Развитие интереса к классической литературе как средство формирования высоких нравственных качеств личности





НазваниеРазвитие интереса к классической литературе как средство формирования высоких нравственных качеств личности
Дата публикации18.11.2014
Размер66 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВЫСОКИХ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
Зиновьева Елена Владимировна,

библиотекарь-организатор массовой работы отдела обслуживания

МКУК «Межпоселенческая библиотека Рыльского района»
Не секрет, что в современном обществе одно из первостепенных мест занимает проблема нравственности, то есть поведение личности в соответствии с установленными в обществе нормами морали. Нравственное поведение это и есть осмысление каждым человеком реалий окружающего мира, которое выливается в систему поступков, через которые каждый человек реализует принятые в обществе нравственные ценности: добро, свободу, справедливость, взаимопомощь, милосердие и другие. В противоположность нравственному поведению ставится поведение безнравственное, строящееся на ненависти и несправедливости. Такое поведение, в отличие от нравственного, способствует не созиданию, а разрушению личности человека.

В сложившихся на современном этапе условиях духовно-нравственного обнищания и деморализации общества необходимо уделять особое внимание возрождению культурных и духовно-нравственных традиций и ценностей среди населения с целью формирования высоких нравственных качеств личности каждого отдельно взятого человека.

Важнейшая работа по повышению нравственного уровня общества ложится на плечи такого древнейшего института культуры как библиотека. Именно библиотека является тем хранилищем житейской мудрости и богатейшего опыта, которые веками накапливало человечество, запечатлевая на страницах книг. И недаром в народе библиотеку называют «аптекой для души», а библиотекаря «лекарем человеческих душ». С помощью книги можно помочь человеку сделать трудный жизненный выбор, определиться с его местом в жизни, найти выход из какой-то сложной ситуации и так далее.

Не так давно в медицине появилось такое направление как библиотерапия, что в дословном переводе означает "лечение книгой".

Так какой же литературе стоит отдавать предпочтение, когда нашей целью является повышение нравственного уровня развития личности? Безусловно и прежде всего, это классическая художественная литература, которая представляет собой кладись великих мыслей, идей, образов и фантазий, позволяющих понять психологию человека, поразмыслить над тем, что уже было и как это может повлиять на настоящее.

Классическими называются произведения, наиболее ценные в идейном и художественном смысле, то есть одухотворённые актуальными идеями своего времени, идеальные в художественном смысле, получившие всенародное признание и вошедшие в сокровищницу мировой культуры.

Значимость литературной классики заключается прежде всего в том, что она утверждает ценности, независящие от предпочтений и капризов отдельного человека. Классику нужно читать, поскольку в ней содержится огромный опыт человечества, воспользоваться которым просто необходимо.

Библиотечные фонды современных массовых библиотек большей частью состоят из произведений художественной литературы, в числе которых обязательно присутствуют произведения русских и зарубежных классиков, которые никогда не устаревают.

Сегодня в век высоких технологий и практически поголовной компьютеризации чтение книг отошло на второй план. Человек поглощён информационным пространством, сутками пропадает в сети Интернет, общаясь в социальных сетях, где, по большей части, информация носит негативный и даже разрушающий психику характер, а к хорошей художественной литературе практически не обращаются. Это вызывает серьёзные опасения за нравственное здоровье нации.

Наша задача, как библиотекарей, состоит в том, чтобы развивать интерес пользователей библиотек к чтению качественной художественной литературы, в том числе, к чтению классической литературы, как средству формирования высоких нравственных качеств личности.

В этом плане особое внимание нужно уделять чтению русской классической литературы наиболее близкой нам, русским людям, по духу. В произведениях русских классиков заложены азы православной духовности и высокие моральные устои наших предков, без знания которых ни о какой высокой нравственности не может быть и речи.

Муниципальное казённое учреждение культуры «Межпоселенческая библиотека Рыльского района» считает развитие интереса к чтению классической литературы одним из приоритетных направлений в своей деятельности. Классику, как правило, читают люди старшего и пожилого возраста, а вот с молодёжью следует работать более активно. Для наиболее успешного продвижения в этом направлении сотрудники читального зала и абонемента, то есть те люди, которые общаются с пользователями библиотеки напрямую, стараются применять разнообразные формы и методы работы с книгой и пользователями. Большой популярностью пользуются массовые мероприятия, направленные на ознакомление с жизнью и творчеством русских классиков XIX–XX веков, а также разнообразные выставки литературы соответствующей тематики с сопровождающими их обзорами.

Так, например, весьма интересным для старшеклассников оказался литературно-игровой вечер по жизни и творчеству Н. В. Гоголя, приуроченный к его 200-летию. В ходе вечера был освещён жизненный и творческий путь писателя в точно-хронологическом порядке. Текст ведущей сопровождался показом слайдов. В процессе рассказа о произведениях Н.В. Гоголя демонстрировались отрывки из художественных фильмов «Ночь перед Рождеством» и «Тарас Бульба». Далее провели викторину по комедии «Ревизор», зачитывался отрывок из поэмы «Мёртвые души». Вторая половина вечера носила игровой характер. Ребятам было предложено разыграть диалоги гоголевских героев и угадать, кто эти герои, узнать названия произведений писателя по наводящим фразам и так далее.

Не менее интересно прошёл литературно-познавательный час для разновозрастной категории пользователей, посвященный жизни и творчеству И.С. Тургенева «Эпоха в истории отечественной литературы». К нему была оформлена книжно-иллюстративная выставка «Его душа жила Россией», центральное место на которой занимал портрет писателя. Так же на выставке были представлены портрет Полины Виардо – единственной любви писателя, иллюстрации к произведениям И.С. Тургенева, его фотографии. Участники мероприятия ознакомились с интересными фактами из творческой биографии Тургенева, с историей его большой любви к удивительной женщине – испанской певице Полине Виардо и её влиянием на жизнь и творчество писателя. Был проведён развёрнутый обзор произведений И.С. Тургенева, представленных на выставке. Был отмечен тот факт, что, несмотря на долгие годы жизни, проведённые за границей, Иван Сергеевич был истинно русским писателем. Все его произведения были насквозь пропитаны Россией. Он, как никто другой, тонко чувствовал все перемены, происходившие на Родине в умах и настроениях людей, и с удивительной точностью отражал всё это в своих литературных произведениях и журналистских статьях. Именно поэтому Тургенева называли русским европейцем. В конце мероприятия прозвучали романсы на стихи Тургенева в исполнении преподавателей и учащихся Рыльской детской школы искусств.

Наряду с вышеуказанными мероприятиями заслуживают внимания литературно-музыкальные и поэтические вечера, познавательные и литературные часы, посвящённые русским классикам XIX века: «Он обладал особым даром эмоционального красноречия» (по творчеству А.С. Грибоедова), «Оркестр без солиста» (по творчеству А.П. Чехова), «Идеал – полное слияние прозы и поэзии» (по творчеству И.А. Бунина), «Перечитывая Пушкина» и др.

Не менее важным для работников Рыльской межпоселенческой библиотеки является работа по ознакомлению пользователей с произведениями современных классиков. Так, в библиотеке прошла встреча рылян с писателями лауреатами премии «Большая книга», в ходе которой приглашённые на встречу не только познакомились с произведениями современных авторов, но и смогли напрямую пообщаться с ними, задать интересующие их вопросы. Директор некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека» Веденяпина М.И., которая и явилась организатором этой встречи, провела информационный обзор по развёрнутой книжной выставке книг – лауреатов премии. Финалист премии «Большая книга» Андрей Балдин – автор книги «Протяжение точки», рассказал о своём творчестве, вёл диалог с читателями, отвечал на вопросы зала.

Произведениям русских и зарубежных классиков всегда отводится почётное место на книжных выставках нашей библиотеки: «Читайте классику сегодня». «Классика всегда современна», «Мастера жанра» и т.д.

Все перечисленные мероприятия служат одной очень важной цели – приобщению наших современников не просто к чтению, а к чтению качественному, значимому. Только чтение классической литературы способно дать человеку тот строительный материал, из которого он сможет построить свою личность. Поможет ему сформироваться гармонично и достичь высокого духовного и нравственного уровня. Классика вечна, как вечны совесть, ответственность, любовь и сострадание, а без этих составляющих высокой нравственности не достичь.

Литература

  1. Нравственное поведение [Электронный ресурс]. URL: http://ethicscenter.ru/nravstvennoe-povedenie.html#more-74 (дата обращения 02.04.2014).

  2. Куценко, Н. Ю. Роль классической художественной литературы в формировании мировоззрения личности [Электронный ресурс] / Н. Ю. Куценко URL:http://www.publishing-vak.ru/file/archive-philology-2011-3/1-kutsenko.pdf (дата обращения 02.04.2014).

  3. Роль классической литературы в развитии общества [Электронный ресурс] : реферат // URL:H:\Роль классической литературы в развитии общества.htm.

  4. Сохряков, Ю. О мировом значении русской классической литературы [Электронный ресурс] / Юрий Сохряков URL: http://www.hrono.ru/proekty/parus/sohr0711.php (дата обращения 02.04.2014).

  5. Чупринин, С. Новая Россия: мир литературы [Текст] : энциклопедический словарь-справочник : в 2т. / С. Чупринин.– Москва : Вагриус, 2003.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитие интереса к классической литературе как средство формирования высоких нравственных качеств личности iconРассмотрено на Утверждено
Изучение культурно-религиозных традиций и нравственных норм рассматривается как основа воспитания нравственных качеств ученика, формирования...
Развитие интереса к классической литературе как средство формирования высоких нравственных качеств личности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сказка как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников
Развитие интереса к классической литературе как средство формирования высоких нравственных качеств личности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
МО, без создания научной базы, без формирования у учащихся высоких духовно-нравственных качеств невозможно воспитание гармонично...
Развитие интереса к классической литературе как средство формирования высоких нравственных качеств личности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
МО, без создания научной базы, без формирования у учащихся высоких духовно-нравственных качеств невозможно воспитание гармонично...
Развитие интереса к классической литературе как средство формирования высоких нравственных качеств личности iconРазвитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы...
...
Развитие интереса к классической литературе как средство формирования высоких нравственных качеств личности iconФормирование нравственных качеств на уроках этикета
Целью программы является развитие нравственной личности учащихся посредством овладения основами этической культуры
Развитие интереса к классической литературе как средство формирования высоких нравственных качеств личности iconОписание методической разработки
Программа ориентирована на формирование нравственных ценностей учащихся на основе изучения лучших образцов художественной литературы,...
Развитие интереса к классической литературе как средство формирования высоких нравственных качеств личности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формирование нравственных качеств личности; совершенствование навыка чтения; развитие устной связной речи, умения высказывать...
Развитие интереса к классической литературе как средство формирования высоких нравственных качеств личности iconВнеурочная деятельность школьников как средство формирования духовно-нравственных...

Развитие интереса к классической литературе как средство формирования высоких нравственных качеств личности icon«Изучение русского костюма как средство духовно-нравственного воспитания»
Ая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Формирование основ моральных...
Развитие интереса к классической литературе как средство формирования высоких нравственных качеств личности iconЛитература темы рефератов зачетные вопросы
Усвоению и привитию высоких нравственных качеств, коим должен обладать юрист, посвятивший себя торжеству, справедливости, защите...
Развитие интереса к классической литературе как средство формирования высоких нравственных качеств личности iconСамостоятельная работа 20 часов
Легкоатлетические упражнения как средство развития физических качеств и средство оздоровления
Развитие интереса к классической литературе как средство формирования высоких нравственных качеств личности iconСамостоятельная работа 20 часов
Легкоатлетические упражнения как средство развития физических качеств и средство оздоровления
Развитие интереса к классической литературе как средство формирования высоких нравственных качеств личности iconИнтеграция русского языка и литературы с несмежными
Выступление на нпк «Интеграция как средство формирования познавательного интереса учащихся»
Развитие интереса к классической литературе как средство формирования высоких нравственных качеств личности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Развитие интереса к классической литературе как средство формирования высоких нравственных качеств личности iconУрока стихотворения в прозе И. С. Тургенева (Тема урока)
Цель урока: развитие духовно – нравственных качеств личности в процессе изучения стихотворений в прозе И. С. Тургенева


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск