Г. Шахты Ростовской области





НазваниеГ. Шахты Ростовской области
страница1/3
Дата публикации06.11.2014
Размер0.55 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия имени А.С.Пушкина

г.Шахты Ростовской области



Рассмотрено

предметной кафедрой

учителей русского языка и литературы

Руководитель кафедры
________/ Барышева Т.П./

ФИО
Протокол № 1 от

«29» августа 2012 г.

Рекомендована

к утверждению на заседании

Педагогического совета

протокол № 1 от

«31» августа 2012 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ гимназии имени А.С.Пушкина г.Шахты
___________ /Демина Л.И./

ФИО
Приказ № 12 от

«31» августа 2012 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

для учащихся 8 «А» класса

Разработала:

Черкасова Т.И. -

учитель первой

квалификационной

категории.

2012 - 2013 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по литературе для учащихся 8 «А» класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе, программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2009), рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и учебным планом МБОУ гимназии имени А.С.Пушкина г.Шахты.

Рабочая программа рассчитана на 105 часа в год (3 часа в неделю).

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:

- Учебник: С.А.Зинин, В.И.Сахаров, В.А.Чалмаев. Литература, 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. - М.: «Русское слово – РС», 2010.

Рабочая программа конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Согласно Государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

2. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

4. Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

В содержании тематического планирования реализуются актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных к учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диа­логической речью в объеме изучаемых произведений; научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике ге­роя; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью; освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностям развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и pазвивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литеральных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировозренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необхо­димость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, наце­ленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на пере­дачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообра­зованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельно­му поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет учащимся адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессио­нальная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандарт­ные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концеп­ции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образова­тельных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государст­венном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учеб­ного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных пред­ставлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познаватель­ной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполага­ет все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.


Содержание учебного предмета


№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Устное народное творчество

5

3.

Древнерусская литература

7

4.

Литература 18 века

9

5.

Литература 19 века

43

6.

Литература 20 века

20

7.

Зарубежная литература

4

8.

Региональный компонент

3

9.

Внеклассное чтение

10



Планируемые образовательные результаты обучающихся
Выделяются следующие аспекты предмета, которыми овладевают учащиеся:

- понимание художественного произведения как условной картины мира и как авторского послания читателю;

- восприятие основного эмоционального тона (пафоса) текста;

- различение Автора, Героя и Рассказчика, их точек зрения, оценок и смыслов;

- понимание взаимодействия содержания и формы в художественном произведении, владение законом выразительной художественной формы;

- понимание принципиальной неполноты художественной картины мира, готовность и способность к ее восполнению, т.е. к читательскому сотворчеству с автором;

- знание культурно-исторического контекста, в котором создавалось произведение, понимание его влияния на автора и его творчество;

- создание собственной интерпретации прочитанного произведения;

- оформление результатов читательской деятельности в полноценный культурный продукт (читательский отзыв, рецензия, эссе, стилизация, пародия и т. п.).

Эти аспекты владения предметом достигаются в процессе освоения определённого объема учебного материала по отечественной и мировой литературе (корпус художественных текстов, теория и история литературы).

Набор предметных умений и знаний:

- Понимание художественного произведения как условной картины мира и как авторского послания читателю:

представление о художественной литературе как об искусстве слова, т.е. как об одном из видов искусства;

понимание условности картины жизни в произведении искусства, осознание её принципиальной «нетождественности» действительности;

осознание художественного произведения как творения автора, обращённого к читателю и несущего авторские смыслы и оценки.

- Восприятие основного эмоционального тона (пафоса) текста и его оттенков:

определение эмоциональной гаммы произведения, различение основного эмоционального тона и его оттенков;

овладение соответствующим эмоциональным словарём как средством внешнего выражения своего понимания и диалога о произведениях искусства.

- Различение Автора, Героя и Рассказчика, их точек зрения, оценок и смыслов:

понимание того, что в художественном произведении могут быть представлены разные точки зрения, несовпадающие оценки одних и тех же событий, явлений, поступков;

умение находить в тексте, по соответствующим авторским «вехам», оценки и смыслы героев, рассказчика и автора, выраженные с помощью различных художественных средств и приемов.

- Понимание взаимодействия содержания и формы в художественном произведении, владение законом выразительной художественной формы:

владение понятием родового деления литературы (эпос, лирика, драма) как средством, определяющим различные читательские установки и «стратегии»;

владение разнообразными приёмами художественной выразительности (от системы персонажей и сюжетно-композиционных особенностей до средств языковой выразительности) как средствами;

построения картины мира, представленной в произведении,

2) проникновения в авторский замысел, понимания авторских смыслов и оценок, выраженных в произведении;

- умение интерпретировать художественную форму как носительницу определённого идейно-эмоционального содержания, умение создавать развёрнутую читательскую «партитуру» произведения

- понимание принципиальной неполноты художественной картины мира, готовность к ее восполнению, т.е. к читательскому сотворчеству с автором;

- умение по художественным деталям заполнять «лакуны» в тексте, готовность и способность «достраивать» произведение «по вехам» автора с помощью воображения.

- знание культурно-исторического контекста, в котором создавалось произведение, понимание его влияния на автора и его творчество:

- понимание и знание характерных содержательно-формальных признаков литературных произведений, созданных в определённый исторический период;

- умение находить в художественном произведении отражение идей, верований, и социальных отношений, характерных для определённого исторического периода и определённой страны;

- умение относить незнакомое произведение на основании его содержательно-формальных особенностей к определённому периоду развития литературного процесса и литературному направлению

- создание собственной интерпретации прочитанного произведения;

- умение на основании усвоенного материала самостоятельно создать читательскую «партитуру» произведения, не входящего в программу обучения;

- умение обосновать своё понимание произведения, выделяя и интерпретируя с этой целью соответствующие фрагменты и особенности текста;

- оформление результатов читательской деятельности в культурный продукт;

- овладение литературными жанрами, адекватными читательско-крити-ческой деятельности;

- создание оригинальных литературных произведений.
Система оценки индивидуальных достижений обучающихся
Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня усвоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данному предмету.

Для определения уровня подготовки учащихся по литературе необходимо ориентироваться на критерии достижения цели литературного образования. В стандарте литературного образования выделяются следующие показатели:

- начитанность учащихся в области художественной литературы: разносторонность, систематичность, направленность чтения; факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы;

- глубина освоения идейно-нравственного содержания произведений (личностный характер восприятия, широта охвата различных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценок);

- уровень овладения знаниями о литературе (умение применить важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);

- качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для полноценной читательской деятельности видами связного речевого высказывания).

Основными методами и формами проверки результатов обучения являются следующие; устный контроль, письменный контроль, дидактические тексты.

Основу устного контроля составляет монологический ответ учащегося. В практике учителей такой контроль чаще называется опросом. Опрос позволяет учителю установить обратную связь с классом, проверить эффективность проделанной работы. Укрепление в современной школе принципов развивающего обучения повлияло на систему опроса на уроках литературы. Разнообразнее стали формы опроса, изменилось его место на уроке. Опрос органичнее включается в изложение нового материала. Выяснение того или иного факта, воспроизведение того или иного эпизода произведения, как правило, сопрягаются с общим раздумьем учителя и класса, с разрешением определенной проблемы. В сближении опроса и изучения нового материала сказалась тенденция связи репродуктивной и поисковой деятельности учащихся, характерная для развивающего обучения. Опрос перестал быть лишь контрольной заставкой к уроку, появился поурочный балл, позволяющий полно учитывать деятельность ученика в ходе всего урока.

При опросе, ориентированном на развивающее обучение, контролируются не только конкретные знания и степень их освоенности, но и способность к их применению, определенные умения и навыки, важные для деятельности читателя в целом.

Выделяют следующие виды работ, при опросе соотносящиеся с развитием тех или иных читательских качеств:

1. Эмоции.

Выразительное чтение

Ответы на вопросы после первого чтения произведения

Оживление личных впечатлений, жизненных наблюдений по ассоциации с художественным текстом

Сопоставление литературного текста с явлениями других искусств на уровне эмоциональной оценки

2. Осмысление

Составление плана содержания.

Сжатый пересказ

Комментирование текста

Ответы на аналитические вопросы, в том числе и вопросы проблемного характера

Рассмотрение композиции художественного произведения

Сопоставление литературных произведений

Сопоставление близких по теме произведений смежных искусств на уровне концепции

3. Воображение.

Творческие пересказы (с изменением лица рассказчика)

Устное словесное рисование

Составление киносценария

Инсценирование

Домысливание сюжета

Реконструкция внесценических эпизодов драмы

4. Реакция на художественную форму

Пересказ, близкий к тексту

Стилистический анализ

Оправдание слов-образов и приемов авторского повествования

Сопоставление произведения и его реальной основы.

Оценка знаний и умений по литературе осуществляется на основании как устного, так и письменного контроля (ответ на вопрос, сочинение, реферат).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Г. Шахты Ростовской области iconГ. Шахты Ростовской области
Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями
Г. Шахты Ростовской области iconГ. Шахты Ростовской области
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений по биологии (авторы Пасечник В. В., Латюшин В. В., Пакулова...
Г. Шахты Ростовской области iconОтчет о работе государственного бюджетного образовательного учреждения...
Функции и полномочия учредителя Колледжа осуществляет в рамках своей компетенции, установленной нормативным правовым актом Ростовской...
Г. Шахты Ростовской области iconУроке математики, разработанной на основе информационных технологий
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №10 г. Шахты Ростовской области (моу гимназия №10)
Г. Шахты Ростовской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовской области (моу сош №49)
Г. Шахты Ростовской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Бобрешова Светлана Александровна, учитель математики, мбоу сош №49, г. Шахты Ростовской области
Г. Шахты Ростовской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 города Шахты Ростовской области (моу сош №25)
Г. Шахты Ростовской области iconПолитическое лидерство и борьба за власть после смерти
Урок истории. Автор Савина Людмила Владимировна, учитель истории и обществознания высшей категории моу сош №20 г. Шахты Ростовской...
Г. Шахты Ростовской области iconДубовского района ростовской области постановление
О комплексе мероприятий Территориальной избирательной комиссии Дубовского района Ростовской области по организационно-разъяснительной...
Г. Шахты Ростовской области iconГ. Шахты Ростовской области
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального...
Г. Шахты Ростовской области iconГ. Шахты Ростовской области
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального...
Г. Шахты Ростовской области iconГ. Шахты Ростовской области
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального...
Г. Шахты Ростовской области iconГ. Шахты Ростовской области
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального...
Г. Шахты Ростовской области iconГ. Шахты Ростовской области
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального...
Г. Шахты Ростовской области iconДоклад о состоянии и использовании земель в ростовской области в...
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
Г. Шахты Ростовской области iconДоклад о результатах за 2011 год и основных направлениях деятельности...
Ростовской области, осуществляющим функции по развитию инвестиционной, инновационной деятельности и туризма в Ростовской области,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск