Обсуждена на заседании УТВЕРЖДАЮ
школьного методического объединения Директор школы Максимова Ю.И.
учителей русского языка, литературы, искусства
МБОУ «Новосельская средняя общеобразовательная школа»
Протокол №3 от 26 августа 2013 года
ОБРАЗОВАТЕЛЬНА ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «Искусство»
6 класс
2013 – 2014 учебный год
Автор-составитель: Николаева Марина Геннадьевна.
Учитель русского языка и литературы
Аннотация к рабочей программе
по предмету « Искусство»
Класс: 6
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 6 класса разработана на основе авторской программы под редакцией Даниловой Галины Ивановны «Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5—11 кл. / сост. Г. И. Данилова. — 4-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2008.» В соответствии с учебным планом школы на 2013-2014 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Тип программы: программа изучения МХК на базовом уровне.
Реализация учебной программы обеспечивается учебным пособием «Г.И. Данилова: Мировая художественная культура: Вечные образы искусства. Библия. 6 класс. – М.: Дрофа, 2011», включенным в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год.
Рабочая программа по литературе включает в себя следующие разделы:
пояснительную записку, где представлены общая характеристика программы, сведения о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа, и об их распределении по разделам курса, информация о форме организации образовательного процесса, а также изложены цели и задачи обучения, основные требования подготовки учащихся;
календарно-тематическое планирование;
перечень учебно-методического обеспечения, список литературы для самостоятельного чтения.
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа.
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5—11 кл. / сост. Г. И. Данилова. — 4-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2008.
Изменений в рабочей программе нет, программа соответствует федеральному компоненту. Основная идея программы
Приобщение школьников к миру искусства через конкретно-чувственное восприятие произведений мировой художественной культуры к пониманию и осмыслению основных законов развития искусства, к постижению целостной художественной картины мира и собственному творчеству. Актуальность, новизна, значимость
Мировая художественная культура (МХК) — предмет сравнительно новый в российской системе образования, не имеющий аналогов в мире. Появление новых программ, учебников и пособий по МХК, повышенный интерес преподавателей и учащихся средней школы, более чем заинтересованное обсуждение проблем его преподавания в средствах массовой информации — неоспоримое свидетельство того, что он прочно и надолго завоевывает пространство в общей системе гуманитарного образования.
Документы Министерства образования РФ, в которых рассматривается дальнейшая перспектива изучения МХК в средней школе, достаточно четко определяют его место в Базисном учебном плане. В них особо подчеркивается, что приобщение школьников к шедеврам мировой художественной культуры — это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления.
Роль и место курса в обучении
Данный курс рассчитан на 5 лет (5-9 классы) и может быть рассмотрен как отдельный курс, а так же как вводная часть в изучении предмета Мировая художественная культура (5-11 классы). Цели и задачи
Образовательные цели и задачи курса:
изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Воспитательные цели и задачи курса:
помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Используемый учебно- методический комплект.
Учебник «Г.И. Данилова: Мировая художественная культура: Вечные образы искусства. Мифология. 6 класс. – М.: Дрофа, 2011».
Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. Составитель Н.Н.Куцман. – Волгоград: издательский торговый дом «Корифей» , 2007 год.
Данная программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Методы, формы обучения и режим занятий
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок.
Наиболее приемлемой формой работы по программе «Мировая художественная культура» являются урок-лекция с использованием презентации, урок - виртуальное путешествие, диспут, беседа, викторина, экскурсии. По согласованию с обучающимися могут быть использованы такие формы работы как доклад, сообщение, реферат, эссе. Межпредметные связи.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Предполагаемые результаты
В результате изучения курса «Мировая художественная культура» в 6-м классе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Мировая художественная культура»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру,
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по предмету «Мировая художественная культура. 6 класс»
Требования к знаниям
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен
• знать/понимать:
мифологические сюжеты и образы в произведениях искусства различных жанров;
причины изменения их интерпретации на протяжении истории развития мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;
роль знака, символа, мифа в художественной культуре.
Требования к умениям
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен
• уметь:
сравнивать мифологические сюжеты и образы и соотносить их с определенной исторической эпохой;
понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;
осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;
аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;
выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии).
Требования компетенции
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения путей своего культурного развития; профессионального самоопределения;
ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;
организации личного и коллективного досуга;
самостоятельного художественного творчества.
Раздел III. Содержание программы.
«Библейские сюжеты и образы». В центре внимания становится Библия — величайший памятник литературы, истории, источник творческого вдохновения для многих деятелей искусства в раз личные художественно-исторические эпохи. Главная задача — показать духовное богатство и красоту библейских сюжетов и образов, нашедших воплощение в различных видах искусства. ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ ИСКУССТВА. БИБЛИЯ - 34ч
1.Сюжеты и образы Ветхого Завета-16час.
2. Сюжеты и образы Нового Завета-18час.
Раздел IV. Перечень учебно-методического обеспечения
А) УМК для учащихся:
1. Учебник Г.И.Данилова Мировая художественная культура 6 класс – М.: Дрофа, 2010г.
Б) Методические пособия для учителя:
1. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура 5-9 классы/ сост. Г.И. Данилова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
2. Учебник Г.И.Данилова Мировая художественная культура 6 класс – М.: Дрофа, 2008.
3. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. Составитель Н.Н.Куцман. – Волгоград: издательский торговый дом «Корифей» , 2007 год.
4. Джанни Гуадалупи «Библия в искусстве». Священные места и сюжеты из Ветхого и Нового Заветов. М.: ЗАО «БММ», 2012.
5. Сычева М.А. «Православие» Ростов н/Д: Феникс, 2010
6. Шинкарчук С.А. «Библейские сюжеты в картинах великих мастеров». Организация текущего и промежуточного контроля знаний.
А) Плановые контрольные работы – 2
Б) тестов – 5
Г) Творческих проектов – 1
Календарно-тематическое планирование
6 класс
№
П/П
|
Тема урока |
Кол-во ч
Дата
|
Элементы содержания
| Примерное содержание работ | БИБЛЕЙСКИЕ СЮЖЕТЫ И ОБРАЗЫ 34 часа
Сюжеты и образы Ветхого Завета
| 1
| Библия – книга книг.
| 1
03.09
| Влияние Библии на развитие всей мировой культуры.
| | 2
| Сотворение мира
| 1
10.09
| Создание жизни – главное творение Бога. Символическое понятие Рая.
Микеланджело. Роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане.
| Сравнительный анализ произведений | 3
| Жизнь первых людей на Земле.
| 1
17.09
| Безмятежная и спокойная жизнь первых людей в раю.
Сюжет грехопадения первых людей и его поучительный смысл.
| Иллюстрации | 4
| Каин и Авель.
| 1
24.09
| Легенда об Авеле и Каине – преступление против кротости и смирения, ее поучительный нравственный смысл.
| Пересказ | 5
| Всемирный потоп
| 1
01.10
| Легенда о Всемирном потопе и ее символическое звучание. Строительство Ноева ковчега.
Фреска Микеланджело «Потоп», картина Ф.Бруни «Всемирный потоп».
| Сравнительный анализ произведений | 6
| Легенда о Вавилонской башне.
| 1
08.10
| Легенда о Вавилонском столпотворении, ее глубокий поучительный смысл.
Интерпретация сюжета в живописи и поэзии.
| Объяснить смысл фразеологизмов | 7
| Ветхозаветная Троица и призвание Авраама. Жертвоприношение Авраама.
| 1
15.10
| Явление Бога Аврааму в виде трех странников.
Сюжет Ветхозаветной Троицы в древнерусской живописи. Фреска Феофана Грека, «Троица» Андрея Рублева.
Принесение Исаака в жертву – утверждение идеи абсолютного послушания Богу и верности данному слову.
| Сравнительный анализ произведений | 8
| Чудесный сон Иакова.
| 1
22.10
| Путь Иакова в Месопотамию. Видение Иакову таинственной лестницы, соединяющей землю и небо.
Благополучное возвращение Иакова на родную землю.
| Самостоятельно познакомиться с историей о чечевичной похлебке, ее иносказательный смысл. | 9
| Иосиф и его братья.
| 1
29.10
| Основные эпизоды жизни Иосифа. Картины К.Д.Флавицкого «Дети Иакова продают своего брата Иосифа», С.Бурдона «Продажа Иосифа в рабство».
| Вопрос: Как сложилась дальнейшая судьба Иосифа?
| 10
| Мечты о Земле Обетованной
| 1
12.11
| Избранность Моисея Богом. Сюжет его чудесного спасения в картине П.Веронезе «Нахождение Моисея».
На пути к Земле Обетованной.
| Пересказ | 11
| Скрижали Моисея
| 1
19.11
| Десять заповедей Моисея, их общечеловеческий смысл и нравственный смысл.
«Моисей со скрижалями законов» в картине Рембранта.
Испытание слабых и неверных людей ядовитыми змеями в картине Ф.Бруни «Медный змий».
| Сравнительный анализ произведений | 12
| Самсон, раздирающий пасть льва
| 1
26.11
| Богатырь Самсон – судья израильского народа. Гравюра А.Дюрера «Самсон убивает льва».
| Индивидуальное задание: История создания скульптурной группы «Самсон, раздирающий пасть льва» | 13
| Саул- царь Израиля и Давид
| 1
03.12
| Великая миссия Саула – первого израильского царя. Давид – его достойный преемник.
Картина Рембрандта «Давид перед Саулом».
Образ Давида в скульптуре Микеланджело.
| Сравнить скульптурные изображения | 14
| Псалмопевец Давид
| 1
10.12
| Особый поэтический дар Давида. «Книга псалмов», ее художественное своеобразие и особая популярность на Руси.
Легенда о Давиде и Ионафане как символ истинной дружбы и верности.
Царь Давид и красавица Вирсавия. Картина К.Брюллова «Вирсавия».
| Псалом 4, 15, 101, 131 | 15
| Мудрость царя Соломона.
| 1
17.12
| Избрание Соломона царем Израиля. «Песнь песней» царя Соломона – непревзойденное по красоте и поэтичности произведение.
Притча о двух матерях. В картине Н.Пуссена «Суд Соломона».
Соломон и царица Савская.
| Смысл притчей царя Соломона. | Сюжеты и образы Нового Завета. | 16.
| Рождение и юность Марии
| 1
24.12
| Детство и юность Марии. Картина Ф.Сурбарана «Отрочество Марии».
Сюжет «Обручение Марии» в картине Рафаэля.
| Стихотворение М.А.Кузмина «Введение» | 17.
| Благая Весть
| 1
14.01
| Архангел Гавриил приносит Деве Марии «благую весть» о непорочном зачатии и рождении Спасителя. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении М.Кузмина «Благовещение»
Древнерусская икона «Устюжское Благовещение»
Праздник Благовещения на Руси.
| Составить описание иконы «Устюжское Благовещение» | 18.
| Чудесное рождение Христа.
| 1
21.01
| Приход в мир Спасителя – важнейшее событие христианской истории.
Византийский канон сюжета и его развитие в произведениях древнерусской живописи. Икона «Рождество Христово».
Поэтическое воплощение сюжета в стихотворении Б.Пастернака «Рождественская звезда».
Праздник Рождества Христова на Руси.
| Творческая мастерская | 19.
| Поклонение волхвов.
| 1
28.01
| Особенности трактовки сюжета «Поклонения волхвов» в произведениях мирового искусства.
| Сравнительный анализ произведений | 20.
| Образы Сретения
| 1
04.02
| Принесение первенца в Иерусалимский храм и знаменательная встреча с благочестивым старцем Симеоном.
Сюжет Сретения в древнерусской живописи.
Символическое звучание темы Сретения во фреске Джотто «Принесение во храм».
| Стихотворение И.Бродского «Сретение»
| 21.
| Бегство в Египет.
| 1
11.02
| Перепись в Вифлееме и неудавшаяся попытка Ирода погубить младенца Христа. Картина Брейгеля «перепись в Вифлееме».
Фреска Джотто «Избиение младенцев».
Фреска Джотто «Бегство в Египет».
| Сравнительный анализ произведений | 22.
| Проповедь Иоанна Крестителя.
| 1
18.02
| Основные вехи жизни Иоанна Крестителя.
Картина Караваджо «Иоанн Кроеститель».
Картина А.Иванова «Явление Христа народу».
Трагизм дальнейшей судьбы Иоанна Крестителя.
| История создания картины А.А.Иванова «Явление Христа народу» | 23.
| Образы Крещения.
| 1
25.02
| Христианский канон Крещения в произведениях мирового искусства.
Древнерусская икона «Крещение».
Живописное воплощение сюжета в эпоху Возрождения.
| Описание понравившегося произведения | 24.
| Творимые чудеса
| 1
04.03
| Сюжет искушения Христа в пустыне дьяволом.
Интерпретация этого сюжета в поэзии, живописи.
| Творческая мастерская | 25.
| Нагорная проповедь
| 1
11.03
| Начало проповеднической деятельности Христа и избрание двенадцати учеников-апостолов.
Нагорная проповедь Иисуса – центр христианского учения.
Глубокий поучительный смысл Нагорной проповеди, ее общечеловеческое значение.
| Сопоставить икону Андрея Рублева с картиной Рафаэля «Преображения». | 26.
| Притчи Христа
| 1
18.03
| Развитие понятия о притче. Евангельские притчи Христа, их основное содержание и нравственная основа.
Поэтическая трактовка притчи о сеятеле в стихотворениях А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова.
Притча о блудном сыне.
| Описание картины Рембрандта «Возвращение блудного сына» | 27.
| Тайная вечеря
| 1
01.04
| Интерпретация сцены последней трапезы Христа с учениками в произведениях искусства.
| Сравнительный анализ | 28.
| Моление о чаше
| 1
08.04
| Выход Иисуса с учениками в Гефсиманский сад. Молитва Христа и ее символическое значение.
| Стихотворение Б.Пастернака «Гефсиманский сад». | 29.
| Что есть истина?
| 1
15.04
| Христос перед судом Пилата. Картина Я.Тинторетто «Христос перед Пилатом».
Картина Н.Н.Ге «Что есть истина? Христос и Пилат»
| Чтение отрывка из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
| 30.
| Страсти Господни
| 1
22.04
| Страсти Господни и крестный путь на Голгофу. Бичевание Христа и коронование терновым венцом.
Картина Тициана «Коронование терновым венцом».
Христос, несущий крест как символ мученических страданий за святость. Фреска Джотто «Несение креста»
| Сравнительный анализ картин | 31.
| Распятие
| 1
29.04
| Распятие – одно из самых трагических и высоких образов мирового искусства. Эволюция Распятия в произведениях искусства в различные исторические эпохи.
| Описание одной из картин. | 32.
| Снятие с креста
| 1
06.05
| Снятие с креста и погребение Иисуса. Картина Рубенса «Снятие с креста». Картина Рембрандта «Снятие с креста».
| Прокомментировать картины на этот сюжет словами из Библии. | 33.
| Пьета
| 1
13.05
| Пьета (оплакивание) – изображение Богоматери, скорбящей над снятым с креста сыном.
Древнерусская икона «Положение во гроб».
«Пьета» Микеланджело.
| | 34.
| Воскрешение и Вознесение Христа
| 1
20.05
| Явления воскресшего Христа и его чудесное Вознесение – важнейшие темы произведений мирового искусства.
Древнерусская икона «Воскресение» мастера Дионисия.
Сюжет в картине Эль Греко
| | |