Литература 20 века. Москва. «Русское слово». 2010 г. Основные требования к уровню подготовки выпускников





Скачать 342.25 Kb.
НазваниеЛитература 20 века. Москва. «Русское слово». 2010 г. Основные требования к уровню подготовки выпускников
страница1/6
Дата публикации09.04.2015
Размер342.25 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5   6
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по литературе для 11-го класса составлена на основе программы по литературе для 10-11 классов авторов-составителей Меркина Г.С., С.А. Зинина, В.А. Чалмаева., рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), по сравнению с авторской не расширена и не урезана.
Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ» (2004 г.), включает базовый компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов.
В учебном процессе используется учебник: Чалмаев, Зинин. Русская литература 20 века. Москва. «Русское слово». 2010 г.
Основные требования к уровню подготовки выпускников.
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относится:

  1. Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.

  2. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

  3. Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

  4. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

  5. Умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия).

  6. Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.

  7. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).

  8. Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою позицию, формулировать свои взгляды.


Основные виды устных и письменных работ.
Устно: выразительное чтение текста художественного произведения в объёме изучаемого курса литературы, комментированное чтение.
Устный пересказ всех видов—подробный, выборочный, от другого лица, сжатый (или краткий), художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста)— главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи.
Подготовка характеристики героя или героев ( индивидуальная, групповая, сравнительная) крупных художественных произведений, изучаемых по программе.
Рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя, стилистических особенностях его произведений, анализ отрывка, целого произведения, устный комментарий прочитанного.
Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение большого объёма, просмотренный фильм или фильмы одного режиссёра, спектакль или работу актёра, выставку картин или работу одного художника, актёрское чтение, телепередачу.
Подготовка сообщений, доклада, лекции на литературные и свободные темы, связанные с изучаемыми художественными произведениями.
Свободное владение монологической и диалогической речью (в процессе монолога, диалога, беседы, интервью, доклада, сообщения, учебной лекции, ведения литературного вечера, конкурса и т.д.)
Использование словарей различных типов.
Письменно: составление планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю.
Создание сочинений проблемного характера, рассуждений, всех видов характеристик героев изучаемых произведений.
Создание оригинальных произведений (рассказа, стихотворения, эссе, очерка, былины, частушки—на выбор), Подготовка доклада, лекции для будущего прочтения вслух на классном или школьном вечере.
Создание рецензии на прочитанную книгу, устный доклад, выступление, фильм, спектакль, работу художника-иллюстратора.


Календарно-тематическое планирование

102 ч

п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Основное содержание

1




Русская литература XX века в контексте мировой культуры.

Урок изучения нового материала.

Лекция

Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы отражение в них "вечных" проблем бытия.

Литература первой половины XX века


2




Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX-XX вв.

Урок изучения нового материала. Лекция, практикум

Обзор русской лит. первой половины 20 века. Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX-XX вв. Конфликт человека и эпохи. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои, литература русской эмиграции. "Социалистический реализм".


3

(1)




И.А.Бунин. Жизнь и творчество (обзор).

Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина.

Урок изучения нового материала. Лекция

Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина. Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель»

4

(2)




«Антоновские яблоки». Бунинская поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний.

Комбинирован-ный урок. Исследование

Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе. (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Исследование национального характера, в рассказах Бунина

5

(3)




«Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации.


Комбинирован-ный урок

“Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали.

6

(4)




Рассказы И.А.Бунина о любви

Комбинирован-ный урок

“Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина.

7

(5)




Р/р. Сочинение по творчеству Бунина

Урок развития речи

Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина. Сочинение на литературную тему. План. Композиция сочинения. Эпиграф. Цитирование.

8

(1)




М. Горький. Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Старуха Изергиль». Воспевание красоты и духовной мощи человека.

Комбинирован-ный урок

Романтизм ранних рассказов Горького. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Проблемы гордости и свободы. Прием контраста, особая роль пейзажа и казах писателя. Своеобразие композиции рассказа.

Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни.

9

(2)





Протест героя-одиночки против «бескрылого существования», «пустыря в душе» в повести М.Горького «Фома Гордеев»

Комбинирован-ный урок

Проблемы гордости и свободы. Прием контраста. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни.

10

(3)




М.Горький «Фома Гордеев». Нравственный выбор жизненного пути.

Комбинирован-ный урок. Исследование

Проблемы гордости и свободы. Прием контраста. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни.

11

(4)




М.Горький. «На дне». Философско-эпическая проблематика пьесы о людях дна.

Комбинирован-ный урок

Сотрудничество писателя с Художественным театром. "На дне" как социально – философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов.

12

(5)




М.Горький. «На дне». Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы.


Комбинирован-ный урок

Судьбы ночлежников. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

13

(6)




Р/р. Письменный ответ на вопрос по отрывку из пьесы «На дне» М.Горького.

Урок развития речи

Самостоятельное выполнение учащимися творческой работы

14




А.И.Куприн. Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Олеся» - история расцвета и крушения «природной» личности

Урок изучения нового материала. Лекция

Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

15




Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в рассказе «Гранатовый браслет»

Комбинирован-ный урок

Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви, любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в рассказе.


16




Обзор зарубежной литературы первой половины XX века. Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX века


Урок изучения нового материала.

Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе первой половины XX в. Реализм и модернизм

17




Б. Шоу. Англия в изображении Б.Шоу.

Г. Апполинер. Экспериментальная поэзия.

Урок изучения нового материала.

Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии. Пьеса «Пигмалион». Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей Чеховские традиции в творчестве Шоу.

Стихотворение «Мост Мирабо». Непосредственностъ чувств, характер лирического переживания в поэзии Аполлинера. Музыкальность стиха. Особенности ритмики и строфики.

18




Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс".

Урок изучения нового материала.

Лекция

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И.Ф.Анненский, М. И. Цветаева.

19




Символизм. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской поэзии на творчество русских символистов.

Урок изучения нового материала.

Лекция

Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея "творимой легенды". Музыкальность стиха

«Старшие символисты» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок).

20




Основные темы и мотивы поэзии Брюсова и К.Д. Бальмонта.

Урок изучения нового материала.


В.Я.Брюсов как основоположник русского символизма. «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» Своеобразие решения темы поэта и поэзии в лирике Брюсова.

Основные темы и мотивы поэзии К.Д.Бальмонта. «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...» Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

21

(1)




А.А.Блок Жизнь и творчество. Романтический мир раннего Блока.

Комбинирован ный урок

«Стихи о Прекрасной Даме» Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. музыкальность его стихотворений. «Вхожу я в темные храмы...», «О, я хочу безумно жить...»,

22

(2)




Тема города в творчестве Блока. Образы «страшного мира".

Комбинирован ный урок

«Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане» « «На железной дороге»

Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

23

(3)




Тема Родины и исторического пути России в цикле «на поле Куликовом" и стихотворении "Скифы".

Комбинирован ный урок

«Россия», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), основной пафос патриотических стихотворений.

24

(4)




Поэма «Двенадцать». Сложность ее художественного мира


Комбинирован ный урок

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, позиции.

25

(5)




Поэма «Двенадцать». Образ Христа и многозначность финала поэмы.

Комбинирован ный урок

Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

26

(6)




Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.А.Блока.

Урок развития речи

Сочинение на литературную тему. План. Композиция сочинения. Эпиграф. Цитирование.

27




Акмеизм, его западноевропейские и отечественные истоки

Урок изучения нового материала.

Лекция

Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизма» Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к "прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

28




Н.С.Гумилев. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики.

Комбинированный урок

«Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

29




Футуризм как литературное направление. Группы футуристов

Урок изучения нового материала.

Лекция

Эгофутуристы (И. Северянин),

кубофутуристы(В. В. Маяковский, «Центрифуга",

Б. Л. Пастернак). Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер "нового искусства», Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация "самовитого" слова, ты над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература 20 века. Москва. «Русское слово». 2010 г. Основные требования к уровню подготовки выпускников iconРабочая программа учебного предмета «История»
ХХ! века. М., Русское слово, 2010. Умк н. В. Загладин Всеобщая история конец Х!Х – начала хх! в. История Отечества ХХ – начала хх!...
Литература 20 века. Москва. «Русское слово». 2010 г. Основные требования к уровню подготовки выпускников iconУтверждена
Литература. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. Под редакцией Г. С. Меркина. – Москва, Русское слово, 2010),...
Литература 20 века. Москва. «Русское слово». 2010 г. Основные требования к уровню подготовки выпускников iconРабочая программа по предмету «Литература» 11 класс
Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 11 класс». Москва, «Русское слово», 2010
Литература 20 века. Москва. «Русское слово». 2010 г. Основные требования к уровню подготовки выпускников iconРабочая программа по предмету «Литература» 11 класс Рассмотрена на заседании мо
Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 11 класс». Москва, «Русское слово», 2010
Литература 20 века. Москва. «Русское слово». 2010 г. Основные требования к уровню подготовки выпускников iconПротокол № от 2012г
Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 11 класс». Москва, «Русское слово», 2010
Литература 20 века. Москва. «Русское слово». 2010 г. Основные требования к уровню подготовки выпускников iconРабочая программа по литературе 7 класс
Программой по литературе для 5-11 классов авторов: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев "Литература. 5-11 класс". М.: “Русское...
Литература 20 века. Москва. «Русское слово». 2010 г. Основные требования к уровню подготовки выпускников iconТема урока Кол-во часов
Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 11 класс». Москва, «Русское слово», 2010
Литература 20 века. Москва. «Русское слово». 2010 г. Основные требования к уровню подготовки выпускников iconРабочая программа по литературе в 11 классе учителя первой квалификационной...
Программы курса. Авторы: В. И. Сахаров, С. А. Зинин. // М.: Ооо «тид «Русское слово – рс 2009; Чалмаев В. А., Зинин С. А. Русская...
Литература 20 века. Москва. «Русское слово». 2010 г. Основные требования к уровню подготовки выпускников iconЛитература
...
Литература 20 века. Москва. «Русское слово». 2010 г. Основные требования к уровню подготовки выпускников iconПояснительная записка Статус документа Программа по литературе составлена...
Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева, М.: Русское слово, 2010.(5-11 кл) Учебник «Литература.» 9кл. Авторы: С. А. Зинин, В....
Литература 20 века. Москва. «Русское слово». 2010 г. Основные требования к уровню подготовки выпускников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 11 класс». Москва, «Русское слово», 2010
Литература 20 века. Москва. «Русское слово». 2010 г. Основные требования к уровню подготовки выпускников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 11 класс». Москва, «Русское слово», 2010
Литература 20 века. Москва. «Русское слово». 2010 г. Основные требования к уровню подготовки выпускников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А. Н. Сахаров История России с древнейших времен до конца ХVI века, М.; Русское слово, 2008 А. Н сахаров, А. Н. Боханов История России...
Литература 20 века. Москва. «Русское слово». 2010 г. Основные требования к уровню подготовки выпускников iconРабочая программа по предмету «Литература»
Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,...
Литература 20 века. Москва. «Русское слово». 2010 г. Основные требования к уровню подготовки выпускников iconРабочие программы по биологии класс 7
В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу. Курсивом в данной программе...
Литература 20 века. Москва. «Русское слово». 2010 г. Основные требования к уровню подготовки выпускников iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Ооо «тид «Русское слово – рс», 2009, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск