Скачать 1.3 Mb.
|
Аннотация (10-11 класс) Рабочая программа составлена на основе государственного стандарта общего (полного) образования, Примерной программы общеобразовательных учреждений по литературе (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю). Программа ориентирована на использование учебников «Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций (базовый и профильный уровни) . В 2-х частях /авт.-сост.Ю.В. Лебедев. 16-е изд. – М.: Просвещение, 2014». «Русская литература 20 века.11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях/авт. В.А. Чалмаев, О.Н. Михайлов, А.И.Павловский, А.С. Карпов, З.Я. Холодова, Л.И. Лазарев, А.М. Турков, И.О. Шайтанов, составитель Е.П. Пронина; под ред. В.П. Журавлева. – М.: Просвещение, 2014». 10 классПояснительная записка Данная учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов литературы в 10 классе с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Цель изучения учебного предмета Главная цель изучения литературы – на основе творческого чтения раскрыть перед учениками основные законы литературы как вида искусства и ее отличия от народного поэтического творчества (фольклора); познакомить учеников с основными понятиями, позволяющими проникнуть в художественный мир литературного произведения, вооружить их элементарными инструментами для анализа литературного текста, почувствовать специфику художественной условности словесного творчества; отработать и закрепить свободное владение устной и письменной речью; сформировать у школьников литературный вкус; дать представление об основных этапах развития мировой литературы и о месте в ней русской национальной литературы. Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих задач:
Место учебного предмета «Литература» в учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 часа (3 часа в неделю) для обязательного изучения курса «Литература» в 10 классе. Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижения школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества. Осознание эстетической самоценности литературного произведения и словесной образности как основы создания художественного мира позволяет также на новом уровне определить систему различных видов искусства, понять их эстетические связи и различия. Поскольку эстетическое переживание невозможно без установления авторского идеала и системы нравственных оценок, на уроках литературы неизбежно происходит процесс формирования нравственных принципов ученика, который естественно вытекает из специфики литературы как вида искусства и не нуждается в специальном акцентировании. Феномен существования произведений литературной классики во времени, позволяющий рассматривать произведение, созданное, к примеру, в XIX веке как факт современного литературного процесса, открывает перед школой удивительную возможность установления непосредственной связи времен. Поэтому изучение литературы как поэтической памяти народа является чрезвычайно важной задачей современного образования. В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без которого образная структура литературного произведения остается мертвым конгломер содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников. Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей. Наконец, данная школьная дисциплина называется «Литература» и предполагает изучение словесности как вида искусства, включающего в себя народное поэтическое творчество, отечественную и зарубежную литературу, что дает возможность установить принципы культурного взаимодействия народов. Осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, понять русскую и национальную традицию. Согласно учебному плану школы изучение курса «Литература» в 10 классе предусматривается в объеме 105 часов (3 часа в неделю) Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: Содержание обучения по литературе отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5-11 классах формируются и развиваются коммуникативная, литературоведческая и культуроведческая компетенции. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи. Литературоведческая компетенции – освоение основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, а также освоение литературных произведений и формирование способности к их анализу. Культуроведческая компетенция – представление о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека, осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции. Тематическое планирование по дисциплине «Литература» в 10 классе
Содержание курса «Литература» в 10 классе Введение (2 ч) Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Россия в первой половине 19 века. Литература первой половины 19 века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Зарождение реализма. Россия во второй половине 19 века. Падение крепостного права. Развитие капитализма и демократизация общества. Расцвет русского романа. Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Требования к уровню подготовки:
Литература первой половины XIX века (22 ч) Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество А.С. Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики. Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...» «Подражания Корану», «Элегия», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Требования к уровню подготовки:
ные средства и определять их роль, читать наизусть, определять темы и идеи стихотворений, понимать замысел поэта. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Стихотворения «Валерик», «Как часто пестрою толпою окружен..», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Молитва», «Завещание». Требования к уровню подготовки:
тельные средства и определять их роль, читать наизусть, определять темы и идеи стихотворений, понимать замысел поэта. Николай Васильевич Гоголь. Этапы биографии и творчества Н.В. Гоголя. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). «Петербургские повести». Образ маленького человека. «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города. Требования к уровню подготовки: 1. Знать жизненный и творческий путь Н.В. Гоголя, содержание его произведений, теоретико-литературные понятия, особенности жанра и композиции произведений, теоретико-литературные понятия, приемы сатирического изображения. 2. Уметь анализировать произведения Гоголя, определять темы и идеи произведений, давать сравнительную характеристику героев, характеризовать героев и их поступки, определять способы создания образов. Русская литература второй половины XIX века (74 ч) Россия второй половины 19 века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Требования к уровню подготовки: 1. Знать характеристику русской литературы XIX века (II половины) 2. Уметь делать сообщения. Иван Александрович Гончаров. Очерк жизни и творчества. Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина как общественное явление. Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н.А.Добролюбова, «Обломов» Д.И. Писарева). Требования к уровню подготовки:
зов, проблематику произведения.
особенности композиции, находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль, ориентироваться в тексте. Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. Периодизация творчества. Наследник Фонви-зина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара. Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей. Трагическая острота конфликта Катерина с «темным царством». Изображение «жестоких нравов» « темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. Критика. Н.А. Добролюбов «Луч света в темном царстве». Требования к уровню подготовки: 1. Знать жизненный и творческий путь А.Н. Островского, содержание пьесы «Гроза». 2. Уметь анализировать драматическое произведение, составлять характеристики героев, применять навык анализа драматического произведения. |