№
|
Название раздела
|
Наименование тем
| Кол-во часов
|
Знания, умения, навыки
|
Виды контроля
| Дата
проведения
|
План
| Факт
|
1
| Вступитель-ные уроки
(2 часа)
| -Пространство и время в литературе
-Роды и виды (жанры) литературы
| 1 1
| Знать понятие «литература», роды и жанры литературы. Уметь пересказывать статью учебника
|
|
|
|
2
| «Минувшее проходит предо мною…»
(35 часов)
| -М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…» -Разбор поэмы по главам. Первая глава. Сцена пира у Ивана Грозного -2 и 3 главы поэмы. Гибель Кирибеевича. Роль Ивана Грозного -Р/Р. Сочинение: «Каким и как изображен Иван Грозный в первой главе (Песни…)?». «Калашников и Кирибеевич в последней сцене (Песни…)»
Внешность, поведение до, во время поединка, а для Калашникова – и после поединка. -А.К. Толстой. Сведения о поэте. «Василий Шибанов»
-Кто такой Василий Шибанов? 3 главных героя баллады (Иван Грозный, князь Курбский, Василий Шибанов). -Гоголь – историк. Запорожская сечь. Нравы и обычаи казаков -«Тарас Бульба». Величие и красота степи и ее воздействие на Тараса и сыновей -Нравы и обычаи Запорожской Сечи. Текст II (конец), III, IV глав -Андрий, психологические истоки его предательства. Пятая и шестая главы -Остап. Анализ седьмой главы -Вторая битва под Дубном. Тема родины -Героические подвиги Тараса Бульбы -Характер литературного героя -Сочинение: «Тарас Бульба – герой повести Н.В. Гоголя» (2 часа) -В/Чт. Сопоставление повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». -А.С. Пушкин «Полтава». Исторические взгляды поэта -Построение поэмы. Особенности композиции поэмы -Жанровое своеобразие поэмы и ее герои -Герои и язык поэмы -Полтавский бой -Петр 1 и его недруги -Лесков – рассказчик. Темы, герои, язык его произведений -«Человек на часах». Проблематика рассказа -Раскрытие характеров и жизненной позиции персонажей -Авторские характеристики героев. Название рассказа -В/Чт. Рассказы Н.С. Лескова. «Левша», «Тупейный художник» -И.С. Никитин. "Русь". Образ родины -К.М. Симонов. "Тарас Бульба". Смысл сопоставления героя Гоголя с героями Великой Отечественной войны
| 1
1
1
2
1 2
1
2
2
1
1 1 1 1 2
1
1
1
1 1 1 2 1
1
1
1
1
1 1
| Знать тексты художественных произведений; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении, сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; основные признаки понятий: художественный образ, литературный характер, литературный тип. Уметь анализировать произведение с учетом его идейно – художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно – художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно – выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть; составлять план собственного устного и письменного высказывания; создавать устные и письменные сочинения – рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение.
|
Контрольная работа №1
|
|
|
3
| «Художник – голос своей эпохи»
(19 часов)
| -И.С. Тургенев. «Бирюк». Анализ текста -Анализ центральной сцены рассказа. Идейный смысл рассказа. Особенности композиции. Конфликт в художественном произведении -«Стихотворения в прозе». Анализ стихотворения
в прозе "Русский язык" -Стихотворения в прозе "Два богача" и "Щи". Авторское отношение к героям -В/Чт. Разбор рассказа И.С. Тургенева «Свидание» -Н.А. Некрасов «Железная дорога». Разбор стихотворения -Особенности композиции стихотворения -«Долюшка женская» в стихах Н.А. Некрасова -Роль эпитетов стихотворении, его построение
-Факты биографии М.Е. Салтыкова – Щедрина, его путь к созданию сказок -Анализ «Повести о том…», юмор и сатира Салтыкова – Щедрина
-Сказка "Дикий помещик". Примеры сатирической гиперболы и гротеска -"Премудрый пискарь". Жизненные принципы премудрого пискаря -В/Чт. Сказка «Коняга» - сатирическое произведение -А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Портрет героя -«Хамелеон». Особенности речи действующих лиц. Значащие фамилии -Другие рассказы Чехова. Рассказ «Репетитор». Образ гимназиста Егора Зиберова -Рассказ "Гриша". Анализ заключительной сценки рассказа -Р/Р. Письменная работа по вопросам и заданиям учебника - хрестоматии
| 1 1
1
1
1
1
1 1
1
1
1 1
1
1
1
1
1
1
1
| Знать тексты художественных произведений; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении, сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; основные признаки понятий: художественный образ, литературный характер, литературный тип. Уметь анализировать произведение с учетом его идейно – художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно – художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно – выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть; составлять план собственного устного и письменного высказывания; создавать устные и письменные сочинения – рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение.
|
Контрольная работа №2
|
|
|
4
| Странички поэзии, запечатлен-ные мгновения
(4 часа)
| -Странички поэзии. Ф.И. Тютчев. Стихотворение «Весенняя гроза» -Явления природы в лирике Тютчева -А.А.Фет. Стихотворение «Мотылек мальчику». Смысл заглавия и форма стихотворения -Стихотворение "Сосны". Поэтическое чувство к природе
| 1
1 1
1
| Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов.
Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно – художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов.
|
|
|
|
5
| «Хочу, чтоб каждый из людей был человеком»
(23 часа)
| -Л.Н. Толстой как автор повестей «Детство», «Отрочество», «Юность». Время и пространство в повести «Детство» -Отношение к Наталье Савишне героя – рассказчика и автора -Светлая печаль о матери и Наталье Савишне -Время и пространство в повести «Отрочество» -Герой и рассказчик. Примеры суждений подростка Николеньки и взрослого рассказчика -Р/Р. Сочинение на одну из тем: 1. «Страницы повестей «Детство» и «Отрочество», вызвавшие у меня особенный интерес». 2. «Кто из героев повестей «Детство» и «Отрочество» мне особенно симпатичен? Почему?». (2 часа)
-Ф.М. Достоевский. Биография. «Мальчики». Особенности изображения писателем страдающего человека в критические, переломные моменты жизни -Семейство штабс – капитана Снегирева. Взаимопонимание, сострадание, духовное единение отца и сына -Коля Красоткин и Илюша Снегирев -«Карамазов, мы вас любим!» (Алеша Карамазов) -Р/Р. Подготовка к творческой работе – сочинению -В/Чт. Произведение Достоевского «Мальчик у Христа на елке» -М. Горький «Детство». Слово о писателе. «Детство» как первая часть автобиографической трилогии -Аналитическая беседа по главе 3. Отношение героя – рассказчика к Циганку. Восприятие музыки героями повести -Аналитическая беседа по вопросам 1-му и 2-му к главе VII «Впечатления улицы». Чуткость и милосердие Алеши -Описание летней ночи. Ритмика художественного текста -Р/Р. Сочинение на одну из тем: «Почему Алеша Пешков сохранил доброе сердце в суровых условиях жизни?», «Роль бабушки в жизни Алеши», «История жизни деда Каширина» (2 часа)
| 2
1
1
1
1
2 2
1
1 1
1
1
2
1
1
2
2
| Знать тексты художественных произведений; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении, сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; основные признаки понятий: художественный образ, литературный характер, литературный тип. Уметь анализировать произведение с учетом его идейно – художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно – художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно – выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть; составлять план собственного устного и письменного высказывания; создавать устные и письменные сочинения – рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение.
|
Контрольная работа №3
Контрольная работа №4
Контрольная работа №5
|
|
|
6
| Содружест-во искусств
(6 часа)
| -Три «языка» искусства. Стихотворение С.П. Шевырева «Звуки (К NN)» -К.Г. Паустовский. Власть искусства над временем. «Корзина с еловыми шишками» -Чувства и представления Дагни. Влияние музыки Грига -Рассказ Паустовского «Исаак Левитан» -Стихотворения Блока «Я никогда не понимал…», Бальмонта «Грусть», Фофанова «Художник» -Отличительные особенности пейзажа, созданные поэтическим словом
| 1
1
1
1 1
1
| Знать тексты художественных произведений; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении, сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; основные признаки понятий: художественный образ, литературный характер, литературный тип. Уметь анализировать произведение с учетом его идейно – художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно – художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно – выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть; составлять план собственного устного и письменного высказывания; создавать устные и письменные сочинения – рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение.
|
|
|
|
7
| Перекличка эпох
(4 часа)
| -Жан Батист Мольер. Биография. Смысл названия комедии "Мещанин во дворянстве" -Характер господина Журдена. Особенности поступков, речи. -Драматические произведения. Комедия
-И.А. Крылов. Комедия "Урок дочкам". Черты героев Крылова
| 1
1
1
1
| Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов.
Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно – художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов.
|
|
|
|
8
| В мире фантастики и приключе-ний. Тема будущего
(6 часов)
| -Антуан де Сент-Экзюпери. Биография. Сказка "Маленький принц" -Герой и сюжет сказки. Отношения Маленького принца с розой, с Лисом и летчиком -Рей Бредбери. События жизни. Рассказ "Каникулы" -Герои рассказа. Почему одиночество не приносит радости? -Рассказ "Земляничное окошко". Смысл названия -Причина тоски героев рассказа
| 1
1
1
1
1
1
| Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов.
Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно – художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов.
|
|
|
|
9
| Заключи-тельный урок
(2 часа)
| -Время и пространство в художественных произведениях разных родов и жанров -Заключительный урок. Список литературы на лето
| 1
1
|
|
|
|
|
10
| Резервные уроки
(4 часа)
|
| 4
|
|
|
|
|
| Итого
|
| 105
|
|
|
|
|