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими её участниками. Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных норм, эстетических ценностей. Русская литература первой половины 19 века 5часов Становление и развитие романтизма в первой четверти XIX века. Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К. Батюшкова, В.А.Жуковского, К. Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое в русском романтизме. Теория литературы: романтизм как литературное направление, "школа гармонической точности", «гражданский романтизм»; романтическая элегия, баллада, песня, дружеское послание. Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту. Внутрипредметные связи: романтизм в русской и западноевропейской поэзии. Связь с другими искусствами: романтизм в живописи и музыке. А.С. Грибоедов 10 часов Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала 19 века. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»). Проблематика «Горе от ума» и литературы предшествующих эпох (драматургия У.Шекспира и Ж.Б. Мольера). Чацкий и Гамлет: сопоставительный анализ образов. Теория литературы: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог, внесценический персонаж, антигерой, любовная интрига, финал-катастрофа Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спектакль, сочинение. Внутрипредметные связи: черты классицизма и романтизма в «Горе от ума»; сопоставление с трагедией У. Шекспира «Гамлет, принц Датский». Связь с другими искусствами: музыкальные произведения А.С. Грибоедова, сценическая история комедии «Горе от ума» А.С. Пушкин 22часа Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд», «Осень», «Стансы», «К***», («Я помню чудное мгновенье…»), «Я вас любил: любовь ещё, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».Романтическая поэма «Кавказский пленник», её художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя.«Чувства добрые» как лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений. «Евгений Онегин» как «свободный » роман и роман в стихах. Автор о его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и её преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе. Теория литературы: эпикурейская лирика, дружеское послание, политическая ода, лирический отрывок, романтическая поэма, реализм, пародия, трагедия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступление. Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, письменный анализ стихотворения, сочинения различных жанров. Внутрипредметные связи: творчество А.С. Пушкина и поэзия Дж. Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине». Связь с другими искусствами: портрет А.С. Пушкина; репродукции картин русских художников первой трети 19 века; графические и музыкальные интерпретации произведений А.С. Пушкина. М. Ю. Лермонтов 16 часов Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон, я другой», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Смерть Поэта», «Поэт»(« Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «И скучно и грустно», «Молитва» («В минуты жизни трудную…»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу», «Нет, не тебя так пылко я люблю…»,«Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Родина». «Герой нашего времени» как первый русский философско-психологический роман. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма романа в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой » как главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе. Печорин и Фауст; сопоставительный анализ двух образов. Теория литературы: байронический герой, пафос, лирический мотив, историческая дума, гражданская сатира, философский роман, психологический портрет, образ рассказчика, типический характер, повествовательный цикл. Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопоставительный анализ стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно - критической статьи. Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних »людей; Печорин и Фауст. Связь с другими искусствами: репродукция картин М.Ю. Лермонтова; живописные, графические и музыкальные интерпретации произведений М.Ю. Лермонтова; «Герой нашего времени» в театре и кино. Н.В. Гоголь 6 часов Жизнь и творчество Н.В.Гоголя. Поэма «Мёртвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сюжетно - композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и « помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме.Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой » души в поэме.Фигура автора и роль лирический отступлений. Художественное мастерство Гоголя - прозаика, особенности его творческого метода. Теория литературы: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть;, фантастика, ирония, художественное бытописание, литература путешествий, гротеск, художественная деталь, лирические отступления. Развитие речи: пересказ с элементами цитирования, сочинение сопоставительного характера. Внутрипредметные связи: Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин; история сюжета «Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе; «Мертвые души» Гоголя и «Божественная комедия» Данте. Связь с другими искусствами: портрет Н.В. Гоголя; поэма «Мертвые души» в иллюстрациях художников (А. Агин, П. Боклевский, Кукрыниксы). Русская литература второй половины XIX века (обзор с обобщением ранее изученного) 9часов Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890-х годов. Расцвет социально-психологической прозы ( произведения И.А. Гончарова и И.С.. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»). Лирическая ситуация 50-80-х годов 19 века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А. К. Толстого). Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра. Л.Н.Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»). Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики 19 столетия. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности Познавательная деятельность Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, моделирование, сравнение, сопоставление). Определение структуры объекта познания, поиск и выполнение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Сравнение объектов по предложенным основаниям. Умение различать факт, мнение. Исследование несложных практических ситуаций. Творческое решение учебных и практических задач: самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности. Информационно-коммуникативная деятельность Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания. Осознанное беглое чтение текстов различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое). Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Составление плана, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Умение перефразировать мысль (объяснить своими «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения. Выразительное чтение. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы. Рефлексивная деятельность Самостоятельная организация учебной деятельности. Оценивание своих учебных достижений. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими её участниками. Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных норм, эстетических ценностей |
Рабочая программа по литературе для 9 класса 3 часа в неделю (всего 102 часа) Составитель Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по... | Рабочая программа по литературе Класс 8а Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев). Планирование рассчитано на 102 часа (3 часа в неделю); из них р/р -10, вн/ чт – 7 | ||
Рабочая программа по литературе для 10 12 классов составлена на основе... Базовый уровень)- м: «Просвещение», 2009 г учителем русского языка и литературы Сергеевой И. А. и рассчитана на 0,7 часа в неделю... | Календарно-тематическое планирование по литературе в 11 классе Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы... | ||
Тематическое планирование уроков литературы 5 класс «Программой по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы» / Авт сост.: Меркин Г. С., Зинин С. А., Чалмаев В. А. – М:... | Литература 20 века. Москва. «Русское слово». 2010 г. Основные требования... Рабочая программа по литературе для 11-го класса составлена на основе программы по литературе для 10-11 классов авторов-составителей... | ||
Рабочая программа по литературе в 11 классе Количество часов 3 часа... Использована Программа по литературе 5-11 класс (базовый уровень) В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, И. С. Збарского,... | Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 11 класса... Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы... | ||
Рабочая программа По литературе в 9 классе Количество часов: всего 102 часа, в неделю 3 часа М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы... | Календарно-тематическое планирование Классы 9 Количество часов Всего... Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина,... | ||
Рабочая программа рассчитана на 102 часа для изучения предмета в... Программы по литературе для 10-11 классов (авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина.... | Рабочая программа по литературе в 10 классе Количество часов: 3 часа... Русская литература 19 века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В. И. Коровин, В. Я. Коровина. – М.: Просвещение,... | ||
Рабочая программа по литературе, основное общее образование Г. С. Меркин, С. А. Чалмаев, С. А. Зинин. М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2008). Программа рассчитана на 68 учебных часов(5-7... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена на основе государственного стандарта общего (полного) образования, Примерной программы общеобразовательных... | ||
Рабочая учебная программа по литературе для обучающихся 10-х Программа составлена на основе авторской программы по литературе Ю. И. Лыссого. Количество часов – 102 (3 часа в неделю) | Календарно-тематичаское планирование 3 класс 102 часа (3 часа в неделю). п/№ Техника безопасности во время занятий физической культурой. Построение в шеренгу и колонну по одному, команды «Равняйсь!», «Смирно!»,... |