Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия №1», муниципального образования город Ноябрьск, примерной программы основного общего образования по литературе для основной школы.
Примерные программы основного общего образования. Литература. – М. : Просвещение, 2010. – 176 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-020563-4
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Литература в 2-х частях. Литература. 5 класс. Учеб. Для общеобразоват.учреждений с прил.на электрон. носителе. В 2ч. Ч 1 / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – 2-е изд. – М : Просвещение, 2013, – 303с. : ил. – ISBN 978-5-09-029737-0
Литература. 5 класс. Учеб. Для общеобразоват.учреждений с прил.на электрон. носителе. В 2ч. Ч 2 / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – 2-е изд. – М : Просвещение, 2013, – 303с. : ил. – ISBN 978-5-09-029736-3 Цель и задачи учебного предмета «Литература»
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
-формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
-поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
-овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников;
-использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;
-постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающейся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
-овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного.
Общая характеристика учебного предмета «Литература»
Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию ими эстетической функции слова, овладению стилистически окрашенной речью.
Специфика данного предмета определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки, которая изучает это искусство.
Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающее активное сотворчество. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо как факт знакомства с подлинными художественными ценностями и как опыт коммуникации, диалог с писателями. Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Место учебного предмета «Литература» в учебном плане.
Предмет «Литература» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах в общем объеме 452 часа.
Распределение учебного времени по классам выглядит следующим образом:
- в 5 классе - 105 часов (35 недель по 3 часа);
- в 6 классе - 105 часов (35 недель по 3 часа);
- в 7 классе - 70 часов (35 недель по 3 часа);
- в 8 классе - 70 часов (35 недель по 3 часа;
- в 9 классе - 102 часа (34 недели по 3 часа).
Программой предусмотрено проведение:
практических работ (развитие речи)-18
уроков внеклассного чтения - 14
контрольных работ - 3
Программа направлена на реализацию в образовательном процессе деятельностного подхода через организацию основных видов деятельности учащихся, что позволяет обеспечить достижение планируемых результатов изучения литературы.
При организации процесса обучения в рамках реализации данной программы предполагается применение проблемно-диалоговой технологии, технологии организации групповой деятельности, информационно-коммуникационных технологий.
Промежуточная аттестация в соответствии с Уставом ОУ может проводиться в устной и письменной формах. Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам
освоения учебного предмета «Литература»
В соответствии с ФГОС ООО и ООП ООО гимназии данная рабочая программа направлена на достижение системы планируемых результатов освоения ООП ООО, включающей в себя личностные, метапредметные, предметные результаты. В том числе на формирование планируемых результатов освоения междисциплинарных программ «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности», «Основы проектно-исследовательской деятельности», «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом». Личностные результаты:
1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно- оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты:
1) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и но аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) навыки смыслового чтения;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные результаты:
в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять его героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
ценностно-ориентированной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Планируемые результаты изучения литературы
5 класс
Устное народное творчество
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку. Выпускник получит возможность научиться:
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия). Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание учебного предмета «Литература»
5 класс
Введение. Книга в жизни человека.
Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни.
Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой.
Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика. «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета. Герои сказки в оценке автора-народа. Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.
Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи.
Из русской литературы XVIII века. М.В.Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы.
Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра. И.А.Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях «Волк и ягненок». Понятие об аллегории и морали. И.А.Крылов. «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали. Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке.
В.А.Жуковский. Слово о поэте. Жуковский -сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки.
В.А.Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады.
А.С.Пушкин. Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.
Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил. Система образов.
Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.
Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке.
В.М.Гаршин. «Attalea princeps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения.
М.ЮЛермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения.
Н.В.Гоголь. Слово о поэте. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести.
Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор. Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете. «Есть женщины в русских селеньях»- отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» поэтический образ русской женщины (для внеклассного чтения)..
И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна. Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и её челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества.
Тургенев-мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. Подготовка к домашнему сочинению ( урок развития речи по рассказу Тургенева).
Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева. Письменные ответы на вопросы.
А.А.Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни.
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев и подготовка к домашнему сочинению по рассказу.
А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Обучение составлению киносценарию по рассказу Чехова.
Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Лирика Ф.И.Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений.
Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова и др.
И.А.Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа.
В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений. Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев. Изображение города и его обитателей в повести В.Короленко. Понятие о композиции. Обучение домашнему сочинению по повести.
С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихах «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями». Своеобразие языка стихов.
П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера. Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка. К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб». Роль пейзажа в сказке «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения.
К.Г.Паустовский «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении.( для внеклассного чтения).
С.Я.Маршак. Слово о писателе. Сказки Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. Положительные и отрицательные герои пьесы «12 месяцев». Столкновение добра и зла.
Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе Маршака. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе-сказке Маршака «12 месяцев» (урок развития речи).
А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя рассказа. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Контрольная работа по литературе или тестирование.
А.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. «Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении. Классное сочинение: «Поэтизация родной природы в литературе XX века: С.Есенин», П.Бажов, К.Паустовский, В.Астафьев «Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение?»
Русские поэты XX века о Родине и родной природе А.Прокофьев, Д.Кедрин, Н.Рубцов. Образ Родины в стихах о природе.
Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь- Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Чёрного. Юмор в его рассказах.
К.М.Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете». Война и дети. А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.
Р.Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Её драматический характер.
Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзона Крузо»- произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона Крузо. Характер главного героя романа Дефо. Гимн неисчерпаемым возможностям человека (для внеклассного чтения).
Х.К.Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. Наши любимые сказки Андерсена. Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Андерсена.
Ж.Сайд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном ( для внеклассного сочинения).
М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Черты характера героев. Том и Гек в романе М.Твена. Том и Бекки. Внутренний мир героев. Дж.Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. Становление его характера. Мастерство Дж.Лондона в изображении жизни северного народа. (для внеклассного чтения).
Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Выявление уровня Литературного развития уч-ся. Задания для летнего чтения.
|