Рабочая программа по литературе включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, где представлены общая характеристика программы, сведения о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа, и об их распределении по разделам курса, информация о форме организации образовательного пр





Скачать 403.19 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, где представлены общая характеристика программы, сведения о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа, и об их распределении по разделам курса, информация о форме организации образовательного пр
страница1/3
Дата публикации09.11.2014
Размер403.19 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3
Обсуждена на заседании УТВЕРЖДАЮ

школьного методического объединения Директор школы Максимова Ю.И.

учителей русского языка, литературы, искусства

МБОУ «Новосельская средняя общеобразовательная школа»

Протокол №3 от 26 августа 2013 года


ОБРАЗОВАТЕЛЬНА ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «Искусство»

5 класс

2013 – 2014 учебный год


Автор-составитель: Николаева Марина Геннадьевна.

Учитель русского языка и литературы

Аннотация к рабочей программе

по предмету « Искусство»

Класс: 5

Рабочая программа по мировой художественной культуре для 5 класса разработана на основе авторской программы под редакцией Даниловой Галины Ивановны «Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5—11 кл. / сост. Г. И. Данилова. — 4-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2008.»
В соответствии с учебным планом школы на 2013-2014 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Тип программы: программа изучения МХК на базовом уровне.

Реализация учебной программы обеспечивается учебным пособием «Г.И. Данилова: Мировая художественная культура: Вечные образы искусства. Мифология. 5 класс. – М.: Дрофа, 2011», включенным в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год.

Рабочая программа по литературе включает в себя следующие разделы:

  • пояснительную записку, где представлены общая характеристика программы, сведения о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа, и об их распределении по разделам курса, информация о форме организации образовательного процесса, а также изложены цели и задачи обучения, основные требования подготовки учащихся;

  • календарно-тематическое планирование;

  • перечень учебно-методического обеспечения, список литературы для самостоятельного чтения.


Раздел I. Пояснительная записка

Статус документа.

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5—11 кл. / сост. Г. И. Данилова. — 4-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2008.

Изменений в рабочей программе нет, программа соответствует федеральному компоненту.
Основная идея программы

Приобщение школьников к миру искусства через конкретно-чувственное восприятие произведений мировой художественной культуры к пониманию и осмыслению основных законов развития искусства, к постижению целостной художественной картины мира и собственному творчеству.
Актуальность, новизна, значимость

Мировая художественная культура (МХК) — пред­мет сравнительно новый в российской системе образо­вания, не имеющий аналогов в мире. Появление но­вых программ, учебников и пособий по МХК, повы­шенный интерес преподавателей и учащихся средней школы, более чем заинтересованное обсуждение проб­лем его преподавания в средствах массовой информа­ции — неоспоримое свидетельство того, что он прочно и надолго завоевывает пространство в общей системе гуманитарного образования.

Документы Министерства образования РФ, в кото­рых рассматривается дальнейшая перспектива изуче­ния МХК в средней школе, достаточно четко опреде­ляют его место в Базисном учебном плане. В них осо­бо подчеркивается, что приобщение школьников к шедеврам мировой художественной культуры — это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления.
Цели учебного предмета

Изучение известных сюжетов и образов античной мифологии, их художественного воплощения в различных видах искусства.

Знакомство с языческой славянской мифологией, её связь с античной мифологией и историей русской духовной культуры.
Роль и место курса в обучении

Данный курс рассчитан на 5 лет (5-9 классы) и может быть рассмотрен как отдельный курс, а так же как вводная часть в изучении предмета Мировая художественная культура (5-11 классы).
Цели и задачи

Образовательные цели и задачи курса:

  • изучение шедевров мирового искусства, создан­ных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззре­ния и стиля выдающихся художников-творцов;

  • формирование и развитие понятий о художест­венно-исторической эпохе, стиле и направлении, по­нимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;

  • осознание роли и места Человека в художествен­ной культуре на протяжении ее исторического разви­тия, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

  • постижение системы знаний о единстве, много­образии и национальной самобытности культур раз­личных народов мира;

  • освоение основных этапов развития отечествен­ной (русской и национальной) художественной куль­туры как уникального и самобытного явления, имею­щего непреходящее мировое значение;

  • знакомство с классификацией искусств, пости­жение общих закономерностей создания художест­венного образа во всех его видах;

  • интерпретация видов искусства с учетом особен­ностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.


