Рабочая программа по литературе для 9 класса 3 часа в неделю (всего 102 часа) Составитель





НазваниеРабочая программа по литературе для 9 класса 3 часа в неделю (всего 102 часа) Составитель
страница1/10
Дата публикации27.09.2013
Размер1.17 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
МБОУ «Сюкеевская средняя общеобразовательная школа»

Сюкеевского сельского поселения Камско-Устьинского района РТ

«Рассмотрено»

на заседании методического

объединения учителей ______

Протокол № ____

от «__» сентября 2010___ года

Руководитель методического объединения: ____________

«Согласовано»:

Заместитель директора по

УВР____________
от «__» сентября 2010__ года


«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ № __

от «__» сентября 2010__года

Рабочая программа

по литературе

для 9 класса

3 часа в неделю (всего 102 часа)

Составитель: учитель русского языка

и литературы Скворцова А. Р.

2011-2012

Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по литературе к учебникам 5-11 классов В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина, И. С. Збарского, В. П. Полухиной.

Количество учебных часов

В год – 102 часа, из них на развитие речи – 10. Контрольных работ – 2, внеклассного чтения - 3

В неделю – 3

Содержание программы определяется целями литературного образования:

  • воспитание духовно богатой, гармонически развитой личности, готовой к самопознанию и совершенствованию;

  • формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, национального самопознания, чувства патриотизма;

  • приобщение учащихся к богатствам русской и мировой литературы,

  • развитие их способностей воспринимать и оценивать явления литературы и отраженные в них явления жизни;

  • на этой основе формирование художественного вкуса, эстетических потребностей, гражданской идейно-нравственной позиции школьников.

Достижение этих целей предполагает:

  • чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;

  • формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;

  • формирование представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации человечества;

  • развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;

  • развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.

  • формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

В 9-м классе изучение литературы идет на принципиально новой основе – подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

В 9-м классе затронута одна из ведущих проблем – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы.

Принцип концентризма предполагает последовательное возвращение к определенным авторам и даже иногда к одному и тому же произведению. Однако естественно, что на каждом этапе перед школьниками ставятся различные задачи изучения текста: познакомить с писателем и его лучшими произведениями, раскрыть подтекст, усложнить анализ, раскрыть образ автора.

.

Учебно – методический комплект: В. Я. Коровина «Литература. 9 класс». Учебник-хрестоматия

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ,
УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ ЗА КУРС 9 КЛАССА


  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Содержание тем учебного курса литература 9 класс

(102 ч)

Введение (1ч.)

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Формирование потребности общения с искусством.

Литература как искусство слова.

Из древнерусской литературы (5 ч. из них 1 ч. Р.р)

Самобытный характер древнерусской литературы.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения.

Слово как жанр древнерусской литературы.

Из литературы 18 века (8 ч. Из инх 1 ч. Р.р, 1ч. Вн.чт)

Характеристика русской литературы 18 века.

М. В. Ломоносов. Жизнь и творчество.

«Вечернее размышление о Божием величии при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Ода как жанр лирической поэзии.

Г. Р. Державин. Жизнь и творчество.

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего.

«Памятник». Мысль о бессмертии поэта.

А. Н. Радищев. Слово о писателе.

«Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор)

Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества.

Жанр путешествия. Черты сентиментализма в произведении.

Н. М. Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм.

Из русской литературы 19 века (64ч. Из них 7 ч. Р.р, 1 ч. К.р, 2 ч. Вн. ч.)

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы 19 века. Поэзия, проза, драматургия 19 века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана – пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Поэты декабристы: Языков, Батюшков, Баратынский, Давыдов, Рылеев

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И.А.Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

Одухотворенность, чистота, чувство любовь. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии…

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» - противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна – нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика – В.Г.Белинский, Д.И.Писарев; «органическая» критика – А.А.Григорьев; «почвенники» - Ф.М.Достоевский; философская критика начала 20 века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин – «самый любимый предмет своих наблюдений» (В.Г.Белинский).

Печорин и Максим Максимович. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композционное значение. Споры романтизме и реализме романа.

Основные мотивы лирики. «Смерть поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтике (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Мертвые души» - история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора – от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимания Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя – положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви – воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм, чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

А. П. Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. Чеховское отношение к маленькому человеку. Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Из русской литературы XX века (19ч. Из них 1 ч.э р.р, 1 ч. К. р.)

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

И. А. Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. Лиризм повествования.

М. А. Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

М. А. Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Судьба Родины и судьба человека. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Широта типизации.

Реализм в художественной литературе.

А. И. Солженицын. Слово о писателе.

Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Жизненная основа притчи.

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века.

Штрихи к портретам

А. А. Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека…», «Заклятые огнем и мраком. «Как тяжело ходить среди людей…». «О доблестях, о подвигах, о славе…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины.

С. А. Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Тема России – главная в есенинской поэзии.

В. В. Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества.

М. И. Цветаева. Слово о поэте.

«Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «С Большою нежностью – потому…», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой.

Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе.

А. А. Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Б. Л. Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать…», «перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест…». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии.

А. Т. Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе.

Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки.

Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX веков

Н. Языков. «Пловец»; В. Сологуб. «Серенада»; Н. Некрасов. «Тройка»; А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой…». Романсы и песни как синтетический жанр.

Из зарубежной литературы 5 ч.

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин…», «нет, не надейся приязнь заслужить…». Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом.

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы. Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет». Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Философская глубина трагедии «Гамлет». Шекспир и русская литература.

Трагедия как драматический жанр.

Иоганн Вольфганг Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных глав).

Сюжет и композиция трагедии. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Особенности жанра трагедии «Фауст»:сочетание реальности и элементов условности и фантастики.

Философско-драматическая поэма.

Литература.

Для учащихся:

Основная литература:

Учебник .Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература: 9 кл.: Учеб.: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2009

Дополнительная литература:

  • Коровина В. Я., Коровин В. И., Збарский И. С. Читаем, думаем, спорим…: 9 кл. – М.: Просвещение, 2009

  • Литература. 9 кл.: Хрестоматия / сост. В. Я. Коровина, В. Я. Журавлёв, В. И. Коровин. – М.: просвещение, 2009

Для учителя:

Методические пособия:

  • Золотарёва И. В., Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 9 класс. – М.: ВАКО, 2009



  • Шадрина С.Б. Поурочные планы (к уч. Коровиной В.Я.), Волгоград,2009


Учебно-тематический план.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе для 9 класса 3 часа в неделю (всего 102 часа) Составитель iconРабочая программа по литературе для 10 12 классов составлена на основе...
Базовый уровень)- м: «Просвещение», 2009 г учителем русского языка и литературы Сергеевой И. А. и рассчитана на 0,7 часа в неделю...
Рабочая программа по литературе для 9 класса 3 часа в неделю (всего 102 часа) Составитель iconКалендарно-тематическое планирование по литературе в 11 классе
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы...
Рабочая программа по литературе для 9 класса 3 часа в неделю (всего 102 часа) Составитель iconКалендарно-тематическое планирование Классы 9 Количество часов Всего...
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина,...
Рабочая программа по литературе для 9 класса 3 часа в неделю (всего 102 часа) Составитель iconЛитература 20 века. Москва. «Русское слово». 2010 г. Основные требования...
Рабочая программа по литературе для 11-го класса составлена на основе программы по литературе для 10-11 классов авторов-составителей...
Рабочая программа по литературе для 9 класса 3 часа в неделю (всего 102 часа) Составитель iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 11 класса...
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы...
Рабочая программа по литературе для 9 класса 3 часа в неделю (всего 102 часа) Составитель iconРабочая программа по физике для 11 класса на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа (3 часа в неделю, 34 рабочие недели). Уровень программы– базовый. Данная рабочая...
Рабочая программа по литературе для 9 класса 3 часа в неделю (всего 102 часа) Составитель iconРабочая программа по литературе Класс 8а
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев). Планирование рассчитано на 102 часа (3 часа в неделю); из них р/р -10, вн/ чт – 7
Рабочая программа по литературе для 9 класса 3 часа в неделю (всего 102 часа) Составитель iconРабочая программа по литературе для 5 класса 102 часа (3 часа в неделю) мбоу «Колюбакинская сош»
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования...
Рабочая программа по литературе для 9 класса 3 часа в неделю (всего 102 часа) Составитель iconРабочая программа По литературе в 9 классе Количество часов: всего 102 часа, в неделю 3 часа
М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы...
Рабочая программа по литературе для 9 класса 3 часа в неделю (всего 102 часа) Составитель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение», 2010 г., рассчитанной на 102 часа в год (Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных...
Рабочая программа по литературе для 9 класса 3 часа в неделю (всего 102 часа) Составитель iconРабочая программа по литературе, основное общее образование
Г. С. Меркин, С. А. Чалмаев, С. А. Зинин. М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2008). Программа рассчитана на 68 учебных часов(5-7...
Рабочая программа по литературе для 9 класса 3 часа в неделю (всего 102 часа) Составитель iconРабочая программа по предмету «русский язык» для 9а класса на 2012/2013 учебный год
Рабочая программа составлена для работы в 9 классе по учебнику М. М. Разумовской (М., Дрофа, 2005г.) и рассчитана на 2 часа в неделю,...
Рабочая программа по литературе для 9 класса 3 часа в неделю (всего 102 часа) Составитель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева «Программа по литературе для 9 класса», опубликованной в сборнике «Программа по литературе...
Рабочая программа по литературе для 9 класса 3 часа в неделю (всего 102 часа) Составитель iconРабочая учебная программа по литературе 5-6 класса
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос второго поколения. Курс рассчитан на 102 часа (3 часа в неделю). Планирование...
Рабочая программа по литературе для 9 класса 3 часа в неделю (всего 102 часа) Составитель iconРабочая учебная программа по музыке для 1 класса 1 час в неделю (всего 33 часа)
В соответствии с Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю)
Рабочая программа по литературе для 9 класса 3 часа в неделю (всего 102 часа) Составитель iconРабочая программа рассчитана на 102 часа для изучения предмета в...
Программы по литературе для 10-11 классов (авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск