Скачать 165.07 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1» г. Новосибирска Инновационный образовательный проект «Летняя гуманитарная школа для учащихся 5-7 классов» Номинация 3 «Воспитание талантов – воспитание лидеров Новосибирска: образовательные технологии в работе с одарёнными детьми» Авторы проекта:
Новосибирск 2013 План
ВВЕДЕНИЕ Выявление и поддержка одаренных и талантливых детей является приоритетным направлением деятельности органов управления образования и образовательных учреждений города Новосибирска. Особую актуальность и значимость данное направление приобрело в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Государственные документы последних лет - Послание Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации(22 декабря 2011 г.), национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и поручение Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации, президиума Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству и президиума Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию (22 апреля 2010 г.) определяют в качестве стратегической цели выстраивание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности, в том числе и на начальном этапе профессиональной деятельности. В МБОУ «Гимназия №1» существует многолетний, достаточно успешный опыт по работе с талантливыми детьми. Гимназия, ранее школа №42, - одно из первых образовательных учреждений, приступивших к профильному обучению. Так, в 1988 году был открыт первый медицинский класс, обучение в котором осуществлялось в тесном взаимодействии с медицинским институтом. Год спустя был открыт физико-математический класс, а в 1992 году - гуманитарный и экономический классы, с 2010 года – специализированные математический и химический классы. На сегодняшний день в гимназии действуют 7 специализированных математических и химических классов. На Методическом совете гимназии в январе 2011 года Кайраканова Л.А., зам. директора по УВР, куратор предметов гуманитарного цикла, и руководители кафедр социально-гуманитарного направления (Савченко Т.Е., Сычева Н.А.) выступили с предложением о создании Первой Летней гуманитарной школы с целью углубленного изучения предметов гуманитарного цикла (русский язык, литература, история, иностранные языки) и обеспечения особых условий для одаренных детей. В июне 2012 года гуманитарная школа в первый раз открыла свои двери учащимся 5-7 классов, участникам школьных, муниципальных предметных олимпиад, победителям и призерам международных игр-олимпиад «Русский медвежонок», «Английский бульдог», «Золотое руно» и других интеллектуальных, творческих конкурсов. Проект «Летняя гуманитарная школа» стал одним из направлений реализации гимназической программы «Одаренные дети», в рамках которой гимназисты успешно участвуют в предметных и межпредметных олимпиадах, конкурсах муниципального, федерального, международного уровней. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
«Летняя гуманитарная школа» Цель программы Летней гуманитарной школы – развитие и поддержка одаренных учащихся 5-7 классов, мотивированных на дальнейшее получение гуманитарного образования; совершенствование иностранной, коммуникативной, межкультурной и личностной компетентности гимназистов. МБОУ «Гимназия № 1» реализует программу работы с одарёнными детьми, включающую в себя обучение в специализированных и профильных классах, развитую сеть факультативов и спецкурсов, большую внеклассную работу. Летняя гуманитарная школа как раз и направлена на развитие и поддержку способных учащихся, заинтересованных в изучении русского и иностранного языков, литературы, истории. Задачи проекта «Летняя гуманитарная школа» Основная задача – создание условий для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе. Для этого необходимо:
Для решения поставленных задач используются методы:
В процессе решения задач используются материалы, предоставленные участниками и разработчиками команды проекта, а также их личный профессиональный опыт работы в ОУ и участия в различных инновационных проектах. Участники проекта: гимназия № 1, родители (законные представители), учащиеся. Продукт проекта: модель летней гуманитарной школы. 2. Инновационная модель «Летняя гуманитарная школа» Летняя гуманитарная школа – это
Программа гуманитарной школы предусматривает проведение гуманитарных олимпиад, творческих конкурсов. Приоритет отдаётся развивающим методикам, ориентированным на формирование логической и общей культуры, стимулирование интереса к учёбе. Программа Летней гуманитарной школы состоит из трех модулей: учебного, проектного и дополнительного. Учебный модуль включает в себя занятия по литературе, лингвистике и истории. Уже несколько лет на базе гимназии работает Летняя школа иностранных языков (английский и немецкий языки преподают носители языка). Но контингент учащихся на курсах различается, поэтому планируется ввести преподавание иностранных языков в общую программу ЛГШ. Для каждого предмета учебного модуля составлена программа. Программа по литературе в рамках занятий в ЛГШ направлена на развитие умений глубокого и вдумчивого чтения, на воспитание грамотного читателя, на формирование навыков анализа художественного текста, на развитие способностей создавать собственный текст. Каждому возрасту соответствует свой курс литературы.
Занятия по русскому языку направлены на углубление и расширение знаний учащихся о лексике с точки зрения происхождения, о происхождении русского языка, о старославянском и древнерусском языке, их отличительных особенностях, стилистической дифференциации. Ученики подробнее знакомились с фразеологизмами, узнавали, откуда появились фамилии. По каждой рассмотренной теме решались олимпиадные задания, позволявшие участникам оценить свой уровень подготовки, уровень сложности заданий. Программа по истории строилась под девизом «За страницами школьного учебника», как, впрочем, и на остальных курсах. 5 класс: «Древний мир» 6 класс: «Средние века России» 7 класс: Новая история. «История России». Проектный модуль заключается в работе школьников над коллективным интеллектуально-творческим проектом, который является итогом обучения в летней школе. Так, в Первой ЛГШ создавались проекты по темам:
Дополнительный модуль расширяет возможности учебного модуля и позволяет узнавать новое в интересной и увлекательной форме. Сюда входят различные экскурсии, что важно для духовно-нравственного воспитания школьников. Так, участники Первой ЛГШ посетили Музей истории архитектуры, Музей г. Новосибирска «Столица Сибири и космоса», Городской центр истории новосибирской книги, где прослушали лекцию о писателях-новосибирцах. 06.06.2012 г., в День русского языка, в Пушкинский день России участники летней школы отправились в Первомайский сквер. В одном из отзывов о работе Первой летней гуманитарной школы читаем: «<…> Больше всего понравился День рождения Пушкина». И это не случайно, ведь Первомайский сквер превратился в этот день в Парк Пушкина, где все желающие могли посмотреть на "живую" скульптуру Пушкина, принять участие в анимационных программах, танцевальных мастер-классах и различных конкурсах, объединенных пушкинской тематикой, за участие в которых выдавались ценные призы: книги А.С. Пушкина, значки с символикой праздника и масса положительных эмоций. По окончании курса была проведена защита проектов и межпредметная олимпиада, ставшая итоговой работой школьников. С 2005 года по инициативе нашей гимназии в целях совершенствования преподавания предметов гуманитарного, естественнонаучного циклов и создания социально-педагогических условий, способствующих разностороннему развитию обучающихся по данным направлениям, проводится межпредметная олимпиада «Золотая середина». В нее включались задания по истории, литературе, русскому и иностранному языку, осуществляя метапредметные связи гуманитарных дисциплин. Такое адаптированное задание было предложено участникам ЛГШ. В заключение все ребята получили сертификаты участия, а победители межпредметной олимпиады – дипломы. 3. Имеющиеся ресурсы Для осуществления вышеназванных задач уделяется огромное значение развитию кадровых, информационных, материально-технических, организационных ресурсов. Кадровые ресурсы:
Методическая подготовка кадров:
Психолого-педагогическая служба МБОУ «Гимназия № 1» разработала методические рекомендации по социально-психологическому сопровождению одаренных детей в процессе инновационной деятельности образовательного учреждения. Информационные ресурсы:
Материально-технические ресурсы:
Организационные ресурсы:
Имеющийся интеллектуальный потенциал (опыт участия и внедрения инновационных проектов в сфере образования разработчиками данного проекта) Международные проекты:
Федеральные проекты:
Региональные проекты:
проект "Специализированные классы", получивший грант Минобрнауки Новосибирской области, награжденный малой золотой медалью на международной ярмарке «УЧСИБ -2010» в номинации «Стратегия развития образовательных систем в инициативе "Новая школа” как условие повышения качества школьного образования» за образовательную модель специализированного класса физико-математического профиля;
Муниципальные проекты:
Риски и условия их минимизации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Новизна и привлекательность представленного проекта для образовательного учреждения: • универсальность - возможность реализации проекта в любом ОУ, независимо от типа и вида, местонахождения, наполняемости. • открытость и доступность - реализация данного проекта позволит любому ОУ стать открытой площадкой для всех заинтересованных в обучении детей. • компетентность - создание инновационной образовательной среды школ будет проводиться при участии высококвалифицированных специалистов. • инновационность – созданная инновационная модель позволяет аккумулировать все имеющиеся инновации в образовании. • интерактивность - проект должен вовлечь учеников, учителей, родителей, общественность в сетевое пространство, пространство коллективного взаимодействия. • креативность - проект будет способствовать творческой деятельности, развитию креативного мышления, умению нестандартно мыслить, прививать системную культуру. Проектная деятельность должна получить новый социальный импульс для развития в учебном процессе. • гуманитарность - инновационные образовательные технологии, образовательные инструменты ( в том числе проект «Летняя гуманитарная школа») нацелены в первую очередь на воспитание нравственной личности, социально ответственных молодых людей, способных с применением новейших гипермедиа инструментов принимать участие в построении нового российского демократического обществ. Приложение 1 Представление проекта «Русский язык» (учащиеся 6 класса) Сим удостоверяется, что ________________________ принял(а) участие в Первой летней гуманитарнойшколе МБОУ «Гимназия № 1» 09.06.12 Директор МБОУ «Гимназия № 1» В.Г. Косьяненко Приложение 2. Отзывы участников I Летней гуманитарной школы
|
«рефераты» для возрастной категории учащихся 8-11 классов Номинация «Социально-экологические проекты» для следующих возрастных категорий: учащихся 5-7 классов, учащихся 8-11 классов | Эксперимента Инновационный образовательный проект, основанный на принципах «погружения в этническую среду» | ||
Отчет 119 с., 8 рис., 9 табл., 33 источника. Ключевые слова Научно-образовательный комплекс, научно-инновационный проект, инвестиционный проект, интеллектуальная собственность, инновационная... | «Выходная мастерская» творческий проект для учащихся 4 – 6 классов.... Концепция школьной научно-практической конференции учащихся «Наука и творчество» | ||
Проект модернизации образования «Инновации-2010» Инновационный индивидуальный образовательный проект модернизации образования «Инновации-2010» | Инновационный исследовательский проект Интерпретация художественного текста как способ развития творческих способностей учащихся | ||
Всероссийский конкурс среди студентов «Лучший инновационный проект... Положение о всероссийском конкурсе среди студентов «лучший инновационный проект в области металлообработки» | Годовой отчёт о проделанной работе за 2013 год клуба пос. Шудаяг му «цкс» мого «Ухта» На базе школы №7-продолжили свою работу возрастные клубы по интересам: «Почемучки» для учащихся 1 классов; ««Егоза» для учащихся... | ||
Летняя образовательная программа «Тайны кино» Номинация: Экранные... Тип образовательного материала: программа основана на изучении русской детской киноклассики | Краткое содержание проекта Проект предназначен для учащихся 5 классов.... «Искусство древнего Египта». Проект направлен на формирование у учащихся представлений о культуре древнего Египта, ее значения для... | ||
Отчет о научно-исследовательской работе фгоу впо «Кемеровский гсхи» Ключевые слова: наука, инновации, инновационный потенциал, инновационный проект, финансирование научно-исследовательской работы,... | Учебно-научный и инновационный комплекс «Социально-гуманитарная сфера... Мероприятие Совершенствование образовательных технологий, укрепление материально-технической базы учебного процесса | ||
Летняя программа изучения английского язык в Haileybury Международная летняя программа для детей в возрасте от 10 до 17 лет проходит на базе престижной английской школы Haileybury College... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... С 2007 года мы реализуем инновационный проект «Акмеологическая школа» и стремимся создать все необходимые условия для становления... | ||
Мониторинг образовательного процесса как итог освоения авторской... Федерации» и инновационный проект «Наша новая школа». Согласно приоритетным направлениям развития образования в целом, с точки зрения... | «Повышение эффективности урока физики через алгоритмизацию учебного процесса» Инновационный проект, описывающий методику конструирования процесса обучения, направленного на достижение запланированных результатов,... |