Воспитательные цели и задачи курса:

  • помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нрав­ственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

  • способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

  • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;

  • развитие способностей к художественному твор­честву, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

  • создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведе­ниями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.


Используемый учебно- методический комплект.

  1. Учебник «Г.И. Данилова: Мировая художественная культура: Вечные образы искусства. Мифология. 5 класс. – М.: Дрофа, 2011».

  2. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. Составитель Н.Н.Куцман. – Волгоград: издательский торговый дом «Корифей» , 2007 год.

Данная программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Методы, формы обучения и режим занятий

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок.

Наиболее приемлемой формой работы по программе «Мировая художественная культура» являются урок-лекция с использованием презентации, урок - виртуальное путешествие, диспут, беседа, викторина, экскурсии. По согласованию с обучающимися могут быть использованы такие формы работы как доклад, сообщение, реферат, эссе.
Межпредметные связи.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литерату­ры, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.
Предполагаемые результаты

В результате изучения курса «Мировая художественная культура» в 5-м классе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Мировая художественная культура»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру,

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.



Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по предмету «Мировая художественная культура. 5 класс»

Требования к знаниям

В результате изучения мировой художественной культу­ры ученик должен

знать/понимать:

  • мифологические сюжеты и образы в произведениях искусства различных жанров;

  • причины изменения их интерпретации на протяжении истории развития мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;

  • роль знака, символа, мифа в художественной культуре.


Требования к умениям

В результате изучения мировой художественной культу­ры ученик должен

уметь:

  • сравнивать мифологические сюжеты и образы и соотносить их с определенной исторической эпохой;

  • понимать искусствоведческие термины и пользовать­ся ими;

  • осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

  • аргументировать собственную точку зрения в дискус­сии по проблемам мировой художественной культуры;

  • выполнять учебные и творческие задания (эссе, докла­ды, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии).


Требования компетенции

В результате изучения мировой художественной культу­ры ученик должен

использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни для:

  • определения путей своего культурного развития; про­фессионального самоопределения;

  • ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • самостоятельного художественного творчества.


Раздел III. Содержание программы.

«Вечные образы искусства. Мифология». На данном этапе рассматриваются наиболее известные сюжеты и образы античной мифологии, не утратившие актуальность и нравственную значимость для нашего времени. Особое внимание уделено их художественно­му воплощению в различных видах искусства и причи­нам изменения интерпретации на протяжении истори­ческого развития мировой художественной культуры.
Сюжеты и образы античной мифологии – 20 часов

Мифология древних славян - 14 часов

Раздел IV. Перечень учебно-методического обеспечения

А) УМК для учащихся:

1. Учебник Г.И.Данилова Мировая художественная культура 5 класс – М.: Дрофа, 2010г.

Б) Методические пособия для учителя:

1. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура 5-9 классы/ сост. Г.И. Данилова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.

2. Учебник Г.И.Данилова Мировая художественная культура 5 класс – М.: Дрофа, 2008.

3. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. Составитель Н.Н.Куцман. – Волгоград: издательский торговый дом «Корифей» , 2007 год.

4. Мифология. Энциклопедия. - М.: Белфакс, 2002.

5. Г.С.Белякова. Славянская мифология. - М.: Просвещение, 1995.

6. Н.А.Кун. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима.- М: Правда, 1988.
Организация текущего и промежуточного контроля знаний.

А) Плановые контрольные работы – 2

Б) тестов – 6

Г) Творческих проектов – 2

5 класс




П/П



Тема урока



Кол-во ч

Дата



Элементы содержания

Примерное содержание работ






ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ ИСКУССТВА. МИФОЛОГИЯ 34ч

  1. Сюжеты и образы античной мифологии - 20ч



Сотворение мира.


1

02.09

Хаос как источник жизни на Земле, элемент перво­основы мира. Понятие Космоса как упорядоченного мира, состоящего из земли, неба и подземного мира. Возникновение Космоса из Хаоса в поэме Овидия « Метаморфозы ».

Первые божества: Гея (Земля), Никта (Ночь), Эреб (Мрак), Тартар (Бездна) и Эрос (Любовь). Дети Земли Уран (Небо) и Понт (Море). Рождение первых богов в поэме Гесиода «Теогония».

Сатурн (Кронос) и Рея — родители верховного гре­ческого бога Зевса. Картина Ф. Гойи «Сатурн, пожи­рающий своих детей». Как Зевс лишил власти отца и стал во главе богов-олимпийцев. Картина Н. Пуссена «Детство Юпитера» и характерные особенности ин­терпретации античного мифа.


Заполнить таблицу «Первые боги»

  1. -

Бог-громовержец Зевс. Окружение Зевса.


2

09.09-16.09

Рождение Зевса (Юпитера) и распределение сфер влияния между ним, Посейдоном и Аидом. Схватка богов и титанов и ее интерпретация в поэме Гесиода «Теогония». Алтарь Зевса в Пергаме. И. С. Тургенев «Пергамские раскопки». Драматизм борьбы богов и гигантов. Особенности изображения Зевса.

Гора Олимп — место вечного обитания богов. Две­надцать богов-олимпийцев: Зевс, Посейдон, Гера, Де-метра, Гестия, Аполлон, Артемида, Гефест, Арес, Афина, Афродита, Гермес. Гомер об особом почита­нии Зевса в «Илиаде». Пир богов на западном фризе Парфенона. Стихотворение Г. Гейне «Боги Греции».

Традиционный образ Зевса в произведениях искус­ства. Храм Зевса в Олимпии и скульптура Фидия. Го­лова Зевса «Отриколи». Атрибуты Зевса.

Миф о Зевсе, побеждающем стоглавое чудовище Тифона. Наказание Атланта. Художественное вопло­щение образа в скульптуре Микеланджело «Атлант».

Исполнители воли Зевса. Сюжет похищения Гани-меда в скульптурной статуе Леохара «Ганимед» и в картинах Корреджо, П. Рубенса и Рембрандта (по вы­бору). Скульптура Б. Торвальдсена «Ганимед, кормя­щий Зевсова орла».

Крылатая богиня Ника Самофракийская, художе­ственные достоинства скульптурного образа. Стихо­творение Н. Гумилева «Самофракийская победа».

Зевс — вершитель судеб богов и людей. Миф о Филемоне и Бавкиде и его интерпретация в «Метаморфоза» Овидия.

Миф о жестоком наказании Зевсом Тантала. Лите­ратурная интерпретация мифа в «Одиссее» Гомера и стихотворении Н. П. Огарева «Тантал». Роль Зевса в судьбе Сизифа. Картина Тициана «Сизиф».

Возлюбленные Зевса. Миф о Данае (картины Тици­ана и Рембрандта «Даная>). Сюжет похищения Евро­пы в картинах П. Веронезе и В. Серова. Предчувствие трагической развязки в картине П. Веронезе и радост­ное, счастливое похищение прекрасной Европы в кар­тине В. Серова.


Поисковое задание: Объяснить крылатые выражения (Учебник)

Написать статью о Зевсе



Посейдон владыка морей.


1

23.09

Посейдон (Нептун) — один из главных олимпий­ских богов, владыка моря и его обитателей. Атрибуты Посейдона и его свита. Морское царство Посейдона. Спор Зевса и Посейдона о главенстве среди богов олимпийского пантеона и его отражение в «Илиаде» Гомера.

Миф о состязании Афины и Посейдона за облада­ние Аттикой. Эрехтейон — храм Афины и Посейдона на Акрополе в Афинах.

Величественный образ Посейдона в произведениях искусства. Скульптура Посейдона (римская копия с греческого оригинала). Скульптуры Л. Бернини «Нептун и Тритон» и К. Растрелли «Посейдон». Кар­тина И. К. Айвазовского «Посейдон, несущийся по морю». Особенности воплощения его художественно­го образа. Образ «владыки морей» в художественномфильме А. С. Михалкова-Кончаловского «Одиссея» (просмотр фрагментов и их обсуждение).

Миф о Посейдоне и Амфитрите. Аллегорическое I воплощение сюжета в картине Н. Пуссена «Триумф Амфитриты».


Сравнительный анализ произведений Бернини,Растрелли

Праздник Нептуналии





Афина богиня

мудрости и

справедливой войны.


1

30.09

Распространение культа Афины (Минервы) в Древ-ней Греции, ее заслуги перед народом. Миф о чудес­ном рождении Афины из головы Зевса. Скульптурная композиция на восточном фронтоне Парфенона в Ак­рополе.

Афина — богиня мудрости, покровительствующая греческому народу. Прославление культа Афины в произведениях античной пластики. Статуи Фидия «Афина Парфенос» и «Афина Промахос» в архитек­турном ансамбле Парфенона и их судьба в истории ис­кусства. Смысл символических атрибутов Афины в скульптурных портретах.

Афина Паллада (Воительница), покровительствую­щая справедливым войнам в отличие от Марса — бога разрушительных войн. Гомер об Афине Пал ладе и Марсе в поэме «Илиада».

Кого спасает, а кого губит Афина? Миф об Арахне в изложении Овидия («Метаморфозы»). Картина Я. Тинторетто «Афина и Арахна» и отражение в ней предчувствия трагической развязки (превращение АРАХНЫ в паука). Картина Веласкеса «Пряхи», соеди­нив в одном полотне античного мифа и реальности жизни.

Спор Аполлона, Афины и Марсия. Скульптурная группа Мирона «Афина и Марсий», отражение в ней драматического конфликта. Удивление юной и сдер­жанной богини Афины и мастерски переданный ис­пуг лесного демона Марсия. Справедливая роль Афи­ны в решении судьбы Марсия (стихотворение Алкея «Марсий»).

Афина, покровительствующая искусству. Сюжет посещения муз на горе Геликон в «Метаморфозах» Овидия.


Творческая работа «Афина и Арахна»



Бог огня Гефест.

1

07.10

Гефест (Вулкан) — бог огненной стихии и кузнеч- I ного ремесла. Миф о рождении Гефеста и его жизни среди богов Олимпа в интерпретации Гомера. Описа­ние кузницы Гефеста в «Энеиде» Вергилия. Гефест — мастер «золотые руки». Циклопы — помощники Ге­феста. Стихотворение А. С. Пушкина «Циклоп».

Посещение кузницы вулкана Афродитой в карти- | нах братьев М. и Л. Ленен и П. Рубенса (по выбору). Миф о сетях для неверной жены Афродиты и его отра­жение в картине Веласкеса «Кузница Вулкана».



Проблемный вопрос: Есть такое выражение «Добро должно быть с кулаками». Как вы думаете. Имеет ли такое мнение право на жизнь?

Творческая работа: «Рождение Гефеста»




Прометей «сквозь тысячелетия вперед смотрящий».


1

14.10

Миф о титане духа и воли как пример самоотвер­женной борьбы за спасение рода человеческого. За­слуги Прометея перед человечеством в «Метаморфо­зах» Овидия. Создание первого человека из глины и воды. Рельеф саркофага «Прометей, создающий пер­вого человека». Басни Эзопа о Прометее.

Характер конфликта между Прометеем и Зевсом. Символическое толкование образа в античную эпоху. Примитивизм и грубость Прометея, по заслугам нака­занного Зевсом, в «Теогонии» Гесиода. Прометей — титан, похитивший огонь для человечества, в траге­дии Эсхила «Прикованный Прометей». Отражение сюжета в картине Ф. Снейдерса и П. Рубенса «Прико­ванный Прометей» и в скульптуре Ф. Г. Гордеева «Прометей, терзаемый орлом».

Устойчивость мифа о Прометее в истории ис­кусств, его особая популярность в романтическую эпоху XIX в. Прометей как символ свободы и победитель тирании, олицетворение художника, получаю­щего у неба огонь творческого вдохновения. Сравни­тельный анализ стихотворений «Прометей» И. В. Гете Дж. Байрона. Прометей Гете — поэтический манифест творческой личности, утверждающий себя в ре­альном мире, «смиривший высокомерие» богов. Про­метей Байрона — «титан, воитель и борец», не поко­рившийся Зевсу, «символ свободы», «величья обра­зец для человеческого рода», озаривший огнем творческого познания жизнь человека.

Музыкальные интерпретации мифа о Прометее. Бетховен. Финал Третьей (Героической) симфонии. Музыка, рассказывающая о титанической борьбе Прометея, его высоком подвиге во имя человечества и доблестной, героической смерти. «Прометей» Ф. Лис­та. Внимание композитора к драматизму личных пе­реживаний героя. Сравнительный анализ стихотворе­ния И. В. Гете «Прометей» и песни-арии Ф. Шуберта. Отражение в музыке темы беззаветной любви к свобо­де (по выбору).


Прометей – вор или герой?

Просмотр мультфильма «Прометей» Творческая работа – поделка, рисунок «Мой Прометей»



Лики Аполлона. Аполлон и музы Парнаса.



2

21.10-28.10

Миф о рождении Аполлона и Артемиды. Неодно­родность его восприятия и глубокое символическое звучание в различные культурно-исторические эпо­хи. Аполлон как олицетворение доблестной силы и мужества.

А. С. Пушкина. Скульптурные произведения Леохара («Аполлон Бельведерский») и Праксителя («Аполлон Сауроктон, убивающий яще­рицу»), Аполлон как воплощение красоты всех олим­пийских богов. Душевный порыв, величие, муже­ственность и гордость в скульптуре Леохара. Созерца­тельность и лиричность настроения, непринужден­ность и идиллическая одухотворенность героя в скульптуре Праксителя. Различия в художественной интерпретации образа.

Предсказание будущего — один из главных даров Аполлона. Храм Аполлона в Дельфах.

Губительные стрелы Аполлона. Миф о гибели Ниобеи и его отражение в «Метаморфозах» Овидия, Рельеф «Гибель Ниобид» и выражение в нем материн­ской скорби и неотвратимо неожиданных ударов УДьбы. Стихотворение А. Апухтина «Ниобея» и переданный в нем протест героини против воли всесиль­ных богов.

Миф о состязании Аполлона и Марсия. Аллегори­ческое противопоставление интеллектуального нача­ла (Аполлон) эмоциональному (Марсий). Художест­венное воплощение сюжета в картинах Тициана «На­казание Марсия» и X. Риберы «Аполлон и Марсий» (по выбору).

Возлюбленные Аполлона. «Первая Феба любовь» — прекрасная Дафна. Миф в изложении Овидия («Мета­морфозы»). Скульптурная группа Л. Бернини «Апол­лон и Дафна», мастерская передача стремительности бега девушки, ее душевного волнения, растерянности и испуга. Поэтическая интерпретация мифа в стихо­творении Л. Мея «Дафна».

Аполлон Мусагет — покровитель искусств и твор­ческого вдохновения. Спутница Аполлона — лира (ки­фара). Лавры Аполлона как высшая награда поэтов и победителей. Стихотворение Г. Гейне «Бог Аполлон».

Аполлон как нежный и верный друг в картине А. Иванова «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимаю­щиеся музыкой». Образное воплощение темы творче­ского вдохновения, ощущение абсолютного покоя и тишины.

Девять муз Аполлона: Клио (история), Каллиопа (эпос), Мельпомена (трагедия), Терпсихора (танец), Талия (комедия), Эрато (любовная поэзия, мимика), Евтерпа (лирическая поэзия, музыка), Полигимния (красноречие, гимны), Урания (астрономия). Проис­хождение муз, их отличительные атрибуты в скульп­турных изображениях из собрания Эрмитажа.

«Парнас» А. Мантеньи — аллегория красоты и грации. Романтический характер пейзажа, фантасти­чески-сказочная фигура крылатого коня Пегаса. Фре­ска Рафаэля «Парнас». Увлеченная игра Аполлона на виоле в окружении девяти муз, изображение знаме­нитых греческих, римских и современных поэтов.

Поэтическое воплощение художественного идеала Ра­фаэля. Картина Н. Пуссена «Парнас» и переданная в ней поэтическая атмосфера творческого вдохновения. Балет Дж. Баланчина «Аполлон Мусагет» на музы­ку И. Ф. Стравинского. Чарующая радость жизни и творчества, воплощенные в музыке и танце. Заклю­чительный танец Аполлона и Терпсихоры, прослав­ляющий красоту и великую силу искусства.


Анализ произведений



Орфей и Эвридика.

1

11.11

Миф об Орфее и Эвридике — миф о рождении му­зыки. «Зовущая лира Орфея поныне волнует сердца». Отражение мифа в произведениях искусства различ­ных жанров. Картина Н. Пуссена «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой». Скульптурная группа А. Кановы «Ор­фей» и «Эвридика», выразительность отчаянного жеста, трагичность позы, напряженная и эмоциональная динамика движений героев. Фрагменты из «Метаморфоз» Овидия («Орфей», «Песнь Орфея» и «Гибель Орфея»).

«Орфей» К. Глюка — одна из лучших музыкальных интерпретаций античного мифа. Суровая драма­тическая сила и нежная лирика, власть любви и ис­кусства, торжествующие над смертью.

Радость, боль и надежда, переданные в балете И. Ф. Стравинского «Орфей». Лирический цикл Р. М. Рильке «Сонеты к Орфею» (по выбору).


Прослушивание оперы Глюка

Изобразить свое видение мифа об Орфее и Эвридике (рисунок, коллаж, открытка, поделка)



Диана покровительница охоты


1

18.11

Вечно юная и прекрасная Артемида (Диана), ее ос­новные атрибуты. Особый культ богини, нашедший отражение в храме Артемиды в Эфесе, одном из семи чудес света. Стихотворение А. А. Фета «Диана».

Диана-охотница в скульптурах Леохара и Ж. Гудо­на («Диана с оленем»), своеобразие художественной интерпретации образа. Картина П. Рубенса «Возвра­щение Дианы с охоты». Диана в окружении прекрас­ных нимф (картина Ф. Буше «Купание Дианы»). Изысканность и очаровательная грациозность богини.

Кому и как покровительствует Артемида. Легенда об Актеоне и ее поучительный смысл. Роспись античного кратера с изображением Артемиды и Актеона. Участие Артемиды в решении судьбы нимфы Каллисто.

Художественное воплощение мифа о любви к юно­ше Эндимиону в картине Н. Пуссена «Диана и Энди-мион». Стихотворение А. И. Полежаева «Эндимион», поэтическая интерпретация мифа.


Сравнительный анализ произведений



Арес неукротимый бог войны.


1

25.11

Арес (Марс) — коварный и вероломный бог войны. Изображение Ареса в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера.Богиня раздора Эрида — постоянная спутница Ареса. Атрибуты бога войны (щит, шлем с пером, меч или копье).

Изображение Ареса в мирной позе, отдыхающим после боя — главная особенность произведений ан­тичной скульптуры. «Арес Людовизи» неизвестного автора — образ атлета-воина. Его роль и участие в войне богов с гигантами и в Троянской войне. Поеди­нок Ареса и Диомеда в «Илиаде» Гомера. Картина П. Рубенса «Битва амазонок с греками», смелость и решительность действий амазонок.

Широкое распространение культа Марса в рим­ской мифологии. Марс как основатель и хранитель города Рима. Легенда о Ромуле и Реме. Создание Марсова поля — места военных смотров и маневров в Ри­ме. Неожиданное решение образа в картине Веласкеса «Марс».

Скульптурный портрет императора Августа из прима Порта. Сходство его изображения с богом вой­ны Марсом. Традиции римского скульптурного порт­рета в памятнике А. В. Суворову М. Козловского на Марсовом поле в Санкт-Петербурге. Всепобеждающая энергия и непоколебимая воля полководца, запечат­ленная в аллегорическом образе. Фрагмент из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» («Люблю воинст­венную живость потешных марсовых полей»).

Миф о любви Марса и Венеры. Фрагмент из «Мета-м0рфоз» Овидия. Изнеженный юноша, ослепленный чувством любви к прекрасной Венере во фресках Пом­пеи «Марс и Венера». Марс — покоритель женских сер­дец в картинах Н. Пуссена и П. Рубенса (по выбору).


Заполнение таблицы «Греческий Арес и Римский Марс»
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, где представлены общая характеристика программы, сведения о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа, и об их распределении по разделам курса, информация о форме организации образовательного пр iconРабочая программа по литературе включает в себя следующие разделы:...
Даниловой Галины Ивановны «Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5—11 кл. / сост. Г. И....
Рабочая программа по литературе включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, где представлены общая характеристика программы, сведения о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа, и об их распределении по разделам курса, информация о форме организации образовательного пр iconРабочая программа по литературе включает в себя следующие разделы:...
Даниловой Галины Ивановны «Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5—11 кл. / сост. Г. И....
Рабочая программа по литературе включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, где представлены общая характеристика программы, сведения о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа, и об их распределении по разделам курса, информация о форме организации образовательного пр iconРабочая программа по литературе в 5-9 классах включает следующие...
Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижения школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками...
Рабочая программа по литературе включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, где представлены общая характеристика программы, сведения о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа, и об их распределении по разделам курса, информация о форме организации образовательного пр iconРабочая программа по математике включает разделы: пояснительную записку;...
Муниципальное казенное образовательное учреждение Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа по литературе включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, где представлены общая характеристика программы, сведения о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа, и об их распределении по разделам курса, информация о форме организации образовательного пр iconРабочая программа по литературе (базовый уровень)
Она включает три раздела: пояснительную записку; цели обучения, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам....
Рабочая программа по литературе включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, где представлены общая характеристика программы, сведения о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа, и об их распределении по разделам курса, информация о форме организации образовательного пр iconПояснительная записка к разделу «Изобразительное искусство» (8-9 класс)
Рабочая программа включает 4 раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам...
Рабочая программа по литературе включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, где представлены общая характеристика программы, сведения о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа, и об их распределении по разделам курса, информация о форме организации образовательного пр iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание курса с распределением учебных часов по разделам...
Рабочая программа по литературе включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, где представлены общая характеристика программы, сведения о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа, и об их распределении по разделам курса, информация о форме организации образовательного пр iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса...
Рабочая программа по литературе включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, где представлены общая характеристика программы, сведения о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа, и об их распределении по разделам курса, информация о форме организации образовательного пр iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Рабочая программа учебного курса по литературе в 10 классе создана на основе следующих документов
Рабочая программа по литературе включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, где представлены общая характеристика программы, сведения о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа, и об их распределении по разделам курса, информация о форме организации образовательного пр iconРабочая программа по изобразительному искусству для VIII-IX общеобразовательных...
Рабочая программа включает 4 раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам...
Рабочая программа по литературе включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, где представлены общая характеристика программы, сведения о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа, и об их распределении по разделам курса, информация о форме организации образовательного пр iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
«Программа по литературе для 9 класса», опубликованной в сборнике «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы»,...
Рабочая программа по литературе включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, где представлены общая характеристика программы, сведения о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа, и об их распределении по разделам курса, информация о форме организации образовательного пр iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов...
Рабочая программа по литературе включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, где представлены общая характеристика программы, сведения о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа, и об их распределении по разделам курса, информация о форме организации образовательного пр iconПрограмма по физике включает три раздела: пояснительную записку;...
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Рабочая программа по литературе включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, где представлены общая характеристика программы, сведения о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа, и об их распределении по разделам курса, информация о форме организации образовательного пр iconПрограмма по технологии для базового уровня обучения может реализовываться...
Программа включает т р и р а з д е л а: пояснительную записку; основное содержание, распределением учебных часов по разделам курса...
Рабочая программа по литературе включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, где представлены общая характеристика программы, сведения о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа, и об их распределении по разделам курса, информация о форме организации образовательного пр iconРабочая программа учебного курса «геометрия» в 11 классе (профильный уровень)
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку; содержание курса; основные требования к уровню подготовки выпускников;...
Рабочая программа по литературе включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, где представлены общая характеристика программы, сведения о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа, и об их распределении по разделам курса, информация о форме организации образовательного пр iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа включает пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам и темам курса,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск