Обсуждена на заседании УТВЕРЖДАЮ
школьного методического объединения Директор школы Максимова Ю.И.
учителей русского языка, литературы, искусства
МБОУ «Новосельская средняя общеобразовательная школа»
Протокол №3 от 26 августа 2013 года
ОБРАЗОВАТЕЛЬНА ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «Искусство»
5 класс
2013 – 2014 учебный год
Автор-составитель: Николаева Марина Геннадьевна.
Учитель русского языка и литературы
Аннотация к рабочей программе
по предмету « Искусство»
Класс: 5
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 5 класса разработана на основе авторской программы под редакцией Даниловой Галины Ивановны «Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5—11 кл. / сост. Г. И. Данилова. — 4-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2008.» В соответствии с учебным планом школы на 2013-2014 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Тип программы: программа изучения МХК на базовом уровне.
Реализация учебной программы обеспечивается учебным пособием «Г.И. Данилова: Мировая художественная культура: Вечные образы искусства. Мифология. 5 класс. – М.: Дрофа, 2011», включенным в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год.
Рабочая программа по литературе включает в себя следующие разделы:
пояснительную записку, где представлены общая характеристика программы, сведения о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа, и об их распределении по разделам курса, информация о форме организации образовательного процесса, а также изложены цели и задачи обучения, основные требования подготовки учащихся;
календарно-тематическое планирование;
перечень учебно-методического обеспечения, список литературы для самостоятельного чтения.
Раздел I. Пояснительная записка
Статус документа.
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5—11 кл. / сост. Г. И. Данилова. — 4-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2008.
Изменений в рабочей программе нет, программа соответствует федеральному компоненту. Основная идея программы
Приобщение школьников к миру искусства через конкретно-чувственное восприятие произведений мировой художественной культуры к пониманию и осмыслению основных законов развития искусства, к постижению целостной художественной картины мира и собственному творчеству. Актуальность, новизна, значимость
Мировая художественная культура (МХК) — предмет сравнительно новый в российской системе образования, не имеющий аналогов в мире. Появление новых программ, учебников и пособий по МХК, повышенный интерес преподавателей и учащихся средней школы, более чем заинтересованное обсуждение проблем его преподавания в средствах массовой информации — неоспоримое свидетельство того, что он прочно и надолго завоевывает пространство в общей системе гуманитарного образования.
Документы Министерства образования РФ, в которых рассматривается дальнейшая перспектива изучения МХК в средней школе, достаточно четко определяют его место в Базисном учебном плане. В них особо подчеркивается, что приобщение школьников к шедеврам мировой художественной культуры — это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления. Цели учебного предмета
Изучение известных сюжетов и образов античной мифологии, их художественного воплощения в различных видах искусства.
Знакомство с языческой славянской мифологией, её связь с античной мифологией и историей русской духовной культуры. Роль и место курса в обучении
Данный курс рассчитан на 5 лет (5-9 классы) и может быть рассмотрен как отдельный курс, а так же как вводная часть в изучении предмета Мировая художественная культура (5-11 классы). Цели и задачи
Образовательные цели и задачи курса:
изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Воспитательные цели и задачи курса:
помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Используемый учебно- методический комплект.
Учебник «Г.И. Данилова: Мировая художественная культура: Вечные образы искусства. Мифология. 5 класс. – М.: Дрофа, 2011».
Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. Составитель Н.Н.Куцман. – Волгоград: издательский торговый дом «Корифей» , 2007 год.
Данная программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Методы, формы обучения и режим занятий
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок.
Наиболее приемлемой формой работы по программе «Мировая художественная культура» являются урок-лекция с использованием презентации, урок - виртуальное путешествие, диспут, беседа, викторина, экскурсии. По согласованию с обучающимися могут быть использованы такие формы работы как доклад, сообщение, реферат, эссе. Межпредметные связи.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Предполагаемые результаты
В результате изучения курса «Мировая художественная культура» в 5-м классе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Мировая художественная культура»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру,
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по предмету «Мировая художественная культура. 5 класс»
Требования к знаниям
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен
• знать/понимать:
мифологические сюжеты и образы в произведениях искусства различных жанров;
причины изменения их интерпретации на протяжении истории развития мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;
роль знака, символа, мифа в художественной культуре.
Требования к умениям
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен
• уметь:
сравнивать мифологические сюжеты и образы и соотносить их с определенной исторической эпохой;
понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;
осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;
аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;
выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии).
Требования компетенции
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения путей своего культурного развития; профессионального самоопределения;
ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;
организации личного и коллективного досуга;
самостоятельного художественного творчества.
Раздел III. Содержание программы.
«Вечные образы искусства. Мифология». На данном этапе рассматриваются наиболее известные сюжеты и образы античной мифологии, не утратившие актуальность и нравственную значимость для нашего времени. Особое внимание уделено их художественному воплощению в различных видах искусства и причинам изменения интерпретации на протяжении исторического развития мировой художественной культуры. Сюжеты и образы античной мифологии – 20 часов
Мифология древних славян - 14 часов
Раздел IV. Перечень учебно-методического обеспечения
А) УМК для учащихся:
1. Учебник Г.И.Данилова Мировая художественная культура 5 класс – М.: Дрофа, 2010г.
Б) Методические пособия для учителя:
1. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура 5-9 классы/ сост. Г.И. Данилова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
2. Учебник Г.И.Данилова Мировая художественная культура 5 класс – М.: Дрофа, 2008.
3. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. Составитель Н.Н.Куцман. – Волгоград: издательский торговый дом «Корифей» , 2007 год.
4. Мифология. Энциклопедия. - М.: Белфакс, 2002.
5. Г.С.Белякова. Славянская мифология. - М.: Просвещение, 1995.
6. Н.А.Кун. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима.- М: Правда, 1988. Организация текущего и промежуточного контроля знаний.
А) Плановые контрольные работы – 2
Б) тестов – 6
Г) Творческих проектов – 2
5 класс
№
П/П
|
Тема урока |
Кол-во ч
Дата
|
Элементы содержания
| Примерное содержание работ |
|
ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ ИСКУССТВА. МИФОЛОГИЯ 34ч
Сюжеты и образы античной мифологии - 20ч
|
| Сотворение мира.
| 1
02.09
| Хаос как источник жизни на Земле, элемент первоосновы мира. Понятие Космоса как упорядоченного мира, состоящего из земли, неба и подземного мира. Возникновение Космоса из Хаоса в поэме Овидия « Метаморфозы ».
Первые божества: Гея (Земля), Никта (Ночь), Эреб (Мрак), Тартар (Бездна) и Эрос (Любовь). Дети Земли Уран (Небо) и Понт (Море). Рождение первых богов в поэме Гесиода «Теогония».
Сатурн (Кронос) и Рея — родители верховного греческого бога Зевса. Картина Ф. Гойи «Сатурн, пожирающий своих детей». Как Зевс лишил власти отца и стал во главе богов-олимпийцев. Картина Н. Пуссена «Детство Юпитера» и характерные особенности интерпретации античного мифа.
| Заполнить таблицу «Первые боги»
| -
| Бог-громовержец Зевс. Окружение Зевса.
| 2
09.09-16.09
| Рождение Зевса (Юпитера) и распределение сфер влияния между ним, Посейдоном и Аидом. Схватка богов и титанов и ее интерпретация в поэме Гесиода «Теогония». Алтарь Зевса в Пергаме. И. С. Тургенев «Пергамские раскопки». Драматизм борьбы богов и гигантов. Особенности изображения Зевса.
Гора Олимп — место вечного обитания богов. Двенадцать богов-олимпийцев: Зевс, Посейдон, Гера, Де-метра, Гестия, Аполлон, Артемида, Гефест, Арес, Афина, Афродита, Гермес. Гомер об особом почитании Зевса в «Илиаде». Пир богов на западном фризе Парфенона. Стихотворение Г. Гейне «Боги Греции».
Традиционный образ Зевса в произведениях искусства. Храм Зевса в Олимпии и скульптура Фидия. Голова Зевса «Отриколи». Атрибуты Зевса.
Миф о Зевсе, побеждающем стоглавое чудовище Тифона. Наказание Атланта. Художественное воплощение образа в скульптуре Микеланджело «Атлант».
Исполнители воли Зевса. Сюжет похищения Гани-меда в скульптурной статуе Леохара «Ганимед» и в картинах Корреджо, П. Рубенса и Рембрандта (по выбору). Скульптура Б. Торвальдсена «Ганимед, кормящий Зевсова орла».
Крылатая богиня Ника Самофракийская, художественные достоинства скульптурного образа. Стихотворение Н. Гумилева «Самофракийская победа».
Зевс — вершитель судеб богов и людей. Миф о Филемоне и Бавкиде и его интерпретация в «Метаморфоза» Овидия.
Миф о жестоком наказании Зевсом Тантала. Литературная интерпретация мифа в «Одиссее» Гомера и стихотворении Н. П. Огарева «Тантал». Роль Зевса в судьбе Сизифа. Картина Тициана «Сизиф».
Возлюбленные Зевса. Миф о Данае (картины Тициана и Рембрандта «Даная>). Сюжет похищения Европы в картинах П. Веронезе и В. Серова. Предчувствие трагической развязки в картине П. Веронезе и радостное, счастливое похищение прекрасной Европы в картине В. Серова.
| Поисковое задание: Объяснить крылатые выражения (Учебник)
Написать статью о Зевсе
|
| Посейдон — владыка морей.
| 1
23.09
| Посейдон (Нептун) — один из главных олимпийских богов, владыка моря и его обитателей. Атрибуты Посейдона и его свита. Морское царство Посейдона. Спор Зевса и Посейдона о главенстве среди богов олимпийского пантеона и его отражение в «Илиаде» Гомера.
Миф о состязании Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Эрехтейон — храм Афины и Посейдона на Акрополе в Афинах.
Величественный образ Посейдона в произведениях искусства. Скульптура Посейдона (римская копия с греческого оригинала). Скульптуры Л. Бернини «Нептун и Тритон» и К. Растрелли «Посейдон». Картина И. К. Айвазовского «Посейдон, несущийся по морю». Особенности воплощения его художественного образа. Образ «владыки морей» в художественномфильме А. С. Михалкова-Кончаловского «Одиссея» (просмотр фрагментов и их обсуждение).
Миф о Посейдоне и Амфитрите. Аллегорическое I воплощение сюжета в картине Н. Пуссена «Триумф Амфитриты».
| Сравнительный анализ произведений Бернини,Растрелли
Праздник Нептуналии
|
|
Афина — богиня
мудрости и
справедливой войны.
| 1
30.09
| Распространение культа Афины (Минервы) в Древ-ней Греции, ее заслуги перед народом. Миф о чудесном рождении Афины из головы Зевса. Скульптурная композиция на восточном фронтоне Парфенона в Акрополе.
Афина — богиня мудрости, покровительствующая греческому народу. Прославление культа Афины в произведениях античной пластики. Статуи Фидия «Афина Парфенос» и «Афина Промахос» в архитектурном ансамбле Парфенона и их судьба в истории искусства. Смысл символических атрибутов Афины в скульптурных портретах.
Афина Паллада (Воительница), покровительствующая справедливым войнам в отличие от Марса — бога разрушительных войн. Гомер об Афине Пал ладе и Марсе в поэме «Илиада».
Кого спасает, а кого губит Афина? Миф об Арахне в изложении Овидия («Метаморфозы»). Картина Я. Тинторетто «Афина и Арахна» и отражение в ней предчувствия трагической развязки (превращение АРАХНЫ в паука). Картина Веласкеса «Пряхи», соединив в одном полотне античного мифа и реальности жизни.
Спор Аполлона, Афины и Марсия. Скульптурная группа Мирона «Афина и Марсий», отражение в ней драматического конфликта. Удивление юной и сдержанной богини Афины и мастерски переданный испуг лесного демона Марсия. Справедливая роль Афины в решении судьбы Марсия (стихотворение Алкея «Марсий»).
Афина, покровительствующая искусству. Сюжет посещения муз на горе Геликон в «Метаморфозах» Овидия.
| Творческая работа «Афина и Арахна»
|
| Бог огня Гефест.
| 1
07.10
| Гефест (Вулкан) — бог огненной стихии и кузнеч- I ного ремесла. Миф о рождении Гефеста и его жизни среди богов Олимпа в интерпретации Гомера. Описание кузницы Гефеста в «Энеиде» Вергилия. Гефест — мастер «золотые руки». Циклопы — помощники Гефеста. Стихотворение А. С. Пушкина «Циклоп».
Посещение кузницы вулкана Афродитой в карти- | нах братьев М. и Л. Ленен и П. Рубенса (по выбору). Миф о сетях для неверной жены Афродиты и его отражение в картине Веласкеса «Кузница Вулкана».
| Проблемный вопрос: Есть такое выражение «Добро должно быть с кулаками». Как вы думаете. Имеет ли такое мнение право на жизнь?
Творческая работа: «Рождение Гефеста»
|
| Прометей — «сквозь тысячелетия вперед смотрящий».
| 1
14.10
| Миф о титане духа и воли как пример самоотверженной борьбы за спасение рода человеческого. Заслуги Прометея перед человечеством в «Метаморфозах» Овидия. Создание первого человека из глины и воды. Рельеф саркофага «Прометей, создающий первого человека». Басни Эзопа о Прометее.
