Ученица 8з класса сош №28 Бартова И. И., Учитель истории сош №28 сыктывкар 2008 содержание





Скачать 185.64 Kb.
НазваниеУченица 8з класса сош №28 Бартова И. И., Учитель истории сош №28 сыктывкар 2008 содержание
Дата публикации28.11.2014
Размер185.64 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28»

РЕФЕРАТ
Балы XVIII века

ВЫПОЛНИЛА: Братчикова Олеся,

УЧЕНИЦА 8з КЛАССА СОШ № 28

РУКОВОДИТЕЛЬ: Бартова И.И.,

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ СОШ № 28

СЫКТЫВКАР 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. Введение 2

2. Часть I. Ассамблеи Петра I 3

3. Часть II. Балы при дворе Елизаветы Петровны 7

4. Заключение 11

5. Список использованной литературы 12

6. Приложение 13

3

ЧАСТЬ I

АССАМБЛЕИ ПЕТРА I
Проводимые Петром I преобразования конца XVII - первой четверти XVIII века распространялись в том числе на бытовой уклад. Признаком внедрения европейских обычаев были общественные собрания в дворянских домах – ассамблеи. Ассамблеи были введены в Петербурге в 1718 г. Одной из отличительных сторон этих приемов было участие в них женщин.

Однако, на наш взгляд, начало ассамблей можно вести с зимы 1699 года: в Лефортовском дворце вечером 19 февраля 1699 года состоялась прощальная аудиенция бранденбургского посла, которая завершалась пиром. «Этот день, — сообщает в своем дневнике секретарь австрийского посольства Иоганн Корб, — сильно ослабил суровость обычаев русских, которые не допускали доселе женский пол на общественные собрания и веселые пиршества; теперь же некоторым было позволено принять участие не только в пиршестве, но и в последовавших затем танцах».

Действительно, на Руси XVII века даже на свадьбах мужчины и женщины сидели в разных комнатах. Женщины не имели права вступать в мужские беседы и без разрешения мужа показываться на людях (разве что в церкви). В знак особого уважения хозяин дома выводил свою жену и детей к гостям («их непременно надобно поцеловать для приветствия, иначе будет неучтиво» — сообщал польский офицер Маскевич). Жена подносила гостю чарку водки и тут же удалялась в свои покои. Тот же Маскевич отмечал: «Никакой музыки на вечеринках не бывает; над танцами нашими смеются, считая неприличным плясать честному человеку».

По мнению ряда исследователей, одной из причин введения Петром I светских праздников была его уверенность в том, «что ничто более обращения с женщинами не может благоприятнее действовать на развитие нравственных способностей русского народа».

Другая же причина — стремление Петра Алексеевича сблизить все сословия общества, для чего устраивались праздники, маскарады, гулянья. Многочисленные успехи русской армии давали к тому повод.

Впоследствии особенно торжественно отмечались четыре победы русского оружия: 21 июня в память о Полтавской битве, 9 августа — взятие Нарвы, 28 сентября — сражение под Лесным, 18 октября — победа под Калишем. Очень пышно праздновался также Новый год, который по указу Петра I предписывалось считать не 1 сентября, а 1 января.

Собственно балы были введены Петром Великим в 1718 году, после полуторалетнего

4

пребывания за границей (Голландия, Франция).

Указ 1719 года устанавливал правила поведения на собраниях, названных ассамблеями. Некоторые пункты этого указа гласили: «Хозяин не обязан ни встречать, ни провожать гостей или почему-либо для них беспокоиться; но должен иметь, на чем их посадить, чем их почивать и чем осветить комнаты.... В ассамблеи могут приходить: чиновные особы, все дворяне, известнейшие купцы, корабельные мастера и канцелярские служители с женами и детьми».

Петр сам составил правила ассамблей и поведения на них. В одной комнате устраивались танцы, в другой были созданы условия для игры в шахматы и шашки (карты на ассамблеях Петра I не подавались), в третьей готовились столы с трубками, табаком и деревянными лучинками, используемыми для закуривания трубок. Если возможности не позволяли хозяину подготовить таким образом несколько гостиных, то столы с трубками, табаком, шахматами и шашками размещались в танцевальном зале, что было крайне неудобно: «...в комнате где дамы и где танцуют, курят табак и играют в шашки, отчего бывают вонь и стукотня, вовсе неуместные при дамах и музыке».

Собрания начинались около 5 часов. Императрица с супругом, или с герцогом Голштинским, или с А. Д. Меншиковым, открывала бал. Каждый мог пригласить великих княжон Анну и Елизавету. Среди кавалеров в танцах отличались: Петр I, граф Ягужинский, австрийский посланник граф Кинский, министр Голштинский Бассевиц, граф Головкин, молодые князья Трубецкой и Долгорукий. Из дам умением танцевать выделялись: Елизавета Петровна, княжны Черкасская и Кантемир, графиня Головкина и Долгорукая (будущая невеста Петра II).

В зависимости от места проведения бала одна или две пары могли танцевать менуэт, англез или польский — по желанию. «На ассамблеях при Петре Великом большею частию игралась музыка духовая, состоявшая из труб, фагот, гобоев, валторн и при них литавр и тарелок. Хотя высшее общество того времени считало еще неприличным предаваться музыкальным занятиям, а из Русских светских дам только княгини Кантемир и Черкасская, да графиня Головкина умели играть на фортепиано, тем не менее, концерты в Петербурге и в Москве 6ыли не редкостью».

Угощение на ассамблеях состояло из чая, кофе, миндального молока, меда и варенья. Мужчинам хозяин предлагал пиво и вино. Лимонад и шоколад считались редкостью и подавались лишь на балах у герцога Голштинского и его министра Бассевица. Хозяин не смел принуждать гостей пить или есть, он лишь извещал приглашенных о том, что имеет для угощения и затем предоставлял им полную свободу, т. е. каждый «может или

5

танцевать, или курить табак, или играть, или разговаривать, или смотреть на других; равным образом всякий может спросить ceбe no желанию вина, пива, водки, чаю, кофе, и сейчас получает требуемое».

Не позднее десяти часов вечера гости должны были разъехаться по домам. Не ходить на балы было небезопасно. Как-то раз, как вспоминает Берхгольц, было приказано всем дамам, не явившимся на одно из пиршеств 1721 года, прийти в Сенат и выпить определенную порцию вина и чистой водки. Жена генерала Олсуфьева, пишет Берхгольц, молила императрицу избавить ее от наказания, оправдываясь тем, что уже неделю она не покидает дом, будучи беременна в последнем периоде, и пить ей крайне вредно. «Тогда пошли к государю и просили его избавить на этот раз Олсуфьеву от явки в Сенат. Он отвечал, что не может этого сделать, что другие знатные русские дамы оскорбятся таким предпочтением, оказываемым немке (Олсуфьева была урожденная немка) Генеральша так терзалась во всю ночь, что на утро разрешилась мертвым младенцем. Исполняя Указ 1718 года о пополнении кунсткамеры всеми монстрами и курьезами, она должна была представить ребенка и отдать его на хранение в кунсткамеру».

Все праздники того времени делились на летние и зимние. В Санкт-Петербурге, например, зимние устраивались в здании Сената или в Почтовом дворе, на месте Мраморного дворца; летние проводились в Летнем саду.

Праздники того времени часто завершались фейерверками, полными политических аллегорий. Зажигались они летом на специальных баржах, которые стояли на Неве, напротив Летнего сада. Во время празднования Полтавской победы был зажжен такой фейерверк: «На двух столбах сияло по короне; между ними горящий лев; он коснулся одного столба и тот опрокинулся; затем лев перешел к другому столбу, покачнул его, так что и этот готов был упасть, но тогда из горящего орла, который словно парил над ними, вылетела ракета, ударила во льва и зажгла его; он разлетелся в куски и исчез, а наклоненный львом столб с короною поднялся и снова стал прямо».

Аллегорический смысл состоял в том, что русский орел побеждает шведского льва, который потрясает короны двух союзников Петра Великого: Польши и Пруссии.

А вот описание другого праздника и фейерверка, завершившего один из праздников 1721 года: «Около девяти часов, когда вынесли все столы, уставленные сластями вон, начались танцы в той же галерее, где танцевали в день празднования коронации. Царь с царицею, герцог со старшею принцессою и князь Меншиков - с младшею открыли бал немецким танцем. Царь после первого танца удалился к мужчинам. Около двенадцати часов зажгли фейерверк, устроенный перед самой галереей на нескольких для того

6

приготовленных больших баржах. Между прочим горело изображение человека с короной на голове для защиты от дождя и с русской надписью наверху «Дурное прикрытие», некоторые думали, что это намек на английскую эскадру, высланную для прикрытия Швеции во время опустошительных высадок Петра на Шведский берег. Покамест горел этот девиз, было пущено множество ракет, водяных шаров и маленьких бомб, или бураков».

Помимо танцевальных ассамблей устраивались прогулки на лодках по Неве. «Приучаю семейство мое к воде, чтоб не боялись и полюбили море»,говорил Петр Алексеевич. Другой целью подобных праздников, возможно, самой главной, было напоминание русским и иностранным гостям, что благодаря деятельности императора Россия побеждает своих противников не только на суше, но и на море.

Так как мостов на Неве еще не было, Петр Алексеевич раздавал всем приглашенным для переправы суда, написав лично инструкцию по управлению ими. Особо приближенным к императору было подарено по яхте.

Катания не прекращались и в зимнее время. На Неве расчищался лед, съезжались ботики, поставленные на коньки или железные полозья, поднимались паруса, и оригинальная флотилия должна была повторять все маневры адмиральского бота, управляемого самим Петром I.

Впоследствии, во второй половине XVIII столетия, богатые вельможи устраивали водные парады в своих усадьбах (к примеру, в Кускове, у графа П. Б. Шереметева). Но если при Петре I знатные особы лично принимали в них участие, то теперь гости располагались на берегу и наблюдали за водными судами, разыгрывавшими перед ними сцены морских баталий.

Таким образом, эпоха Петра I – время становления русских балов. Первый русский император сумел через изменение бытовой повседневности изменить уклад жизни русской аристократии, приобщив ее к европейской культуре. Сделал это Петр I по-своему - быстро и волевым решением, однако молодое поколение быстро восприняло новшества, и очень скоро европейские государства могли сравнивать балы в Санкт-Петербурге и своих столицах.

7

ЧАСТЬ II

БАЛЫ ПРИ ДВОРЕ ЕЛИЗВЕТЫ ПЕТРОВНЫ
Время правления Елизаветы Петровны современники называли временем «веселой Елизаветы». Красоту и грацию Елизаветы Петровны отмечали многие. Еще в 1728 году испанский герцог де Лириа писал о 18-летней цесаревне: «Принцесса Елизавета такая красавица, каких я редко видел. У нее удивительный цвет лица, прекрасные глаза, превосходная шея и несравненный стан. Она высокого роста, чрезвычайно жива, хорошо танцует и ездит верхом без малейшего страха. Она не лишена ума, грациозна и очень кокетлива». Будущая императрица Екатерина Великая, впервые увидевшая Елизавету Петровну (ей было 34 года), отмечала в своих записках: «Поистине нельзя было тогда видеть первый раз и не поразиться ее красотой и величественной осанкой. Это была женщина высокого роста, хотя очень полная, но ничуть от этого не терявшая и не испытывавшая ни малейшего стеснения во всех своих движениях; голова была очень красива. Она танцевала в совершенстве и отмечалась особой грацией во всем, что делала, одинаково в мужском (костюме) и женском наряде. Хотелось бы все смотреть, не сводя с нее глаз, и только с сожалением их можно было оторвать от нее, так как не находилось никакого предмета, который бы с ней сравнялся». Еще в ранней юности, при жизни отца, Елизавета Петровна покоряла современников умением танцевать. Добавим к этому, что дочери Петра Великого был присущ отличный вкус в умении одеваться и причесываться: «В обществе она является не иначе как в придворном костюме из редкой и дорогой ткани самого нежного цвета, иногда белой с серебром. Голова ее всегда обременена бриллиантами, а волосы обыкновенно зачесаны назад и собраны наверху, где связаны розовой лентой с длинными развевающимися концами. Она, вероятно, придает этому головному убору значение диадемы, потому что присваивает себе исключительное право его носить. Ни одна женщина в империи не смеет причесываться так, как она».

Нужно ли говорить, что, обладая всеми этими качествами, Елизавета Петровна необычайно любила устраивать балы-маскарады, слава о которых разнеслась по всей Европе.

Елизавета очень любила праздники. Из Парижа ей прислали описание всех церемоний, празднеств и банкетов, из Дрездена — рисунки, программы тех торжеств, которыми изобиловало правление роскошного польского короля Августа II.

Все увеселения делились на разные категории, причем каждый раз строго определялось, в каких костюмах должны быть дамы и кавалеры. Так, на «публичные праздники для дворянства», куда допускались купечество и представители других классов

8

общества, дамы должны были являться «в доминах с баутами» и «быть на самых малых фижмах, то есть, чтоб обширностью были малые». Строго запрещалось привозить с собою маленьких детей или слишком молодых подростков и употреблять в убранстве одежды или прически хрусталь и мишуру. Позволялось являться в приличных маскарадных масках и платьях, «токмо кроме пилигримского, арлекинских и непристойных деревенских». Кроме того, мужчинам строжайше запрещалось иметь при себе оружие.

Особенно популярны были при русском дворе маскарады, которые устраивались два раза в неделю: одни для двора и тех лиц, кого императрица приглашала лично, другие для шести первых классов (согласно «Табели о рангах») и «знатного шляхетства».

Каковы бы ни были условия маскарадов, являться на них следовало обязательно. Отказ расценивался как оскорбление августейшей особы или как вызов. При этом условия не всегда приходились по нраву гостям. Так, в 1744 году императрица приказала явиться на маскарад мужчинам без масок, в огромных юбках на фижмах, причесанным по последней дамской моде. Дамы, соответственно, облачались в мужские костюмы. Такие переодевания приносили удовольствие, пожалуй, лишь самой императрице, которая была ослепительно хороша в костюме кавалера. Настроение остальных присутствующих было далеко не праздничным. «На этих маскарадах мужчины были вообще злы, как собаки, и женщины постоянно рисковали тем, что их опрокинут эти чудовищные колоссы, некоторые очень неловко справлялись со своими громадными фижмами и непрестанно вас задевали..» На одном из таких балов-маскарадов с будущей российской государыней Екатериной Великой произошел весьма курьезный случай. Ее партнер в танце камер-юнкер Сивере, довольно высокого роста, был в фижмах, которые дала ему императрица, и от которых он поэтому не имел права отказаться. Во время танца, подавая на повороте руку своей партнерше, Сивере опрокинул своими фижмами находившуюся сзади даму, и та, падая, толкнула Екатерину Алексеевну. В результате Екатерина упала прямо под фижмы Сиверса, окончательно запутавшегося в своем длинном платье. Все трое оказались на полу, не имея возможности подняться без посторонней помощи.

При всем этом на подобных «маскированных балах» церемониал выполнялся весьма строго, что зачастую делало подобные собрания излишне чопорными, а веселость искусственной. В танцах принимали участие не все приглашенные. Большинство гостей выступали в роли зрителей и в обыкновенных платьях наблюдали за танцующими. Как правило, маскарад был целиком построен на исполнении четырех кадрилей. Это означало, что четыре группы танцующих, по двенадцать пар каждая, в разноцветных домино, исполняли танец в той части зала, которая заранее отведена для каждой группы. Кадрили не

9

могли смешиваться, о чем танцоры были предупреждены еще при входе в зал. Каждая кадриль отличалась от другой цветом бальных туалетов — тоже определенным заранее.

Балы и маскарады поражали даже таких законодателей подобных празднеств, как французы, считавших, что превзойти балы в Версале невозможно. Секретарь французского посольства де ла Мессельер сообщал в своих посланиях на родину: «Красота и богатство апартаментов невольно поразили и нас; но удивление вскоре уступило место приятнейшему ощущению при виде более 400 дам, наполнявших оные. Они были почти все красавицы в богатейших костюмах, осыпанных бриллиантами. Но нас ожидало еще одно зрелище: все шторы были разом спущены, и дневной свет внезапно был заменен блеском 1200 свечей, которые отражались со всех сторон в многочисленных зеркалах. Загремел оркестр, состоявший из 80 музыкантов. Великий князь с Великою княгинею подал пример танцам. Вдруг услышали мы глухой шум, напоминавший нечто весьма величественное. Двери внезапно отворились настежь, и мы увидели великолепный трон, с которого сошла императрица, окруженная своими царедворцами, и вошла в большую залу. Воцарилась всеобщая тишина. Государыня поклонилась троекратно. Дамы и кавалеры окружили нас, говоря с нами по-французски, как говорят в Париже».

Бал завершался ужином, на который приглашали только чины 1-4 разрядов. Прислуживали гостям французские, русские, немецкие и итальянские официанты. Во время банкета с хоров разносилась итальянская инструментальная и вокальная музыка. «За этим ужином были нововведения, состоявшие в том, что после горячего кушанья кондитерами поданы на весь стол, сверх поставленных на столы конфект к филею, разные конфекты, мороженое и фрукты, для чего во весь стол приборы переменены и поданы другие на фарфоровых тарелках, равно как на десерт становится».

На балах, маскарадах и других празднествах зачастую решались государственные вопросы.

По примеру императрицы Елизаветы Петровны подобные празднества устраивали и ее придворные. Так, российский канцлер Бестужев-Рюмин устроил великолепный праздник, куда пригласил французского посла, его свиту и весь дипломатический корпус.

Таким образом, балы, маскарады того времени превращались в своеобразные арены сражений государственных мужей за степень влияния на ход внутренней и внешней политики России, а реальные боевые действия чередовались с роскошными праздниками.

Маскарадная лихорадка охватила даже города. Вот как описывается праздник в городе Кенигсберге в период Семилетней войны. «Каких масок, каких удивительных зрелищ не было на оном! — восхищался очевидец. — Были тут не только разные так называемые кадрили;

10

были не только маски, изображающие разные дикие и европейские старинные и новые народы, были не только маски, изображающие разных художников и мастеров, например мельников, трубочистов, кузнецов и других тому подобных, но долженствовали и самые бездушные вещи, как, например, шкафы, пирамиды и прочие тому подобные, принимать на себя одушевленные виды и ходить между людьми».

Балы Елизаветы Петровны стали отражением ее характера. Императрица внесла много новых элементов в проведение балов. При ней балы приобретают европейский шик и размах. Балы становятся неотъемлемой чертой русского аристократического общества.

11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В словаре В.Даля дано следующее определение понятия «бал» - «вечернее собрание обоего пола для пляски». Интерес в обществе к балам не ослабевал никогда. Однако свечи, кавалеры, дамы, мазурка – все это наши самые общие представления о балах. Культура проведения балов складывалась веками. История балов в России берет начало с эпохи Петра I . Главным назначением ассамблей император видел в приобщении российского общества к европейским обычаям, воспитании русской аристократии. Не случайно Петр I уделял большое внимание хорошим манерам, воспитанию. Особенно молодого поколения.

Балы Елизаветы Петровны отличались размахом, роскошью, несколько иной организацией празднества (предусматривалось застолье), сложившимися к этому времени ритуалами. Еще одной интересной особенностью елизаветинских балов является использование их для решения политических проблем. Таким образом, балы становятся ареной интриг, как личного плана, так и политических. Эта деталь будет одной из самых основных в последующем веке.

12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Захарова О. На бал к Петру I. «Родина», 1995, № 1

  2. Захарова О. Веселье без перерыва. «Родина», 1995, № 6

  3. Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России XVI-XVIII вв. М., 2001


Приложение 1




Ассамблея эпохи Петра I

Приложение 2




И.А.Соколов (по рис. И.-Э. Триммеля) Бал-маскард. 1744.


Приложение 3


Императрица Елизавета Петровна

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ученица 8з класса сош №28 Бартова И. И., Учитель истории сош №28 сыктывкар 2008 содержание iconВлияние солнечной активности на исторические события на Земле
Ивахненко Анна, ученица 7 класса моу сош №11 г. Ейска Научный Семке Андрей Иванович, учитель физики и астрономии моу сош №11 г. Ейска,...
Ученица 8з класса сош №28 Бартова И. И., Учитель истории сош №28 сыктывкар 2008 содержание iconРеферат Тема: Н. И. Евдокимов. «От рядового до генерала»
Овчаренко Вероника, ученица 8а класса мбоу сош №5 с. Прикумское Деревенец Наталия Сергеевна, учитель истории и обществознания
Ученица 8з класса сош №28 Бартова И. И., Учитель истории сош №28 сыктывкар 2008 содержание iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Александровской сош, Большеивановской сош, Качалинской сош №1, Качалинской сош №2, Сиротинской сош, Краснодонской сош, Логовской...
Ученица 8з класса сош №28 Бартова И. И., Учитель истории сош №28 сыктывкар 2008 содержание iconСоставители: Иванова Вероника – ученица 8 «Б» класса, Якубовская Ольга – ученица 8 «Б» класса
Руководители: Акимова Евгения Александровна – учитель информатики, Беляева Ирина Вячеславовна – учитель биологи
Ученица 8з класса сош №28 Бартова И. И., Учитель истории сош №28 сыктывкар 2008 содержание iconШалыгина Юлия Ученица 9 класса Калаш Г. В. Учитель математики
Статистические исследования с помощью единовременного наблюдения «Современного среднестатистического ученика Будаговской сош в школе...
Ученица 8з класса сош №28 Бартова И. И., Учитель истории сош №28 сыктывкар 2008 содержание iconРеферат «паукообразные»
Ученица 3 «г» класса моу сош №39 Илюхина Вероника Пахомова О. В
Ученица 8з класса сош №28 Бартова И. И., Учитель истории сош №28 сыктывкар 2008 содержание iconМбоу «Комсомольская сош» ученица 4 б класса мбоу «Комсомольская сош» Вавилова Татьяна Георгиевна
Решать проблему детского внеклассного чтения помогают детские печатные издания, которых в настоящее время становится все больше....
Ученица 8з класса сош №28 Бартова И. И., Учитель истории сош №28 сыктывкар 2008 содержание iconРабочая программа по всеобщей истории для 5 класса составлена на...
Составила Дирзизова Гульшаян Масхудовна, учитель истории и обществознания мбоу «Озёрная сош»
Ученица 8з класса сош №28 Бартова И. И., Учитель истории сош №28 сыктывкар 2008 содержание iconРабочая программа по биологии для 7 класса учитель 1 квалификационной категории
Г. А. Кабирова/ мбоу «Шугуроская сош им. В. П. Чкалова» «Шугуровская сош им. В. П. Чкалова
Ученица 8з класса сош №28 Бартова И. И., Учитель истории сош №28 сыктывкар 2008 содержание iconРеферат по теме «Мишка косолапый»
Автор: ученица 1 класса мкоу «Чернышевская сош №3» Мирнинского района, Якутия (Саха), Зотова Кристина
Ученица 8з класса сош №28 Бартова И. И., Учитель истории сош №28 сыктывкар 2008 содержание iconРеферат по теме «Влияние освещённости на выгонку лука репчатого»
Автор: ученица 2б класса моу «сош №7» г. Тынды Амурской области Гантимурова Виолетта
Ученица 8з класса сош №28 Бартова И. И., Учитель истории сош №28 сыктывкар 2008 содержание iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторы: Зазуляк Оксана Викторовна учитель истории и обществознания высшей категории моу сош №16, Владимирова Светлана Петровна учитель...
Ученица 8з класса сош №28 Бартова И. И., Учитель истории сош №28 сыктывкар 2008 содержание iconКонспект урока по истории татарского народа и Татарстана для 11 класса....
Творческое название: Выдающиеся представители татарского национального движения XIX – XX веков
Ученица 8з класса сош №28 Бартова И. И., Учитель истории сош №28 сыктывкар 2008 содержание iconРезультаты мониторинга хода эксперимента по введению фгос ООО в 5...
Сош №3 г. Сасово, Сапожковская сош, Старожиловская сош, Клепиковская сош №1, Кадомская сош, Милославская сош, Рыбновская сош №1,...
Ученица 8з класса сош №28 Бартова И. И., Учитель истории сош №28 сыктывкар 2008 содержание iconРеферат по теме Вражда княжеских родов Ольговичей и Мономаховичей в 12 веке
Выполнила ученица 8 «А» класса Ионова Екатерина. Руководитель – учитель истории Серкова. Ю. Б
Ученица 8з класса сош №28 Бартова И. И., Учитель истории сош №28 сыктывкар 2008 содержание iconИтоги первого этапа городского конкурса профессионального мастерства педагогов
«сош №40», моу «Гимназия №41», моу «сош №45», моу «Гимназия», моу «сош №48», моу «сош №49», моу «сош №54», моу «сош №55», моу «сош...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск