№
| Тема
| Содержание
| Количество часов
| Знания, умения, навыки
| Виды контроля
| Региональный компонент
| Количество часов
|
1
| Введение.
|
* Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.
| 1
| Знать об изображении человека как важнейшей идейно-нравственной проблеме литературы. Уметь пересказывать статью учебника.
|
|
|
|
2
| Устное народное творчество.
|
* Былина «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение нравственных критериев русского народа. * Микула – носитель лучших человеческих качеств. * Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Основные черты характера Ильи Муромца. * Новгородский цикл былин. «Садко».Своеобразие былины. * Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок.
| 5
| Знать тексты произведений; жанровые особенности; основные признаки понятий: художественный образ и художественная литература. Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; знать отличие пословиц от поговорок.
|
|
* Пословицы и поговорки коми народа.
|
1
|
3
| Древнерусская литература.
|
* «Поучение» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси. * «Повесть временных лет». Формирование традиций уважительного отношения к книге.
| 2
| Знать тексты произведений; жанровые особенности; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении. Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение.
|
|
|
|
4
| Русская литература ХVIII века.
|
* Михаил Васильевич Ломоносов. Ода «К статуе Петра Великого». * Гавриил Романович Державин. Размышление о смысле жизни, о судьбе.
| 2
| Знать тексты произведения; жанровые особенности. Уметь выразительно читать; выявлять основные проблемы; обосновывать свое мнение.
|
|
|
|
5
| Русская литература Х1Х века.
|
* Василий Андреевич Жуковский. «Лесной царь» - перевод баллады И.В.Гете.
* Александр Сергеевич Пушкин. «Полтава» («Полтавский бой»). Мастерство в изображении Полтавской битвы. * «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца. * «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека».
* Михаил Юрьевич Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». * Особенности сюжета. Картины быта ХVI века. * Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел».
* Николай Васильевич Гоголь. «Тарас Бульба». Особенности жанра повести, изображение героев. * Законы и обычаи Запорожской Сечи, особенности сознания запорожцев, их единство. * Судьба двух братьев. * Трагедия Тараса Бульбы. * Классное сочинение.
* Иван Сергеевич Тургенев. Рассказ «Бирюк». Художественные особенности рассказа. * «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. * Стихотворения в прозе. Особенности жанра.
* Николай Алексеевич Некрасов. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Величие духа русских женщин. * «Размышление у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. «Вчерашний день часу в шестом…». Некрасовская муза.
* Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Осуждение покорности мужика. * «Дикий помещик». Обличение социальных пороков.
* Лев Николаевич Толстой. «Детство». Самосознание ребенка, драматическое познание им противоречий жизни. * Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя.
* Иван Алексеевич Бунин. «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. * «Лапти». Самоотверженная любовь Нефеда к больному ребенку.
* Антон Павлович Чехов. «Хамелеон». Картина нравов. Смысл названия. * «Злоумышленник». Авторская позиция. Юмор в рассказе.
* «Край ты мой, родимый край». Стихотворения о родной природе. Чтение и анализ стихотворений И.А.Бунина, В.А.Жуковского, А.К.Толстого.
| 26
_______
_______
_______
_______ _______
_______ _______
_______
_______
_______
_______
| Знать тексты художественных произведений; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях В.Г.Белинского; основные признаки понятий: художественный образ, литературный характер, литературный тип. Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть; составлять план собственного устного и письменного высказывания; создавать устные и письменные сочинения-рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; создавать конспект и план литературно-критической статьи; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение.
|
Контрольная работа № 1 (классное сочинение).
Контрольная работа № 2 (домашнее сочинение).
|
* В родном краю. А.Мишарина. Родине. * В.Попов. В Брыкаланске жива еще мама…
|
2
|
6
| Русская литература ХХ века.
|
* Максим Горький. «Детство». Первые детские впечатления. Путешествие на пароходе. * Дед Каширин и его сыновья. Зависть и злоба – основы вражды. * Бабушка, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа. * Сочинение-характеристика литературного героя.
* Владимир Владимирович Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека. * «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.
* Леонид Николаевич Андреев. «Кусака». Авторское отношение к событиям.
* Андрей Платонович Платонов. «Юшка». Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости.
* На дорогах войны… Стихотворения поэтов – участников войны (К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова).
* Федор Александрович Абрамов. «О чем плачут лошади». Нравственные проблемы рассказа.
* Евгений Иванович Носов. «Кукла». Сила внутренней, духовной красоты человека. * Евгений Иванович Носов. «Кукла». Сила внутренней, духовной красоты человека.
* Юрий Павлович Казаков. «Тихое утро». Поведение мальчиков в минуту опасности. * «Тихая моя Родина». Стихотворения о родине, родной природе (С.Есенина, Н.Рубцова, Н.Заболоцкого).
* Александр Трифонович Твардовский. Пейзажная лирика. Чтение и анализ стихотворений «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «Братья».
* Дмитрий Сергеевич Лихачев. Главы из книги «Земля родная». Духовное напутствие молодежи.
| 17
_______
_______ _______
_______
_______ _______ _______
_______ _______ _______
_______
| Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов.
Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов.
|
Контрольная работа № 3 (классное сочинение).
Контрольная работа № 4 (домашнее сочинение).
|
* Великая Отечественная война в произведениях коми писателей. Г.Юшков. Сверстникам. Минное поле. * В.Попов. День войны. Г.Юшков. Поединок.
* В родном краю. Н.Куратова. Воспоминания о детстве. * Ю.Васютов. Выход на охоту. В лесу.
|
2
2
|
7
| Зарубежная литература.
|
* Роберт Бернс. «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности.
* Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..». Гимн славы герою, павшему в борьбе за свободу родины.
* Японские хокку. Особенности жанра.
* Джеймс Олдридж. «отец и сын». Взаимоотношения родителей и детей.
* О.Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности.
* Луиджи Пиранделло. «Черепаха». Чувство любви и преданности.
| 6
_______ _______ _______
_______
_______
_______
| Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов.
Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов.
|
|
|
|
8
| Итоговый контрольный тест.
|
| 2
|
| Тест.
|
|
|
9
| Итого:
|
| 61
|
|
|
| 7
|