Тема урока Кол-во





НазваниеТема урока Кол-во
страница1/5
Дата публикации10.04.2015
Размер0.55 Mb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
  1   2   3   4   5
Календарно-тематическое планирование 10 класс




Тема урока


Кол-во

часов

Элементы содержания

Информационное сопровождение

Внутрипредметные и межпредметные связи

Вид контроля

Дата


Введение (1)

1.

Русская литература и русская история в 18 – 19 в.в.

1

Россия в 18 веке и первой половине 19 века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе 1-ой половины 19 века. Национальное самоопределение русской литературы. Основные темы и проблемы русской литературы 19 века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей 18 – 19 в.в. Вершинные произведения русской классики 18 – 19 в.в. Г.Р. Державин. Н.М. Карамзин. В.А. Жуковский

Учебник, литературоведческий словарь. Портреты писателей

История: исторический фон эпохи («дней Александровых прекрасное начало», война 1812 года, восстание декабристов, Николаевская реакция, оживление вольнолюбивых настроений). Полемика западников и славянофилов о путях развития России. Литература: связь русской классики с литературой предшествующего периода (нравственный эталон человека и иерархия духовных ценностей в древнерусской литературе; проблемы воспитания, просвещения и гражданского служения в произведениях писателей классицизма; психологизм сентиментальной прозы, её обращённость к духовному миру героя, его внутреннему «Я»;.человек в произведениях романтизма и реализма

Тезисный план лекции




Литература 1-ой половины 19 века (7 + 1 р/р)

2.

Художественные открытия лирики А.С. Пушкина

1

Краткий обзор жизни и творчества. Романтическая лирика периода Южной и Михайловской ссылок. Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека

Тексты: «Погасло дневное светило», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье»)

Литература: особенности русского романтизма: В.А. Жуковский, поэты «пушкинской плеяды» (Е.А. Баратынский, К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский).

Выразительное чтение. Ответы на проблемные вопросы: чем отличается романтическая лирика Пушкина периода Южной ссылки от стихотворений Михайловского периода?




3.

Эволюция темы свободы в творчестве А.С. Пушкина

1

«Чувства добрые» в пушкинской лирике. Вольнолюбивые мотивы, политическое и философское осмысление поэтом темы свободы. Восприятие свободы как высшей жизненной ценности

Тексты: «Вольность», «Свободы сеятель пустынный», «Из Пиндемонти»

История: Пушкин и декабристы. Какое отражение получили идеи участников «Союза благоденствия» в оде Пушкина «Вольность»?

Проследить мотивы вольнолюбивой лирики в трагедии Пушкина «Борис Годунов»




4.

Религиозно-философская лирика А.С. Пушкина

1

«Вечные темы» и их философское осмысление в поэзии Пушкина (любовь и дружба, свобода и творчество, человек и природа, жизнь и смерть, смысл человеческого бытия), сравнительный анализ текста молитвы преподобного Ефрема Сирина с стихотворения «Отцы- пустынники…»

Тексты: «Подражания Корану», «Вновь я посетил», «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Отцы-пустынники и жёны непорочны».

Молитва преподобного Ефрема Сирина




Почему от «чистого афеизма» молодых лет в конце жизни Пушкин приходит к осмыслению вечных истин?




5.

«Великое» и «малое» в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»

1

Конфликт личности и государства в поэме. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Сравнение темы «маленького человека» у Пушкина и Гоголя. Художественная символика поэмы. Своеобразие жанра и композиции. Развитие реализма. Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры

Памятник Петру работы Фальконе (1782г.). Вдохновенное лицо императора, созданное М. Калло (в кн. Б.И. Краснобаева «Очерки истории русской культуры 18 века, с. 248)

История: преобразовательная деятельность Петра.

Литература: почему именно Пушкин первым в русской литературе создал образ «маленького человека»?

Скульптура: смогли ли скульпторы передать величие русского императора? Близки ли «Медные всадники» Пушкина и Фальконе?

Разрешим ли конфликт частного лица и державной власти?




6.

Художественный мир поэзии М.Ю. Лермонтова

1

Чувство трагического одиночества, мятежный порыв и слияние с мирозданием. Взаимоотношение и взаимовлияние романтизма и реализма в творчестве поэта

Тексты: «Как часто пёстрою толпою окружён», «Валерик», «Сон», «Выхожу один я на дорогу».

«Эпизод сражения при Валерике» (рис. Лермонтова)

ИЗО: какими красками Лермонтов-поэт и Лермонтов-художник рисует картину сражения?

В чём заключается своеобразие художественного мира Лермонтова?




7.

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова

1

Жизнь и творчество (обзор). Сопоставление пушкинской и лермонтовской концепции любви.

Тексты: «Нищий», «Молитва», «Я не унижусь пред тобой», «Нет, не тебя так пылко я люблю» М.Ю. Лермонтова; «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье» А.С. Пушкина.

Портреты Е.А. Сушковой (рис. Лермонтова на рукописи стих. «Стансы»), Н.Ф. Ивановой (рис. В.Ф. Бинкемана), В. Лопухиной в образе испанской монахини (акварель Лермонтова), Е. Быховец

Литература: чем отличаются пушкинская и лермонтовская концепции любви?

ИЗО: что объединяет женские образы, воплощённые на портретах, и в чём их различие?

В чём причина трагического одиночества героя Лермонтова?

Изменила ли любовь Демона? (По поэме Лермонтова «Демон»)




8.

Образ города в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»

1

Обзор жизни и творчества Гоголя. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города. Соотношение мечты и действительности, трагедийности и комизма, лирики и сатиры. Особенности стиля Гоголя, своеобразие его творческой манеры. Сравнительный анализ произведений Гоголя и Пушкина о Петербурге

Тексты: «Евгений Онегин» Пушкина, «Шинель» и «Мёртвые души» Гоголя

Литература: чем обусловлена двойственность образа Петербурга в произведениях Пушкина и Гоголя?

Как в облике города сочетаются трагедийность и комизм, лирика и сатира?




9.

Р/р. Сочинение по произведениям русской литературы 1-ой половины 19 века

1

Создание художественной, критико-публицистической или литературоведческой версии сочинения на заданную тему (формулировка основной мысли, составление плана)







Текст сочинения




Литература 2-ой половины 19 века. Введение ( 1 )

10.

Обзор русской литературы 2-ой половины 19 века. Герой времени. Выбор пути.

1

Общественно-политическая ситуация в стране. Критика социальной действительности в литературе и искусстве. Русская журналистика данного периода. Раскол редакции ж. «Современник». Борьба между сторонниками некрасовской школы и представителями «чистого искусства». Расцвет сатиры. Осмысление национального характера как задача искусства. Традиции и новаторство в поэзии. Пути развития России. Достижения в области науки и культуры. Характер прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора в русской классике. Развитие философской лирики. Расцвет малых жанровых форм в последние десятилетия 19 века

Музыка Мусоргского («Сцена под Кромами» из оперы «Борис Годунов»), картина И. Крамского «Портрет крестьянина».

«Эстетическая» (В.П. Боткин, А.В. Дружинин), «реальная» (Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев), «органическая» (А. Григорьев) критика. Вступление к поэме А. Блока «Возмездие» как точная характеристика эпохи 1880-х гг.

История: историческая обстановка (Крымская война и смерть Николая Первого; противостояние либералов и демократов в общественной жизни;подготовка и проведение реформы 1861 года). Демократизация русского искусства (артель молодых художников во главе с И.Н. Крамским, передвижники, сообщество композиторов – Могучая кучка). История: «хождение в народ» и вопрос о необходимости жертвы во имя людей.

Составление синхронной историко-культурной таблицы




А. Н. Островский (5 + 1 в/ч + 1 р/р)

11.

А.Н. Островский – первооткрыватель нового пласта русской жизни

1

Обзор жизни и творчества. Роль драматурга в создании национального театра. Островский – наследник Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя. Индивидуальное сообщение «Создание русского национального театра»

Портрет А.Н. Островского кисти В.Г. Перова

ИЗО: почему художник изобразил Островского не в парадном мундире, а в домашнем халате?

Конспект лекции




12.

Драма «Гроза». Один день в городе Калинове

1

История создания пьесы «Гроза». Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства». «Хозяева жизни» (Дикой, Кабаниха) и их жертвы. «Фон» пьесы, своеобразие второстепенных персонажей. Роль пейзажа в «Грозе»







В чём, по вашему мнению, заключаются истоки самодурства как социального и психологического явления?




13.

Своеобразие внутреннего конфликта Катерины

1

Основные стадии развития действия и своеобразие внутреннего конфликта. Катерина в системе образов.. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Катерина и Кабаниха как два полюса Калиновского мира

Иллюстрация С.В. Герасимова «Катерина»

ИЗО: в какой мере портрет Катерины совпал с вашими представлениями о героине? В чём иллюстрация дополняет ваше понимание образа Катерины?

Что превалирует в поступках Катерины – «ум» или «сердце»? Почему возникает в её монологах образ вольной птицы?




14.

Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза»

1

Развитие понятия «драматургический конфликт». Своеобразие внешнего конфликта. Виды протеста и их реализация в пьесе (см. РП, ур. 17). Своеобразие протеста Катерины. Исполнение роли Катерины различными актрисами (см. там же)




Театр: история сценической постановки «Грозы»

Как расценивать покаяние Катерины: как её смирение или как победу над ложью, над своим грехом?




15.

Драматургическое мастерство А.Н. Островского. «Гроза» в оценке русской критики

1

Смысл названия и символика пьесы. Мастерство речевой характеристики. Углубление понятия о драме как роде литературы. Жанровое своеобразие «Грозы», сочетание в ней драматического, лирического и трагического начал. Символика имён и фамилий в пьесе. Анализ критической статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве». Сравнительный анализ оценки образа Катерины Н.А. Добролюбовым и Д.И. Писаревым

Тексты: Н.А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве», Д.И. Писарев «Мотивы русской драмы»




Что изменила в «тёмном царстве» смерть Катерины? Какой след оставила «гроза» в Калинове?

Почему у Добролюбова и Писарева, критиков одного демократического лагеря, возникли столь разные трактовки образа Катерины?




16.

Сочинение –рассуждение по драме Н.А. Островского «Гроза» (подготовка к домашнему сочинению)

1

Создание художественной, критико-публицистической или литературоведческой версии сочинения-рассуждения на заданную тему




Русский язык: особенности построения текста-рассуждения (тезис, доказательство, вывод)

Творческая работа




17.

В/ч. Тема духовного родства людей в пьесе А. Вампилова «Старший сын»

1

Театр Вампилова. Художественные особенности и идейное своеобразие пьесы.

Портрет А. Вампилова




Финал пьесы оптимистический. Как вы думаете, могло ли такое случиться в жизни? Как, по-вашему, сложатся судьбы героев?



  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока Кол-во iconУрока Тема урока Кол-во ча-сов Тип урока Обязательный минимум содержания...

Тема урока Кол-во iconТематическое планирование 11 класс № Тема урока Кол-во часов Тип урока

Тема урока Кол-во iconТема урока Кол-во
Свободная тема. Цветовое богатство окружающего мира. Видение прекрасного в предметах и явлениях
Тема урока Кол-во iconТема урока Кол-во

Тема урока Кол-во iconТема урока Кол-во

Тема урока Кол-во iconТема урока Кол

Тема урока Кол-во iconУрока Тема урока Кол-во ч
Социально-политические последствия модернизации рабочее и социал-демократическое движение
Тема урока Кол-во iconУрока Тема урока Кол-во часов
Календарно тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся
Тема урока Кол-во iconТема урока Кол-во час
Цель урока: Вырабатывание единой естественнонаучной картины мира; научиться анализировать
Тема урока Кол-во iconУрока Тема урока Кол-во часов
Календарно тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся
Тема урока Кол-во iconТема урока Кол-во часов

Тема урока Кол-во iconТема урока Кол-во уроков

Тема урока Кол-во iconУрока Тема Кол-во часов

Тема урока Кол-во iconТема урока Кол-во часов

Тема урока Кол-во iconТема урока Кол-во часов

Тема урока Кол-во iconТема урока Кол-во часов



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск