Скачать 1.17 Mb.
|
МБОУ «Сюкеевская средняя общеобразовательная школа» Сюкеевского сельского поселения Камско-Устьинского района РТ
Рабочая программа по литературе для 9 класса 3 часа в неделю (всего 102 часа) Составитель: учитель русского языка и литературы Скворцова А. Р. 2011-2012 Пояснительная записка. Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по литературе к учебникам 5-11 классов В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина, И. С. Збарского, В. П. Полухиной. Количество учебных часов В год – 102 часа, из них на развитие речи – 10. Контрольных работ – 2, внеклассного чтения - 3 В неделю – 3 Содержание программы определяется целями литературного образования:
Достижение этих целей предполагает:
В 9-м классе изучение литературы идет на принципиально новой основе – подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература. В 9-м классе затронута одна из ведущих проблем – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы. Принцип концентризма предполагает последовательное возвращение к определенным авторам и даже иногда к одному и тому же произведению. Однако естественно, что на каждом этапе перед школьниками ставятся различные задачи изучения текста: познакомить с писателем и его лучшими произведениями, раскрыть подтекст, усложнить анализ, раскрыть образ автора. . Учебно – методический комплект: В. Я. Коровина «Литература. 9 класс». Учебник-хрестоматия ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ЗА КУРС 9 КЛАССА
Содержание тем учебного курса литература 9 класс (102 ч) Введение (1ч.) Литература и ее роль в духовной жизни человека. Формирование потребности общения с искусством. Литература как искусство слова. Из древнерусской литературы (5 ч. из них 1 ч. Р.р) Самобытный характер древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Слово как жанр древнерусской литературы. Из литературы 18 века (8 ч. Из инх 1 ч. Р.р, 1ч. Вн.чт) Характеристика русской литературы 18 века. М. В. Ломоносов. Жизнь и творчество. «Вечернее размышление о Божием величии при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова. Ода как жанр лирической поэзии. Г. Р. Державин. Жизнь и творчество. «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Памятник». Мысль о бессмертии поэта. А. Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Жанр путешествия. Черты сентиментализма в произведении. Н. М. Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Из русской литературы 19 века (64ч. Из них 7 ч. Р.р, 1 ч. К.р, 2 ч. Вн. ч.) Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы 19 века. Поэзия, проза, драматургия 19 века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор) «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана – пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам. Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Поэты декабристы: Языков, Батюшков, Баратынский, Давыдов, Рылеев Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И.А.Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии. Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Одухотворенность, чистота, чувство любовь. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии… Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» - противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы. «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна – нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика – В.Г.Белинский, Д.И.Писарев; «органическая» критика – А.А.Григорьев; «почвенники» - Ф.М.Достоевский; философская критика начала 20 века; писательские оценки). «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия). Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин – «самый любимый предмет своих наблюдений» (В.Г.Белинский). Печорин и Максим Максимович. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композционное значение. Споры романтизме и реализме романа. Основные мотивы лирики. «Смерть поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии. Теория литературы. Понятие о романтике (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления). Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Мертвые души» - история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора – от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского. Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений). Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимания Достоевского. Теория литературы. Повесть (развитие понятия). Александр Николаевич Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя – положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви – воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты. Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия). Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. «Юность». Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм, чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя. А. П. Чехов. Слово о писателе. «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. Чеховское отношение к маленькому человеку. Тема одиночества человека в многолюдном городе. Из русской литературы XX века (19ч. Из них 1 ч.э р.р, 1 ч. К. р.) Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Из русской прозы XX века Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России. И. А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. Лиризм повествования. М. А. Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести. М. А. Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Судьба Родины и судьба человека. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Широта типизации. Реализм в художественной литературе. А. И. Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Жизненная основа притчи. Из русской поэзии XX века Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Штрихи к портретам А. А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «Заклятые огнем и мраком. «Как тяжело ходить среди людей…». «О доблестях, о подвигах, о славе…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. С. А. Есенин. Слово о поэте. «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Тема России – главная в есенинской поэзии. В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. М. И. Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «С Большою нежностью – потому…», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. А. А. Ахматова. Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Особенности поэтики ахматовских стихотворений. Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать…», «перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест…». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки. Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX веков Н. Языков. «Пловец»; В. Сологуб. «Серенада»; Н. Некрасов. «Тройка»; А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой…». Романсы и песни как синтетический жанр. Из зарубежной литературы 5 ч. Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «нет, не надейся приязнь заслужить…». Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы. Универсально-философский характер поэмы. Уильям Шекспир. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет». Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Философская глубина трагедии «Гамлет». Шекспир и русская литература. Трагедия как драматический жанр. Иоганн Вольфганг Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» (обзор с чтением отдельных глав). Сюжет и композиция трагедии. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Особенности жанра трагедии «Фауст»:сочетание реальности и элементов условности и фантастики. Философско-драматическая поэма. Литература. Для учащихся: Основная литература: Учебник .Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература: 9 кл.: Учеб.: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2009 Дополнительная литература:
Для учителя: Методические пособия:
Учебно-тематический план.
|
Рабочая программа по литературе для 10 12 классов составлена на основе... Базовый уровень)- м: «Просвещение», 2009 г учителем русского языка и литературы Сергеевой И. А. и рассчитана на 0,7 часа в неделю... | Календарно-тематическое планирование по литературе в 11 классе Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы... | ||
Календарно-тематическое планирование Классы 9 Количество часов Всего... Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина,... | Литература 20 века. Москва. «Русское слово». 2010 г. Основные требования... Рабочая программа по литературе для 11-го класса составлена на основе программы по литературе для 10-11 классов авторов-составителей... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 11 класса... Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы... | Рабочая программа по физике для 11 класса на 2013-2014 учебный год Рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа (3 часа в неделю, 34 рабочие недели). Уровень программы– базовый. Данная рабочая... | ||
Рабочая программа по литературе Класс 8а Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев). Планирование рассчитано на 102 часа (3 часа в неделю); из них р/р -10, вн/ чт – 7 | Рабочая программа по литературе для 5 класса 102 часа (3 часа в неделю) мбоу «Колюбакинская сош» Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования... | ||
Рабочая программа По литературе в 9 классе Количество часов: всего 102 часа, в неделю 3 часа М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение», 2010 г., рассчитанной на 102 часа в год (Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных... | ||
Рабочая программа по литературе, основное общее образование Г. С. Меркин, С. А. Чалмаев, С. А. Зинин. М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2008). Программа рассчитана на 68 учебных часов(5-7... | Рабочая программа по предмету «русский язык» для 9а класса на 2012/2013 учебный год Рабочая программа составлена для работы в 9 классе по учебнику М. М. Разумовской (М., Дрофа, 2005г.) и рассчитана на 2 часа в неделю,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева «Программа по литературе для 9 класса», опубликованной в сборнике «Программа по литературе... | Рабочая учебная программа по литературе 5-6 класса Программа составлена в соответствии с требованиями фгос второго поколения. Курс рассчитан на 102 часа (3 часа в неделю). Планирование... | ||
Рабочая учебная программа по музыке для 1 класса 1 час в неделю (всего 33 часа) В соответствии с Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю) | Рабочая программа рассчитана на 102 часа для изучения предмета в... Программы по литературе для 10-11 классов (авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина.... |