Скачать 133.17 Kb.
|
Формирование самостоятельной познавательной деятельности младших школьников Килина Надежда Александровна, учитель начальных классов Формирование самостоятельной, творческой личности, которая востребована и может самореализоваться в любой сфере жизнедеятельности, является одной из приоритетных задач нашей школы. Решение этой задачи предполагает желание, способность и умение проявлять инициативу, нестандартность мышления, творчество, готовность самостоятельно принимать решения, находить нужную информацию, адаптироваться в постоянно меняющихся условиях. Включение младших школьников в самостоятельную познавательную деятельность происходит через проблемные ситуации, игровую деятельность, систему дифференцированных заданий, проектную и исследовательскую деятельность, совместные формы организации обучения. На уроках я создаю ситуации, побуждающие обучающихся к самостоятельным решениям и действиям: к свободному выбору заданий, к поиску разных путей решения заданий, к творческой деятельности по созданию собственных заданий, авторских текстов, к самопроверке и самоанализу, к возможности высказать свои суждения. Обучающийся может работать самостоятельно только тогда, когда у него получается, и когда ему интересно. Интерес движет ребенком. А если ему интересно, он будет проявлять инициативу в поиске нужной помощи. Можно выделить две грани несамостоятельности: беспомощность и безынициативность. Беспомощность ребенка связана с неосвоенностью содержания, средств и способов той или иной деятельности. Большинство детей не могут на начальном этапе обучения обходиться без помощи взрослого и при этом справляться с выполнением учебных и внеучебных заданий. Развитие самостоятельности по этой линии носит характер постепенного накопления детской умелости и постепенного уменьшения дозы помощи со стороны учителя и родителей, в которой нуждается ребенок. В связи с этим вспомним понятие зоны ближайшего развития, введенное Л.С.Выготским. Зона ближайшего развития — «область не созревших, но созревающих процессов», объемлющая задачи, с которыми ребёнок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого; это уровень, достигаемый ребёнком пока лишь в ходе совместной деятельности с взрослыми. Роль взрослого в формировании индивидуального опыта и развитии самостоятельности обучающегося заключается не только в том, чтобы поделиться своими знаниями, умениями, опытом, но и в том, чтобы обратить его внимание на результаты своих действий, помочь проанализировать ошибки и выявить причину неудач; создать условия для успеха в его деятельности. Под воздействием взрослого накопление индивидуального опыта приобретает более организованный, систематический характер. Я считаю, что самостоятельную познавательную деятельность нужно «взращивать». Так, например, в 1-ом классе чаще всего при написании реферата основную работу выполняет родитель (поиск информации, выбор главного, оформление), а ребенок наблюдает, учится. Он списывает то, что выделит ему родитель или учитель, а затем представляет реферат в классе. И с каждым новым рефератом доля самостоятельности ученика возрастает. В 4-ом классе этот ученик реферат и компьютерную презентацию готовит самостоятельно. Формирование самостоятельности младших школьников наглядно показывает работа по составлению детьми кроссвордов. На 1-ом этапе (1 класс) я показываю, как сделать кроссворд, рассказываю особенности составления кроссворда. На родительском собрании с родителями обсуждаем эти особенности. И каждым новым заданием, проектом я наблюдаю, как усложняются детские кроссворды, повышается уровень самостоятельности. Ученик 2-го класса получил диплом на городском конкурсе «Интеллект будущего» в рамках XI инновационного форума с международным участием за авторскую разработку интеллектуальной игры. Игра эта была сделана вместе с родителями. В 4 классе этот ученик является автором и ведущим интеллектуальных программ: «Что? Где? Когда? по сказкам А.Волкова» и КВНа на тему «Мир сказок Р.Киплинга». Безынициативность – другая грань несамостоятельности – связана преимущественно с неумением сотрудничать, с неспособностью восполнить собственную неумелость, некомпетентность с помощью других людей. А чтобы дети свободно могли сотрудничать, проявляли инициативу, активность, развивали коммуникативные способности, я использую групповую работу, проектную и исследовательскую деятельность. Считаю, что главной целью проектов является создание условий для самовыражения, самореализации обучающихся и для развития самостоятельной деятельности. Цель эта может быть достигнута: - через проживание ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различные проблемные ситуации - через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания, поэтому все обучающиеся класса участвуют в проектной деятельности в зависимости от своих возможностей и способностей. Для формирования самостоятельной познавательной деятельности обучающихся очень важна мотивация. Мотивация обеспечивается четким представлением обучающегося о нужности и значимости выполняемой им работы, познавательным интересом, пониманием сути задания, проблемы. Поэтому при организации проектной и исследовательской деятельности я стараюсь вместе с детьми найти проблему, знакомую и личностно значимую. Таким значимым для обучающихся стал проект «На свете все на все похоже…», который занял на областном фестивале проектов 2 место. Я предлагаю описание проекта, участие в котором позволило детям проявить свои способности, стать активнее, коммуникабельнее, подняться на ступеньку выше в развитии самостоятельности. Проект «На свете все на все похоже…»