Характер конфликта между Прометеем и Зевсом. Символическое толкование образа в античную эпоху. Примитивизм и грубость Прометея, по заслугам наказанного Зевсом, в «Теогонии» Гесиода. Прометей — титан, похитивший огонь для человечества, в трагедии Эсхила «Прикованный Прометей». Отражение сюжета в картине Ф. Снейдерса и П. Рубенса «Прикованный Прометей» и в скульптуре Ф. Г. Гордеева «Прометей, терзаемый орлом».
Устойчивость мифа о Прометее в истории искусств, его особая популярность в романтическую эпоху XIX в. Прометей как символ свободы и победитель тирании, олицетворение художника, получающего у неба огонь творческого вдохновения. Сравнительный анализ стихотворений «Прометей» И. В. Гете Дж. Байрона. Прометей Гете — поэтический манифест творческой личности, утверждающий себя в реальном мире, «смиривший высокомерие» богов. Прометей Байрона — «титан, воитель и борец», не покорившийся Зевсу, «символ свободы», «величья образец для человеческого рода», озаривший огнем творческого познания жизнь человека.
Музыкальные интерпретации мифа о Прометее. Бетховен. Финал Третьей (Героической) симфонии. Музыка, рассказывающая о титанической борьбе Прометея, его высоком подвиге во имя человечества и доблестной, героической смерти. «Прометей» Ф. Листа. Внимание композитора к драматизму личных переживаний героя. Сравнительный анализ стихотворения И. В. Гете «Прометей» и песни-арии Ф. Шуберта. Отражение в музыке темы беззаветной любви к свободе (по выбору).
| Прометей – вор или герой?
Просмотр мультфильма «Прометей» Творческая работа – поделка, рисунок «Мой Прометей»
|
| Лики Аполлона. Аполлон и музы Парнаса.
| 2
21.10-28.10
| Миф о рождении Аполлона и Артемиды. Неоднородность его восприятия и глубокое символическое звучание в различные культурно-исторические эпохи. Аполлон как олицетворение доблестной силы и мужества.
А. С. Пушкина. Скульптурные произведения Леохара («Аполлон Бельведерский») и Праксителя («Аполлон Сауроктон, убивающий ящерицу»), Аполлон как воплощение красоты всех олимпийских богов. Душевный порыв, величие, мужественность и гордость в скульптуре Леохара. Созерцательность и лиричность настроения, непринужденность и идиллическая одухотворенность героя в скульптуре Праксителя. Различия в художественной интерпретации образа.
Предсказание будущего — один из главных даров Аполлона. Храм Аполлона в Дельфах.
Губительные стрелы Аполлона. Миф о гибели Ниобеи и его отражение в «Метаморфозах» Овидия, Рельеф «Гибель Ниобид» и выражение в нем материнской скорби и неотвратимо неожиданных ударов УДьбы. Стихотворение А. Апухтина «Ниобея» и переданный в нем протест героини против воли всесильных богов.
Миф о состязании Аполлона и Марсия. Аллегорическое противопоставление интеллектуального начала (Аполлон) эмоциональному (Марсий). Художественное воплощение сюжета в картинах Тициана «Наказание Марсия» и X. Риберы «Аполлон и Марсий» (по выбору).
Возлюбленные Аполлона. «Первая Феба любовь» — прекрасная Дафна. Миф в изложении Овидия («Метаморфозы»). Скульптурная группа Л. Бернини «Аполлон и Дафна», мастерская передача стремительности бега девушки, ее душевного волнения, растерянности и испуга. Поэтическая интерпретация мифа в стихотворении Л. Мея «Дафна».
Аполлон Мусагет — покровитель искусств и творческого вдохновения. Спутница Аполлона — лира (кифара). Лавры Аполлона как высшая награда поэтов и победителей. Стихотворение Г. Гейне «Бог Аполлон».
Аполлон как нежный и верный друг в картине А. Иванова «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой». Образное воплощение темы творческого вдохновения, ощущение абсолютного покоя и тишины.
Девять муз Аполлона: Клио (история), Каллиопа (эпос), Мельпомена (трагедия), Терпсихора (танец), Талия (комедия), Эрато (любовная поэзия, мимика), Евтерпа (лирическая поэзия, музыка), Полигимния (красноречие, гимны), Урания (астрономия). Происхождение муз, их отличительные атрибуты в скульптурных изображениях из собрания Эрмитажа.
«Парнас» А. Мантеньи — аллегория красоты и грации. Романтический характер пейзажа, фантастически-сказочная фигура крылатого коня Пегаса. Фреска Рафаэля «Парнас». Увлеченная игра Аполлона на виоле в окружении девяти муз, изображение знаменитых греческих, римских и современных поэтов.
Поэтическое воплощение художественного идеала Рафаэля. Картина Н. Пуссена «Парнас» и переданная в ней поэтическая атмосфера творческого вдохновения. Балет Дж. Баланчина «Аполлон Мусагет» на музыку И. Ф. Стравинского. Чарующая радость жизни и творчества, воплощенные в музыке и танце. Заключительный танец Аполлона и Терпсихоры, прославляющий красоту и великую силу искусства.
| Анализ произведений
|
| Орфей и Эвридика.
| 1
11.11
| Миф об Орфее и Эвридике — миф о рождении музыки. «Зовущая лира Орфея поныне волнует сердца». Отражение мифа в произведениях искусства различных жанров. Картина Н. Пуссена «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой». Скульптурная группа А. Кановы «Орфей» и «Эвридика», выразительность отчаянного жеста, трагичность позы, напряженная и эмоциональная динамика движений героев. Фрагменты из «Метаморфоз» Овидия («Орфей», «Песнь Орфея» и «Гибель Орфея»).
«Орфей» К. Глюка — одна из лучших музыкальных интерпретаций античного мифа. Суровая драматическая сила и нежная лирика, власть любви и искусства, торжествующие над смертью.
Радость, боль и надежда, переданные в балете И. Ф. Стравинского «Орфей». Лирический цикл Р. М. Рильке «Сонеты к Орфею» (по выбору).
| Прослушивание оперы Глюка
Изобразить свое видение мифа об Орфее и Эвридике (рисунок, коллаж, открытка, поделка)
|
| Диана — покровительница охоты
| 1
18.11
| Вечно юная и прекрасная Артемида (Диана), ее основные атрибуты. Особый культ богини, нашедший отражение в храме Артемиды в Эфесе, одном из семи чудес света. Стихотворение А. А. Фета «Диана».
Диана-охотница в скульптурах Леохара и Ж. Гудона («Диана с оленем»), своеобразие художественной интерпретации образа. Картина П. Рубенса «Возвращение Дианы с охоты». Диана в окружении прекрасных нимф (картина Ф. Буше «Купание Дианы»). Изысканность и очаровательная грациозность богини.
Кому и как покровительствует Артемида. Легенда об Актеоне и ее поучительный смысл. Роспись античного кратера с изображением Артемиды и Актеона. Участие Артемиды в решении судьбы нимфы Каллисто.
Художественное воплощение мифа о любви к юноше Эндимиону в картине Н. Пуссена «Диана и Энди-мион». Стихотворение А. И. Полежаева «Эндимион», поэтическая интерпретация мифа.
| Сравнительный анализ произведений
|
| Арес — неукротимый бог войны.
| 1
25.11
| Арес (Марс) — коварный и вероломный бог войны. Изображение Ареса в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера.Богиня раздора Эрида — постоянная спутница Ареса. Атрибуты бога войны (щит, шлем с пером, меч или копье).
Изображение Ареса в мирной позе, отдыхающим после боя — главная особенность произведений античной скульптуры. «Арес Людовизи» неизвестного автора — образ атлета-воина. Его роль и участие в войне богов с гигантами и в Троянской войне. Поединок Ареса и Диомеда в «Илиаде» Гомера. Картина П. Рубенса «Битва амазонок с греками», смелость и решительность действий амазонок.
Широкое распространение культа Марса в римской мифологии. Марс как основатель и хранитель города Рима. Легенда о Ромуле и Реме. Создание Марсова поля — места военных смотров и маневров в Риме. Неожиданное решение образа в картине Веласкеса «Марс».
Скульптурный портрет императора Августа из прима Порта. Сходство его изображения с богом войны Марсом. Традиции римского скульптурного портрета в памятнике А. В. Суворову М. Козловского на Марсовом поле в Санкт-Петербурге. Всепобеждающая энергия и непоколебимая воля полководца, запечатленная в аллегорическом образе. Фрагмент из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» («Люблю воинственную живость потешных марсовых полей»).
Миф о любви Марса и Венеры. Фрагмент из «Мета-м0рфоз» Овидия. Изнеженный юноша, ослепленный чувством любви к прекрасной Венере во фресках Помпеи «Марс и Венера». Марс — покоритель женских сердец в картинах Н. Пуссена и П. Рубенса (по выбору).
| Заполнение таблицы «Греческий Арес и Римский Марс»
| |