В 2008-2009 учебном году ученики 2–го класса принимали участие в областной эвристической олимпиаде. Нужно было привести примеры оптимистов и пессимистов из литературных произведений и фильмов, подтвердить цитатой и найти ассоциации этим героям. Когда дети начали участвовать в олимпиаде, слово «ассоциация» для них было новым, непонятным. Задание показалось трудным для детей. Постепенно, с помощью учителя и родителей, дети включились в работу. Такое погружение в тему дало возможность детям не только понять и осмыслить значение слова «ассоциация», не только поучаствовать в мозговом штурме, но и стало толчком для проектной деятельности. Ребята нашли ассоциативный образ 80-ти героям и заняли 1 место. Детей так захватила тема «ассоциаций», что они стали искать похожести не только в литературе, но и вокруг себя. Дети стали предлагать: - Давайте нарисуем, на что похожи облака. - А я дома наблюдал за узорами на окне. - А давайте посмотрим, на что могут походить предметы. У детей появилось желание фантазировать, творить, узнавать новое. А природная любознательность, детское любопытство, удовлетворение от выполненной работы, помощь взрослых подогревали интерес к проектной деятельности. Когда мы искали литературу про ассоциации (в Интернете, в библиотеке), оказалось, что для детей такой литературы нет. Везде написано взрослым, научным, не понятным для детей, языком. А почему бы нам не создать такую книгу для детей? Идея проекта – из детских творческих работ создать книгу про ассоциации «На свете все на все похоже…». В книге мы рассказываем о том, какие ассоциации возникают при чтении художественных произведений, при знакомстве с литературными героями, при просмотре мультфильмов, при наблюдении за обычными предметами, явлениями природы; показываем свои работы: стихи, рисунки, фотографии поделок; делимся впечатлениями и творческими находками.
Предметом нашего исследования являются ассоциации, которые возникают у детей при чтении литературных произведений и знакомстве с героями литературных произведений, мультфильмов, а также в результате наблюдения за предметами окружающей жизни, явлениями природы.
В ходе проекта мы отвечали на вопрос «Что на что похоже?» Нас интересовало:
Описание проекта Когда мы читаем произведения, перед глазами возникают образы, которые помогают нам представить и запомнить героев и сюжет. Иногда мы дорисовываем в своем воображении эти образы. И это все ассоциации. Ассоциации – это закономерная связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в сознании и закрепленными в памяти. Ассоциации развивают память, внимание, воображение, творческое мышление. Это очень интересно – наблюдать за облаками и фантазировать, смотреть на узоры, которые нарисовал Дед Мороз на окнах, и попадать в волшебную страну, превращать обычные предметы в сказочные персонажи, сравнивать литературных героев с растениями, животными, различными предметами. При чтении литературного произведения у каждого человека возникают свои ассоциации, которые не всегда совпадают с ассоциациями других людей. И это понятно. Потому что каждый человек индивидуален. И он видит только те признаки и представляет те образы, которые ему понятны, близки. Это зависит от возраста, интеллекта, от того, насколько у человека развито воображение, логика. Поэтому очень важно обосновать свой выбор ассоциаций. Почти всех литературных героев можно связать с растениями и животными. Они похожи по характеру, по внешнему виду, по настроению. Звуковые ассоциации, внешнее окружение, схожесть ситуации, вкусовые привязанности, место, где происходит действие – все это может объединять литературных персонажей с представителями животного и растительного мира. Мы сопоставили изображения литературных героев и ассоциативные образы-изображения и дали объяснение ассоциативной связи. А кто из вас не наблюдал за снежинками, плавно и красиво летящими с неба? А мы не только наблюдали. Мы описывали их, оживляли, сравнивали, На что же похожа снежинка? А она похожа на бабочку, цветочек, звездочку, кружево. Ребята словесно описали свои ассоциации, выполнили рисунки, сделали аппликации. Мы наблюдали за облаками, представляли и дорисовывали их в своем воображении. У нас получились яркие картинки. Наши облака похожи на мягкую сладкую вату, на медведицу с медвежатами, на пуховую постель, на воздушный город, на бегемота, на зайчиков, слона, котят и на других существ и сказочных персонажей. Мы нарисовали, сделали аппликации воображаемых героев и сочинили к ним стихи. А как интересно оживлять предметы! Посмотришь на обычный предмет – и вот перед глазами литературный герой – Муха-Цокотуха, Баба Яга в ступе, Доктор Айболит, Черномор. Можно использовать даже бытовые отходы. Из прищепок получился крокодил и насекомые – гости Мухи-Цокотухи, из бутылок – Крокодил, Айболит, из перчаток – персонажи сказки «Айболит». Кукольный спектакль «Айболит» из перчаточных героев понравился родителям, ученикам начальных классов и будущим первоклассникам. Чтобы попасть в волшебную страну, достаточно взглянуть на окно в зимний морозный день. Там узоры, которые нарисовал Дед Мороз. А мы эту волшебную страну представили в своих рисунках. Эти темы вошли в книгу в 2008-2009 учебном году. А в следующем учебном году нас заинтересовали новые темы. Многие из вас, копая на огороде картошку и увидев необычной формы клубень, показывали его родственникам и радостно восклицали: - Посмотрите, на кого похожа эта картошка! - Ау меня сердечко! - А я бегемотика нашел! - Посмотрите, у меня уточка! А так как дети привыкли постоянно находить вокруг себя ассоциативные образы, то «картофельная» тема и тема «овощей» сама выплыла у детей во время уборки урожая. И у нас появилась целая семья «картофельных героев». Необычной формы может быть морковь, свекла, огурец, кабачок и другие овощи. В главе «В гостях у Чиполлино» мы познакомим читателей с новыми персонажами – гостями из огорода. В начале сентября мы ходили в поход «Золотая осень». Любовались осенним лесом, листопадом, собирали листья, делились впечатлениями. А на что похожи осенние листья? Дети отметили, что они похожи на золотые монетки, золотой дождик, маленькие солнышки, разноцветные кораблики, на стаю желтых птиц. На уроке развития речи описывали осенние листья. А на уроке технологии ребята пофантазировали, и получились интересные ассоциативные образы- аппликации из осенних листьев. Вывод: Идею проекта мы реализовали. Все наши ассоциативные образы в виде рисунков, поделок, аппликаций, фотографий, стихов мы поместили в книгу «На свете все на все похоже…». Эта книга является продуктом нашей проектной деятельности. В книге 8 глав. Гипотеза наша подтвердилась. Ассоциации позволяют в обычных предметах и явлениях видеть необычное, объединять и связывать слова, предметы, между которыми, на первый взгляд, не может быть никакой связи на уровне обыденной логики. Героям литературных произведений, мультфильмов мы подобрали ассоциации с растениями и животными. Одному литературному герою мы смогли подобрать несколько ассоциаций. Ассоциативные образы возникли у нас при наблюдении за явлениями природы: облаками, снежинками, узорами на окнах. Благодаря ассоциациям мы дали новую жизнь старым предметам, бытовым отходам («Необычное в обычном»). Из овощей мы сделали сказочных персонажей («В гостях у Чиполлино»). Осенние листья вызвали ассоциативные образы, которые мы представили в сочинениях и аппликациях («Осенний калейдоскоп»). Нашим проектом заинтересовались другие ученики школы. Побывав на нашей выставке «В гостях у Чиполлино», ребята решили тоже сделать поделки из овощей. Отдельная страница книги посвящена работам наших преемников - старших ребят. Работа над проектом способствовала развитию воображения, наблюдательности, абстрактного мышления, речи, памяти. А главным результатом нашего проекта является повышение уровня самостоятельности, выявление творческого потенциала и развитие творческих способностей: способность к рисованию (многие ребята научились рисовать гуашью), способность к декоративно-прикладному и художественному творчеству, сочинительство стихов, написание сочинений, сказок. На первом этапе дети вместе с родителями, бабушками, учителями пробовали сочинять стихи. В конце 2-го класса и в 3 классе у нас появились свои юные поэты. Участвуя в проекте, ребята открыли для себя много нового и поняли, что каждый человек может научиться фантазировать и мечтать, сочинять и творить. Этот проект помог ребятам стать дружнее. Дети стали более открытыми, активными, самостоятельными. Ученики, учителя и родители были объединены и увлечены общим делом. В создании книги принимали участие все ученики класса. С целью выявления уровня самостоятельности обучающихся в ходе проектной деятельности было проведено анкетирование детей. В начале проектной деятельности и по окончании проекта детям было предложено выбрать ответ: Ты работал: а) самостоятельно б) с помощью взрослых в) не включался в работу Результаты анкеты
Результаты анкетирования показали, что, при запуске проекта только 18 % детей могли самостоятельно находить ассоциативные образы, выполнять творческие работы и делать поделки. 10% опрошенных совсем не включились в работу. Возраст, отсутствие опыта, трудность и новизна заданий явились причиной низкого уровня самостоятельности. Помощь взрослых (учителей, родителей), активное погружение, заинтересованность, работа в группе, желание фантазировать, презентовать результаты своего творчества способствовали повышению уровня самостоятельности. Кроме самостоятельности, в процессе проектной деятельности у детей формировались такие ключевые компетентности, как коммуникативная компетентность и инициативность. Социальная значимость проекта Презентация некоторых глав книги «На свете все на все похоже…» показала, что нашей книгой заинтересовались ученики школы, учителя, родители. Учителя изобразительного искусства, технологии, литературы, русского языка, учитель-логопед, психолог могут использовать нашу книгу на уроках и во внеурочное время. Планы на будущее Проект «На свете все на все похоже…» продолжается 3-ой год, и у нас еще много планов на будущее. Следующим этапом нашей проектной деятельности будет сочинение загадок. Мы считаем, именно ассоциации помогают людям сочинять и отгадывать загадки. Мы попробуем сами сочинять загадки. Все дети и взрослые любят сказки. В ходе проекта нам понравилось сочинять сказки (например, сказки про слова, логически не связанные между собой). Мы хотим продолжить работу в этом направлении. Сказочные персонажи запоминаются на всю жизнь. А что, если сказке дать другую жизнь? А знакомых персонажей поместить в другую ситуацию, придумать новый сюжет сказки, а, может, даже другой конец. «Я сказке дам другую жизнь» - так называется еще одно новое направление нашей работы.
Для написания книги были использованы возможности текстового редактора WORD. Итоговый материал представлен в виде презентации, выполненной в редакторе POWER POINT. Некоторый иллюстративный материал для книги и презентации был найден в сети ИНТЕРНЕТ. С каждым новым проектом мои ученики становятся более самостоятельными, активными, инициативными. У них повышается мотивация, развивается интеллект, выявляются и развиваются творческие способности, появляется желание показать себя, свои возможности и способности, заявить о себе. Исследователи проблем обучения младших школьников утверждают, что развитие самостоятельности на первой ступени обучения является важнейшим условием становления личности ребенка, его восприятия, мышления, воображения. Самостоятельность младшего школьника – залог его успешного обучения в средней школе. Именно от того, как будут заложены основы самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит развитие этого важного качества в дальнейшем. Литература:
|
Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством... Активизация познавательной деятельности – важная проблема для каждого учителя, особенно начальной школы | Рабочая программа педагога Овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, как базовым в системе образования младших школьников;... | ||
О проведении II городской научно-практической конференции младших школьников Нпк, порядок её организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей. Нпк младших школьников ориентирована на развитие... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование... | ||
Научно-исследовательская работа На тему: письменные творческие работы... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: формирование компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности через знакомство с геометрическим орнаментом Дымковской... | ||
Создание инновационных условий на уроках для развития познавательной... Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие... | Пояснительная записка Изучение литературного чтения в 4 классе направлено... Овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников;... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Дополнительная общеразвивающая программа «Изонить» для 7-11-летнего... Изонить это первые шаги младших школьников в самостоятельной творческой деятельности по созданию композиций из картона и ниток; это... | ||
Реферат на тему: «Формирование социальной компетентности у младших школьников» Целью настоящего реферата является изучение особенностей формирования социальной компетентности у младших школьников | Активизация деятельности школьников во внеурочное время по биологии В этом же документе отмечается «направленность содержания на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной,... | ||
Учебный план Тема: «Формирование интеллектуально-познавательной компетенции... Ь: в рамках деятельности стажировочной площадки подготовка педагогических и управленческих кадров школ к организации и осуществлению... | Программа внеурочной деятельности школьников в сфере духовно-нравственного... Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год.... | ||
Г. Шадринск Канунников Р. И Аннотация: в статье предпринята попытка раскрыть значение эмоций в учебной деятельности младших школьников. Данный материал также... | Сахаровой Жанны Юрьевны на методобъединении «Формирование проектно исследовательской деятельности младших школьников как технологии развивающего обучения» |